Возникновение и основные этапы развития экономической теории



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и основные этапы развития экономической теории



Возникновение и основные этапы развития экономической теории

Предмет и функции экономической теории

Экономические категории и законы

Методы экономической теории

 

Методы экономической теории

 

Методология экономической науки - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлениях.

Основными методами исследования экономических явлений в экономической теории  являются:

-метод научной абстракции;

- метод анализа и синтеза;

- метод индукции и дедукции;

- метод логического и исторического;

- диалектический;

- системный подход;

- экономико-математические;

- статистические;

- метод выдвижения гипотез;

- методы экстраполяции и интерполяции;

- метод экономического эксперимента и др..

 

 

 

 

 

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

 

                                         ПЛАН

 

1. Сущность и классификация экономических потребностей.

2. Закон возвышения потребностей

3.Экономические интересы, мотивы и стимулы

 

§

§

§

§


Экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, трансакционные издержки, деньги, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

  • Экономические институты занимаются производством благ, услуг и их распределением, регулируют денежное обращение, организацию и разделение труда, одновременно соединяя экономику с другими сферами общественной жизни.
  • Преимущественно они призваны уменьшить негативные последствия нерациональных решений и поведения. Кроме этого, они выполняют роль координатора хозяйственной жизни. Например, право собственности. Права собственности – это совокупность норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Они исключают доступ к ресурсам других агентов и соответственно получение доходов от использования ресурсов другими агентами. В этом проявляется регулирующая роль данного института.
  • Учет трансакционные издержек или издержек использования рыночного механизма позволяет также обеспечивать принятие рациональных решений. Трансакционные издержки включают:
  • издержки поиска информации, издержки ведения переговоров, издержки метрологии, издержки по защите прав собственности, издержки оппортунистического поведения.
  • Институт государства в части регулирования экономики.

 

К неэкономическим тнститутам относятся:

§ политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

§ институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

§ институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

 

 

ПЛАН

1. Собственность как экономическая категория

     2. Формы собственности

     3. Разгосударствление, приватизация и тенденции развития

         собственности

     

Формы собственности.

Собственность реализуется в многочисленных формах. Многообразие и равноправие различных форм собственности служит основой рыночной экономики.

При выделении форм собственности преимущественно в качестве критерия используются субъекты собственности. В процессе исторического развития общество использует два типа собственности - общественную и частную. Общественная собственность характеризуется совместным присвоением средств производства и продукта. Выделяют два вида этого типа: собственность народа в целом и собственность коллективов. Реальными формами общественной собственности являются: государственная, коллективная, интернациональная.

Государственная собственность – имущество принадлежащее на правах собственности субъектам Российской Федерации и федеральная государственная собственность. Муниципальная собственность – это вид государственной собственности, собственность районов, городов и входящих в них образований. Коллективнаяя собственность – это совместная собственность членов коллектива. Интернациональная собственность распространяется на имущество, находящееся в собственности резидентов разных государств.

Частная собственность характеризуется тем, что средства производства и произведенный продукт принадлежат частным лицам. Они могут присваивать продукт как своего, так и чужого труда, поэтому выделяют два вида частной собственности - трудовую и нетрудовую. Основными формами частной собственности являются частно-индивидуальная, семейная, фермерская, партнерская . (рисунок 4.1).

Также выделяют смешанную собственность, где объект присваивают разные субъект, в том числе субъекты разных стран ( например совместные предприятия).  

 

 

 

 


ВИДЫ
                                                                                                  

 

         
   

 

 


 

- Межгосударственная

                                - Собственность международных организа    

                                   - Совместная собственность междуна-

родных корпораций.

 

Рисунок 4.1 - Типы, виды и формы собственности

В конституции России отмечены следующие формы: частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности ( статья 8).

ПРОИЗВОДСТВА

 

ПЛАН

 

1.Сущность и общественный характер производства, производственные отношения

2.Экономические ресурсы и факторы производства

3.Эффективность производства

4. Натуральное и товарное производство.

