Донецкой народной республики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики



Донецкой народной республики

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине

«ДЕМОГРАФИЯ»

направление подготовки:

39.03.0 1 Социология

                            37.03.01. «Психология»

Макеевка – 2017 г.

 

УДК 314

М 54

 

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» (для студентов подготовки 39.03.01 Социология, 37.03.01 Психология) / Составители Зыбцев В.Н. - Макеевка, ДонАГРА, 2017г. - 16 С.

 

Методические рекомендации для проведения семинарских  занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» рассмотрены на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»

 

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

 

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» утверждены на заседании ПМК кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»

 

 

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

 

Составители к.ф.н., доцент В.Н.Зыбцев

 

 

ÓДонАГРА, 2017 год


                                         Темы семинарских занятий

 

ТЕМА 1.ДЕМОГРАФИЯ КАК НАУКА.

 

План.

 

1. Предмет демографии.

2. Задание демографии.

3. Методы исследования в демографии.

 4. Отрасли демографии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается актуальность изучения научных основ демографии?

2. Какие существуют точки зрения на предмет демографии? Какая из них есть, по Вашему мнению, более обоснованной? Аргументируйте свой ответ.

3. Охарактеризуйте место демографии в системе социальных и гуманитарных наук.

4. Какой является структура системы знаний о народонаселении?

5. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия:

а) демографические процесс, событие, явление, обстановка (ситуация);

б) когорта и генерация (поколение);

в) демографические поведение и установка;

г) старение населения "сверху" и "снизу"?

6. Какие методы исследования используются в демографии?

 

Темы рефератов и докладов

1. Место демографии в системе общественно-гуманитарных наук.

2. Структура системы демографических наук.

3. Функции демографии  и ее роль в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества.

4. Актуальность демографических знаний в условиях современного украинского общества.

5. Демография и социология как смежные науки.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

План

 

1. Формирование демографической мысли в России и Украине в ХVІІІ ст.

2. Развитие демографической мысли в России и Украине в ХІХ- нач. ХХ ст.

3. Демографическая наука в России и Украине в советский период.

4. Современное состояние и перспективы развития демографии в России и Украине.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Роль М. Максимовича и М. Шпилевского в становлении отечественной демографии.

2. Перечислите главные достижения ранней  демографической мысли в России и Украине в ХVІІІ ст.

3. Дайте характеристику основных демографических школ и направлений в России и Украине в ХІХ - нач. ХХ ст.

4. Какие особенности развития демографии в России и Украине в советский период?

5. С            какими              сложностями                  в                 своей   деятельности сталкивались советские демографы?

Темы рефератов и докладов

1. Зарождение демографической мысли в России и Украине в ХVІІІ ст.

2. Достижение российской и украинской демографии в 20-30-х годах ХХ ст.

3. Демографические исследования в России и Украине в 1960-1990-х годах.

4. Современные демографические исследования в России и Украине: основные направления и достижения.

5. Ранний этап развития зарубежной демографической мысли в ХVІІІ -ХІХ ст.

6. История зарубежной демографии в ХХ ст.

7. Современное состояние зарубежной демографии.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие разновидности источников демографической информации Вам известные?

2.                В чем сильные и слабые стороны каждого из них? Сложите таблицу позитивных и негативных качеств источников демографической информации?

3. Как изменялись методология и методика проведения переписей населения на разных исторических этапах?

4. Какие задания и особенности проведения пробных переписей, микро переписей и обследований населения? В чем их подобие и отличие по сравнению с переписями населения?

5. В чем особенности регистров населения?

 

Темы рефератов и докладов

1. Первичные и вторичные источники демографической информации: сравнительный анализ.

2. История проведения переписей населения в России и Украине

3. Современная методология проведения переписей населения.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

 

 


3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

ПЛАН

1. Численность населения.

2. Демографическая структура населения.

3.Демографичесоке старение населения.

4.Влияние рождаемости и смертности на численность населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что отражает показатель численности населения?

2. Определите понятие «демографической структуры населения».

3. Что такое страрение населения?

