Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности возникновения и развития социологии в азиатской (восточной) социокультурной традиции
В современной российской социологии, в западной социокультурной традиции обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходило и происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах – Китае, Индии, Японии, Вьетнаме, Корее, Пакистане, Индонезии и др. Это – результат экспансии в XIX-XX вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования ее идей и образа жизни на территории нашей страны большую часть текущего столетия. Между тем история зарождения и эволюции социологического мышления, выраставшего на Востоке также преимущественно из мифологических, религиозных и философских учений, опыта социальной жизни и культурного развития, взаимодействия человека с обществом и природой, также очень богата, многогранна, во многом уникальна. В российских, как и в европейских, американских учебниках по социологии этого материала нет не потому, что он в принципе отсутствует. Его почти нет в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и преувеличенного значения опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека, мировой культуры в целом. Переосмысление сложившейся в XX в. в социологии ситуации происходит в Европе и Северной Америке на основе достижений социальной мысли приверженцев Французской школы социологов, отечественной философии, истории культурологии, прежде всего, конечно, Н.Я. Данилевского (1822-1885) как автора концепции "культурно-исторических типов" народов. На пороге XXI столетия стала очевидной ошибочность видеть историю и современные достижения социологии только в контексте европейской, западной социокультурной традиции. В этом нас убеждают, по крайней мере, следующие сведения о вкладе и своеобразии развития социологического мышления на Востоке как отдельных религиозно-философских, философско-этических учений, так и их представителей. Прежде всего нельзя не сказать о брахманизме – одной из древних религий Востока, возникшей в Индии как развитие ведической 74>>> религиозной мысли и практики в период становления раннего рабовладения. Брахманизм опирается на священную литературу, куда входят Веды и обширные к ним комментарии (Упанишады, брахманы, арньяки). В этой литературе дается религиозно-философское обоснование делению общества на варны, особые слои, а также учения о переселении душ.
Важнейшими добродетелями, нормами индивидуальной и общественной жизни брахманизм считал беспрекословное подчинение брахманам, проповедникам (учителям) брахманизма – "святым отцам", обожествление царской власти государя, выполнение "дхармы своей варны" 75>>>, соблюдение предписываемых той или иной варне (слою, общине) обрядов, правил поведения, норм жизни. Соблюдение этих правил, согласно ведическим текстам, создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, так как все живые существа являются его частицами. Нарушение таких требований ведет к несчастливым перерождениям, утрате жизненных сил человека, ухудшению его положения, влияния в обществе. В этом древневосточном религиозно-философском, социально-этическом учении, со всей очевидностью, обнаруживают себя уже достаточно развитые представления о человеке и социуме, единстве и различиях общественного и природного, духовного и материального. Социальная мысль здесь еще вплетена в общее религиозно-философское мышление, но она уже явно обнаруживает социологические элементы. В ней сосуществуют идеи взаимообусловленности судеб человека и общества, социальной дифференциации населения, его прав и обязанностей, соподчинения в практике социальной жизни. Еще более характерно в этом смысле возникновение и развитие на Востоке буддизма – одной из мировых религий, зародившейся также в Индии (середина I тысячелетия до н.э.) и распространившейся в последствии в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также на Дальнем Востоке. Из множества религиозных течений, возникших на основе брахманизма и отошедших от него, при энергичной поддержке светской власти (императора Асиоки) в Индии сложились основы буддийской организации духовно-религиозного развития, соответствующего этико-социального мышления.
