Учет конкретных условии, В которых живут и работают массы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет конкретных условии, В которых живут и работают массы



 

 

Учет особенностей различных видов профессий. — Учет особенностей обстановки, в которой живет крестьянин. — Современное краеведение. — Изучение госплановскихэ кономических профилей. — Политпросветские выводы из этого изучения. — Необходимость изучения истории края, характера религиозных предрассудков населения, общего культурного уровня населения, его национального состава. — Только на основе такого изучения особенностей края можно построить целесообразный план политпросветработы в нем.

 

Чтобы отдать себе отчет в том, что интересует массы в данный момент на данной фабрике или в данной деревне, надо внимательно изучить те конкретные условия, в которых живут рабочие этой фабрики или крестьяне этой деревни.

Возьмем, скажем, рабочих какой-нибудь фабрики. Очень важно знать, что это за фабрика: текстильная, металлообрабатывающая, кожевенная или еще какая-нибудь другая. Если это, скажем, фабрика текстильная, то мы знаем, что работа на этой фабрике очень однообразная и утомительная — она заключается главным образом в обслуживании машин, не требует от рабочих инициативы, в текстильном производстве рабочие в своей массе являются придатками машины. Я занималась когда-то в вечерне-воскресной школе со взрослыми рабочими. В числе их был один текстильщик, который работал на фабрике с раннего детства. Поражало полное отсутствие у него наблюдательности и инициативы. Ему надо было объяснять каждую мелочь — вроде того, что когда пишешь, то надо писать поперек листа, а не вдоль его, держать перо правой рукой и т. п. То, что ему говорилось, он выполнял с необычайной точностью. Конечно, это был ярко выраженный случай, но при постановке работы среди текстилей это надо иметь в виду — в клубах ставить работу так, чтобы она являлась противовесом утомительному однообразию работы на фабрике, чтобы она давала простор самодеятельности и инициативе, толкала мысль.

Другая особенность — в прядильных отделениях стоит очень сильный своеобразный шум, очень высокий звук машин, действующий на нервную систему. Следствием этого является потребность в тишине. Прядильщики нуждаются в таких развлечениях, которые не были бы связаны с шумом.

Большинство текстилей — женщины. Кроме работы на фабрике, они заняты обычно еще домашней работой. Разгрузка от забот по хозяйству и уходу за детьми имеет тут решающее значение. Устройство яслей, детсадов, столовок, прачечных и прочего приобретает особое значение именно у текстилей. Уровень знаний у текстилей обычно довольно низкий. Элементарные формы образования должны занимать еще большее место при постановке культработы среди текстилей.

Другое дело — металлисты. Тут характер работы обычно другой. От рабочих требуется более высокая квалификация, умение управлять станком, инициатива, ловкость. Работают большей частью мужчины. При постановке работы среди металлистов надо обращать внимание на удовлетворение уже более высоких потребностей в знании, рабочие интересуются такими вопросами, как вопросы научной организации труда и др.

Важно учесть и роль металлистов в революционной борьбе. Металлисты, как наиболее сознательные и развитые, сыграли, например, очень большую роль в революции 1905 г. Ленин в своей речи в 1917 г. дал оценку этой роли металлистов (см. В. И. Ленин, «Доклад о революции 1905 года», прочитанный рабочей молодежи 22 января 1917 г. в Цюрихе — в Швейцарии). «Металлисты, — говорил Владимир Ильич, — представляют в России, — вероятно так же, как и в других капиталистических странах, — передовой отряд пролетариата. И тут мы наблюдаем следующий поучительный факт: каждая сотня фабричных рабочих России вообще дала в 1905 году 160 бастующих. Между тем каждая сотня металлистов  дала в том же году 320 бастующих! По подсчетам каждый русский фабричный рабочий в 1905 году терял вследствие забастовки 10 рублей в среднем, — около 26 франков по довоенному курсу, — так сказать, жертвовал их для борьбы. Если же взять только одних металлистов, мы получим сумму в три раза большую!  Впереди шли самые лучшие элементы рабочего класса, увлекая за собою колеблющихся, пробуждая спящих и подбадривая слабых»[97].

