К 1-ому рубежному контролю подготовить первые 6 тем



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К 1-ому рубежному контролю подготовить первые 6 тем



К 1-ому рубежному контролю подготовить первые 6 тем

ТЕМА №2. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

Цель лекции: Выяснить роль системы национальных счетов макроэкономическом анализе, а также охарактеризовать основные макроэкономические показатели.

План лекции:

1. ВНП. ВВД. Методы расчета.

2. Альтернативные измерители дохода: ЧНП, НД, АД, РД.

3. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

Представим себе экономику, в которой производится единственный вид товара - хлеб, с помощью единственного вида затрат - труда.

На рисунке показаны потоки благ и доходов между фирмами и домашними хозяйствами в экономике, где производится один вид товара с помощью одного вида затрат - труда. Внутренний круг показывает потоки труда и хлеба: домашние хозяйства продают труд фирмам, а фирмы продают производимый ими хлеб домашним хозяйствам. Внешний круг показывает поток денег: до­машние хозяйства платят фирмам за хлеб, а фирмы платят домашним хозяйст­вам заработную плату и прибыль.

ВНП характеризует потоки денег в экономике. Мы можем рассчитать его двумя способами. Первый, ВНП - это совокупный доход от производства хлеба, который равен сумме заработной платы и прибыли. - верхняя половина схемы кругооборота денег. В то же время, ВНП - это общий объем расходов на покупку хлеба - нижняя половина схемы кругооборота денег. Таким образом, мы можем взять либо поток денег от фирм к домашним хозяйствам, либо поток денег от домашних хозяйств к фирмам.

Равенство доходов и расходов вытекает из правила учета: все расходы на приобретение продуктов обязательно являются доходом производителей этих продуктов. В соответствии с этим правилом в результате любой сделки, в ходе которой порой происходит изменение объема расходов происходит и изменение доходов и в результате каждой сделки ведущей к изменению дохода, про­исходит и изменение объема расходов.

Некоторые принципы расчета ВНП.

Реальный и номинальный ВНП

ВНП, в составе которого стоимость товаров и услуг измерена в текущих ценах называется номинальный ВНП.

Реальный ВНП - это сумма стоимости произведенной продукции в цeнах базисного года.

Дефлятор ВНП - это отношение номинального объема ВНП к реальному т.е. показывает изменение цен единицы продукции в отчетном году по отношению к базисному году.

Измерение стоимости жизни.

2.1. Цена корзины товаров. Сегодня на доллар уже нельзя купить столь­ко, сколько десять лет тому назад. Практически все цены увеличились. Повышение общего уровня цен называется инфляцией. Это одна из сложных проблем, с которой сталкиваются авторы экономической политики и экономисты. Наиболее часто используемым показателем уровня инфляции цен является индекс потребительских цен (ИПЦ).

Как ВНП в едином показателе отражает стоимость множества произведен­ных товаров и услуг, так и ИПЦ отражает цены многих товаров и услуг. Это показатель общего уровня цен.

Индекс потребительских цен есть отношение цены потребительской корзины к ее цене в базисном году. Оценка различных видов товаров путем расче­та цены определенного набора товара и услуг, приобретаемых типичным потребителем, это и есть потребительская корзина.                    

При расчете данного индекса потребительских цен за базисный год принят 1982 г. Индекс показывает соотношение между стоимостью, состоящей из 5 яблок и 2 апельсинов потребительской корзины в настоящее время и в 1982 г.

Другой показатель - это индекс оптовых цен, показывающий цену типичного набора товаров, приобретаемого не потребителями, а фирмами.

Помимо этих общих индексов цен рассчитывают индексы для отдельных групп товаров, таких как продукт питания, жилье и энергия.

Основные выводы

1. В ВНП отражается как доход всех граждан страны, так и общий объем расходов.

2. В номинальном объеме ВНП стоимость товаров и услуг измеряется в текущих ценах, а в реальном - постоянных ценах. Таким образом, реальный ВНП увеличивается только в результате увеличения количества товаров и услуг, в то время как номинальный ВНП может увеличиваться как вследствие увеличения количества производимой продукции, так и вследствие повышения цен.

3. ВНП является 'леммой четырех составляющих расходов: потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта.

4. Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает уровень цен определен­ного набора товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем. Как и дефлятор ВНП, который является отношением номинального ВНП к реально­му, ИПЦ характеризует общий уровень цен.

5. Уровень безработицы показывает долю не имеющих работы в общей численности желающих работать. Увеличение уровня безработицы, как прави­ло, связано со снижением реального объема ВНП.

Спрос на товары и услуги.

В закрытой экономике существует три направления использования произ­водимые в ней продуктов. Эти три компонента ВНП представлены в тождестве национальных счетов: V = С + J + G

Часть продукции, произведенной в экономике потребляется домашними хозяйствами, часть используется фирмами и домашними хозяйствами на инве­стиции и. наконец, часть закупается правительством для использования на общественные нужды.

Подсмотрим, как ВНП распределяется между тремя участниками.

4.2. Равновесие на финансовых рынках: предложение и спрос на заем­ ные средства.

Поскольку ставка процента является ценой заимствования и одновременнс доходом по ссудам на финансовых рынках, мы сможем лучше понять рол) ставки процента, если рассмотрим финансовые рынки.

С этой целью перепишем основное тождество национальных счетов как: V-C-G=J

Выражение V - С - G - это та часть произведенной продукции, которая ос тается после того, как был удовлетворен спрос потребителей и правительства она называется национальные сбережения или просто сбережения (S). В тако форме основное тождество национальных счетов утверждает, что сбережени равны инвестициям.

Мы можем разбить национальные сбережения на две части, чтобы отде­лить сбережения домашних хозяйств от сбережений правительства: (V - Т - С) + (Т - О) = J

Выражение V -Т - С - это располагаемый доход минус потребление или частные сбережения.

Выражение Т - G - это государственные поступления минус государствен­ные расходы или государственные сбережения.

Если расходы превышают поступления, то правительство сводит бюджет с дефицитом, и государственные сбережения отрицательны.

Национальные сбережения - это сумма частных и государственных сбере­жений.

Если ставка процента слишком низка, инвесторы предъявляют более вы­сокий спрос на произведенную в экономике продукцию по сравнению с тем, что люди желают использовать на сбережения. Другими словами, спрос на земные средства превышает предложение. Когда это происходит, ставка про­цента растет.

Если ставка процента слишком высока, объем сбережений превышает объ­ем инвестиций, поскольку предложение заемных средств больше, чем спрос на них, ставка процента падает.

Равновесное значение ставки процента находится в точке пересечения этих двух кривых. При равновесной ставке процента сбережения равны инве­стициям, и предложения заемных средств равно спросу на них.

Выводы

1. Факторы производства и производственная технология определяют oбъем производимых экономикой товаров и услуг. Увеличение количества одного из этих факторов или технологическое усовершенствование ведут к росту объема производства.

2. Произведенный экономикой продукт используется на потребление, инвестиции и государственные закупки. Потребление увеличивается при приросте располагаемого дохода. Инвестиции уменьшаются при росте реальной станки процента. Государственные закупки и налоги являются экзогенными переменными бюджетно-налоговой политики.

3. Реальная ставка процента изменяется, уравновешивая спрос и предложение на производимую в экономике продукцию, или, иначе говоря, уравновешивая предложение свободных заемных средств (сбережений) и спрос н
них. Уменьшение объема национальных сбережений в результате увеличения
правительственных закупок или уменьшения налогов сокращает равновесное
количество инвестиций и повышает ставку процента. Увеличение инвестиционного спроса в результате технологических новшеств или налоговых
стимулов также повышает ставку процента. Рост инвестиционного спроса увеличивает объем инвестиций лишь в том случае, если более высокая ставка процента стимулирует дополнительные сбережения.

 

 

ТЕМА № 4. ПОТРЕБЛЕНИЕ.

Цель лекции: Понять взаимозависимость между доходом, потреблением и сбережением.

План лекции:

1. Функция потребления. Теория потребления Кейнса. Теория потребления классической школы.

2. Потребление и сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.

3. Влияние изменения дохода на потребление.

