Техника безопасности на экскурсиях



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника безопасности на экскурсиях



· Одежда должна защищать от кровососущих насекомых и клещей, предохранять от охлаждения, перегревания и не стеснять движение (летний полевой костюм, брюки из плотной ткани, штормовки). Одежда не должна быть ярких и контрастных раскрасок. Желателен зеленый, серый, коричневый цвет тканей.

· Обувь должна быть удобной, разношенной и защищать ноги от травм, укусов змей и воды (резиновые сапоги, высокие ботинки).

· Обязательно наличие головного убора.

· На открытые части тела (лицо, руки), а также на одежду допускается применение репеллентов против кровососущих насекомых и клещей.

· В случае укуса клеща немедленно сообщить об этом преподавателю.

· Во избежание укусов змей и других подобных неприятностей, особенно при движении в высокой траве, необходимо внимательно смотреть под ноги. Не следует залезать руками в такие места, где их невозможно видеть (под камни, пни или брёвна, в норы животных и т.д.).

· Руки должны быть свободны при движении по склонам, кустарнику. Для переноса оборудования и личных вещей использовать рюкзаки или сумки с ремнем через плечо.

· Запрещается употребление пищи, курение. Воду для питья можно употреблять только взятую с собой, а не из естественных источников и водоемов.

· Запрещается самовольно удаляться с экскурсии. В случае таковой надобности необходимо согласование с преподавателем.

Правила поведения студентов на экскурсии

· На экскурсии студенты не должны выходить вперед от преподавателя.

· Группа должна соблюдать тишину и не утрачивать внимания.

· Нельзя издавать громкие звуки и делать резкие движения. Посторонние разговоры недопустимы.

· На экскурсии не отставать от группы. Необходимо всегда быть в зоне видимости у преподавателя.

 

Оборудование

Индивидуальное

Блокнот, карандаш, ручка, стирательная резинка, линейка, мерная лента, фотоаппарат (телефон с камерой), диктофон (телефон с плеером и диктофоном), бинокль, резиновые перчатки, тетрадь 48 листов.

Групповое

Емкости для сбора следов жизнедеятельности и остатков позвоночных животных, гидробиологический сачок для отлова земноводных, весы с разновесами, мешки из х/б ткани разного размера для сбора и взвешивания живых земноводных и пресмыкающихся, этиловый спирт, марлевые салфетки, рыболовные снасти (например, поплавочная удочка), саперная лопатка, литературные руководства и определители (см. список рекомендуемой литературы).

Работа на экскурсии

Полевой дневник

Для полевого дневника используется блокнот карманного размера. Записи производятся только на экскурсии простым карандашом. На каждой экскурсии в полевом дневнике обязательно записываются следующие пункты.

  1. Дата.
  2. Место проведения экскурсии.
  3. Время начала экскурсии.
  4. Погодные условия (температура воздуха, облачность, осадки, атмосферное давление, направление и скорость ветра).
  5. Описание биотопов, через которые проходит маршрут экскурсии (рельеф, увлажненность, растительность, ярусность).
  6. По мере продвижения по маршруту составляется схема маршрута.
  7. В дневнике записываются все встречи позвоночных животных и следов их жизнедеятельности, определительные признаки, особенности поведения. Точки встреч позвоночных отмечаются на схеме маршрута.
  8. В конце экскурсии записывается время окончания экскурсии.

Изучение позвоночных животных различных классов

Рыбы

Цель. Установить видовой состав, население и экологический тип ихтиофауны водоемов и водотоков, посещенных на полевой практике.

Ход работы.

  1. Визуальное наблюдение и определение рыб в водоеме.
  2. Опрос рыбаков и фотографирование их уловов. Установить виды рыб, которые есть у рыбаков и виды, которые, по словам рыбаков, встречаются в водоеме, а также примерное соотношение видов и их размеры в уловах.
  3. Самостоятельный отлов рыб с помощью рыболовных снастей.
  4. Определение видов рыб.
  5. Для каждой особи определить пол.
  6. Взвесить отловленных рыб.
  7. Сделать промеры (см. рис. 1).
  8. Взять пробу чешуи для определения возраста (рис. 2).

Рис. 1. Схема наиболее употребительных стандартных промеров рыб (Правдин, 1966).

Обозначения: L – полная длина тела; ls – длина по Смитту; l – длина тела без учета длины хвостового плавника (до конца чешуйного покрова); C – длина головы; Ch – высота головы; H – наибольшая высота тела; h – высота хвостового стебля (наименьшая высота тела); AD – антедорсальное расстояние; PD – постдорсальное расстояние; Cl – длина хвостового отдела.

Рис. 2. Места взятия проб чешуи у рыбы (показаны пунктиром).

Земноводные

Цель. Установить видовой состав и население земноводных в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать внешнее строение и определить встреченных на экскурсии земноводных.
  2. Описать биотоп, где встречены земноводные.
  3. Провести учет численности земноводных (по береговой линии, если около водоема, и общий для биотопа).
  4. Отловить земноводных.
  5. Для каждой особи определить пол и возраст.
  6. Каждую особь взвесить и произвести морфологические промеры (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема промеров лягушки (Банников и др., 1977).

Пресмыкающиеся

Цель. Установить видовой состав и население пресмыкающихся в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать и определить встреченных на экскурсии пресмыкающихся.
  2. Описать биотоп, где встречены пресмыкающиеся.
  3. Провести учет численности пресмыкающихся.
  4. Отловить пресмыкающихся.
  5. Для каждой особи определить пол, возраст, каждую особь взвесить и произвести морфологические промеры:

Птицы

Цель. Установить видовой состав и население птиц в различных биотопах.

Ход работы.

  1. Описать облик каждого встреченного вида птицы по следующей схеме: размеры, окраска оперения на разных частях тела птицы, особенности строения клюва, крыльев, хвоста (рис. 4).
  2. Описать место наблюдения и особенности поведения птиц.
  3. Для стайных птиц установить количество.
  4. Для каждой наблюдаемой птицы записать расстояние, на котором птица находилась в момент ее наблюдения.
  5. Для видов, которые определенны по голосу, записать примерное расстояние.
  6. Описать, сфотографировать и промерить встреченные гнезда (рис. 5).

Рис. 4. Схема участков оперения и частей тела птиц (Карташов и др.,2004).

Рис. 5. Схема промеров птичьего гнезда: 1 – наружный диаметр гнезда; 2 – диаметр лотка (внутренний диаметр гнезда); 3 – высота гнезда; 4 – глубина лотка.

Млекопитающие

Цель. Установить видовой состав и население млекопитающих в различных биотопах.

Ход работы.

1. Описать и определить каждое встреченное млекопитающее.

2. Описать особенности поведения встреченного млекопитающего и биотоп, где произошла встреча.

3. Описать и сфотографировать следы жизнедеятельности млекопитающих.

Рис. 6. Промеры тела мелких млекопитающих: 1 - длина тела (L.), от конца морды до анального отверстия; 2 – длина хвоста (С.), от анального отверстия до конца хвоста без концевых волос; 3 – длина задней ступни (Pl.); 4 – высота уха (Au.) (по: D.Macdonald, P.Barrett, 1993).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)