Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи полевой практикиСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Методические указания
к полевой практике для студентов 2 курса бакалавриата биологического факультета по специальности «Биология» и «Экология и природопользование» Уфа РИЦ БашГУ 2016 Печатается по решению кафедры физиологии человека и зоологии биологического факультета. Протокол заседания кафедры № 8 от 29.02.2016 г.
Составители: к.б.н., доц. А.Г. Яковлев, асс. А.М. Шевченко.
Методические указания к полевой практике по зоологии позвоночных для студентов 2 курса бакалавриата биологического факультета специальностей «Биология» и «Экология и природопользование». Содержание Цели и задачи полевой практики…………………………………………….4 Техника безопасности на экскурсиях………………………………………..4 Правила поведения студентов на экскурсии………………………………..5 Оборудование…………………………………………………………………6 Работа на экскурсии…………………………………………………………..6 Полевой дневник…………………………………………………………..6 Изучение позвоночных животных различных классов…………………7 Рыбы……………………………………………………………………7 Земноводные…………………………………………………………...8 Пресмыкающиеся…………………………………………………….10 Птицы...……………………………………………………………….10 Млекопитающие……………………………………………………...12 Лабораторная обработка материалов………………………………………13 Хронологический дневник………………………………………………13 Методики учетов численности………………………………………….14 Земноводные и пресмыкающиеся…………………………………..14 Птицы…………………………………………………………………14 Млекопитающие……………………………………………………...15 Самостоятельная работа по теме…………………………………………...15 Зачёт…………………………………………………………………………..16 Список видов позвоночных…………………………………………………17 Рекомендуемая литература и ресурсы интернета…………………………26
Цели и задачи полевой практики Цель. Изучение фауны, населения и экологии позвоночных животных различных биотопов. Задачи: · Научиться производить наблюдения за позвоночными животными в полевых условиях; · Научиться определять позвоночных животных в полевых условиях;
· Ознакомиться с фауной позвоночных животных своего региона; · Ознакомиться с основными методами полевых зоологических исследований позвоночных животных; · Ознакомиться с лабораторными методами обработки собранного на экскурсиях материала по позвоночным животным.
Техника безопасности на экскурсиях · Одежда должна защищать от кровососущих насекомых и клещей, предохранять от охлаждения, перегревания и не стеснять движение (летний полевой костюм, брюки из плотной ткани, штормовки). Одежда не должна быть ярких и контрастных раскрасок. Желателен зеленый, серый, коричневый цвет тканей. · Обувь должна быть удобной, разношенной и защищать ноги от травм, укусов змей и воды (резиновые сапоги, высокие ботинки). · Обязательно наличие головного убора. · На открытые части тела (лицо, руки), а также на одежду допускается применение репеллентов против кровососущих насекомых и клещей. · В случае укуса клеща немедленно сообщить об этом преподавателю. · Во избежание укусов змей и других подобных неприятностей, особенно при движении в высокой траве, необходимо внимательно смотреть под ноги. Не следует залезать руками в такие места, где их невозможно видеть (под камни, пни или брёвна, в норы животных и т.д.). · Руки должны быть свободны при движении по склонам, кустарнику. Для переноса оборудования и личных вещей использовать рюкзаки или сумки с ремнем через плечо. · Запрещается употребление пищи, курение. Воду для питья можно употреблять только взятую с собой, а не из естественных источников и водоемов. · Запрещается самовольно удаляться с экскурсии. В случае таковой надобности необходимо согласование с преподавателем. Правила поведения студентов на экскурсии · На экскурсии студенты не должны выходить вперед от преподавателя. · Группа должна соблюдать тишину и не утрачивать внимания. · Нельзя издавать громкие звуки и делать резкие движения. Посторонние разговоры недопустимы. · На экскурсии не отставать от группы. Необходимо всегда быть в зоне видимости у преподавателя.