Буддизм выступил против религии и философии, этико-социальных представлений брахманизма. Он провозгласил возможность спасения не только избранным, просветленным, но доступной для всех (кроме рабов). Это духовно-религиозное равенство, провозглашенное буддизмом, создало для него широкую социальную базу для распространения, стало очень привлекательным среди бедных слоев населения в большинстве азиатских стран. Вместе с тем, социальная философия и политика буддийской церкви не предлагала какие-либо общественные преобразования и сводилась к проблематике личного "спасения", непротивления злу, нравственному самосовершенствованию. Главной целью человека буддизм считает выход из фатального круга, цепи перерождений (смертей-рождений), в которой статус живого существа при каждом следующем рождении определяется соотношением положительной и отрицательной активности в предыдущем существовании – кармой. Спасение при этом мыслится как погружение в нирвану – то состояние Будды, которое характеризуется как абсолютный покой, освобождение от страстей и желаний, от сопутствующих им страданий. Нравственным идеалом буддизма выступает "ахимса" – абсолютное непричинение вреда окружающему. Философская проблематика буддизма сводится к анализу психики, психических сил человека в связи с обоснованием путей "спасения", а религиозная практика – к их осуществлению. В I-II вв. до н.э. буддизм разделился на два основных направления – хинаяну и махаяну. Хинаяна нацеливает верующих, духовное развитие человека, его силы на индивидуально-монастырский путь спасения, путь самоспасения через самопознание и личное нравственно-религиозное самосовершенствование. Широкое распространение, особенно в Китае, получили различные школы второго направления буддизма – махаяны, предлагающей возможность "спасения в миру" с помощью буддийских божеств (будд, бодхисаттв). Махаяна содержит очень характерный для нее тезис, положения о тождестве "проявленного" ("сансара") и "непроявленного" ("нирвана") бытия, что составляет основу учения о необходимости положительной активности человека в общественной жизни как его деятельного служения, а также учения о бодхисаттвах – потенциальных буддах, отказывающихся от нирваны ради помощи другим людям, стремящимся к ее достижению. Такого рода представления также содержали очевидно выраженную социологическую компоненту, ориентируя людей на определенное их взаимодействие друг с другом, отношение к среде обитания, к себе самим, обществу и государству, их институтам. При этом буддизм традиционно противостоял в Китае, как и на Востоке в целом, конфуцианству и даосизму. Даосизм – традиционная китайская религия и одно из главных направлений философской мысли, возникшее еще в IV-III вв. до н.э. Принципы и основное содержание этого учения изложены в книге "Дао де цзин", авторство которой приписывается полулегендарному мыслителю древности Лао-цзы. Главное, исходное понятие в нем "дао", означающее сущность и первопричину мира, источник его многообразия и жизнестойкости, "матерь всех вещей". Понятие "дао" означает и некий естественный "путь", по которому должен следовать окружающий человека мир и все люди.
В религиозной интерпретации даосизма естественные процессы в природе и обществе получают мистическое истолкование, определяется божественный пантеон, возглавляемый Троицей – Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы (творец духа) и Пань Чу (творец мира). При этом религиозная организация строится по иерархическому принципу, где важную роль играют жрецы и монахи. В V в. н.э. даосизм становится в Китае государственной религией, где четко регламентированы основы вероучения, догматы религиозно-социальной жизни, ее взаимодействия со светской жизнью общества и государства. При этом в рамках даосизма возникает много сект, течений, отличающихся самостоятельной интерпретацией и теологических, и общественных проблем, догматики, ритуалов, различными взглядами на обязанности верующих. Для даосизма характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, которая включает особую диету, систему физических упражнений и др. В то же время они занимались обычно изгнанием "злых духов", гаданиями и т.п. Совершенно очевидно, что и это направление религиозно-философского, бытового массового сознания содержало и содержит элементы социального знания, определенного социологического мышления. Без осмысления этого явления в социокультурной жизни стран Востока невозможно понимание культуры социальной жизни азиатских обществ, специфики становления здесь социологического мышления. Этот вывод подтверждается и анализом конфуцианства, особенно значимого для Китая. Основоположником конфуцианства считается древнекитайский философ, педагог Кун-цзы (Кун-чжунни) (551-479 гг. до н.э.). В центре его философско-этического учения находились проблемы человека, его умственного, духовного развития, места и роли в обществе, в мире. Конфуций полагал, что судьба человека, как и все в мире, определяется Небом, а значит деление людей на "благородных" и "низких", "вышестоящих" и "нижестоящих" не является постоянным, оно изменчиво. При этом "государь всегда должен быть государем, подданый – подданным, отец – отцом, сын – сыном". Последнее, несомненно, отражало стремление сохранить стабильность, устойчивость развития общества, жизни человека и социума, сохранять существующий порядок общественной жизни.
