Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Смертность и продолжительность жизни 

Поиск

План


 

1. Понятие смертности.

2. Эпидемиологический переход.



 

3. Факторы, которые влияют на смертность.

4. Показатели смертности.

5. Динамика смертности в России и Украине.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Экзогенные и эндогенные причины смертности.

2. В чем сущность и причины перехода от традиционного к современному типу смертности?

3. Что такое дифференцированная смертность?

4. Какими методами измеряется смертность в демографии?

5. Какие показатели,     которые характеризуют продолжительность жизни, используются в современной демографии?

6. Какие показатели содержит таблица смертности? В чем смысл и значение этих показателей?

7. Как изменялась смертность и продолжительность жизни в России и Украине в течение ХХ ст.?

 


Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография: учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда: учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

ТЕМА 8: БРАК И СЕМЬЯ

 План

1. Показатели брака и брачных отношений в демографии.

2. Прекращение брака.

3. Динамика брака в России и Украине в ХХ ст.

4. Основные тенденции и факторы развития семейно-брачных отношений в России и Украине в течение последнего десятилетия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) брак, брачность, брачное состояние; б) брачный рынок, брачный круг, брачный выбор?

2. Какие наблюдаются изменения в брачном поведении людей в процессе перехода к современному типу воссоздания населения?

3. Какая существует связь процессов развода и вдовствует с другими демографическими процессами?

4. Охарактеризуйте разные типы семьи и семейных организаций.

5. Дайте характеристику    главным    процессам, которые влияют     на демографическое развитие семьи.

6. С помощью каких методов и показателей анализируется брачность в демографии?

7. Проследите основные тенденции в динамике брачности в России и Украине в течение ХХ ст.

Темы рефератов и докладов

1. Динамика брака и разводов в современной России и Украине.

2. Социальные факторы и процессы, которые влияют на уровень брачности.

3. Функции современной семьи.

4. Стабильность современной семьи как социальная проблема.

5. Проблемы современной российской и украинской семьи: социально-демографический анализ.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография: учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда: учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

 

ТЕМА 9: МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

 

План

1. Измерение миграций населения в демографии.

2. Динамика миграций в России и Украине.

3. Процесс урбанизации: основные причины и последствия.

4. Современные закономерности и тенденции мировых миграций.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация миграций.

2. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) миграционные потоки и когорты; б) миграционные поведение, установка, мотивация; в) приживаемость новоселов, адаптация и поселение переселенцев.

3. Что такое дифференцированная миграция? Дайте ее анализ на примерах России и Украины.

4. Как измеряются миграции в демографии?

5. Охарактеризуйте миграционные процессы в современной России и Украине.

 

Темы рефератов и докладов

1. Миграционная подвижность населения современной России и Украины: причины и последствия.


2. "Отлив мозга" из постсоветской России и Украины: "за" и "против".

3. Мировые миграционные процессы.

 

Литература

Основная

1. Бутов, В.И. Демография: учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. – 576 с.

2. Зверева, Н.В. Основы демографии: учебное пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселькова, В. В.Елизаров. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.

3. Тихомиров, Н.П. Демография: методы анализы и прогнозирования: учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

Дополнительная

1. Антонова, Н. Л. Демография: учеб.-метод. пособие / Н. Л. Антонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/LuoU/GumLWW9xV

2. Ермолаева, С. Г. Рынок труда: учебное пособие / С. Г. Ермолаева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 108 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/E1DP/8RXKT2J3X

3. Населення України. Імперативи демографічного старіння. — К.:. ВД «АДЕФ- Україна», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/5UDn/tZpMnhSgn

4. Сегида, Е. Ю. География населения с основами демографии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «География», по специальности «Экономиче-ская и социальная география». – Харьков, 2013. – 80 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/Big1/oC33u6VWV

5.  Харченко, Л.П. Демография. уч. пос. для студентов вузов / Л.П.Харченко. – 3-е изд-е стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – 350 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/L3xC/JnUN1R17j

ВОПРОС ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 

 

1. Какие существуют точки зрения на предмет демографии? Какая из них, по Вашему, является более обоснованной? Аргументируйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте место демографии в системе социальных и гуманитарных наук.

3. Функции демографии и ее роль в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества.

4. Структура системы знаний о народонаселении.

5. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: демографический процесс, демографическое событие, демографическое явление, демографическое состояние и демографическая ситуация? Приведите примеры.

6. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) когорта       и поколение (генерация), б) демографическое поведение и демографическая установка? Приведите примеры.

7. Как соотносятся между собой следующие демографические понятия: а) динамический и статичный оптимум населения, б) старения населения сверху и старение снизу? Приведите примеры.

8. Дайте характеристику основным разновидностям движения населения.

9. Сложите классификацию источников демографической информации.

