А2 в каком предложении вместо слова военный нужно употребить воинский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А2 в каком предложении вместо слова военный нужно употребить воинский.



А27 Прочитайте текст.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследствен­ность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.

2) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

3) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образова­тельной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

4) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8;

(1) На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное.

(2) Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3) И какие всё милые, дорогие лица! (4) Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому.

(5) Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня.

(6) Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...

(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8) И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства. (9) В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10) И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром.

(11) Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12) Детская книга - весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13) Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ. (14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15) Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях - одним словом, в результате получается книга-калека. (16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку*)

*Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912) - писатель-этнограф, в своих произведениях изображал жизнь Урала и Сибири 2-й половины XIX века, автор рассказов и сказок для детей.

А28. Каким(-ими) предложением(-ями) из текста можно опровергнуть следующее утверждение?

«Книга опасна тем, что, заменяя игру, живое общение, уводит ребёнка в темницу одиночества, разрывает связи с действительностью, заменяет реальный мир иллюзией».

1) 1-2

2) 10-11

3) 16

4) 17

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 14 - 17?

1) повествование

2) рассуждение и повествование

3) описание и повествование

4) рассуждение и описание

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 5

2) 8

3) 13

4) 14

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1.Укажите способ образования слова УВАЖЕНИЕ (предложение 17).

В2. Из предложений 3-6 выпишите притяжательное местоимение.

В3. Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

 

В4. Среди предложений 9-15 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 4 - 10 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 7-14 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Напишите номер этого сложного предложения.

 


В7. Среди предложений 10-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков,

В8. «Авторским чувством наполнено каждое слово в тексте. Такой приём, как______      («детский» в предложении 11), такие тропы, как_________ («дорогим людям», «святого труда»),________    («Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром»), придают тексту возвышенно-поэтическое звучание и яркую эмоциональность. Использование такого синтаксического средства, как______ (предложение 3), помогает понять чувства автора».

 

 

Список терминов:

1) противопоставление
2) лексический повтор
3) эпитеты
4) диалектизм
5) восклицательное предложение
6) риторический вопрос
7) синтаксический параллелизм
8) развёрнутая метафора
9) парцелляция

Преподаватель                              Мироненко А.В.

 

 

 

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _14_   по дисциплине «Русский язык» 2 семестр  
Группа 19ОА22к Группа 19ОА25 Группа 19ОА16 Группа 19ОА11к Группа 14ОА14 Группа 19ОА17 Группа 19ОА27

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭ ________________________Г.В. Онтикова «____» ________ 20___ г  

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте соответствующую ему цифру.

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнит

2) квартАлы

3) красивЕе

4) сливОвый

 

А27 Прочитайте текст.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследствен­ность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.

2) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

3) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образова­тельной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

4) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

 

Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8;

 

 (1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (З)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

(4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. (5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? (6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? (7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. (8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.

(9)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (П)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас - это самоубийство, поэтому решил отступать. (13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (16)Полководец терпел. (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(20)К Москве подошла только половина французской армии. (21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! (22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. (23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.

(24)... Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. (25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (26)Послышались оскорбительные угрозы. (27)Приншось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (29)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы.

(По В. Лаптеву*)

Лаптев Владимир Витальевич (родился в 1935 г.) - публицист, педагог. Занимается освещением широкого круга социально-нравственных проблем.

А27 Прочитайте текст.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

5) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследствен­ность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.

6) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

7) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образова­тельной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

8) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8;

 (1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.

(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.

(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.

(13)Я вас любил так искренно, так нежно,

       Как дай вам Бог любимой быть другим, - в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков - самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.

(13) Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.

(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21) Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.

(По Н. Долининой*)

*Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы.

А27 Прочитайте текст.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

9) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследствен­ность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.

10) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

11) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образова­тельной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

12) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8

(1) Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

(2) Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14) Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы - явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.

(16) Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно».

(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (ЗО)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».

(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!

(По Н. Лебедеву*)

*Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».

А28 В каком предложении автор выражает чужое мнение, не совпадающее с его собственным?

1) 10                   2) 23              3) 27 4) 33

1) 12                2) 24              3) 27              4) 32

 

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами

 

В1 Из предложений 27 - 28 выпишите слово, образованное приставочным способом.

 

В2 Из предложений 11-14 выпишите причастие(-я).

 

В3 Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

 

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

 

В4 Среди предложений 17-24 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

 

В5 Среди предложений 5 - 13 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

 

В6  Среди предложений 13-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

 

В7 Среди предложений 7-14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

 

В8 «...Излагая свои взгляды, автор предпочитает воздействовать прежде всего на разум читателя, приводя факты и стараясь убедительно интерпретировать их. Этому служат вводные конструкции, а также такие приёмы, как________    (в предложениях 4, 24, 30), позволяющее опереться на мнение известных деятелей культуры, и_____        (в предложениях 18 - 19, 25 - 27). Вместе с тем Н. Лебедев выражает своё отношение к обсуждаемым вопросам, поэтому в тексте используется и такое лексическое средство, как_____ («чтиво» в предложении 14), и такой троп, как_______       (предложение 22)».

