Равновесие и ставка процента.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие и ставка процента.



Равновесие на рынке товаров и услуг.

Мы отметили, что сумма потребления, инвестиций и государственных за­купок равна количеству произведенной продукции. Решающую роль в уравно­вешивании спроса и предложения играет ставка процента. Анализ спроса на товары и услуги:

V = С + J + G

С = С (V - Т) - Потребление зависит от располагаемого дохода

J = J (r) - Инвестиции зависят от реальной ставки процента

G = G - Государственные закупки и налоги являются экзогенными

 Т = Т переменными бгоджетно - налоговой политики

Дополним анализ спроса на товары и услуги рассмотрением предложения. Мы с Вами помним, что факторы производства и производственная функ­ция определяют объем выпуска продукции.

V = F(A-,L)=F

Теперь объединим эти уравнения, описывающие предложение и спрос на произведенный продукт. Если мы подставим в тождество национальных счетов выражения для функции потребления и инвестиционной функции, то получим: V = С (V - Т) + J (г) + G

Поскольку значение переменных G и Т задаются экономической полити­кой, а уровень производства V постоянен при данных запасах факторов произ­водства и неизменной производственной функции, мы можем написать: F =С(К - Г) + J(r)+ G

Это уравнение показывает, что предложение продукта равно спросу на продукт, а он в свою очередь является суммой потребления, инвестиций и го­сударственных закупок.

Вот почему/ставка процента играет ключевую роль. Она должна изменять­ся таким образом, чтобы гарантировать равенство спроса на товары их предло­жению. Чем выше ставка процента , тем ниже объем инвестиций, и, следова­тельно, ниже спрос на товары и услуги. Если ставка процента слишком велика, инвестиции слишком низки, и спрос на товары становится меньше предложе­ния. Если ставка процента слишком низка, инвестиции слишком высоки, и спрос превышает предложение. При равновесной ставке процента спрос на то­вары и услуги равняется их предложению.

ТЕМА 5 ИНВЕСТИЦИИ.

Цель лекции: Выяснить сущность инвестиций и определить их структура.

План лекции:

1. Инвестиции – определение и виды.

2. Издержки на единицу капитальных вложений и норма прибыли.

3. Функция инвестиций и её связь с реальной ставкой процента.

 

В кейнсианской модели главным фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. В экономическом анализе термин "инве­стиции" означает использование сбережений для создания новых про­ изводственных мощностей и других физических (реальных) активов.

В состав инвестиций входят все затраты на приобретение машин и обору­дования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запа­сов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, на­зывается финансовыми или портфельными инвестициями. В отличие от физических инвестиций, которые создают новые активы и тем самым уве­личивают производственные мощности страны, финансовые инвестиции только перераспределяют права собственности на существующие активы от одного субъекта к другому. Именно поэтому экономисты связывают инвестиции с вложением капитала в приобретение физических активов и запасов. Важно и то, что осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа ценных бумаг — с фондовым рынком.

Поскольку инвестиции — один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению на­ращиванием инвестиционных расходов.

Инвестиции и процентная ставка. Побудительным мотивом осущест­вления инвестиций является прибыль. Иначе говоря, решая для себя вопрос о целесообразности инвестиций, каждый предприниматель будет оцени­вать прежде всего возможную прибыльность приобретенных средств произ­водства. Рассмотрим простой пример. Предположим, фирма по производст­ву мебели, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, принимает реше­ние закупить некоторое новое оборудование на общую сумму 10 000 долл. и со сроком службы один год. Имеющиеся расчеты показывают, что это позволит фирме увеличить производство продукции и получить выручку в размере 11 000 долл. Из данной суммы фирма сможет возместить понесен­ные затраты на приобретение оборудования стоимостью 10 000 долл. и по­лучить прибыль 1000 долл. Сравнивая эту прибыль со стоимостью обору­дования, находим, что ожидаемая норма прибыли от вложенного капитала равна 10% (1000 долл./10 000 долл.).

Однако полученной информации еще недостаточно для осуществления инвестиций. Ожидаемую норму прибыли фирма должна сопоставить со ставкой банковского процента. Процентная ставка — цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (оборудования для производства мебели). Положительное решение об инвестировании будет принято в том случае, если ожидаемая норма прибыли превышает процентную ставку. В нашем примере инвестиции принесут прибыль, если, предположим, процентная ставка составит 6% годовых. В этом случае прибыльность инвестиционного проекта составит 4%. Если же процентная ставка будет превышать ожидаемую норму прибыли и составит, например, 12% годо­вых, то данный инвестиционный проект окажется невыгодным и осущест­вляться не будет.

Может возникнуть вопрос: имеет ли какой-либо смысл процентная ставка как цена инвестирования в реальный капитал в том случае, если фирма не использует заемных средств и весь свой бизнес финансирует за счет собственных средств, которые она сберегла из прошлых прибылей? Безусловно, поскольку, изымая средства из сбережений и вкладывая их в машины и оборудование, фирма несет альтернативные издержки — лишается процентного дохода, который могла бы получить, предоставив собственные средства в ссуду кому-нибудь еще.