4. Какие тенденции характерны для численности населения развитых стран мира?

5. В чем проявляется влияние рождаемости и смертности на численность населения?

 

Темы рефератов и докладов

1. Модификации концепций демографического перехода.

2. Демографический переход и динамика народонаселения в развитых странах и странах, которые развиваются.

3. Демографический взрыв: причины и последствия.

4. Старение населения как объективный, исторически обусловленный процесс.

5. Современный тип воссоздания населения в России и Украине и западных развитых странах.

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

 

План

1. Разные теоретические подходы к объяснению процессов воспроизводсто населения.

2. Исторические типы воспроизводсто населения.

3. Демографические революции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание основных концепций демографического перехода.

2. Характерные черты трех исторических типов воссоздания населения

(архетип, традиционный и современный типы).

3. Какое содержание понятий "демографический взрыв" и "демографическая революция"?

4. Почему старение населения считается объективным процессом?

5. Как соотносятся понятия "тип и режим воссоздания населения"?

 

Темы рефератов и докладов

1. Модификации концепций демографического перехода.

2. Демографический переход и динамика народонаселения в развитых странах и странах, которые развиваются.

3. Демографический взрыв: причины и последствия.

4. Старение населения как объективный, исторически обусловленный процесс.

5. Современный тип воссоздания населения в России и Украине и западных развитых странах.

Литература

Основная

4. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

5. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

6. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

6. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

7. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

8. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

9. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

10.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

План.

 

1. Два основных подхода  к   анализу факторов рождаемости         - поведенческий и структурный.

2. Репродуктивное поведение населения.

3. Измерение рождаемости в демографии. Показатели рождаемости для условной и реальной генерации.

4. Динамика и факторы рождаемости в России и Украине.

 

Вопросы для самоконтроля

1.    Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) фертильность, рождаемость, производительность брака; б) репродуктивны поведение, мотивация, установка?

2.    В чем разница между понятиями: бездетность, инфертильность, стерильность?

3.    Что такое дифференцированная рождаемость?

4.    Что показывает индекс детности?

5.    Как измеряется рождаемость в демографии?

6.    Какие наблюдаются изменения в процессах рождаемости и в репродуктивном поведении населения современной России и Украины в течение последних 10-15 лет?

 

Темы рефератов и докладов

1. Потребность в детях как социальная потребность личности.

2. Структура социальнонормативной регуляции репродуктивного поведения в историческом контексте.

3. Планирование семьи и мировой демографический взрыв.

4. Динамика рождаемости в России и Украине в 2-й пол. ХХ ст.

5. Факторы снижения рождаемости в современной России и Украине.

6. Повышение рождаемости в России и Украине как главная цель демографической политики государства.

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.


 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j


Темы рефератов и докладов

 

1. Смертность и продолжительность жизни населения постсоветской Украины (1991-2004 гг.).

2. Дифференцированная смертность в современной России и Украине.

3. Процесс перехода к современному типу смертности в историческом ракурсе.

1. Условия и пути повышения продолжительности жизни и снижения смертности в современной России и Украине: политико-демографический анализ.

 

План


 

1. Понятие смертности.

2. Эпидемиологический переход.



 

3. Факторы, которые влияют на смертность.

4. Показатели смертности.

5. Динамика смертности в России и Украине.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Экзогенные и эндогенные причины смертности.

2. В чем сущность и причины перехода от традиционного к современному типу смертности?

3. Что такое дифференцированная смертность?

4. Какими методами измеряется смертность в демографии?

5. Какие показатели,     которые характеризуют продолжительность жизни, используются в современной демографии?

6. Какие показатели содержит таблица смертности? В чем смысл и значение этих показателей?

7. Как изменялась смертность и продолжительность жизни в России и Украине в течение ХХ ст.?

 


Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

ТЕМА 8: БРАК И СЕМЬЯ

 План

1. Показатели брака и брачных отношений в демографии.

2. Прекращение брака.

3. Динамика брака в России и Украине в ХХ ст.

