Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы



Введение

 

Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).

В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.

Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).

 


Тема 1. Предмет культурологии.

        Понятие и сущность культуры

1 Культурология как наука: становление, цели и задачи. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

2 Понятие «культура», его формирование и философское осмысление.

3 Структура культуры, ее основные компоненты. Взаимосвязь и взаимодополнение материальной и духовной культуры.

4 Основные элементы культуры как системы (обычаи, нормы, ценности, знания, значения). Ценностная природа культуры.

 

Список литература

Основная

1 Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Е. Попова – М.: Владос, 1996. - С.3-6, 75-79.

2 Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2001. - С. 24-29, 31-45, 150-159.

3 Культурология: Курс лекций / Под. ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 1997. - С.12-21, 50-65.

4 Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - С.6-16, 63-94, 95-106,111-131.

5 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча– М.: Гардарики, 2002. - С.5-10, 61-75, 91-96.

6 Левяш И. Я. Культурология. - Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - Минск: Тетра Системс, 2001. - С.9-12, 24-33, 38-52.

7 Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 1998. - С.9-33.

8 Полищук В. И. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. - С.7-85.

9 Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. - С.8-36.

 

Дополнительная

1 Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 2001. - С.7-27, 50-79.

2 Культурология XX век. Словарь. – СПб., 1997.

3 Культурология XX век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.

4 Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. – М.: ЧеРо, 1996. - С.6-25.

5 Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1999.

6 Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 1997. - №2.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1 Приступая к изучению первого вопроса, следует выяснить, что культурология – это наука, предметом изучения которой является культура, наиболее общие закономерности ее возникновения и развития, принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур.

Культурология включает в себя два больших раздела: теорию культуры (ее часто отождествляют с культурологией в целом) и историю культуры, где рассматриваются различные типы культур, которые существовали и прошли свое историческое развитие. Есть еще прикладная культурология, изучающая принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами (теми, которыми можно и нужно управлять).

Предметом изучения данного учебного курса является теория культуры. Сам термин «культурология» активно вошел в научный оборот в первой половине XX века. Понимание культурологии как особой науки о культуре связывается с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975). Одним из первых в работе «Наука о культуре» (1949) Л. Уайт охарактеризовал культурологию как особую область научного знания.

Следует выяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой науки к проблемам культуры в XX веке (становление

постиндустриальной цивилизации, поиском средств «культурной адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; появлением и распространением массовой культуры и т.д.)

Можно проследить историю формирования новой науки в нашей стране с 1960-1980 годов и введения ее в начале 1990-х годов в качестве обязательного общеобразовательного курса высшего образования, выяснить цели и задачи культурологии.

Выясняя сущность предмета культурологии, следует учесть, что существуют различные подходы к пониманию культурологии как науки. Это связано как с молодостью самой науки культурологии, так и с тем, что изучением культуры занимаются многие науки (история, философия, археология, этнография, социология, антропология, искусствоведение и т.д.)

Отсюда выясните: какова структура культурологического знания? Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:

1 Культурология не является отдельной наукой, а представляет собой комплекс наук, изучающих культуру с разных сторон, понимаемая как система, метанаука (например, метатеория, метаязык).

2 Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры и т.д.)

3  Культурология как самостоятельная наука.

Имеющиеся разночтения в понимании культурологии дают основание использовать понятие культурологии в двух смыслах – в широком и узком. Культурология в широком смысле слова представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, различных концепций культур. Выясните для себя виды культурологии:

- философия культуры;

- история культуры;

- социология культуры;

- культурная антропология;

- психология культуры;

- экология культуры;

- богословие культуры;

- история культурологии;

- культуроведение («прикладная культурология») и т.д.

Культурология (в узком смысле слова) представляет собой теорию культуры, которая рассматривает: генезис культуры (причины появления культуры, основные закономерности становления человека как творца и носителя культуры); морфологию культуры (т.е. ее структуру, формы культуры); динамику культуры (процесс становления, изменения культуры, стадии ее жизни). Выясните суть основных типов социокультурной динамики (циклично-круговой, линейный, инверсионный).