Само собой, что у металлистов, игравших роль передового отряда в революционной борьбе, более углубленный интерес к этим вопросам. Это нужно иметь в виду, подбирая литературу для библиотек, ставя лекции, прорабатывая эти вопросы в школах взрослых.

То же самое и в отношении крестьянства. Недостаточно иметь просто в виду, что имеешь дело с крестьянином. Одно дело — крестьянин Тверской губернии, где сельское хозяйство служит только подсобным занятием, другое дело — сельское хозяйство в Саратовской губернии, где население только им и живет. Когда речь идет главным образом о хозяйстве Центрально-Промышленного района, тут вопрос идет о промышленных культурах, о скотоводстве; на юге — о тракторах, о глубокой вспашке. По-иному надо ставить агропропаганду, с разных концов подходить к вопросу о кооперировании. В одной местности вопрос землеустройства уже разрешен, в другой он еще стоит на очереди. Один учитель рассказывал: у них в деревне вдруг все дети в школе разнервничались — ссоры, слезы, нарушение дисциплины. В чем дело? В деревне шло землеустройство: нервничали взрослые — отразилось это на детях. Конечно, когда деревня занята землеустройством, надо, чтобы политпросветчик на нем сосредоточил все внимание; чтобы библиотека имела книги по этому вопросу; чтобы в избе-читальне давались все нужные объяснения; чтобы в школе взрослых особое внимание было обращено на землемерие. Можно наперед сказать, что без такой установки вся работа завянет.

В политпросветработе, как и в политике, надо отдавать себе отчет, за какое звено цепи надо в данный момент ухватиться.

Значительно облегчает политпросветчику дело индивидуализации работа по изучению края, в котором он работает. Конечно, это должно быть не изучение края в старом смысле этого слова, когда изучали лишь природу, археологию, собирали особенности наречий и пр. Сейчас в центр краеведческого изучения должна быть поставлена экономика края. Природа должна изучаться лишь под углом зрения этой экономики. Нельзя изучать Урала, не зная его природных богатств; нельзя изучать Архангельской губернии без связи с изучением богатств и географического положения Белого моря. Но изучение природных условий и географического положения должно иметь не самодовлеющее значение, а изучаться лишь как природоведческая и географическая основа экономики.

Как изучать экономику?

Лучше всего изучать ее на основе госплановских районов. По предложению Госплана наш Союз, и РСФСР в частности, разбиты на особые районы по хозяйственным признакам. Например, район Центрально-Промышленный объединяет группу губерний, в которых решающую роль играет промышленность, кладущая отпечаток на всю жизнь района. Район Центрально-Черноземный объединяет ряд губерний очень населенных, со слабо развитой промышленностью, главное занятие жителей — земледелие. Конечно, уклад жизни в обоих районах совершенно различный.

Госплан разбил РСФСР на следующие районы (я буду говорить пока только о губерниях, не касаясь автономных областей): Центрально-Промышленный,  куда входят губернии Московская, Иваново-Вознесенская, Владимирская, Калужская, Костромская, Нижегородская, Тверская, Тульская, Ярославская; Центрально-Черноземный,  куда входят губернии Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская; Северо-Западный  с губерниями Ленинградской, Псковской, Новгородской, Череповецкой и Мурманской; Северо-Восточный  с губерниями Архангельской, Северо-Двинской, Вологодской; Западный  с губерниями Смоленской, Брянской, Гомельской; Вятско-Ветлужский  с Вятской губернией, Уральская область  с ее округами; Средне-Волжский район  с губерниями Пензенской, Ульяновской, Самарской; и наконец Нижне-Волжский  район с губерниями Саратовской, Сталинградской, Астраханской.

Можно провести сравнение между этими районами по отношению к ряду факторов, определяющих характер экономики района. Что же это за факторы, что за стороны хозяйственного уклада? Госплан в основу сравнения районов кладет: 1) плотность населения, 2) густоту железнодорожной сети, 3) процент городского населения, 4) процент леса, 5) размер посева на одно хозяйство, 6) хлебную продукцию на одного человека, 7) экспорт на одного человека, 8) процент фабрично-заводских рабочих, 9) число кустарей на 10 тысяч сельского населения. Вот девять признаков, определяющих, по мнению Госплана, облик, профиль района.