Оборудование Индивидуальное Блокнот, карандаш, ручка, стирательная резинка, линейка, мерная лента, фотоаппарат (телефон с камерой), диктофон (телефон с плеером и диктофоном), бинокль, резиновые перчатки, тетрадь 48 листов.
Групповое Емкости для сбора следов жизнедеятельности и остатков позвоночных животных, гидробиологический сачок для отлова земноводных, весы с разновесами, мешки из х/б ткани разного размера для сбора и взвешивания живых земноводных и пресмыкающихся, этиловый спирт, марлевые салфетки, рыболовные снасти (например, поплавочная удочка), саперная лопатка, литературные руководства и определители (см. список рекомендуемой литературы). Работа на экскурсии Полевой дневник Для полевого дневника используется блокнот карманного размера. Записи производятся только на экскурсии простым карандашом. На каждой экскурсии в полевом дневнике обязательно записываются следующие пункты.
Рыбы Цель. Установить видовой состав, население и экологический тип ихтиофауны водоемов и водотоков, посещенных на полевой практике. Ход работы.
Рис. 1. Схема наиболее употребительных стандартных промеров рыб (Правдин, 1966). Обозначения: L – полная длина тела; ls – длина по Смитту; l – длина тела без учета длины хвостового плавника (до конца чешуйного покрова); C – длина головы; Ch – высота головы; H – наибольшая высота тела; h – высота хвостового стебля (наименьшая высота тела); AD – антедорсальное расстояние; PD – постдорсальное расстояние; Cl – длина хвостового отдела. Рис. 2. Места взятия проб чешуи у рыбы (показаны пунктиром). Земноводные Цель. Установить видовой состав и население земноводных в различных биотопах. Ход работы.
Рис. 3. Схема промеров лягушки (Банников и др., 1977). Пресмыкающиеся Цель. Установить видовой состав и население пресмыкающихся в различных биотопах.
Ход работы.
Птицы Цель. Установить видовой состав и население птиц в различных биотопах. Ход работы.
Рис. 4. Схема участков оперения и частей тела птиц (Карташов и др.,2004). Рис. 5. Схема промеров птичьего гнезда: 1 – наружный диаметр гнезда; 2 – диаметр лотка (внутренний диаметр гнезда); 3 – высота гнезда; 4 – глубина лотка. Млекопитающие Цель. Установить видовой состав и население млекопитающих в различных биотопах. Ход работы. 1. Описать и определить каждое встреченное млекопитающее. 2. Описать особенности поведения встреченного млекопитающего и биотоп, где произошла встреча. 3. Описать и сфотографировать следы жизнедеятельности млекопитающих. Рис. 6. Промеры тела мелких млекопитающих: 1 - длина тела (L.), от конца морды до анального отверстия; 2 – длина хвоста (С.), от анального отверстия до конца хвоста без концевых волос; 3 – длина задней ступни (Pl.); 4 – высота уха (Au.) (по: D.Macdonald, P.Barrett, 1993). Хронологический дневник В хронологический дневник в хронологическом порядке переносятся и дополняются данные из полевого дневника.
1. Схема маршрута экскурсии выполняется на карте (космоснимке) местности, взятой из интернета, рассчитывается точная протяженность маршрута. 2. Дается описание обследованных биотопов. 3. Для каждого встреченного вида позвоночного животного (следов жизнедеятельности) приводится систематическое положение, русское и латинское название, описание внешнего строения и биологии. 4. Приводятся данные по морфологическим промерам и расчеты относительной и абсолютной численности, по данным учетов.