    В заключение по первому вопросу рассмотрите место культурологии среди других гуманитарных наук, что включает в себя гуманитарное образование, что включает в себя «модель нового образования» в России, какими чертами сознания характеризуется «модель культурного человека».

2 Содержание второго вопроса хорошо освещено в рекомендованной к теме литературе. Сутью предмета является культура. Нужно выяснить понятие «культура», его происхождение, наполнение новым содержанием в процессе общественного развития. Самостоятельное значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Культуру он определял как общественно-значимый результат деятельности человека и как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. Культура возможна только с человеком. Без него нет культуры. То, что не природа – культура. В связи с этим выясните такое понятие, как артефакт. В отличие от объектов природы, артефактами называются материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, т.е. искусственно созданные. Артефакты играют большую роль в становлении и развитии культуры. Человек и сам относится к классу артефактов.

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим в процессе его материальной и духовной деятельности. След, оставляемый этим искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой».

Далее выясните полисемантический характер понятия «культура» (полисемия – многозначность слова, т.е. наличие у одного слова нескольких значений). Дайте обыденное, повседневное представление о культуре и научное. Если исходить из наиболее употребляемого в современной науке определения культуры, то оно может звучать так: культура – это мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материальных, идеальных, социальных, технологических) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только методом заучивания или подражания (в процессах воспитания, образования и практическо - социального взаимодействия с другими людьми).

3 Изучая структуру культуры, следует иметь в виду, что существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Делят прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). Хотя с точки зрения культурологии подобное деление не является убедительным, ибо даже самые утилитарные предметы (стол, стул) являются в известном смысле производством духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию. Но и любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка).

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства.

Делят культуру на обыденную (т.е. это повседневная практика, привычный образ жизни и которой не нужно учиться; основные ее знания усваиваются на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов) и специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования.

Можно выделить четыре основных блока осуществления человеческой деятельности:

а) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура);

б) культура познания и отражения мира (философская культура, научная, религиозная, художественная культура);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, информационно- кумулятивная культура, т.е. система музеев, библиотек, архивов и прочее, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетентности знаний);

г) культура физической и психической репродукции (воспроизводства), реабилитации и рекреации (восстановления сил) человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура питания, отдыха и т.д.)

Такова далеко не полная классификация морфологической структуры культуры. При подготовке этого вопроса студент может использовать другие методологические принципы в определении морфологических форм культуры.

4 Культура имеет много форм своего проявления. Но при этом она выступает как некое целое, как система. Культура – это всеобщий (интегративный) способ человеческого существования, в ходе исторического развития которого постоянно соединяются все более дифференцируемые сферы жизнедеятельности людей на основе целостности самого человека. Какими элементами обладает культура как система? Это обычаи, нормы, ценности, знания, значения, задающие смысл.

Обычаи – это одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются обрядами, ритуалами. Это образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения.

Нормы – они выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для специализированного поведения человека (нормы экономические, политические, правовые, нравственные, технологические и т.д.).

Ценности действуют на более высоком уровне духовной культуры и выступают в качестве регулятивов. Ценности включают в себя не только нормы и обычаи, но и интерес, потребность, долг, идеал, побуждение и мотивацию. Выясните виды ценностей, суть их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности. Объективные и субъективные ценности, прогрессивные и реакционные, необходимость гармонизации ценностей. Всякая культура должна иметь иерархию ценностей, покажите историчность ценностей.

Следующий элемент культуры – это знание. Знание в культурологическом понимании – это объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий, т.е. достоверные и системно упорядоченные данные. В культуре знание обязательно тождественно достоверной информации, а сама информация является обязательно видом деятельности человека в контексте культуры. Выделяют обыденное, житейское знание, духовное, художественно-эстетическое, политическое, идеологическое и т.д. и т.п.