Имеются диаграммы — очень показательные, — изображающие эти профили. Вычисляются «средние» для Европейской России по плотности населения, по числу рабочих, по проценту городского населения и т. д. Затем указывается по каждому району отклонение от этих «средних». Возьмем число рабочих. Взглянув на диаграмму, мы сразу видим, что в РСФСР самый характерный по числу рабочих район — это Центрально-Промышленный. В нем число рабочих больше среднего в три раза. На втором месте стоит Северо-Западный район с Ленинградом во главе, где число рабочих вдвое больше против среднего; на третьем месте стоит Урал. В Нижне-Волжском районе число фабрично-заводских рабочих в четыре раза меньше против среднего. Не надо говорить, какое громадное значение для профиля района имеет число рабочих (карту экономических профилей см. у Н. Баранского, «Экономическая география СССР — обзор по областям Госплана», М., Гиз, 1926).

Но политпросветчик должен изучать госплановские профили через свои, политпросветские, очки. Ему мало знать, что в Центрально-Промышленном районе рабочих втрое больше против среднего и что, следовательно, промышленность чрезвычайно развита в этом районе. Он должен сделать для себя ряд выводов из этого факта. Каких?

Ввиду того что в данном районе такую решающую роль играет промышленность, промышленные рабочие, политпросветчик должен поставить работу среди этих рабочих в центр своего внимания. Вопросы клубного, библиотечного, лекционного, школьного дела должны ставиться под углом зрения обнаружения интересов и запросов рабочего. Должна быть теснейшая связь с культотделами, работа должна идти по общему с ними плану. Вопросы производственной пропаганды, вопросы организации добровольных обществ должны занять большое место.

Надо учитывать революционную активность рабочего и давать ей выход. Вопросы самодеятельности рабочей массы должны быть поставлены в этом районе во главу угла — организационная сторона политпросветработы в этом районе легче может быть обслужена самими рабочими, чем где-либо в другом месте. И в библиотеке, и в школе, и в клубе должны быть найдены формы такого их самоуправления, при которых самодеятельность рабочих могла бы развиваться максимально. Нужно в этом районе особенно внимательно изучать все виды фабрично-заводского производства и учитывать их особенности.

Политпросветам надо особенно обратить внимание на привлечение рабочих в секции горсоветов по народному образованию, ибо именно в промышленных центрах рабочие могут показать, как надо работать в горсоветах, как влиять через горсоветы на примыкающие слои населения. Это сделать надо именно в Центрально-Промышленном районе, где наряду с высоким числом рабочих сильно развита городская жизнь (профиль Центрально-Промышленного района показывает, что количество городского населения в районе выше среднего). Урал в этом отношении гораздо менее может быть использован, так как там городское население составляет более чем вдвое меньше среднего, предприятия расположены не столько в городах, сколько в заводских поселках.

Далее, мы видим, что в Центрально-Промышленном районе размер посевов на одно хозяйство и хлебная продукция на одного человека вдвое меньше среднего. Это указывает, что сельское хозяйство является не основным, а подсобным занятием жителей, указывает на тесную связь рабочих Центрально-Промышленного района с деревней, а следовательно, и на громадное влияние рабочих на деревню. Вопросы смычки в этом районе должны поэтому играть исключительно большую роль. Важно поэтому, чтобы в прессе, через библиотеку, через школу взрослых и т. д. выяснялось, как рабочим надо влиять на деревню, какой дух вносить, например, в дело кооперирования деревни, в дело индустриализации сельского хозяйства.

Пойдем дальше. Мы знаем, что развитие промышленности всегда влияет в положительную сторону на поднятие культурного уровня. Наша страна не является в этом отношении исключением. Если мы разгруппируем, например, данные о количестве грамотных от 11 до 35 лет, то получим очень показательные цифры. В Центрально-Промышленном районе безграмотных этого возраста лишь 5 %, а если возьмем Центрально-Черноземный район, то там этот процент равен уже двадцати, причем в отдельных наиболее земледельческих губерниях, вроде Воронежской, он доходит до 29 %. Ту же картину мы видим в Средне-Волжском районе, где процент безграмотных в возрасте от 11 до 35 лет равен 23,5.