Таким образом, процентная ставка оказывает существенное влияние на принятие инвестиционных решений. В любой момент у фирм имеется более или менее широкий выбор альтернативных вариантов инвестирова­ния средств. При высокой процентной ставке будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые могут обеспечить наивысшую ожи­даемую норму прибыли. В этом случае объем инвестиций окажется не­большим. При снижении процентной ставки ранее неприбыльные проекты (из-за низкой ожидаемой нормы прибыли) становятся выгодными, и уро­вень инвестиций в экономике возрастает.

Таким образом, мы видим, что инвестиции представляют собой обрат­ную функцию от процентной ставки: / = /(/). Убывающая функция представлена на рис. 5. (самостоятельно)

Внешне представленная кейнсианская функция инвестиций ничем не отличается от аналогичной функции в трактовке классической школы. Од­нако за этим внешним сходством скрываются существенные различия, на которые выше уже обращалось внимание. У классиков процентная ставка хотя и складывается на рынке заемных средств, но под непосредственным воздействием производства. В кейнсианской теории процентная ставка не имеет отношения к реальному производству, она определяется исключи­тельно рынком денег. Кроме того, в классической модели процентная став­ка определяется на базе существующих условий производства, тогда как в кейнсианской — на основе будущих, прогнозируемых. Именно поэтому кейнсианцы при определении инвестиций большое внимание уделяют ожиданиям инвесторов. Это означает, что при данной процентной ставке предприниматели могут и сокращать и увеличивать инвестиции в зависи­мости от того, пессимистичный или оптимистичный характер имеют их ожидания.

Инвестиции и доход. Всего вышеизложенного пока недостаточно, что­бы ввести функцию инвестиций в кейнсианский анализ. Для этого надо определить зависимость объема инвестиций от размеров совокупного (национального) дохода — основного параметра модели Дж. Кейнса. Не­однократные попытки статистическим путем найти строгую корреляцион­ную зависимость этих показателей не увенчались успехом, хотя вполне логично предположить, что с ростом национального дохода расширяются инвестиционные возможности фирм и, наоборот, с падением предприни­мательской прибыли фирм происходит и снижение их инвестиционных расходов.

Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем произ­водства и национального дохода и обратное влияние прироста националь­ного дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чис­тые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный, либо ин­ дуцированный  характер.

Под автономными инвестициями понимаются затраты на образо­ вание нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влия­ние на рост или падение национального дохода. Причинами появления ав­тономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расшире­ние внешних рынков и т. п. Поскольку анализ Дж. Кейнса носит статичный характер и ведется применительно к краткосрочному периоду, который предполагает, что перечисленные выше факторы не меняются, то прак­тически речь идет об инвестициях, финансируемых из государственного бюджета, и, прежде всего, за счет его дефицита. Кроме того, источником автономных инвестиций могут выступать внешние займы.

График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия (рис. 6).



Рис. 6. Графики автономных, индуцированных и чистых инвестиций

Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных со­ стоит прежде всего в том, что они функционально зависят от величи­ ны национального дохода, а точнее — от его прироста. При этом если национальный доход, а следовательно, и совокупный спрос не изменяются, то индуцированные инвестиции осуществляться не будут. При простом воспроизводстве, как известно, осуществляется только вос­становление изношенного основного капитала. Индуцированные инвести­ции возникают тогда, когда национальный доход изменяется. Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста нацио­нального дохода отражается предельной склонностью к инвестирова­нию MP

Как мы уже знем из § 2.5, увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объектов производства, занятости и доходов. Эти за­кономерности наблюдаются не только применительно к инвестициям, но и в связи с любыми другими видами расходов, в том числе пока не рассмот­ренными нами государственными расходами и чистым экспортом.

В связи с тем что частные инвестиции слишком "капризный" компо­нент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной за­нятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокуп­ного спроса особую роль отводил государственным расходам G . Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить "эффективный спрос" для достижения полной занятости. В связи с частными инвестиция­ми и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку "эффективного спроса".

В переводе на русский язык мультипликатор означает "множитель" ( multiplication — умножение; multiplier — множитель, коэффициент). Кейнсианский мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов.

Приросты дохода Л У, и Д72 оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения в частных инвестициях А/, и государственных расходах G, которые обозначены как Л/2 . Это и есть графическая иллюст­рация эффекта мультипликатора.

Таким образом, мультипликатор представляет собой число, показы­ вающее, во сколько раз необходимо увеличить первоначальный при­ рост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост нацио­ нального дохода. Другими словами, мультипликатор — это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов.

Допустим, что в экономике инвестиции возросли на 10 млрд. руб. Если благодаря этому совокупный (национальный) доход страны увеличится на 30 млрд. руб., то в такой экономике мультипликатор равен 3. Если же вызванное дополнительными инвестициями увеличение дохода составило бы 50 млрд. руб., то мультипликатор был бы равен 5.

В чем же причина этого явления? Как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может в коротком периоде обернуться быстрой отдачей в виде увеличения выпуска готовой продукции.