Потребление. Большая часть произведенной в экономике продукции идет на потребление. Когда мы едим, носим одежду или идем в кино, мы потребля­ем часть произведенного продукта. Все формы потребления составляют 2/3 ВНП, Ч1го делает принятие решений о потреблении одним из наиболее важных вопросов в экономике. Домашние хозяйства получают доход от труда и собственности на капитал, платят налоги правительству, а затем решают какую своего дохода после вычета налогов использовать на потребление, а как] сбережения. Мы с Вами отмечали, что доход, получаемый домашними хозяйствами, равен произведенному экономикой продукту V, т.е. Д — V. Затем правительство облагает домашние хозяйства налогом в объеме Т. Хотя взимаемые правительством налоги бывают самых различных видов (личный подоходный налог, НДС, налог на прибыль и т.д.) для простоты мы будем рассматривать все налоги вместе. Определим ту часть дохода, которая осталась после оплаты всех налогов, как располагаемый доход: РД = V - Т

Предположим, что объем потребления прямо зависит от уровня располагаемого дохода. Чем выше располагаемый доход, тем выше объем потребления. Таким образом: С = С (V - Т)

Это уравнение показывает, что потребление является функцией располагаемого дохода. Зависимость между объемом потребления и располагаемым доходом называется функцией потребления.

Инвестиции.И фирмы, и домашние хозяйства приобретают инвестиционные товары. Фирмы покупают инвестиционные товары, чтобы увеличить капитал и заменить имеющийся капитал по мере его выбытия. Домашние хозяйства покупают новые дома, что тоже является частью инвестиций. Чтобы инвестиционный проект был прибыльным, необходимо, чтобы доход превышал затраты на него. Ставка процента измеряет стоимость финансирования инвестиционных проектов. Увеличение ставки процента приводит к тому, что уменьшается количество прибыльных инвестиционных проектов и, таким образом, .сокращается спрос на инвестиционные товары.

Различают номинальную ставку процента, и реальную ставку процента. Это различие возникает в периоды инфляции или дефляции, т.е. в периоды i стабильности цен.

Инфляция - это чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране не бумажных денег, сопровождающееся обесцениванием их по отношении денежному товару (золоту). Инфляция порождается диспропорцией между  объемами общественного продукта и его и стоимостным выражением. Дефляция - искусственное изъятие из обращения определенной части и убыточной денежной массы. Дефляция является способом увеличения налога замораживания заработной платы, продажи ценных бумаг и т.д. Дефляция зачастую приводит к снижению темпов экономического роста, а следовательно, безработице.

Обычно под термином "ставка процента" подразумевается номинальная ставка процента. Реальная ставка процента - это номинальная ставка процента, скорректи­рованная на воздействие инфляции.

Инвестиции зависят от реальной, а не от номинальной ставки процента. Государственные закупки, являются третьим компонентом спроса на товары и услуги.

Если объем государственных закупок равен величине налогов минус размер трансфертных платежей, то G = Т - ТП. Это означает, что правительство мест сбалансированный бюджет. Если G >Т, правительство сводит бюджет с дефицитом, который финансируется путем увеличения государственного долга, е. заимствования на финансовых рынках. Если О <Т, то правительство имеет бюджет с положительным сальдо, которое оно может использовать на оплату своих неоплаченных займов и сокра­щение своего долга.

ТЕМА 5 ИНВЕСТИЦИИ.

План лекции:

1. Инвестиции – определение и виды.

2. Издержки на единицу капитальных вложений и норма прибыли.

3. Функция инвестиций и её связь с реальной ставкой процента.

 

В кейнсианской модели главным фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. В экономическом анализе термин "инве­стиции" означает использование сбережений для создания новых про­ изводственных мощностей и других физических (реальных) активов.

В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и обору­дования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запа­сов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, на­зывается финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым уве­личивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы от одного субъекта к другому. Именно поэтому экономисты связывают инвестиции с вложением капитала в приобретение физических активов и запасов. Важно и то, что осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа ценных бумаг — с фондовым рынком.

Поскольку инвестиции — один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению на­ращиванием инвестиционных расходов.