Какой вывод должен сделать из сказанного политпросветчик? Тот, что в Центрально-Промышленном районе надо заботиться уже не столько о ликвидации безграмотности, сколько об устройстве школ для грамотных взрослых, об обслуживании книгой умеющих читать, об открытии им путей к дальнейшему самообразованию.

Возьмем Центрально-Черноземный район. Рабочих тут меньше половины против среднего. Зато сильно развито сельское хозяйство. Естественно, что в этом районе центр внимания надо перенести на агрономическую пропаганду. Наличие в этом районе сельскохозяйственного вуза и сельскохозяйственных техникумов должно сыграть особо важную роль в этом отношении. С другой стороны, особенностью Центрально-Черноземного района является очень высокая плотность населения — более чем вдвое больше среднего. Что из этого вытекает? Что очень значительная часть населения не находит приложения своим силам на месте, что из этого района очень сильна тяга в поисках заработка в другие районы. В силу отсутствия широкоразвитой промышленности в районе в отход идут не только те, кто имеет какую-нибудь профессиональную квалификацию, — идут и те, кто ничего не умеет делать, кроме тяжелой физической работы. Из Тамбовской, Рязанской губерний идут работать на торфяники, в совхозы и пр. Идет главным образом деревенская беднота. Тут особенно важна культработа профсоюзов — Всеработземлеса, горняков и др. Важно использовать пребывание на торфяниках, например, для того, чтобы (давая хотя бы с помощью кино, организации хоровых кружков и прочего коллективные переживания) пробуждать чувство солидарности, преодолевать крестьянское стремление к обособленности, ширить горизонт, который сужен условиями крестьянской жизни, будить интерес к знанию. В Центрально-Черноземном районе совершенно особое значение приобретают условия, в которые попадают отходники.

Этот анализ можно было бы продолжать и дальше. Цель его — показать, как важно для политпросветчика делать выводы  из наличия тех или иных экономических факторов. Экономику мы сейчас изучаем достаточно, но выводов из нее делать еще не научились. На эту сторону и должно быть направлено внимание.

Однако было бы ошибочным думать, что значение имеют только  экономические факторы. Громадное значение имеет также и история края.

Целый ряд исторических фактов тесно связан с экономикой края. Скажем, в Тверской губернии было либеральное земство. Не случайно, конечно, что либеральное земство было именно в Тверской губернии. Развитое промышленное население не могло не повлиять на умонастроение земства. К развитому населению нужен иной подход, чем к темному. Это поняли тверские помещики и превратились в либералов. Но можно ли, изучая Тверскую губернию, пройти мимо работы земства? Нельзя, конечно.

Другое: в 1905 г. происходил ряд крестьянских восстаний. Надо знать, были они в изучаемом районе или нет, какой характер носили.

Или вопрос о гражданской войне. Громадное значение имеет, например, тот факт, были ли белые на территории данного района или нет. Возьмем Боткинский завод, где белые перестреляли больше половины подростков, перепороли массу женщин. Нельзя не учесть, как повлияло это столкновение на рабочих. С другой стороны, возьмем Иваново-Вознесенскую губернию, где никаких белых не было, но где гражданская война помешала подвозу хлопка и тем остановила заводы. Тут влияние гражданской войны на психику населения было иным. И так во всем.

Возьмем вопрос антирелигиозной пропаганды. Надо знать, было ли население изучаемого района обычным православным населением, посещавшим церковь, потому что так делалось искони, соблюдавшим посты по экономическим соображениям, строго соблюдавшим бесконечные праздники в честь всевозможных святых в силу того, что еще с крепостных времен эти праздники служили защитой от чрезмерной эксплуатации, — или это была религия волжского купечества — старообрядчество, скиты которого прятались в густых приволжских лесах и которое умерло вместе с классом, на который старообрядчество опиралось; или в данной местности был — как это мы видим в Ленинградской губернии среди финнов — распространен баптизм, удовлетворяющий потребность разбросанного по лесам населения в общении, потребность этого населения в искусстве и т. п.