5. Товар и его свойства, стоимость и цена.

6. Закон стоимости, его сущность и функции.

 

 

ТЕМА 6.  ДЕНЬГИ

 План

1. Теории возникновения и сущность денег. 

2. Функции денег и закон денежного обращения.

3. Сущность, структура и типы денежной системы.

4. Сущность, причины, виды и последствия инфляции.

ТЕМА 7. ПРЕДПРИЯТИЯ И

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 

План

 1. Сущность,  функции и принципы предпринимательства

2.Организационные формы предпринимательства

3. Сущность и классификация предприятий

 

1.Сущность, функции и принципы предпринимательства

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, напраленная на получение дохода.

Для предпринимательства необходимо наличие следующих  экономических условий:

- относительная обособленность и экономическая свобода производителей;

- наличие рыночного пространства ( деловой среды);

- развитые товарно-денежные отношения.

Термин «предпринимательство» ввел французский банкир Р. Кантильон в ХVIII веке. Под предпринимателями он понимал всех, кто не имел финсированного дохода.

Цель предпринимательской деятельности – прибыль как вознаграждение за предпринимательство. Одновременно прибыль – это и движущий мотив предприниматетеля.

Предпринимательство выполняет следующие основные функции:

-   (ресурсная) предприниматель должен владеть экономическими ресурсами для хозяйственной деятельности;

- (организаторская) берет на себя инициативу соединения экономических ресурсов, выступает движущей силой этого процесса;

- (творческая) предприниматель принимает основные решения в процессе функционирования хозяйственного звена и  выступает инициатором нововведений;

- ( функция риска) - предприниматель рискует экономически, т.е. своим временем, трудом, деловой репутацией, капиталом.

Субъекты предпринимательской деятельности: Филическтие лица, юридические лица, группы физических или юридических лиц, государство в лице соответствующих органов.

 

Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики ограничена. Ограничения ее проявляются в следующем:

1.определенные виды деятельности могут осуществляться только государственными предприятиями (производство и реализация наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, ценных бумаг и денег);

2.правительство устанавливает перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только при наличии лицензии;

3.отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии квалификационных документов (например: предоставление медицинских услуг).

4. Часть граждан не может заниматься предпринимательством ( работники силовых структур, представители органов власти…).

Принципы предпринимательской деятельности:

§ ориентаци на запросы, вкусы  и предпочтения людей;

§ стремление быть на острие событий;

§ максимальное использование конкурентных преимуществ;

§ соблюдение деловой этики;

§ постоянный творческий поиск и прагматизм.

 

2.Формы предпринимательской деятельности:

Существует большое многообразие форм предпринимательской деятельности, которые отражены в различных классификациях.

Первый вариант: По сфере деятельности выделяют:

- производственное;

- коммерческое;

-финансовое.

Второй вариант ( по количеству участников):

1.Индивидуальное предпринимательство, т.е. один собственник принимает единоличное решение и несет личную ответственность за ведение дел. Преимуществами данной формы являются:

- простота регистрации при создании

- наличие налоговых льгот

- оперативность

-  полная самостоятельность и свобода действий,

-  действие максимального побудительного мотива,

-  конфиденциальность решений и информации.

 К недостаткам относятся:

 отсутствие дополнительных источников

 трудность привлечения значительных капиталов,

 неопределенность сроков деятельности

ограниченная возможность организации отдыха

ограниченные возможности диверсификации

2.Партнерство, т.е. форма, при которой два и более предпринимателей принимают совместно решения и несут коллективную ответственность;

Преимущества:

Простота регистрации

Рост возможностей привлечения финансовых ресурсов

Снижение риска банкротства

Недостатки:

Противоречия интересов собственников

 Возможные разногласия владельцев в вопросах управления

Проблема «принципал – агент».

 

Партнерство выступают в ФОРМЕ полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и коммандитное общество.

3.Корпорация- это форма, при которой предприниматель, как правило, отделен от собственности, а его финансовая ответственность ограничена. Эта форма основана на акционерной форме собственности.