 

Список терминов:

1) метафора
2) сравнение
3) противопоставление
4) ирония
5) цитирование
6) ряды однородных членов
7) эмоционально-оценочная лексика
8) риторическое обращение
9) вопросно-ответная форма изложения

 

Преподаватель                                               Мироненко А.В.

 

 

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _17 по дисциплине «Русский язык» 2 семестр  
Группа 19ОА22к Группа 19ОА25 Группа 19ОА16 Группа 19ОА11к Группа 14ОА14 Группа 19ОА17 Группа 19ОА27

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель методической цикловой комиссией ОГСЭД

________________________Г.В. Онтикова

«____» ________ 20___ г

     

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)…. стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что,, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Научный стиль речи имеет черты, которые проявляются независимо от характера самих наук и различий между жанрами высказывания.

2) Наряду с общими чертами, определяемыми спецификой научного стиля, тексты из разных научных областей имеют различия в характере изложения.

3) Тексты точных и естественных наук существенно отличаются от текстов из гуманитарных наук прежде всего характером изложения.

4) Тексты научного стиля имеют как общие черты, определяемые спецификой научного стиля, так и особенности, связанные с конкретной научной областью.

5) Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, что определяет ряд общих условий его функционирования и языковых особенностей.

 

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

_______________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а (-у), м.

1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов. Первый р. партера.

2) Некоторое количество чего-н. Р. случаев. Есть р. исключений. По целому ряду причин.

3) мн. Состав, совокупность лиц, принадлежащих к какой-л. организации, группе, среде и т.п. В рядах борцов. Пополнить ряды безработных.

4) Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию. Овощной р. Торговые ряды.

5) Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос. Прокосить один р.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • дешевИзна
  • закУпорив
  • мусоропрОвод
  • укрепИт
  • назвалАсь

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

· Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.

· Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

· Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

· К предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.

· В стране проводятся ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ выборы.

 

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Укажите номер ответа.

14   20     33    43

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. Творческая с. художника с традициями древнерусского искусства очевидна. Все гуманитарные науки находятся в тесной связи друг с другом.

2) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. Невидимая, незримая, нерасторжимая с. Духовная с. человека со своей Родиной.

3) Непосредственное общение друг с другом; дружеские, деловые отношения, контакты между партнёрами. Тесные, деловые, взаимовыгодные связи двух стран. Дружеские, родственные, любовные, семейные связи.

4) Сообщение с кем-, чем-л. на расстоянии; технические средства, обеспечивающие возможность такого общения. Прямая, односторонняя, междугородная с. Железнодорожная, воздушная, спутниковая, космическая с.

5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами такое общение; служба связи. Работники связи. Пятое отделение связи. // Воен.

Служба, обеспечивающая общение между воинскими подразделениями (с помощью телефона, радио, посыльных и т.п.). Начальник разведки и связи.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Расположить (1 зн.) и Расположиться (1 зн.). Заняться расположением книг на полках. Место расположения отряда.

2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную к вражескому расположению.

3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р. фотографий в альбоме.

4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия. Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать, испытывать р. Заметить чье-л. р.

5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет расположения читать.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-л. Строительный м. Семенной м. Перевязочный м. Приготовить м. для строительства дома.

2) Данные, сведения, источники, служащие основой для чего-л., доказательством чего-л. М. для научного доклада. Командировка за газетным материалом. М. по созданию новой марки автомобиля. Собрать материалы о первооткрывателях Сибири. // обычно мн.: материалы, -ов.

Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Материалы судебного дела. Материалы археологической экспедиции. // на кого, против кого.

Собрание фактов, доказывающих виновность кого-л. в чём-л. Компрометирующий м. на преступника. Материалы на Иванова. Найти м. против него.

3) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье. Сшить из материала юбку.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СООБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Объединение народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Дружное с. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда жили не в одиночку, а сообществом.

2) Постоянное или временное соединение животных или растительных организмов. Особи одного вида в большинстве случаев собираются в сообщества. Муравьиное с.

3) Общество, организация, объединяющая людей с одинаковыми интересами, целями. Экономическое с. С. писателей.

А27 Прочитайте текст.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственности, внешней среды (в том числе — экологического состояния), уровня здравоохранения. Однако наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье, являются образ жизни и питание. Именно поэтому в образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни: физкультуре и спорту, здоровому питанию и т.д.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Всемирная организация здравоохранения полагает, что наследствен­ность, внешняя среда, уровень здравоохранения, условия и образ жизни и питание - основные факторы, влияющие на здоровье человека.

2) Наследственность и внешняя среда влияют на условия и образ жизни, то есть на основные факторы здоровья человека.

3) Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в образова­тельной политике большое внимание уделяется физкультуре и спорту.

4) В образовательной политике России всё больше внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, так как здоровье человека, зависящее от многих факторов, во многом определяется образом жизни и питанием.

Прочитайте текст и выполните задания А 28-АЗО; В1-В8;

(1) На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное.

(2) Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3) И какие всё милые, дорогие лица! (4) Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому.

(5) Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня.

(6) Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям...

(7) Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8) И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства. (9) В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками... (10) И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.196 с.)