Важно изучение общего культурного уровня населения края — наличия в крае тех или иных вузов и техникумов, профшкол и курсов, партшкол, учреждений политпросветских, учреждений социального воспитания и пр. Важно иметь картину всей суммы  культурных учреждений края.

И наконец, один из важнейших вопросов — это вопрос об изучении национальных меньшинств данного района, их особенностей. К этому вопросу у нас часто подходят недостаточно глубоко. Даже подшивают некоторым народностям название «культурно-отсталых народностей» и меньше всего думают о том, какую большую ценность могут иметь некоторые национальные особенности, если помочь их развитию в определенном направлении.

Возьмем примеры.

Мы стремимся приблизить население к школе, заинтересовать население жизнью школы, вовлечь в работу с ребятами. Мы мало еще сделали в этом отношении. Тот, кто наблюдал казанских татар, знает, что национальной особенностью их является необыкновенно мягкое и любовное отношение к детям. Надо использовать эту особенность и сделать татарскую школу образцом для всех других школ в отношении увязки школы с населением.

Или, скажем, известна ненасытная тяга «отсталых в культурном отношении народностей» к театральным зрелищам. Магометанская религия хочет сохранить за собой монополию на организацию этих зрелищ, запрещая «правоверным» хождение в театр. Но соблазн велик. Татары, забывая об этом запрещении, валом валят в театр, нарушая законы своей церкви, вступая с ней в конфликт. Поэтому прямо преступление в таких местностях закрывать народные театры — наоборот, надо всячески развивать их. Если в театре даже ни слова не говорится о боге, мусульманской вере и прочем, театральные зрелища всё же являются там одной из очень действенных форм антирелигиозной пропаганды.

Или возьмем автономную область Коми. Уже после смерти Владимира Ильича одна крестьянка, коми по происхождению, прислала для него вышитое полотенце и письмо. Живя в глухой местности, эта старуха ничего не слыхала о смерти Ильича. Письмо ее, однако, представляет высокохудожественное произведение. Она пишет о том громадном значении, которое имела Октябрьская революция для народа коми: «Точно камень, в озеро брошенный, исчезло горе народное… Алая заря осветила нашу жизнь…» Так и представляется местность, заселенная народностью коми: озеро, каменистая местность, яркие, алые зори… И чувствуешь братскую связь с этим народом, и чувствуешь, что надо сделать все, чтобы дать развернуться художественному творчеству этого народа, дать ему возможность художественно выразить свои думы и чувства.

Но так подходить к политпросветработе, скажут иные, очень трудно. Конечно. Но если мы всерьез хотим строить социализм, хотим подняться на высшую культурную ступень, мы должны научиться пристально вглядываться в жизнь и, изучая ее, освещать ее светом знания, помогать массам ее перестраивать.

Вывод. Надо внимательно изучать конкретные условия, в которых живут и работают трудящиеся массы, надо изучать экономику края, его историю, его национальный состав, культурный уровень и только на основе такого изучения строить план политпросветработы.

 

Материал для чтения

Баранский Н. Н., Экономическая география СССР (обзор по областям Госплана), М., Госиздат, 1926.

Короленко В. Г., Павловские очерки.

 

Задание. Прочтите «Павловские очерки» В. Г. Короленко. Подумайте, как должен был влиять описанный труд и быт на уровень культурного развития павловских кустарей. Далее подумайте, какие изменения надо бы внести в этот быт и как при изменившемся быте, условиях труда надо бы ставить политпросветработу среди павловских кустарей.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5

О ПРОПАГАНДЕ

 

 

Целевая установка пропаганды — это воспитание масс к революционному миросозерцанию. — Революционное миросозерцание дает учение Маркса. — Знакомство с теорией необходимо рабочим. — Содержание пропаганды. — Формы пропаганды. — Возможности пропаганды в прежнее время и теперь. — Связь пропаганды с учебой. — Значение популяризации. — Показательная пропаганда. Кино как орудие пропаганды.