5. В конце описаний каждой экскурсии приводятся выводы по результатам наблюдений позвоночных животных в различных биотопах. Методики учетов численности Задача количественного учета позвоночных животных состоит в получении данных о численности особей на исследуемой территории или в получении данных о соотношении численности основных видов. Учет численности проводится на площадках, имеющих форму квадрата, или учетных лентах, а затем производится перерасчет на 1 га (для мелких животных) или на 10 га (для крупных животных). Точность будет зависеть от однообразия биотопа, характера распределения животных и особенностей экологии вида. Земноводные и пресмыкающиеся Методика учета численности земноводных и рептилий сводится к тому, что на каждой обычной экскурсии отмечаются все особи, встреченные в различных биотопах, для каждого вида в отдельности. По окончании работ эти данные суммируются. Следует отметить, что более точные данные можно получить, если проводить учеты на постоянном маршруте. Учеты всегда проводятся в часы наибольшей активности животных, так как эта группа животных реагирует на изменение температуры и влажность. Постоянно связанных с водоемом земноводных учитывают, как правило, на учетных площадках, заложенных на берегу или в водоеме. Границу площадок желательно отметить колышками. Общий размер площадки – 25 м2. Количество наблюдений в зависимости от требуемой точности должно быть не менее 5 – 10 раз. При линейном способе учета земноводных выбирается маршрут в 1 – 2 км, ящериц и змей – 4–6 км. Ширину учетной ленты выбирают в зависимости от характера биотопа: много растительности – 2 – 3 м; на оголенной земле – до 10 м. В случае высокой численности животных необходимо четко ограничивать ширину учетного маршрута при помощи веревок, которые несут 2 счетчика. Птицы Количественный учет птиц проводится главным образом маршрутным методом. Наблюдатель подсчитывает всех встреченных в полосе учета птиц по голосу или внешности. Учетные маршруты желательно прокладывать по тропам или узким дорогам (важно в гнездовый период). Протяженность маршрута в лесу составляет 500 – 1000 м; на открытой местности (поле, луга) 2 – 3 км. Ширина учетной ленты – 30-50 м в лесу и может быть больше в открытых ландшафтах. Ширину ленты определяют на глаз (не следует включать птиц, находящихся за пределами учетной полосы), учет проводят предпочтительно ранним утром. При учетах птиц в гнездовой период учет ведется по голосам. Условно принимается, что каждый поющий самец представляет пару птиц. Кроме поющих самцов необходимо учитывать и самок по позывным крикам и обозначать условными знаками. Для получения достоверных данных учеты птиц на маршрутах проводят не менее 10 раз. В гнездовый период количественный учет птиц может проводиться на учетных площадках в 1 га (100 х 100 м). Составив план площадки и её описание, нужно найти все гнезда и нанести их на план, при этом отмечают всех птиц, залетающих на пробную площадку за кормом.
Млекопитающие Количественный учет млекопитающих проводится методом подсчета нор грызунов (или на маршруте, или на площадке). Длина маршрута – 2 – 10 км, ширина учетной ленты – 2 – 4 м. Важно различать при подсчетах обитаемые и покинутые норы. Лучше производить прикопку нор и подсчитывать количество открывшихся входных отверстий. На площадках учет нор производится так же, но размер площадок 100 –250 м2. Форма площадки может быть разной: квадрат, прямоугольник, круг.