Преимущества:

Возможность диверсификации

Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов

Возможность лоббирования интересов

Эффективный менеджмент.

Недостатки:

Сложная процедура регистрации

Проблема «принципал – агент»

Двойное налогообложениен

 

 Новые форма предпринимательства:

Венчурное предпринимательство

Инжиниринг

Лизинг

Технопарки

Франчайзинг и др.

 

Структура рынка

Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов.

В экономической теории выделяют следующие виды структур.

По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний.

Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п.

Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п.

Наиболее глубинный структурообразующий фактор - экономическое назначение объектов рыночных отношений. С данной точки зрения выделяют следующие виды рынков:

1.  рынок средств производства. Его особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли.

2.  рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Его особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п.

3. рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора.

4. рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота.

В зависимости от возможности отдельных производителей влиять на рыночные цены выделяют:

- рынок совершенной конкуренции, на котором один продавец или покупатель не могут существенно влиять на цену, и рынки несовершенной конкуренции, где имеется возможность воздействовать на уровень цены;

- рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь, разграничивается на рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами;

- рынок совершенной конкуренции характеризуется множеством покупателей и множеством продавцов. На нем продаются стандартизированные товары, вход на рынок свободен для каждого продавца и действует принцип подстраивания под сложившуюся цену;

- рынок, на котором действует несколько фирм и вступление в который новых фирм затруднено, называется олигополией. Производители могут сотрудничать или конкурировать;

- рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга дифференцированы по качеству, оформлению называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, отличный от других товаров данного вида;

- рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей называется чистой монополией. Продукт, предлагаемый монополистом не имеет близких заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано.

Теоретически модель чистого монопольного рынка условна, ибо ей также присущи некоторые формы конкуренции: потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей; конкуренция нововведений, связанная с совершенствованием качества товаров и технологии его производства. Такие новшества могут быть получены любыми исследовательскими или производственными фирмами; конкуренция товаров-заменителей, способных снизить спрос на товары, производимые данной монополией; конкуренция импортных товаров в условиях возможности проникновения на рынок товаров зарубежного производства.

Рынок, имеющий только одного покупателя и множество продавцов называется монополист. Рынок, на котором единственному продавцу противостоит единственный покупатель, т.е. монополисту противостоит монополист называется двусторонней монополией.

Состояние дел на каждом рынке характеризуется таким понятием как конъюнктура. Конъюнктура - это совокупность условий и обстоятельств, воздействующих на ход осуществления и результаты функционирования рынка.

 

Антимонопольная политика.

В странах с рыночной с рыночной экономикой есть две силы, которые противодействуют монополии. 1 – Государство, регулирующее деятельность монополий и 2. –конкурентная борьба между самими монополистами.

Против предприятий –монополистов государство проводит антимонопольную политику. АП – комплекс мероприятий, разрабатываемых государством направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий.

Основная цель АП – защита конкурентной среды. Поэтому на современном этапе антимонопольная политика трансформировалась в конкурентную политику КП – это система мер государства по созданию и защите конкурентной среды.

Методы осуществления антимонопольной политики:

- правовые( принятие правовых и нормативных актов);

- организационно- контролирующие ( мониторинг, проверки, проведение экспертиз и др.);- административные ( штрафы, санкции, принудительный раздел субъектов);

- профилактическо-разъяснительные ( информирование, рекомендации..)

Антимонопольное законодательство в России

Основными законами, регулирующими монополии, являются:

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм.);

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп.)

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

Основные направления антимонопольной политики:

- Регулирование цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие товары и услуги. Цены определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей или республик.

- Установление предельных норм рентабельности для производителей, контролирующих более 35% рынка.

- Недопущение формирования новых монополий. ФАС контролирует слияние крупных предприятий, пресекает сговоры, не допускает системы участий и личных уний.

- Недопущение ограничения конкуренции со стороны местных властей.

     

Формы капитала.

1.По сфере использования:  промышленный, торговый, ссудный.