 

В предыдущих беседах мы говорили об изучении масс и той обстановки, в которой массы живут и действуют. Только близкое знание масс и той обстановки, в которой эти массы живут, дает возможность правильно подойти и к вопросу о пропаганде.

Необходимо приблизить коммунизм к массе. «Коммунизм должен стать доступным рабочим массам, как собственное дело»[98], — писал Владимир Ильич.

Отсюда вытекает задача — «воспитывать массы неуклонно к революционному миросозерцанию и революционному действию»[99].

Эти две задачи — воспитание масс к революционному миросозерцанию и к революционному действию — неразрывно связаны между собой, постоянно перерастают одна в другую, тем не менее первая задача есть главным образом задача пропаганды, вторая — задача агитации.

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета»[100].

Учение Маркса отрицает наличие каких бы то ни было таинственных, непознаваемых сил, оно непримиримо с религией: «Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы»[101].

Но Маркс призывал не только к изучению, к познанию явлений, он призывал изучать их во взаимной связи, изучать их в их развитии, изучать законы этого развития, его материализм — диалектический материализм.

«Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества.  Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм  Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, — из крепостничества, например, вырастает капитализм»[102]

Но нужна ли теория массам? Нужно ли им знать учение Маркса?

Этот вопрос встал со всей остротой в самом конце 90-х годов. Само собой разумеется, что либералы, которые в то время еще не боялись рабочего движения, потому что оно было еще очень слабо, которые иногда даже заигрывали с ним, — считали, что рабочим никаких теорий не нужно, что они слишком темны, чтобы разобраться в теории, что их дело только помогать либералам в их борьбе с правительством. Но не только либералы, а и некоторые из марксистов были в то время склонны думать, что теория рабочим не нужна. В Питере стала выходить нелегальная газета «Рабочая мысль», которая придерживалась этого направления. Один из распропагандированных рабочемысленцами рабочих договорился на страницах «Рабочей мысли» до белых слонов: «Не нужно нам, рабочим, — писал он, — никаких Марксов и Энгельсов: мы, рабочие, сами найдем свой путь».

Ленин вместе с Плехановым и другими повел яростную борьбу с этим презрением к теории. «Без революционной теории не может быть и революционного движения»[103], — писал он тогда (в 1902 г.). И семнадцать лет спустя Владимир Ильич повторял ту же мысль: «Теория марксизма, освещенная ярким светом нового, всемирно-богатого, опыта революционных рабочих, помогла нам понять всю закономерность происходящего. Она поможет борющимся за свержение капиталистического наемного рабства пролетариям всего мира яснее сознать цели своей борьбы, тверже идти по наметившемуся уже пути, вернее и прочнее брать победу и закреплять победу»[104]

Перед политпросветами стоит задача ознакомления масс с основами марксистского миросозерцания.

Необходимо широкое ознакомление масс с науками естественноисторическими. Значение этих наук высоко расценивалось Марксом и Энгельсом. Точно также Герцен в свое время писал: «Без естественных наук нет спасения современному человеку». Писарев не менее высоко расценивал их значение. Естественные науки, по его словам, сообщают человеку трезвость и неподкупность мышления, требовательность по отношению к своим и чужим идеям, силу критики, которые сопровождают этого человека за пределы избранных им наук и кладут свою печать на все его рассуждения и поступки. У масс громадный интерес к этим наукам. Они вырывают почву из-под религиозного миросозерцания и являются лучшей формой антирелигиозной пропаганды.

Необходимо также поднимать систематически интерес к технике. В Англии выходят книжки под названиями «Романтика химии», «Романтика механики», «Романтика земледелия» и т. п., пользующиеся очень большим успехом. Цель их — разбудить интерес к различным отраслям науки, показать достижения, показать перспективы. В стране индустриализирующейся пробуждение такого интереса в широких кругах молодежи прямо необходимо.

Я не стану говорить о необходимости пропаганды основ марксизма, о возможно широком распространении марксистской оценки и исторического прошлого и явлений современности — это основная задача нашей пропаганды.

Формы пропаганды весьма различны.