Знание само по себе не создает новых видов реальности, но оно открывает их, более быстро осваивает их, усиливает эффективность человека в поиске и создании новых материальных и духовных средств жизнедеятельности. Истина и заблуждение. Знание и вера.

Значения – это предметно выраженные образы или понятия, это виды реальностей, созданных в ходе духовной деятельности. Значения выступают как средство соединения людей с миром посредством знаков, они фиксируют смыслы самых разных сторон жизни, обретая статус лишь в случае соединения с нормами и ценностями.

 

Список литературы

Основная

1 Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Е. В. Попова – М., 1996. - С.57-79.

2 Гуревич П. С. Культурология: Учебник. - 3-е изд. – М., 2001. - С.24-29, 31-45, 150-159.

3 Ерасов Б. С. Социальная культурология. – М., 1994. – ч.1. - С.82-86, 108-120, 158-165, 204-218, 223-228. - Ч. II. - С.94-152, 156-196, 422-427, 435. - Ч. III. - С.406-418.

4 Культурология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина – М., 1997. - С.65-69, 83-93.

5 Культурология: Учебник для студ. технических вузов / Под ред.

Н. Г.Багдасарьян – М., Высш. школа, 1998. - С. 116-118, 121-129, 132-137.

6 Культурология для техн. вузов: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2001. - С.5-23.

7 Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С.19-30.

8 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча – М., 2002. - С.50-53, 75-76, 81-83.

9 Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для студ. вузов. – Минск, 2001. - С.12-15, 74-78.

10 Малюга Ю. Я. Культурология. – М., 1998. - С.12-15, 24-33.

11 Полищук В. И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999. - С.86-123.

12 Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М., 1999. - С.119-144, 164-170.

 

Дополнительная

1 Культурология: XX век. Словарь. – СПб., 1997.

2 Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. – М., 1996, соответствующие разделы.

3 Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1997.         

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1 Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Исторически сложились различные формы и способы духовной деятельности, которые все глубже дифференцировались с развитием общества и превратились в самостоятельные образования культуры как мифология, религия, искусство, наука. Выясните сущность каждой формы культуры, какую роль она играет в современной культуре?

    Миф – это наиболее древняя форма духовной культуры, человеческого бытия, когда человек еще не выделял себя из природной и социальной среды и переносил человеческие свойства (одушевленность, чувственность, разумность) на природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. Назовите категории мифов, исчерпал ли миф себя сегодня?

    Религия пришла вслед за мифом. Как и мифология, религия апеллирует к фантазиям и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религиозное сознание было шагом вперед по отношению к мифологическому сознанию.

    Следует разобраться, в чем это нашло выражение, как изменялось религиозное сознание на протяжении истории человечества. Охарактеризуйте мировые религии, создавшие за долгие века своего существования свой образ мира, свои установки личного и социального поведения людей. Выясните место религии в системе культуры, общие тенденции развития соотношения культуры и религии.

    Искусство существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Это исторически сложившаяся система образного освоения опыта человеческой жизни, закрепленная в художественных ценностях. Выясните роль искусства в развитии и обогащении культуры, противоречивость этой роли. При этом следует иметь в виду то, что искусство воспроизводит мир, создавая ценности, ориентированные в прошлое, настоящее или будущее. Однако общим для этих ценностей является то, что все они обращены к человеческому «я», что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. А для культуры это является важным фактором ее развития. Наряду с другими формами духовной культуры искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

    Художественная деятельность человека развертывается в многообразных формах, которые называют видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, литература, киноискусство, дизайн). Каждый вид искусства имеет родовое (рисунок, картина, эпос, лирика, драма и т.д.) и жанровое отличие (портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.). Методы воплощения жизненной реальности через призму миросозерцания художника получили название стилей (классицизм, реализм, романтизм, готика, барокко и т.д.)