4. Основные тенденции и факторы развития семейно-брачных отношений в России и Украине в течение последнего десятилетия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) брак, брачность, брачное состояние; б) брачный рынок, брачный круг, брачный выбор?

2. Какие наблюдаются изменения в брачном поведении людей в процессе перехода к современному типу воссоздания населения?

3. Какая существует связь процессов развода и вдовствует с другими демографическими процессами?

4. Охарактеризуйте разные типы семьи и семейных организаций.

5. Дайте характеристику    главным    процессам, которые влияют     на демографическое развитие семьи.

6. С помощью каких методов и показателей анализируется брачность в демографии?

7. Проследите основные тенденции в динамике брачности в России и Украине в течение ХХ ст.

Темы рефератов и докладов

1. Динамика брака и разводов в современной России и Украине.

2. Социальные факторы и процессы, которые влияют на уровень брачности.

3. Функции современной семьи.

4. Стабильность современной семьи как социальная проблема.

5. Проблемы современной российской и украинской семьи: социально-демографический анализ.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

ТЕМА 9: МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

 

План

1. Измерение миграций населения в демографии.

2. Динамика миграций в России и Украине.

3. Процесс урбанизации: основные причины и последствия.

4. Современные закономерности и тенденции мировых миграций.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация миграций.

2. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) миграционные потоки и когорты; б) миграционные поведение, установка, мотивация; в) приживаемость новоселов, адаптация и поселение переселенцев.

3. Что такое дифференцированная миграция? Дайте ее анализ на примерах России и Украины.

4. Как измеряются миграции в демографии?

5. Охарактеризуйте миграционные процессы в современной России и Украине.

 

Темы рефератов и докладов

1. Миграционная подвижность населения современной России и Украины: причины и последствия.


2. "Отлив мозга" из постсоветской России и Украины: "за" и "против".

3. Мировые миграционные процессы.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда : учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

ВОПРОС ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

1. Какие существуют точки зрения на предмет демографии? Какая из них, по Вашему, является более обоснованной? Аргументируйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте место демографии в системе социальных и гуманитарных наук.

3. Функции демографии и ее роль в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества.

4. Структура системы знаний о народонаселении.

5. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: демографический процесс, демографическое событие, демографическое явление, демографическое состояние и демографическая ситуация? Приведите примеры.

6. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) когорта       и поколение (генерация), б) демографическое поведение и демографическая установка? Приведите примеры.

7. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) динамический и статичный оптимум населения, б) старения населения сверху и старение снизу? Приведите примеры.

8. Дайте характеристику основным разновидностям движения населения.

9. Сложите классификацию источников демографической информации.

10.Как изменялись методология и методика проведения переписей населения на разных исторических этапах? Охарактеризуйте современную методологию и методику проведения переписей населения.

11.Какие задачи и особенности переписей попыток, микропереписей и выборочных обследований населения? Сравните их с переписями населения.

12.Дайте характеристику поперечному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны.

13.Дайте характеристику продольному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны.

14.Какие ограничение использования продольного и поперечного анализа при изучении демографических процессов?

15.Что такое реальная и гипотетическая генерация? Как эти понятия используются в демографическом анализе?

16.В чем Вы видите методологические проблемы, а также преимущества и недостатки использования социологических методов в демографическом анализе?

17.Начертите структурно-логическую схему "Место демографии в системе современных научных знаний", на которой покажите связь демографии из

общеметодологическими науками, конкретными научными дисциплинами и со смежными науками. На примере изучения конкретной демографической проблемы покажите подобие и отличие в методологических подходах между демографией и смежными науками. Как смежные науки могут помочь демографам лучше понять и объяснить данную демографическую проблему?


18.Что такое урбанизация? Какие ее причины и следствия? Какую роль она играет в современном мире?

19.Как измеряется рождаемость в современной демографии? В чем

преимущества и недостатки использования того или другого коэффициента рождаемости?

20.Как рассматривается смертность в демографическом аспекте?

21.Охарактеризуйте экзогенные и эндогенные причины смертности. В чем заключается переход к современному типу смертности?

22.Что такое дифференцированная смертность? Как измеряется смертность в демографии?