Пропаганда ведется устно — путем всякого рода бесед, лекций.

Другая форма пропаганды — это пропаганда через печатное слово: через газету, брошюру, книгу.

Третья форма пропаганды — показательная пропаганда: через экскурсию, выставку, музей, кино, инсценировку.

Постановка лекций имеет громадное значение. К сожалению, это дело недостаточно систематически у нас налажено. Теперь оно получило сильный толчок благодаря радио. Через радио можно сделать доступными жителям самой отдаленной, самой глухой деревни лекции лучших лекторов, речи лучших ораторов, лучших популяризаторов. В былое время за пропаганду брались зачастую люди, сами плохо разбирающиеся в вопросах, люди, не умеющие ясно излагать своих мыслей. Понятно, рабочие неохотно слушали таких пропагандистов. Л между тем при отсутствии газет, книжек и брошюр (рабочих и крестьянских газет тогда не было, марксистские брошюры печатались нелегально и ' потому могли иметь очень ограниченное распространение) спрос на устную пропаганду был особенно велик. У партийных организаций не хватало пропагандистов — рабочие были недовольны. Помню, как в 1905 г. к нам заграницу приехала молоденькая агитаторша из Одессы и негодовала: «Рабочие у нас требуют пропаганды, а мы говорим: «Мы можем давать только агитацию!» Вполне понятно, что после событий Девятого января рабочие страстно хотели осмыслить все события, узнать, как борются рабочие других стран, к чему приведет борьба.

Революция 1905 г. раздвинула на время рамки пропагандистских возможностей — появились рабочие газеты, в книжных магазинах появились наскоро переведенные и изданные брошюры Маркса, Энгельса, Бебеля, Цеткин и других социалистов. Все это раскупалось нарасхват. Пропаганда повелась открыто в стенах университетов, различных клубов и т. д. Открылись так называемые «легальные возможности» пропаганды. После 1905 г. правительство вновь старалось загнать пропаганду в подполье, но до конца этого ему не удалось сделать.

Теперь у нас — при рабоче-крестьянской власти — широчайшие возможности пропаганды: к нашим услугам величайшее в мире издательство — Госиздат, в наших руках радио, кино, тысячи пропагандистов, масса помещений. Вопрос теперь в том, чтобы научиться использовать все имеющиеся в наших руках возможности и превратиться в знающий, образованный народ, подняться на небывалую культурную высоту. Мы должны над этой задачей напряженно работать. Образование пока что в нашей стране минимальное, но возможности учиться громадные.

В своей речи на IV конгрессе Коминтерна от 13 ноября 1922 г. Владимир Ильич говорил: «Мы теперь только получили возможность учиться. Я не знаю, как долго эта возможность будет продолжаться. Я не знаю, как долго капиталистические державы предоставят нам возможность спокойно учиться. Но каждый момент, свободный от военной деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы…

Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться»[105].

Несколько месяцев спустя, в статье «Лучше меньше, да лучше» Владимир Ильич опять подчеркивает ту же мысль: «Нам тоже не хватает цивилизации для того, чтобы перейти непосредственно к социализму, хотя мы и имеем для этого политические предпосылки»[106].

Надо отдать себе отчет в том, что широко поставленная пропаганда в нашей стране должна идти рука об руку со школьной учебой и детей, и подростков, и взрослых. Нужно не только ликвидировать безграмотность в стране в возможно более короткий срок, не только осуществить всеобщее обучение детей и подростков — надо покрыть страну густой сетью школ взрослых различного типа. Но обо всем этом будет у нас речь идти особо.

Наряду с поднятием дела учебы, увязывания этого дела с развитием пропаганды необходимо, чтобы пропаганда ориентировалась на уровень знаний, на уровень подготовки масс.

У нас в рабоче-крестьянском государстве, может быть, острее, чем где бы то ни было, стоит вопрос о популярности литературы и о популярности лекций — острее потому, что нам необходимо приблизить знания, приблизить науку к массе.

Что значит писать популярно?