2.По направлениям использования: материально-вещественный, человеческий, интеллектуальный, социальный;

3.По масштабам функционирования: местный, региональный, национальный, транснациональный;

4. По форме функционирования: реальный и фиктивный;

5. По источникам формирования: собственный и привлеченный.

Рынок и цена земли

 

 

Рынок и цена земли.

 

С рентными отношениями тесно связана такая категория как цена земли. В обществе, где господствует частная собственность, земля также становится объектом купли-продажи. Как же определяется цена земли, ведь она не имеет стоимости? Следует учитывать то обстоятельство, что в условиях рыночной экономики возникают особые товары, цены на которые имеют в своей основе не стоимость, а доход, который они приносят собственнику при их использовании. Такие цены называют иррациональными (например, процент-иррациональная цена ссудного капитала).

Цена земли - это сумма денег, которая, если ее вложить в банк, принесет своему собственнику доход в виде процента, не меньше той земельной ренты, которую приносит данный земельный участок. Поэтому цену еще называют капитализированной земельной рентой.

Рассчитывается цена на землю по следующей формуле:

 

 

где Цз - цена земли; R - рента; S - норма ссудного процента.

Пример.

Рента - 15 тыс. грн., ссудный процент - 5%. Рассчитать цену земли. В соответствии с формулой получает:

 

С развитием общества цена земли имеет тенденцию к росту и факторами, которые действуют в этом направлении являются:

- рост предложения ссудного капитала;

- рост земельной ренты;

- рост спроса на участки для строительства;

- рост спроса на участки, где обнаружены полезные ископаемые.

 

С развитием крупного машинного производства земля во все более крупных размерах используется для добычи полезных ископаемых, поэтому возникают рентные отношения между предпринимателями, вкладывающими капиталы в добывающую промышленность и между собственниками земли. При этом возникают все, охарактеризованные выше, виды земельной ренты.

Земля арендуется и под строительные участки для возведения промышленных зданий и сооружений, жилья, магазинов, офисов и т.п. Рента с таких земель в решающей степени зависит от их расположения по отношению к городам, их центрам, транспортным артериям и другим коммуникациям, что обуславливает спрос на землю.

 

Графики спроса и предложения земли.

Тема 12. Доходы населения, их формирование и распределение

План

1. Виды, источники и распределение доходов населения

2. Сущность, формы и системы заработной платы

3. Дифференциация доходов и ее границы. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

4. Социальная защита и государственное регулирование распределения доходов. Прожиточный минимум.

 

 

План

1. Необходимость и содержание государственного регулирования экономики, экономические функции государства 

2. Цели, методы, инструменты и фиаско государственного регулирования экономики

3.Сущность и основные направления экономической политики

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

 

План

 

1. Сущность, измерение и типы экономического роста

2. Цикличность экономического развития и теории экономических циклов

3. Промышленный цикл и его фазы

 

 

ТЕМА 16. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

План

 1. Сущность, этапы развития и структура мирового хозяйства

   2.Международное разделение труда и интернационализация                 производства

   3. Международная экономическая интеграция

 

   1. Сущность, этапы развития и структура мирового хозяйства

Мировое хозяйство – это самое крупное из всех существующих на земле экономических явлений. Рассмотрение основных экономических явлений осуществлялось нами во всех предшествующих темах на примере национальной экономики. Однако существуют и внешнеэкономические формы их реализации, поэтому целью данной лекции выступает изучение основных характеристик и содержания мирового хозяйства. Мы должны посмотреть на экономику всей Земли, как бы с другой планеты. В рамках данной темы мы рассмотрим вопросы как сущность, этапы, тенденции развития и структура мирового хозяйства, международное разделение труда и интернационализация   производства и международная экономическая интеграция.

Традиционно начнем рассмотрение первого вопроса с определения сущности мирового хозяйства. Мировое хозяйство – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных хозяйств.

Объективной основой мирового хозяйства выступает международное разделение труда. МРТ является одной из форм проявления общественного разделения труда и явилось продолжением его развития во внешнеэкономической сфере.