Самостоятельная работа по теме Примеры тем для самостоятельной работы: 1. Фауна рыб среднего течения р. Белая в окрестностях спортлагеря «Нагаево». 2. Фауна амфибий и рептилий поймы р. Белая в окрестностях спортлагеря «Нагаево». 3. Фауна птиц побережья р. Белая. 4. Фауна птиц пойменных лугов. 5. Фауна птиц смешанного и широколиственного леса. 6. Фауна птиц урбанизированных ландшафтов. 7. Фауна птиц городских парков г. Уфы. 8. Фауна птиц пригородных лесов г. Уфы. 9. Фауна млекопитающих окрестностей спортлагеря «Нагаево». Зачёт Для получения зачета по полевой практике необходимо следующее: 1. Представить полевой дневник, с записями наблюдений, сделанными непосредственно на экскурсии и во время самостоятельной работы. 2. Представить полностью заполненный хронологический дневник. 3. Сдать полевой зачет по определению и характеристике позвоночных животных. 4. Представить отчет (в виде презентации или в текстовой форме) по теме самостоятельной работы на полевой практике (один на звено из 4 – 5 студентов). 5. Знать русские и латинские названия широко распространенных позвоночных животных (см. список видов позвоночных). Список видов позвоночных Отряд Чешуйчатые – Squamata 2. Ломкая веретеница – Anguis fragilis* 3. Прыткая ящерица – Lacerta agilis 4. Живородящая ящерица – Zootoca vivipara 5. Серый уж, медянка – Coronella austriaca 6. Узорчатый полоз – Elaphe dione 7. Обыкновенный уж – Natrix natrix 8. Водяной уж – Natrix tesselata* 9. Обыкновенная гадюка – Vipera berus 10. Степная гадюка – Vipera ursini*
Класс Птицы – Aves Подкласс Звери – Theria Отряд Грызуны – Rodentia 11. Сурок-байбак – Marmota bobac 12. Белка – Sciurus vulgaris 13. Большой, или рыжеватый суслик – Spermophilus major 14. Бобр – Castor fiber 15. Полевая мышь – Apodemus agrarius 16. Лесная мышь – Apodemus sylvaticus 17. Водяная полёвка (крыса) – Arvicola terrestris 18. Обыкновенная полёвка – Microtus arvalis 19. Домовая мышь – Mus musculus 20. Ондатра – Ondatra zibethica 21. Серая крыса – Rattus norvegicus
Отряд Хищные – Carnivora 22. Волк – Canis lupus 23. Лисица – Vulpes vulpes 24. Бурый медведь – Ursus arctos 25. Лесная куница – Martes martes 26. Барсук – Meles meles 27. Горностай – Mustela erminea 28. Светлый (степной) хорёк – Mustela eversmanni 29. Тёмный (лесной) хорёк – Mustela putorius* 30. Европейская норка – Mustela lutreola* 31. Американская норка – Mustela vison 32. Ласка – Mustela nivalis 33. Колонок – Mustela sibirica 34. Рысь – Lynx lynx
Рыбы 1. Анисимова И.М., Лавровский В.В. Ихтиология: Учеб. пособие для с.-х. вузов. – М.: Высш. школа, 1983. – 255 с. 2. Атлас пресноводных рыб России: в 2 т. / Под ред. Ю.С. Решетникова. – М.: Наука, 2003. – Т. 1 – 379 с., Т. 2 – 253 с. 3. Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССР. – М.: Просвещение, 1977. – 238 с. 4. Дьяченко И.П. Рыбы и рыбные ресурсы Башкортостана: учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 152 с. 5. Определитель рыб бассейна Средней Камы: Методическое пособие для учебной практики «Биоразнообразие и экология позвоночных» / Пермский ун-т. Сост. Е.А. Зиновьев, С.А. Мандрица, М.А. Бакланов. – Пермь, 2004. – 31 с. Птицы 1. Баянов М.Г., Маматов А.Ф. Птицы Южного Урала. – Уфа: Китап, 2009. – 376 с. 2. Валуев В.А. Полевой определитель куликов и гусеобразных Восточной Европы и Урала в полёте: Пособие для полевой практики по зоологии позвоночных. – 2-е изд., доп. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 60 с. 3. Валуев В.А. Полевой определитель птиц Восточной Европы и Урала (кроме отрядов Буревестникообразные и Воробьеобразные). – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2009. – 224 с. 4. Валуев В.А. Экология птиц Башкортостана (1811 – 2008). – Уфа: Гилем, 2008. – 708 с. 5. Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: «Наука», 1978. – 560 с. 6. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 4. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – 296 с. 7. Михеев А.В. Определитель птичьих гнёзд. Учеб. Пособие для студентов биол. Специальностей пед. ин-тов. Изд 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975. – 171 с. 8. Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: Справочник-определитель. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001 – 608 с. 9. Флинт В.Е. и др. Птицы Европейской России. Полевой определитель. – М.: Союз охраны птиц России; Алгоритм, 2001. – 224 с. Млекопитающие 1. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. – М.: Вече, 2007. – 592 с. 2. Долейш К. Следы зверей и птиц. – М.: Агропромиздат, 1987. – 224 с. 3. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999. – 128 с. 4. Павлинов И.Я. Природа России: жизнь животных. Млекопитающие (часть 1). – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 608 с. 5. Павлинов И.Я. Природа России: жизнь животных. Млекопитающие (часть 2). – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 624 с. 6. Павлинов И.Я., Крускоп С.В., Варшавский А.А., Борисенко А.В. Наземные звери России. Справочник-определитель. – М.: изд-во КМК,2002. – 298 с. 7. Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – М.: Лесная промышленность, 1981. – 160 с. 8. Формозов А.Н. Спутник следопыта / Изд. 7-е, доп. – М.: КомКнига, 2006. – 368 с. Интернет-ресурсы Бесплатная электронная биологическая библиотека: http://zoomet.ru/ Животный мир России: http://naturall.ru/ Красная Книга Российской Федерации: http://www.sevin.ru/redbooksevin/ Красная книга Южного Урала: http://www.redbook.ru/ Мир животных: http://www.theanimalworld.ru/ Позвоночные животные России (информационно-поисковая система): http://www.sevin.ru/vertebrates/ Птицы России: http://ptici.info/ Рыбы: http://fish-collection.com/ Фундаментальная электронная библиотека «Флора и фауна»: http://ashipunov.info/shipunov/school/sch-ru.htm Экологический центр «Экосистема»: http://www.ecosystema.ru/ Электронная научная библиотека: http://elibrary.ru/ Энциклопедия рыб: http://fish-book.ru/
ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Методические указания
к полевой практике для студентов 2 курса бакалавриата биологического факультета по специальности «Биология» и «Экология и природопользование» Уфа РИЦ БашГУ 2016 Печатается по решению кафедры физиологии человека и зоологии биологического факультета. Протокол заседания кафедры № 8 от 29.02.2016 г.
Составители: к.б.н., доц. А.Г. Яковлев, асс. А.М. Шевченко.
Методические указания к полевой практике по зоологии позвоночных для студентов 2 курса бакалавриата биологического факультета специальностей «Биология» и «Экология и природопользование». Содержание Цели и задачи полевой практики…………………………………………….4 Техника безопасности на экскурсиях………………………………………..4 Правила поведения студентов на экскурсии………………………………..5 Оборудование…………………………………………………………………6 Работа на экскурсии…………………………………………………………..6 Полевой дневник…………………………………………………………..6 Изучение позвоночных животных различных классов…………………7 Рыбы……………………………………………………………………7 Земноводные…………………………………………………………...8 Пресмыкающиеся…………………………………………………….10 Птицы...……………………………………………………………….10 Млекопитающие……………………………………………………...12 Лабораторная обработка материалов………………………………………13 Хронологический дневник………………………………………………13 Методики учетов численности………………………………………….14 Земноводные и пресмыкающиеся…………………………………..14 Птицы…………………………………………………………………14 Млекопитающие……………………………………………………...15 Самостоятельная работа по теме…………………………………………...15 Зачёт…………………………………………………………………………..16 Список видов позвоночных…………………………………………………17 Рекомендуемая литература и ресурсы интернета…………………………26
Цели и задачи полевой практики Цель. Изучение фауны, населения и экологии позвоночных животных различных биотопов. Задачи: · Научиться производить наблюдения за позвоночными животными в полевых условиях; · Научиться определять позвоночных животных в полевых условиях; · Ознакомиться с фауной позвоночных животных своего региона; · Ознакомиться с основными методами полевых зоологических исследований позвоночных животных; · Ознакомиться с лабораторными методами обработки собранного на экскурсиях материала по позвоночным животным.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.156 с.) |