Это значит писать просто, без сложных, запутанных фраз. Это значит употреблять как можно меньше иностранных слов и ученых терминов. Это значит не делать ненужных отступлений, не переполнять книжку массой рассуждений, а деловым образом излагать суть дела. Это значит говорить и писать, иллюстрируя свою мысль примерами.

Очень часто неопытный популяризатор воображает, что книжка станет популярнее, понятнее, если он побольше «вкрутит» туда разных словечек и прибауток. Это не сделает книжку понятнее. Часто бывает и так, что желающий написать популярную книжку начнет приводить такие сравнения, которые не правильны, дает «ради простоты» такие объяснения, которые не правильны с научной точки зрения. Получается не популяризация, а вульгаризация.

Вопрос, как писать популярно, должен быть тщательно разработан. По-настоящему, нужно бы создать при одном из вузов лабораторию популяризации, где молодежь училась бы искусству ясно, четко излагать массам нужные истины, а вместе с молодежью училась бы этому и профессура. Пока что надо бы образовывать с этой целью кружки.

Дело до крайности необходимое.

В заключение остановлюсь на показательной форме пропаганды и особенно на самом могучем орудии пропаганды — кино.

У человека, имеющего постоянно дело с материальными ценностями — у инженера, агронома, рабочего, крестьянина, — складывается особый тип мышления: человек мыслит не столько логическими рассуждениями, сколько живыми образами. Живой образ для такого человека часто убедительнее длинных логических доказательств. Рабочая и крестьянская масса мыслит обычно образами, поэтому так убедительны для нее выставка, музей, инсценировка, картина, кино.

В прежние времена, когда я работала учительницей в воскресной школе, мне постоянно приходилось наблюдать правильность этой точки зрения. Часто бывало так: доказывает естественник — долго говорит, читает лекцию, старается логическими доводами доказать рабочим какую-нибудь естественноисторическую мысль; потом спрашиваешь рабочего, а он говорит: «Да кто их знает? Господа много тут навыдумали, разве им можно верить?» А с другой стороны, приходилось наблюдать следующее: захожу однажды в читальню, вижу почтальона (он обыкновенно приходил по воскресеньям в читальню и брал читать Новый и Ветхий завет), вижу его в полном недоумении. Он начинает говорить вслух: «Вот, — говорит, — какая вещь — ходили на экскурсию, и вы подумайте, гусеница — под цвет сучка, другая — под цвет листьев. И это ученые заметили! Раз они это увидали, значит, и в другом им можно поверить». Для человека длинные рассуждения казались неубедительными — ему казалось, что это только господская выдумка, — но, когда он увидел на живом примере подтверждение сказанного, ему показалось все чрезвычайно убедительным.

В этом отношении с методической стороны уже давно используется метод наглядного показа. Все экскурсии именно на этом и основаны. Всякие опыты, всякие демонстрации идут по той же линии. В том же направлении идут все рисунки, волшебные фонари и т. д., чтобы при помощи наглядности убедить человека.

Наглядная пропаганда и наглядная агитация имеют колоссальнейшее значение, и в этом отношении кино совершенно незаменимо: оно наиболее близко приближает к живому образу, тут не только образ, но живой образ в движении. Каждый из вас знает и наблюдал, какое колоссальное впечатление производит кино. Мне как-то рассказывали о впечатлении от кинокартины, показанной в Сталинградской губернии. Когда в фильме показали Владимира Ильича (говорящим речь), крестьяне повскакали с мест: «Ленин жив, он к нам приехал!» Даваемый кинообраз настолько сливается с живым образом человека, что видящему первый раз кино даже трудно представить себе в первую минуту, что это только изображение в движении, а не сама живая действительность. В этом колоссальнейшая сила кино.

Особенно громадное значение имеет кино для национальностей, которые в культурном отношении до сих пор у нас были чрезвычайно забыты, по отношению к которым царский режим вел такую политику, что чем меньше они будут знать, тем лучше. Мы знаем, какая колоссальная тяга у так называемых «отсталых народностей» ко всем зрелищам. Приходилось наблюдать в Татарской республике (когда она еще называлась Казанской губернией) в 1919 г., какое громадное агитационное значение имели все зрелища, в частности театр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.067 с.)