Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и основные этапы развития экономической теорииСтр 1 из 31Следующая ⇒
Возникновение и основные этапы развития экономической теории Предмет и функции экономической теории Экономические категории и законы Методы экономической теории
Методы экономической теории
Методология экономической науки - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлениях. Основными методами исследования экономических явлений в экономической теории являются: -метод научной абстракции; - метод анализа и синтеза; - метод индукции и дедукции; - метод логического и исторического; - диалектический; - системный подход; - экономико-математические; - статистические; - метод выдвижения гипотез; - методы экстраполяции и интерполяции; - метод экономического эксперимента и др..
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
ПЛАН
1. Сущность и классификация экономических потребностей. 2. Закон возвышения потребностей 3.Экономические интересы, мотивы и стимулы
§ § § § Экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, трансакционные издержки, деньги, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
К неэкономическим тнститутам относятся: § политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество; § институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство; § институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь. Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации. Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.
ПЛАН 1. Собственность как экономическая категория 2. Формы собственности 3. Разгосударствление, приватизация и тенденции развития собственности
Формы собственности. Собственность реализуется в многочисленных формах. Многообразие и равноправие различных форм собственности служит основой рыночной экономики.
При выделении форм собственности преимущественно в качестве критерия используются субъекты собственности. В процессе исторического развития общество использует два типа собственности - общественную и частную. Общественная собственность характеризуется совместным присвоением средств производства и продукта. Выделяют два вида этого типа: собственность народа в целом и собственность коллективов. Реальными формами общественной собственности являются: государственная, коллективная, интернациональная. Государственная собственность – имущество принадлежащее на правах собственности субъектам Российской Федерации и федеральная государственная собственность. Муниципальная собственность – это вид государственной собственности, собственность районов, городов и входящих в них образований. Коллективнаяя собственность – это совместная собственность членов коллектива. Интернациональная собственность распространяется на имущество, находящееся в собственности резидентов разных государств. Частная собственность характеризуется тем, что средства производства и произведенный продукт принадлежат частным лицам. Они могут присваивать продукт как своего, так и чужого труда, поэтому выделяют два вида частной собственности - трудовую и нетрудовую. Основными формами частной собственности являются частно-индивидуальная, семейная, фермерская, партнерская. (рисунок 4.1). Также выделяют смешанную собственность, где объект присваивают разные субъект, в том числе субъекты разных стран (например совместные предприятия).
- Межгосударственная - Собственность международных организа - Совместная собственность междуна- родных корпораций.
Рисунок 4.1 - Типы, виды и формы собственности В конституции России отмечены следующие формы: частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности (статья 8). ПРОИЗВОДСТВА
ПЛАН
1.Сущность и общественный характер производства, производственные отношения 2.Экономические ресурсы и факторы производства 3.Эффективность производства 4. Натуральное и товарное производство. 5. Товар и его свойства, стоимость и цена. 6. Закон стоимости, его сущность и функции.
ТЕМА 6. ДЕНЬГИ План 1. Теории возникновения и сущность денег. 2. Функции денег и закон денежного обращения. 3. Сущность, структура и типы денежной системы. 4. Сущность, причины, виды и последствия инфляции. ТЕМА 7. ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
План 1. Сущность, функции и принципы предпринимательства 2.Организационные формы предпринимательства 3. Сущность и классификация предприятий
1.Сущность, функции и принципы предпринимательства Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, напраленная на получение дохода. Для предпринимательства необходимо наличие следующих экономических условий:
- относительная обособленность и экономическая свобода производителей; - наличие рыночного пространства (деловой среды); - развитые товарно-денежные отношения. Термин «предпринимательство» ввел французский банкир Р. Кантильон в ХVIII веке. Под предпринимателями он понимал всех, кто не имел финсированного дохода. Цель предпринимательской деятельности – прибыль как вознаграждение за предпринимательство. Одновременно прибыль – это и движущий мотив предприниматетеля. Предпринимательство выполняет следующие основные функции: - (ресурсная) предприниматель должен владеть экономическими ресурсами для хозяйственной деятельности; - (организаторская) берет на себя инициативу соединения экономических ресурсов, выступает движущей силой этого процесса; - (творческая) предприниматель принимает основные решения в процессе функционирования хозяйственного звена и выступает инициатором нововведений; - (функция риска) - предприниматель рискует экономически, т.е. своим временем, трудом, деловой репутацией, капиталом. Субъекты предпринимательской деятельности: Филическтие лица, юридические лица, группы физических или юридических лиц, государство в лице соответствующих органов.
Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики ограничена. Ограничения ее проявляются в следующем: 1.определенные виды деятельности могут осуществляться только государственными предприятиями (производство и реализация наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, ценных бумаг и денег); 2.правительство устанавливает перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только при наличии лицензии; 3.отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии квалификационных документов (например: предоставление медицинских услуг). 4. Часть граждан не может заниматься предпринимательством (работники силовых структур, представители органов власти…). Принципы предпринимательской деятельности: § ориентаци на запросы, вкусы и предпочтения людей; § стремление быть на острие событий; § максимальное использование конкурентных преимуществ; § соблюдение деловой этики; § постоянный творческий поиск и прагматизм.
2.Формы предпринимательской деятельности: Существует большое многообразие форм предпринимательской деятельности, которые отражены в различных классификациях.
Первый вариант: По сфере деятельности выделяют: - производственное; - коммерческое; -финансовое. Второй вариант (по количеству участников): 1.И ндивидуальное предпринимательство, т.е. один собственник принимает единоличное решение и несет личную ответственность за ведение дел. Преимуществами данной формы являются: - простота регистрации при создании - наличие налоговых льгот - оперативность - полная самостоятельность и свобода действий, - действие максимального побудительного мотива, - конфиденциальность решений и информации. К недостаткам относятся: отсутствие дополнительных источников трудность привлечения значительных капиталов, неопределенность сроков деятельности ограниченная возможность организации отдыха ограниченные возможности диверсификации 2.Партнерство, т.е. форма, при которой два и более предпринимателей принимают совместно решения и несут коллективную ответственность; Преимущества: Простота регистрации Рост возможностей привлечения финансовых ресурсов Снижение риска банкротства Недостатки: Противоречия интересов собственников Возможные разногласия владельцев в вопросах управления Проблема «принципал – агент».
Партнерство выступают в ФОРМЕ полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и коммандитное общество. 3.Корпорация - это форма, при которой предприниматель, как правило, отделен от собственности, а его финансовая ответственность ограничена. Эта форма основана на акционерной форме собственности. Преимущества: Возможность диверсификации Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов Возможность лоббирования интересов Эффективный менеджмент. Недостатки: Сложная процедура регистрации Проблема «принципал – агент» Двойное налогообложениен
Новые форма предпринимательства: Венчурное предпринимательство Инжиниринг Лизинг Технопарки Франчайзинг и др.
Структура рынка Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов. В экономической теории выделяют следующие виды структур. По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний. Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п. Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п.
Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п. Наиболее глубинный структурообразующий фактор - экономическое назначение объектов рыночных отношений. С данной точки зрения выделяют следующие виды рынков: 1. рынок средств производства. Его особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли. 2. рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Его особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п. 3. рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора. 4. рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота. В зависимости от возможности отдельных производителей влиять на рыночные цены выделяют: - рынок совершенной конкуренции, на котором один продавец или покупатель не могут существенно влиять на цену, и рынки несовершенной конкуренции, где имеется возможность воздействовать на уровень цены; - рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь, разграничивается на рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами; - рынок совершенной конкуренции характеризуется множеством покупателей и множеством продавцов. На нем продаются стандартизированные товары, вход на рынок свободен для каждого продавца и действует принцип подстраивания под сложившуюся цену; - рынок, на котором действует несколько фирм и вступление в который новых фирм затруднено, называется олигополией. Производители могут сотрудничать или конкурировать; - рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга дифференцированы по качеству, оформлению называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, отличный от других товаров данного вида; - рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей называется чистой монополией. Продукт, предлагаемый монополистом не имеет близких заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано. Теоретически модель чистого монопольного рынка условна, ибо ей также присущи некоторые формы конкуренции: потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей; конкуренция нововведений, связанная с совершенствованием качества товаров и технологии его производства. Такие новшества могут быть получены любыми исследовательскими или производственными фирмами; конкуренция товаров-заменителей, способных снизить спрос на товары, производимые данной монополией; конкуренция импортных товаров в условиях возможности проникновения на рынок товаров зарубежного производства. Рынок, имеющий только одного покупателя и множество продавцов называется монополист. Рынок, на котором единственному продавцу противостоит единственный покупатель, т.е. монополисту противостоит монополист называется двусторонней монополией. Состояние дел на каждом рынке характеризуется таким понятием как конъюнктура. Конъюнктура - это совокупность условий и обстоятельств, воздействующих на ход осуществления и результаты функционирования рынка.