Инвестиции и процентная ставка. Побудительным мотивом осущест­вления инвестиций является прибыль. Иначе говоря, решая для себя вопрос о целесообразности инвестиций, каждый предприниматель будет оцени­вать прежде всего возможную прибыльность приобретенных средств произ­водства. Рассмотрим простой пример. Предположим, фирма по производст­ву мебели, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, принимает реше­ние закупить некоторое новое оборудование на общую сумму 10 000 долл. и со сроком службы один год. Имеющиеся расчеты показывают, что это позволит фирме увеличить производство продукции и получить выручку в размере 11 000 долл. Из данной суммы фирма сможет возместить понесен­ные затраты на приобретение оборудования стоимостью 10 000 долл. и по­лучить прибыль 1000 долл. Сравнивая эту прибыль со стоимостью обору­дования, находим, что ожидаемая норма прибыли от вложенного капитала равна 10% (1000 долл./10 000 долл.).

Однако полученной информации еще недостаточно для осуществления инвестиций. Ожидаемую норму прибыли фирма должна сопоставить со ставкой банковского процента. Процентная ставка — цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (оборудования для производства мебели). Положительное решение об инвестировании будет принято в том случае, если ожидаемая норма прибыли превышает процентную ставку. В нашем примере инвестиции принесут прибыль, если, предположим, процентная ставка составит 6% годовых. В этом случае прибыльность инвестиционного проекта составит 4%. Если же процентная ставка будет превышать ожидаемую норму прибыли и составит, например, 12% годо­вых, то данный инвестиционный проект окажется невыгодным и осущест­вляться не будет.

Может возникнуть вопрос: имеет ли какой-либо смысл процентная ставка как цена инвестирования в реальный капитал в том случае, если фирма не использует заемных средств и весь свой бизнес финансирует за счет собственных средств, которые она сберегла из прошлых прибылей? Безусловно, поскольку, изымая средства из сбережений и вкладывая их в машины и оборудование, фирма несет альтернативные издержки — лишается процентного дохода, который могла бы получить, предоставив собственные средства в ссуду кому-нибудь еще.

Таким образом, процентная ставка оказывает существенное влияние на принятие инвестиционных решений. В любой момент у фирм имеется более или менее широкий выбор альтернативных вариантов инвестирова­ния средств. При высокой процентной ставке будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые могут обеспечить наивысшую ожи­даемую норму прибыли. В этом случае объем инвестиций окажется не­большим. При снижении процентной ставки ранее неприбыльные проекты (из-за низкой ожидаемой нормы прибыли) становятся выгодными, и уро­вень инвестиций в экономике возрастает.

Таким образом, мы видим, что инвестиции представляют собой обрат­ную функцию от процентной ставки: / = /(/). Убывающая функция представлена на рис. 5. (самостоятельно)

Внешне представленная кейнсианская функция инвестиций ничем не отличается от аналогичной функции в трактовке классической школы. Од­нако за этим внешним сходством скрываются существенные различия, на которые выше уже обращалось внимание. У классиков процентная ставка хотя и складывается на рынке заемных средств, но под непосредственным воздействием производства. В кейнсианской теории процентная ставка не имеет отношения к реальному производству, она определяется исключи­тельно рынком денег. Кроме того, в классической модели процентная став­ка определяется на базе существующих условий производства, тогда как в кейнсианской — на основе будущих, прогнозируемых. Именно поэтому кейнсианцы при определении инвестиций большое внимание уделяют ожиданиям инвесторов. Это означает, что при данной процентной ставке предприниматели могут и сокращать и увеличивать инвестиции в зависи­мости от того, пессимистичный или оптимистичный характер имеют их ожидания.

Инвестиции и доход. Всего вышеизложенного пока недостаточно, что­бы ввести функцию инвестиций в кейнсианский анализ. Для этого надо определить зависимость объема инвестиций от размеров совокупного (национального) дохода — основного параметра модели Дж. Кейнса. Не­однократные попытки статистическим путем найти строгую корреляцион­ную зависимость этих показателей не увенчались успехом, хотя вполне логично предположить, что с ростом национального дохода расширяются инвестиционные возможности фирм и, наоборот, с падением предприни­мательской прибыли фирм происходит и снижение их инвестиционных расходов.

Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем произ­водства и национального дохода и обратное влияние прироста националь­ного дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чис­тые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный, либо ин­ дуцированный  характер.