Дело в том, что Дж. Кейнс связывал мультипликационный эффект во­все не с отдачей от инвестиций в виде производства дополнительной про­дукции или услуг. Он полагал, что увеличение покупок инвестиционных товаров означает увеличение доходов тех экономических агентов, у кото­рых эти товары приобретены. Имеются в виду фирмы, производящие станки, машины, оборудование, компьютеры, стройматериалы и т. п. Уве­личение дохода работников этих фирм в соответствии с кейнсианской функцией потребления вызывает расширение их потребления на основе собственной предельной склонности к потреблению. Рост потребления в свою очередь способствует дальнейшему возрастанию эффективного спро­са и национального дохода. Это, по существу, повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Воз­росшая покупательная способность в конечном счете приводит к тому, что фирмы могут больше продавать, для чего им требуется расширять наем рабочей силы и закупку других факторов производства, после чего поку­пательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является новым источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную спо­собность, и т. д.

Таким образом, цепная реакция доходообразования, увеличения рас­ходов и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода эффект кругов по воде. При­чем, чем шире становится этот процесс, тем эффект возмущения стано­вится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полу­ченный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. стано­вится снова чьим-то доходом. На каждом новом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообра­зования. А это значит, что сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на каждую следующую стадию, т. е. От предельной склонности к потреблению МРС участников последователь­ности событий.

Насколько велик мультипликатор? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к условному примеру, который поможет понять, почему мультип­ликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 тыс. руб.) некий предприниматель решил соорудить небольшой кир­пичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проек­та участвующие в строительстве работники получат 100 тыс. руб. дополни­тельного дохода. Что же произойдет дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 тыс. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией произ­водителей на сокращение запасов будет увеличение объема производст­ва на 80 тыс. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 тыс. руб.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следую­щей стадии расходы составят 80% от расходов, совершенных на преды­дущей стадии.

Таким образом, расчет показывает, что если МРС - 0,8, то мультип­ликатор равен 5. Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов.

Еще раз отметим, что мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только частные инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных заку­пок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода AF к изме­нениям всех автономных затрат А/, вызвавших прирост дохода. Рассматривая эффект мультипликатора, Дж. Кейнс иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. "Если бы казначейство наполняло старые бутылки банкнотами, закапывало их на соответствующей глубине в бездействую­щих угольных шахтах, заполняло эти шахты доверху городским мусором, а затем, наконец, предоставляло бы частной инициативе на основе извест­ного принципа laissez - faire (невмешательства) выкапывать эти банкноты из земли, то безработица могла бы полностью исчезнуть, а косвенным обра­зом это привело бы, вероятно, к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с сущест­вующими размерами. Разумеется, более целесообразно было бы строить жилые дома и т. п., но если этому препятствуют политические и практиче­ские трудности, то и предлагаемый вариант окажется лучше, чем ничего"'.

Само проявление мультипликационного эффекта предполагает наличие определенных условий. Он наблюдается прежде всего в экономике, нахо­дящейся в состоянии глубокого кризиса, с большой безработицей и недо­использованием производственных мощностей. Увеличение расходов с помощью мультипликатора обеспечивает более полное использование уже имеющихся в обществе ресурсов. Сам по себе мультипликатор не обладает свойством умножения факторов производства. Если бы экономика находи­лась в состоянии полной занятости, то рост расходов выразился бы в по­вышении цен и инфляции, поскольку имело бы место превышение сово­купного спроса над совокупным предложением.

Особенность эффекта мультипликатора заключается в том, что это механизм с двумя лезвиями: он может усиливать как рост национального дохода, так и его сокращение.

Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем больше величина MPS , и наоборот. Чтобы понять эту зависимость, рас­смотрим необычное явление, получившее название парадокс береж­ливости. Суть его, как показал Дж. Кейнс, заключается в том, что стрем­ление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателей инвестировать, в результате чего произойдет сокращение прироста нацио­нального дохода.

Данное явление будет наблюдаться, во-первых, вследствие того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все больше сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений; во-вторых, оттого, что с ростом доходов увеличивается доля сбережений, поскольку S = f ( Y ). Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска Y *. В данном случае увеличение сбе­режений общественно желательно, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции, а значит, росту благосостояния (рис. 2-11,а).

На рис. 2-11,5 показано, как с ростом сбережений падают совокупные расходы, побуждающие предпринимателей сокращать производство и за­нятость. Вместе с тем очевидно, что рост сбережений происходит под влиянием экономического роста, который в свою очередь является следст­вием увеличения расходов в экономике с неполной занятостью.

Таким образом, цепочка связей в экономике выглядит следующим обра­зом: автономные расходы вследствие действия мультипликатора приво­дят к приросту национального дохода, а значит, к увеличению сбережений. Образовавшиеся сбережения в условиях оживления деловой активности служат источником дополнительных инвестиций, которые принято назы­вать производными или индуцированными, поскольку они зависят от воз­росшего дохода. Производные инвестиции, в свою очередь, вместе с пер­воначальными, т. е. автономными, инвестициями усиливают экономиче­ский рост, ускоряют его, что получило название эффекта акселератора ( accelerator — ускоритель).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.008 с.)