Однако, характерно и то, что Конфуций разработал концепцию идеального человека (Цзюнь-цзы), благородного мужа, которым становятся не благодаря происхождению или общественному положению, а в результате достижений высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности, сыновней почтительности. Идеи Конфуция сыграли определенную роль в развитии социального мышления, культуры Китая, оказали серьезное влияние на соседние страны, мировое социально-нравственной развитие. Таким образом, специфика древних религиозно-философских учений во многом определяла и определяет контекст формирования и развития социологического знания, становление социологии как науки, культуры социального развития. Это в значительной степени обусловило особенности расцвета тихоокеанского региона, смещение сюда центров на только экономического, но и культурного развития 76>>>, что признается и западными исследователями. В этой связи вовсе не случаен и бум в развитии и современной социологии стран Азии, прежде всего Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Гонконга. В особенности, конечно, показателен опыт Японии, составляющий при всем ее взаимовлиянии с Западом, уникальный пример сохранения социокультурной идентичности, оригинального пути развития социального знания вообще и социологии в особенности. Об этом свидетельствуют не только специальные труды российских авторов, исследующих современное социальное знание Японии (Н.Р. Макиеляна, Е.А. Новичковой, Ю.Б. Козловского, Е.Г. Штайлер и др.), но и немногие пока переводные труды японских социологов (Вакио Хояси, Норио Тамара, Йохжи Ямомото и др.). Среди них заслуживают внимания как теоретические разработки, так и прикладные исследования, технологические, социоинженерные проекты. Так, в философско-социологическом плане современную японскую социологическую мысль волнует проблема личностного развития в новом социокультурном контексте, взаимодействие традиций и новаций, взаимодействие универсальных ценностей современного мира и национальных традиций, национально-культурной идентичности. Японских социологов-исследователей интересует проблема вестернизации азиатских обществ, основы сохранения их национально-культурных корней. В прикладном плане современные японские социологи активно разрабатывают проблемы современного управления предприятиями и фирмами, вопросы оптимизации социального контроля, управления персоналом, изучение общественного мнения, динамики социальных ориентаций, жизненных планов японцев, представителей различных слоев японского общества. Они – активные участники разработки стратегии и тактики развития фирм, их трудовых коллективов, жизненных стратегий деятельности работников персонала. В японской социологии вполне определенно обозначены отраслевой, среднеуровневый контекст, развития социального знания и образовательной деятельности. Здесь вполне определенно характеризуются работы, созданные в русле социологии культуры и образования, социологии управления и общественного мнения, экономической социологии и социологии социальной сферы, этносоциологии и социологии коммуникаций, социологии семьи и социологии политики.
В области социального развития общественной мысли, культурной эволюции азиатские страны переживают на рубеже XX-XXI вв. масштабный подъем. И это признается на Западе. Так, например, директор Лос-анжелесского фестиваля Питер Селларс, придерживающийся авангардистских взглядов, подчеркивает: "Я думаю, что тихоокеанский регион в течение ближайших двести лет станет очень важной силой в культуре, подобно тому как европейское искусство переживало потрясающий период гегемонии, который сейчас подходит к концу" 77>>>. Для социального развития азиатских стран, их общественного интеллекта характерна ориентация на непрерывное образование, образовательное общество. Япония в этом плане – современный классический пример. Здесь 94% учащихся остаются в учебных заведениях после достижения совершеннолетия (в США – 86%). Как реальность стоит задача всеобщего высшего образования, позволяющего человеку в новом веке жить достойной жизнью, развивать свои жизненные силы, сохранять их и восстанавливать в кризисных ситуациях. При этом основой национального образования определяется не только вхождение в единое информационное пространство современного мира, но и освоение фундаментальных ценностей национальной культуры. Все это, конечно, в полной мере актуально для современной России.
Контрольно-обучающие вопросы и задания
а) все общество как целостную систему; б) только одну сферу общества – социальную; в) большие группы людей, образующие общество – этносы, классы, страны, регионы, все человечество; г) малые группы людей (семьи, организации, трудовые коллективы); д) всякие группы людей, в т.ч. половозрастные, профессиональные и др.; е) поведение людей в обществе.
Рекомендуемая литература
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.018 с.) |