Под автономными инвестициями понимаются затраты на образо­ вание нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влия­ние на рост или падение национального дохода. Причинами появления ав­тономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расшире­ние внешних рынков и т. п. Поскольку анализ Дж. Кейнса носит статичный характер и ведется применительно к краткосрочному периоду, который предполагает, что перечисленные выше факторы не меняются, то прак­тически речь идет об инвестициях, финансируемых из государственного бюджета, и, прежде всего, за счет его дефицита. Кроме того, источником автономных инвестиций могут выступать внешние займы.

График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия (рис. 6).



Рис. 6. Графики автономных, индуцированных и чистых инвестиций

Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных со­ стоит прежде всего в том, что они функционально зависят от величи­ ны национального дохода, а точнее — от его прироста. При этом если национальный доход, а следовательно, и совокупный спрос не изменяются, то индуцированные инвестиции осуществляться не будут. При простом воспроизводстве, как известно, осуществляется только вос­становление изношенного основного капитала. Индуцированные инвести­ции возникают тогда, когда национальный доход изменяется. Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста нацио­нального дохода отражается предельной склонностью к инвестирова­нию MP

Как мы уже знем из § 2.5, увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объектов производства, занятости и доходов. Эти за­кономерности наблюдаются не только применительно к инвестициям, но и в связи с любыми другими видами расходов, в том числе пока не рассмот­ренными нами государственными расходами и чистым экспортом.

В связи с тем что частные инвестиции слишком "капризный" компо­нент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной за­нятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокуп­ного спроса особую роль отводил государственным расходам G . Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить "эффективный спрос" для достижения полной занятости. В связи с частными инвестиция­ми и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку "эффективного спроса".

В переводе на русский язык мультипликатор означает "множитель" ( multiplication — умножение; multiplier — множитель, коэффициент). Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов.

Приросты дохода Л У, и Д72 оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях А/, и государственных расходах G, которые обозначены как Л/2 . Это и есть графическая иллюст­рация эффекта мультипликатора.

Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показы­ вающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный при­ рост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост нацио­ нального дохода. Другими словами, мультипликатор — это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

Допустим, что в экономике инвестиции возросли на 10 млрд. руб. Если благодаря этому совокупный (национальный) доход страны увеличится на 30 млрд. руб., то в такой экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение дохода составило бы 50 млрд. руб., то мультипликатор был бы равен 5.

В чем же причина этого явления? Как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.

Дело в том, что Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект во­все не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной про­дукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у кото­рых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т. п. Уве­личение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спро­са и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Воз­росшая покупательная способность в конечном счете приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего поку­пательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную спо­собность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения рас­ходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде. При­чем, чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения стано­вится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полу­ченный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. стано­вится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообра­зования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. От предельной склонности к потреблению МРС участников последователь­ности событий.

Насколько велик мультипликатор? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к условному примеру, который поможет понять, почему мультип­ликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кир­пичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проек­та участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. руб. дополни­тельного дохода. Что же произойдет дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией произ­водителей на сокращение запасов будет увеличение объема производст­ва на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следую­щей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на преды­дущей стадии.

Таким образом, расчет показывает, что если МРС - 0,8, то мультип­ликатор равен 5. Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов.

Еще раз отметим, что мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных заку­пок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода AF к изме­нениям всех автономных затрат А/, вызвавших прирост дохода. Рассматривая эффект мультипликатора, Дж. Кейнс иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. "Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействую­щих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе извест­ного принципа laissez - faire (невмешательства) выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным обра­зом это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с сущест­вующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практиче­ские трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего"'.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается прежде всего в экономике, нахо­дящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недо­использованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов. Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находи­лась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в по­вышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение сово­купного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS , и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рас­смотрим необычное явление, получившее название парадокс береж­ливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стрем­ление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста нацио­нального дохода.

Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S = f ( Y ). Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y *. В данном случае увеличение сбе­режений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния (рис. 2-11,а).

На рис. 2-11,5 показано, как с ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и за­нятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следст­вием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим обра­зом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приво­дят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято назы­вать производными или индуцированными, поскольку они зависят от воз­росшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с пер­воначальными, т. е. автономными, инвестициями усиливают экономиче­ский рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора ( accelerator — ускоритель).

К 1-ому рубежному контролю подготовить первые 6 тем



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.016 с.)