Антимонопольная политика. В странах с рыночной с рыночной экономикой есть две силы, которые противодействуют монополии. 1 – Государство, регулирующее деятельность монополий и 2. –конкурентная борьба между самими монополистами. Против предприятий –монополистов государство проводит антимонопольную политику. АП – комплекс мероприятий, разрабатываемых государством направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий. Основная цель АП – защита конкурентной среды. Поэтому на современном этапе антимонопольная политика трансформировалась в конкурентную политику КП – это система мер государства по созданию и защите конкурентной среды. Методы осуществления антимонопольной политики: - правовые(принятие правовых и нормативных актов); - организационно- контролирующие (мониторинг, проверки, проведение экспертиз и др.);- административные (штрафы, санкции, принудительный раздел субъектов); - профилактическо-разъяснительные (информирование, рекомендации..) Антимонопольное законодательство в России Основными законами, регулирующими монополии, являются: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм.); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп.) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» Основные направления антимонопольной политики: - Регулирование цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие товары и услуги. Цены определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей или республик. - Установление предельных норм рентабельности для производителей, контролирующих более 35% рынка. - Недопущение формирования новых монополий. ФАС контролирует слияние крупных предприятий, пресекает сговоры, не допускает системы участий и личных уний. - Недопущение ограничения конкуренции со стороны местных властей.
Формы капитала. 1.По сфере использования: промышленный, торговый, ссудный. 2.По направлениям использования: материально-вещественный, человеческий, интеллектуальный, социальный; 3.По масштабам функционирования: местный, региональный, национальный, транснациональный; 4. По форме функционирования: реальный и фиктивный; 5. По источникам формирования: собственный и привлеченный. Рынок и цена земли
Рынок и цена земли.
С рентными отношениями тесно связана такая категория как цена земли. В обществе, где господствует частная собственность, земля также становится объектом купли-продажи. Как же определяется цена земли, ведь она не имеет стоимости? Следует учитывать то обстоятельство, что в условиях рыночной экономики возникают особые товары, цены на которые имеют в своей основе не стоимость, а доход, который они приносят собственнику при их использовании. Такие цены называют иррациональными (например, процент-иррациональная цена ссудного капитала). Цена земли - это сумма денег, которая, если ее вложить в банк, принесет своему собственнику доход в виде процента, не меньше той земельной ренты, которую приносит данный земельный участок. Поэтому цену еще называют капитализированной земельной рентой. Рассчитывается цена на землю по следующей формуле:
где Цз - цена земли; R - рента; S - норма ссудного процента. Пример. Рента - 15 тыс. грн., ссудный процент - 5%. Рассчитать цену земли. В соответствии с формулой получает: С развитием общества цена земли имеет тенденцию к росту и факторами, которые действуют в этом направлении являются: - рост предложения ссудного капитала; - рост земельной ренты; - рост спроса на участки для строительства; - рост спроса на участки, где обнаружены полезные ископаемые.
С развитием крупного машинного производства земля во все более крупных размерах используется для добычи полезных ископаемых, поэтому возникают рентные отношения между предпринимателями, вкладывающими капиталы в добывающую промышленность и между собственниками земли. При этом возникают все, охарактеризованные выше, виды земельной ренты. Земля арендуется и под строительные участки для возведения промышленных зданий и сооружений, жилья, магазинов, офисов и т.п. Рента с таких земель в решающей степени зависит от их расположения по отношению к городам, их центрам, транспортным артериям и другим коммуникациям, что обуславливает спрос на землю.
Графики спроса и предложения земли. Тема 12. Доходы населения, их формирование и распределение План 1. Виды, источники и распределение доходов населения 2. Сущность, формы и системы заработной платы 3. Дифференциация доходов и ее границы. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. 4. Социальная защита и государственное регулирование распределения доходов. Прожиточный минимум.