    Наука – более поздняя форма культуры, возникает как результат духовной эволюции человека через миф, религию и философию. Наука направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеет целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Наука, давая знания человеку, усиливает его возможности («Знание – сила!» - утверждал Ф. Бэкон). Но как употребляется эта сила, для каких целей? На этот вопрос должна отвечать культура. Отсюда следует выяснить культурогенную роль науки, которая весьма неоднозначна. При этом нужно учитывать, что высшая ценность для науки – истина, а для культуры – человек. Рациональность не всегда укладывается в требовании нравственности. Наука – условна, отчужденна, а культура всегда нравственно нагружена.

Выход из дилеммы наука или культура лежит в синкретизме того и другого: наука должна быть более гуманной, а культура более наукоемкой – в этом показатель прогресса человеческой истории. Раскройте эту мысль на примерах.

    Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания и помогает осмыслить место и роль науки в культуре.

2 По второму вопросу выясняем функции культуры, ее роль в обществе.

Главной функцией культуры является гуманистическая, воспитательная, духовно-нравственная функция. Это культура души, духовное совершенствование человечества. Культура призвана развивать личность, обеспечивать ее нравственный рост и степень свободы, учить человека благоговению перед любой формой жизни.

Инновационная функция культуры. Ее суть заключается в производстве новых смыслов, норм и знаний.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее часто называют функцией исторической преемственности или информационной. Она передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма»).

Социализирующая функция: культура подготавливает человека к жизни в обществе. Она структурализует общество посредством обозначения общественного статуса людей.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, выбор духовных и материальных ценностей. Регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Выясните содержание, особенности, роль данных регулятивов в обществе и культуре.

Семиотическая или знаковая функция культуры (семиотика – учение о знаках). Предпосылкой любой культурной деятельности является овладение человеком специфическим набором языков, которыми пользуются разные сферы культуры. Так, язык устный или письменный – средство общения людей. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают естественные науки и т.д. Культура является совокупностью знаковых систем, поэтому знаковая функция ставит перед человеком задачу изучить как можно больший спектр таких языков.

Рассматривая данную функцию более подробно, следует выяснить основные типы знаков и знаковых систем. С точки зрения семиотики можно выделить также три культурных типа, сложившиеся в истории мировой культуры:

1 Дописьменный тип.

2 Письменный (основу составляет книжность).

3 Экранный тип, находящийся сегодня в состоянии формирования.

Можно назвать и ряд других функций культуры (познавательная, ценностная, коммуникативная и т.д.). Следует учесть, что при характеристике функций культуры разные авторы учебной литературы применяют свой подход к их классификации.

3 Культура связана с человеком. Субъектом культуры выступает все человеческое общество. Общество состоит из отдельных индивидов. Социологи выделяют такие социальные общности, как индивид (личность), малая (контактная) группа, социальные институты, организации, объединения, классы, слои (страты), этносы (народы), страны (государства) и т.д. В культурологии же по уровням субъективности выделяют две социальные формы существования культуры: массовую и элитарную. Выделяют также и различного рода субкультуры.

Изучение массовой культуры начните с выяснения ее истоков, т.е. причин появления, понятия «масса». Очень познавательны для анализа данного вопроса работы испанского философа Ортега-и-Гассета («Восстание масс», 1930), американского социолога Д. Белла («Конец идеологии», 1960), канадского социолога М. Маклюэна («Галактика Гутенберга», 1962). В целом понятие «массовая культура» характеризуется как особенностями производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе (по аналогии с поточно-конвейерной индустрией), так и особенностями потребления этой культуры (ее потребляют все люди, независимо от места и страны проживания).

Выясняя роль массовой культуры в современном обществе, ее отрицательные стороны (низкое качество культуры), отметьте положительные моменты.

Антиподом массовой культуры считают элитарную культуру. Производителем и потребителем ее является элита (от франц. – лучшее, отборное, избранное). Различные культурологи дают свое определение элиты. Однако большинство сходится в том, что элита не просто высший слой общества, а это особый слой общества, наиболее способный к духовной деятельности, одаренный высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. Именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений в отечественной и европейской культуре на рубеже XIX-XX вв.