23.Какие показатели, которые характеризуют продолжительность жизни, используются в современной демографии? Какие преимущества и недостатки каждого из них?

24.Какие социальные факторы и процессы влияют на брак и развод?

25.Какие за последние годы наблюдаются изменения в процессах рождаемости и репродуктивном поведении населения России и Украины? Чем их можно объяснить?

Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка индивидуальных заданий (докладов, рефератов и т. др.).

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

 

1. Место демографии в системе общественно-гуманитарных наук.

2. Структура системы демографических наук.

3. Функции демографии  и   ее роль  в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества.

4. Актуальность демографических знаний в условиях современного украинского

общества.

5. Демография и социология как смежные науки.

6. Зарождение демографической мысли в России и Украине в ХVІІІ ст.

7. Достижение российской и украинской демографии в 20-30-х годах ХХ ст.

8. Демографические исследования в России и Украине в 1960-1990-х годах.

9. Современные демографические исследования в России и Украине: основные направления и достижения.

10.Ранний этап развития зарубежной демографической мысли в ХVІІІ -ХІХ ст.

11.История зарубежной демографии в ХХ ст.

12.Современное состояние зарубежной демографии.

13.Первичные и вторичные источники демографической информации: сравнительный анализ.

14.История проведение переписей населения в России и Украине.

15.Современная методология проведения переписей населения.

16.Нужда в детях как социальная потребность личности.

17.Структура      социальнонормативной регуляции репродуктивного поведения в историческом контексте.

18.Планирование семьи и мировой демографический взрыв.

19.Динамика рождаемости в России и Украине в 2-й пол. ХХ ст.

20.Фактори снижение рождаемости в современной России и Украине.


21.Повышение рождаемости в России и Украине как главная цель демографической политики государства.

22.Смертность  но продолжительность жизни населения постсоветской Украины (1991-2004 гг.).

23.Дифференциованная смертность в современной России и Украине.

24.Процес перехода к современному типу смертности в историческом ракурсе.

25.Условия и пути повышения продолжительности жизни и снижения смертности в современной России и Украине: политико-демографический анализ.

26.Динамика брака и разводов в современной России и Украине.

27.Социальные факторы и процессы, которые влияют на уровень брачности.

28.Функции современной семьи.

29.Стабильность современной семьи как социальная проблема.

30.Проблеми современной российской и украинской семей: социально демографический анализ.

31.Миграционная подвижность населения современной России и Украины: причины и последствия.

32. «Отлив мозга» из постсоветской Украины: "за" и "против".

33.Модификации концепций демографического перехода.

34.Демографический переход и динамика народонаселения в развитых странах и странах, которые развиваются.

35.Демографический взрыв: причины и последствия.

36.Старение населения как объективный, исторически обусловленный процесс.

37.Современный тип воссоздания населения в России и Украине.

38.Потенциальная   демография    как новое    перспективное направление демографического анализа.

39.Методологичесике проблемы применения социологических опросов в демографическом анализе.

40.Поперечный и продольный анализы как традиционные методы изучения демографических процессов: сравнительный анализ.

41.Структура жизненного потенциала.


донецкой народной республики

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра ГуМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине

«ДЕМОГРАФИЯ»

направление подготовки:

39.03.0 1 Социология

                            37.03.01. «Психология»

Макеевка – 2017 г.

 

УДК 314

М 54

 

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» (для студентов подготовки 39.03.01 Социология, 37.03.01 Психология) / Составители Зыбцев В.Н. - Макеевка, ДонАГРА, 2017г. - 16 С.

 

Методические рекомендации для проведения семинарских  занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» рассмотрены на заседании кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»

 

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

 

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работыпо дисциплине «Демография» утверждены на заседании ПМК кафедры «Гуманитарных и социально-политических наук»

 

 

Протокол № 1 от 01.09.2017 г.

 

 

Составители к.ф.н., доцент В.Н.Зыбцев

 

 

ÓДонАГРА, 2017 год


                                         Темы семинарских занятий

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.056 с.)