Мотивы участия стран в мировом хозяйстве:

1) получение экономических выгод;

Современный уровень развития производительных сил исключает возможность эффективного развития в рамках замкнутых комплексов. Экономика должна быть открытой.

 Преимущества открытой экономики:

- углубление специализации и кооперации;

- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

- рост конкуренции между отечественными производителями;

- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений.

2) необходимость объединения усилий для решения экономических проблем.

Например, реализация крупномасштабных проектов по освоению космоса, по преодолению отрицательных последствий техногенных катастроф и др.

Мировое хозяйство сложилось к началу ХХ века и сейчас можно выделить несколько этапов в его развитии. Существует также точка зрения о начале формирования мирового хозяйства с начала Великих географических открытий.

Итак, основные этапы развития следующие. Первый- 10-30-е годы ХХ века. Это период экстенсивного формирования международного рынка и завершение территориального раздела мира между крупными державами.

 Второй – 40-е-70-е гг.. Это этап интенсивного развития мирового хозяйства (вывоз капитала, создание транснациональных корпораций, противостояние двух мировых систем ).

Третий – это три последних десятилетия. Он характеризуется формированием международных производительных сил, усилением экономического взаимодействия и взаимозависимости, объединением усилий стран для решения глобальных проблем.

Основными показателями включения страны в мировое хозяйство являются: экспортная квота, импортная квота, стоимостной объем экспорта на душу населения, объем зарубежных инвестиций, удельный вес зарубежных инвестиций и др.

 

Основные показатели интернационализации производства

1. Экспортная квота Э кв = ,

где Э – объем экспорта;

2. Импортная квота Икв = ,

где И – объем импорта;

3.Квота внешнеторгового оборота       ВТО кв = ,

где ВТО – объем внешнеторгового оборота, т.е. сумма экспорта и импорта.

4. Экспорт на душу населения Эд.н. = ,

где Чн – численность населения страны;

5. Импорт на душу населения Ид.н. = .

 

Мировое хозяйство имеет свою видовую структуру.

Хотя мировое хозяйство представляет целостную систему, оно неоднородно и состоит из различных частей, т.е. подсистем. Признаками систематизации являются следующие: географический, экономический (структура хозяйства, степень развития, размеры внешнеэкономической задолженности, экспортная или импортная ориентация и др.), социально-экономический.

По совокупности экономических критериев страны традиционно определяются так: страны первого мира (промышленно развитые страны), страны второго мира (страны среднего уровня развития) и страны третьего мира (страны с низким или средним уровнем дохода) или, что тоже самое, развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. При этом конкретными экономическими показателями выступают ВВП на душу населения, уровень и качество жизни, производство основных видов продукции на душу населения.

К развитым странам сегодня принадлежат примерно 30 стран, где ВВП на душу населения составляет 12 тыс. долл. и выше, они производят 55 % мирового ВВП.

К развивающимся странам относятся около 130 стран. Они производят 28 % мирового ВВП. Эта группа характеризуется резкой дифференциацией и неоднородностью социально-экономического развития.

К группе стран с переходной экономикой принадлежат страны, где совершается переход от централизованно-управляемой экономики к смешанной. Это12 стран Восточной Европы, 15 стран бывших союзных республик СССР, а также Монголия и Вьетнам. Они производят 17-18 % ВВП.

Также мировое хозяйство может быть разделено на промышленно-развитые страны, аграрно-промышленные, промышленно-аграрные. По типу экономической системы они делятся на страны с рыночной экономикой, плановой и смешанной. Экспортно-ориентированные и импорто- ориентированные страны. Таковы основные принципиальные теоретико-экономические характеристики мирового хозяйства

 

ПРОБЛЕМ

 

 

План

 

1. Причины возникновения, сущность и классификация глобальных  проблем

2. Пути решения человечеством глобальных проблем

3. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем и развитии мирового хозяйства

 

 

Возникновение и основные этапы развития экономической теории



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.015 с.)