Внутри доминирующей культуры могут существовать «субкультуры» - это особые формы организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить свое собственное, автономное культурное существование со своим стилем (языком, манерами, одеждой), обычаями, нормами, ценностями, идеалами. Субкультура как бы изолирует свои социокультурные признаки от остальной культуры. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, профессиональные образования, неформальные объединения, которые становятся носителями своей культуры с ее системой ценностей. Рассмотрите современные молодежные субкультуры.

Нередко субкультурные группы стремятся выработать ценности и идеалы, противоречащие господствующей культуре, проникающие в нее. В этих условиях формируется контркультура. Объясните значения этого понятия.

Дополнительная

1 Ерасов Б. С. Социальная культурология: в 3 ч. – М., 1996.

2 Культурология XX век. Словарь. – СПб., 1997.

3 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. - С. 100-106.

4 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие (любое издание).

5 Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX в. - М., 1976.

6 Полищук В. И. Культурология. - Учеб. пособие. – М., 1999.

7 Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. – М., 1996.

8 Русская мысль в век Просвещения / Отв. ред. Н. Ф. Уткина. – М., 1991.

9 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1 Историко-философский подход к классификации культуры позволяет говорить об античных концепциях культуры, о понятии культуры в эпоху Средневековья, о проблемах культуры в трудах просветителей, немецкой классической философии.

    Уже в античном обществе культура стала предметом осмысления и рассматривалась как результат деятельности человека, его умений и навыков. Однако древнегреческие философы по-разному рассматривали причины появления культуры. Одни считали, что вся жизнь греческого общества, внутренний мир человека происходит под покровительством богов, другие же творцом культуры рассматривали самого человека. Согласно взглядам последних, именно человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.

    Древнегреческие мыслители (Протагор, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель и др.) от разгадывания тайн природы впервые обратились к постижению человека. Сделав человека мерой всех вещей, древнегреческая культура («пайдейя») сообразовывалась с человеком и его понятиями.

    Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Греки первыми дали идеалы демократии и гуманизма. При подготовке вопроса выясните важнейшие элементы древнегреческой культуры. Для грека быть гражданином – значит быть прекрасным. Всегда присутствовали принцип состязательности (агонистики) с целью достижения наилучших результатов, стремление к достижению красоты и добра, слитых в человеке воедино (калокагатия), благодаря чему греки приближались к своему идеалу – классическому равновесию тела и духа. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой культуры стало доказательство как способ мышления, развитие которого определило глубочайшее различие между Западной и Восточной цивилизацией. В недрах античной философии родился метод и способ мышления – логика, позволяющая из одного знания выводить другое. В целом демократическая и гуманистическая направленность греческой культуры позволила ей стать духовной ценностью. Это обеспечило европейской культуре возможность занять и сохранить ведущее место в мире.

    При подготовке ответа на первый вопрос, проследите изменения идеалов греческой «пайдейи» в эллинистический период и эпоху Рима.

    Рим внес в европейскую культуру латынь, научные достижения, римское право. Однако с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности общество перестало нуждаться в гражданах, прежние ценности гражданской добродетели оказались невостребованными. Если в Греции человек – мера всех вещей, то в имперском Риме человек – песчинка, одинокая личность, гнущаяся под ударами судьбы в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых политических событий. Не случайно в Римской империи, обнаружившей хрупкость и слабость человека, появляется христианство.

    В период средневековья происходит переосмысление основных принципов, лежащих в основе культуры. Средневековая культура – это культура христианства. Главной ценностью культуры становится Бог. Выясните, какова сущность христианства и в чем его роль как явления культуры?

    Средневековая культура ликвидирует признание единства природы и бога. На смену политеизма приходит монотеизм. Бог создает мир и от мира не зависит. Признание сотворенности мира (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения. Природа и человек полностью зависят от Бога. Это приводит к фатализму. С другой стороны, христианство признало человека личностью, поскольку Бог создал человека по «образу и подобию своему». Интерес средневекового человека обращается к познанию не предметного мира, а к собственному миру, самонаблюдению (интроспекция). На смену античному культу удовольствий (гедонизм) приходит аскетический идеал, познанию через наблюдение и логику – книжное знание, опирающееся на Библию. Культура приобретает книжный характер, культивируется ученость и начитанность.

    Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, люди встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходили античная мысль и античное чувство. Это привело к эпохе Возрождения, которая дала новое понимание культуры. Если человек средневековья считал себя обязанным Богу, то человек эпохи Возрождения свои заслуги приписывал своим талантам. Человек-творец стал на место Бога. В своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет свои интересы и нужды – он творит мир, красоту, самого себя (антропоцентризм). Культура приобретает человеческое, гуманистическое звучание.

2 Второй вопрос посвящен Новому времени, когда впервые началось теоретическое осмысление культуры, формируется ее классическая модель. Культура рассматривается как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений (Вольтер, Тюрго, Кондерсе, Вико, Гердер). Новое время обращается к идеям Разума, Свободы, Справедливости, что нашло свое выражение в культуре Просвещения. Просветители видели в культуре человеческое продолжение природы, от природы человек получил разум. К развитию человеческого разума французские просветители и сводили содержание культурно-исторического процесса. Заменив понятие «культура» понятием «цивилизация», они считали, что цивилизованность нации или страны состоит в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве.

    В рамках Просвещения возникла «критика» культуры и цивилизации, имевшая место в трудах Ж. – Ж. Руссо. Выясните, в чем суть вопроса из рекомендованной литературы [1, с. 15-29].

    Классическая модель культуры с ее фундаментальными ориентациями на рационализм, историзм и гуманизм получила дополнение в философии немецкого романтизма (Ф. Шиллер, В. Шеллинг, А. и Ф. Шлегель). Они попытались снять обозначенное просветителями противоречие между «природным», «чувственным» с одной стороны и «моральным» - с другой. Культура, по Шиллеру, состоит в гармонии и примирении разумной и чувственной природы человека. Немецкие романтики первое место во всех видах творческой деятельности человека отводили художественному творчеству. Человеку разумному и нравственному они противопоставляли человека-художника, человека-творца.

    Наибольшее влияние на дальнейшее развитие культурологии оказала немецкая классическая философия. Так, И.Г. Гердер (1744-1803) рассматривал разум не как прирожденный, а как достигаемый человеком. Культура, по Гердеру, есть результат космогенеза и биогенеза. С появлением языка культурные силы вырываются из природы и начинают действовать самостоятельно. С языком человек переходит к культуре, с ним становится возможным связь поколений, передача опыта, развитие науки, ремесел, искусства.

    Культура рассматривается Гердером как развитие способностей ума, она способствует росту интеллектуального и технического могущества человека. Смысл культуры Гердер видел в гуманизации человека и общества.

    И. Кант (1724-1804) рассматривал культуру как прогресс морального сознания. Кант различил два мира: мир природы и мир свободы. Только мир свободы есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. В мире природы лежит источник жестокости и зла. Но зло может быть побеждено культурой, моралью. Мораль предписывает человеку нормы поведения, требует от него выполнения нравственного долга. Кант формулирует моральный закон (категорический императив). Суть закона сводится к тому, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Человек для Канта – это высшая культурная ценность, и любые попытки принижения человека антикультурны.

    Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал культуру как прогресс философского сознания. Гегель проанализировал весь путь развития духовной культуры человечества. Такого до него не делал ни один мыслитель. Духовная культура представлена Гегелем как выявление творческой силы «мирового разума», «мирового духа». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, «мировой разум» одновременно познает себя как творца. Гегель выделяет иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития «мирового духа». Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому буржуазному обществу с его правовыми и нравственными принципами. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа». Согласно схеме Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова, речи, языка и заканчивает в виде науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем.

    В целом немецкая классическая философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, признавала множество типов и форм культуры, располагавшихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.046 с.)