10.Как изменялись методология и методика проведения переписей населения на разных исторических этапах? Охарактеризуйте современную методологию и методику проведения переписей населения.

11.Какие задачи и особенности переписей попыток, микропереписей и выборочных обследований населения? Сравните их с переписями населения.

12.Дайте характеристику поперечному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны.

13.Дайте характеристику продольному анализу. На конкретном примере продемонстрируйте его сильные и слабые стороны.

14.Какие ограничение использования продольного и поперечного анализа при изучении демографических процессов?

15.Что такое реальная и гипотетическая генерация? Как эти понятия используются в демографическом анализе?

16.В чем Вы видите методологические проблемы, а также преимущества и недостатки использования социологических методов в демографическом анализе?

17.Начертите структурно-логическую схему "Место демографии в системе современных научных знаний", на которой покажите связь демографии из

общеметодологическими науками, конкретными научными дисциплинами и со смежными науками. На примере изучения конкретной демографической проблемы покажите подобие и отличие в методологических подходах между демографией и смежными науками. Как смежные науки могут помочь демографам лучше понять и объяснить данную демографическую проблему?


18.Что такое урбанизация? Какие ее причины и следствия? Какую роль она играет в современном мире?

19.Как измеряется рождаемость в современной демографии? В чем

преимущества и недостатки использования того или другого коэффициента рождаемости?

20.Как рассматривается смертность в демографическом аспекте?

21.Охарактеризуйте экзогенные и эндогенные причины смертности. В чем заключается переход к современному типу смертности?

22.Что такое дифференцированная смертность? Как измеряется смертность в демографии?

23.Какие показатели, которые характеризуют продолжительность жизни, используются в современной демографии? Какие преимущества и недостатки каждого из них?

24.Какие социальные факторы и процессы влияют на брак и развод?

25.Какие за последние годы наблюдаются изменения в процессах рождаемости и репродуктивном поведении населения России и Украины? Чем их можно объяснить?

Важным элементом самостоятельной работы студентов является подготовка индивидуальных заданий (докладов, рефератов и т. др.).

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

 

1. Место демографии в системе общественно-гуманитарных наук.

2. Структура системы демографических наук.

3. Функции демографии  и   ее роль  в обеспечении эффективного функционирования и развитии общества.

4. Актуальность демографических знаний в условиях современного украинского

общества.

5. Демография и социология как смежные науки.

6. Зарождение демографической мысли в России и Украине в ХVІІІ ст.

7. Достижение российской и украинской демографии в 20-30-х годах ХХ ст.

8. Демографические исследования в России и Украине в 1960-1990-х годах.

9. Современные демографические исследования в России и Украине: основные направления и достижения.

10.Ранний этап развития зарубежной демографической мысли в ХVІІІ -ХІХ ст.

11.История зарубежной демографии в ХХ ст.

12.Современное состояние зарубежной демографии.

13.Первичные и вторичные источники демографической информации: сравнительный анализ.

14.История проведение переписей населения в России и Украине.

15.Современная методология проведения переписей населения.

16.Нужда в детях как социальная потребность личности.

17.Структура      социальнонормативной регуляции репродуктивного поведения в историческом контексте.

18.Планирование семьи и мировой демографический взрыв.

19.Динамика рождаемости в России и Украине в 2-й пол. ХХ ст.

20.Фактори снижение рождаемости в современной России и Украине.


21.Повышение рождаемости в России и Украине как главная цель демографической политики государства.

22.Смертность  но продолжительность жизни населения постсоветской Украины (1991-2004 гг.).

23.Дифференциованная смертность в современной России и Украине.

24.Процес перехода к современному типу смертности в историческом ракурсе.

25.Условия и пути повышения продолжительности жизни и снижения смертности в современной России и Украине: политико-демографический анализ.

26.Динамика брака и разводов в современной России и Украине.

27.Социальные факторы и процессы, которые влияют на уровень брачности.

28.Функции современной семьи.

29.Стабильность современной семьи как социальная проблема.

30.Проблеми современной российской и украинской семей: социально демографический анализ.

31.Миграционная подвижность населения современной России и Украины: причины и последствия.

32. «Отлив мозга» из постсоветской Украины: "за" и "против".

33.Модификации концепций демографического перехода.

34.Демографический переход и динамика народонаселения в развитых странах и странах, которые развиваются.

35.Демографический взрыв: причины и последствия.

36.Старение населения как объективный, исторически обусловленный процесс.

37.Современный тип воссоздания населения в России и Украине.

38.Потенциальная   демография    как новое    перспективное направление демографического анализа.

39.Методологичесике проблемы применения социологических опросов в демографическом анализе.

40.Поперечный и продольный анализы как традиционные методы изучения демографических процессов: сравнительный анализ.

41.Структура жизненного потенциала.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.93 (0.008 с.)