План 1. Необходимость и содержание государственного регулирования экономики, экономические функции государства 2. Цели, методы, инструменты и фиаско государственного регулирования экономики 3.Сущность и основные направления экономической политики
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
План
1. Сущность, измерение и типы экономического роста 2. Цикличность экономического развития и теории экономических циклов 3. Промышленный цикл и его фазы
ТЕМА 16. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО План 1. Сущность, этапы развития и структура мирового хозяйства 2.Международное разделение труда и интернационализация производства 3. Международная экономическая интеграция
1. Сущность, этапы развития и структура мирового хозяйства Мировое хозяйство – это самое крупное из всех существующих на земле экономических явлений. Рассмотрение основных экономических явлений осуществлялось нами во всех предшествующих темах на примере национальной экономики. Однако существуют и внешнеэкономические формы их реализации, поэтому целью данной лекции выступает изучение основных характеристик и содержания мирового хозяйства. Мы должны посмотреть на экономику всей Земли, как бы с другой планеты. В рамках данной темы мы рассмотрим вопросы как сущность, этапы, тенденции развития и структура мирового хозяйства, международное разделение труда и интернационализация производства и международная экономическая интеграция. Традиционно начнем рассмотрение первого вопроса с определения сущности мирового хозяйства. Мировое хозяйство – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных хозяйств. Объективной основой мирового хозяйства выступает международное разделение труда. МРТ является одной из форм проявления общественного разделения труда и явилось продолжением его развития во внешнеэкономической сфере. Мотивы участия стран в мировом хозяйстве: 1) получение экономических выгод; Современный уровень развития производительных сил исключает возможность эффективного развития в рамках замкнутых комплексов. Экономика должна быть открытой. Преимущества открытой экономики: - углубление специализации и кооперации; - рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности; - рост конкуренции между отечественными производителями; - распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений. 2) необходимость объединения усилий для решения экономических проблем. Например, реализация крупномасштабных проектов по освоению космоса, по преодолению отрицательных последствий техногенных катастроф и др. Мировое хозяйство сложилось к началу ХХ века и сейчас можно выделить несколько этапов в его развитии. Существует также точка зрения о начале формирования мирового хозяйства с начала Великих географических открытий. Итак, основные этапы развития следующие. Первый- 10-30-е годы ХХ века. Это период экстенсивного формирования международного рынка и завершение территориального раздела мира между крупными державами. Второй – 40-е-70-е гг.. Это этап интенсивного развития мирового хозяйства (вывоз капитала, создание транснациональных корпораций, противостояние двух мировых систем). Третий – это три последних десятилетия. Он характеризуется формированием международных производительных сил, усилением экономического взаимодействия и взаимозависимости, объединением усилий стран для решения глобальных проблем. Основными показателями включения страны в мировое хозяйство являются: экспортная квота, импортная квота, стоимостной объем экспорта на душу населения, объем зарубежных инвестиций, удельный вес зарубежных инвестиций и др.
Основные показатели интернационализации производства 1. Экспортная квота Э кв = , где Э – объем экспорта; 2. Импортная квота Икв = , где И – объем импорта; 3.Квота внешнеторгового оборота ВТО кв = , где ВТО – объем внешнеторгового оборота, т.е. сумма экспорта и импорта. 4. Экспорт на душу населения Эд.н. = , где Чн – численность населения страны; 5. Импорт на душу населения Ид.н. = .
Мировое хозяйство имеет свою видовую структуру. Хотя мировое хозяйство представляет целостную систему, оно неоднородно и состоит из различных частей, т.е. подсистем. Признаками систематизации являются следующие: географический, экономический (структура хозяйства, степень развития, размеры внешнеэкономической задолженности, экспортная или импортная ориентация и др.), социально-экономический. По совокупности экономических критериев страны традиционно определяются так: страны первого мира (промышленно развитые страны), страны второго мира (страны среднего уровня развития) и страны третьего мира (страны с низким или средним уровнем дохода) или, что тоже самое, развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. При этом конкретными экономическими показателями выступают ВВП на душу населения, уровень и качество жизни, производство основных видов продукции на душу населения. К развитым странам сегодня принадлежат примерно 30 стран, где ВВП на душу населения составляет 12 тыс. долл. и выше, они производят 55 % мирового ВВП. К развивающимся странам относятся около 130 стран. Они производят 28 % мирового ВВП. Эта группа характеризуется резкой дифференциацией и неоднородностью социально-экономического развития. К группе стран с переходной экономикой принадлежат страны, где совершается переход от централизованно-управляемой экономики к смешанной. Это12 стран Восточной Европы, 15 стран бывших союзных республик СССР, а также Монголия и Вьетнам. Они производят 17-18 % ВВП. Также мировое хозяйство может быть разделено на промышленно-развитые страны, аграрно-промышленные, промышленно-аграрные. По типу экономической системы они делятся на страны с рыночной экономикой, плановой и смешанной. Экспортно-ориентированные и импорто- ориентированные страны. Таковы основные принципиальные теоретико-экономические характеристики мирового хозяйства
ПРОБЛЕМ
План
1. Причины возникновения, сущность и классификация глобальных проблем 2. Пути решения человечеством глобальных проблем 3. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем и развитии мирового хозяйства
Возникновение и основные этапы развития экономической теории
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.162 с.) |