Циклические концепции истории культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циклические концепции истории культуры.



Древние греки считали, что ход истории имеет циклический характер, подобно тому, как из года в год сменяют друг друга четыре времени года - весна, лето, осень и зима. Для них история - простое повторение изначально предопределенных событий, ход которых человек не в силах изменить, следовательно, в их понимании, история лишена собственных смысла и цели. Этот подход к истории называется Концепцией циклического развития истории, или фаталистической концепцией истории. Эта концепция представлена Геродотом (ок. 484-425 до н.э.), автором "Истории", ученым, которого называют отцом истории, и Фукидидом (ок.460-400 до н.э.), автором "Истории (Пелопонесской войны)". Описание греко-персидских войн выполнено Геродотом в эпической манере, тогда как описание Пелопонесской войны у Фукидида от начала и до конца соответствует историческим фактам. При кажущемся различии в описании событий оба они придерживались концепции повторяемости истории[14].

Концепция циклического развития истории исключает влияние человека на ход ее развития, так как исходит из того, что все в истории подчинено необходимости. Она также не может прогнозировать картину общества будущего, так как считает, что в истории отсутствует цель.

 

Символическая школа в культурологии

 Одним из направлений в современной культурологии является символическая школа. Согласно этой теории история развития культуры основывается на неуклонном развитии и совершенствовании средств передачи знаний, информации.

 Если в первобытном обществе человек мог передать информацию с помощью наскальных рисунков, то в настоящее время человек обладает безграничными возможностями передачи информации и элементов культуры как во времени, так и в пространстве.

 Символический подход в культурологии развивают К. Леви-Стросс и М. Фуко. Главной задачей культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики.

 В работе «Структурная антропология» Леви-Стросс обосновывает, что бессознательная часть психики содержит скрытый механизм знаковых систем, поскольку на сознательном уровне человек манипулирует знаками (символами), строя из них тексты и речь, основываясь на коллективно, стихийно вырабатываемых правилах. Бессознательное творчество человека лежит в основе культуры в целом и ее структурных элементов (права, морали, религии).

 По мнению Леви-Стросса, общее свойство мышления всех народов заключается в жажде объективного познания окружающего мира, стремлении упорядочить его предметы и явления.

 Одним из важнейших элементов теории Леви-Стросса является толкование мифов как содержания коллективного сознания. По его мнению, в мифах можно найти объяснение как прошлого и настоящего, так и будущего.

 Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. В известных трудах Э. Кассирера, З. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др. внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), неинструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности. В частности, в своем труде «Философия символических форм» Кассирер высказывает мнение о том, что символические формы автономны и самодостаточны, эти формы создают многообразие культуры.

 Таким образом, по мнению Кассирера, культура – это многообразие символических форм, связанных и упорядоченных в соответствии со своими функциональными ролями в систему уровней, каждый из которых не сводим друг к другу и существует независимо от других.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.004 с.)