Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой «Исторические, философские и социальные науки»   ____________/ А.А. Ирхин /   “____ ”____________ 2019 г.    

 

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой «Электрические станции»   ____________/               /   “____ ”____________ 2019 г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1. Б. 03 Философия науки

(шифр и название дисциплины)

 

 

направление подготовки

История

 

(шифр и название направления подготовки)

 

профиль

Морская археология

 

(название профиля)

 

уровень высшего образования

магистратура

 

(бакалавриат, специалитет, магистратура)

 

квалификация

Магистр

 

(название)

             

 

 

                                                           Заочное

Севастополь

2019


Рабочая программа дисциплины «Философские проблемы науки и техники» для студентов направления подготовки 46. 04. 01 История  (квалификация «магистр») профиль Морская археология.

 

1. Разработана на кафедре «Исторические, философские и социальные науки» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 21.11.2014 г. № 1494.

–  Положение Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы от 24 апреля 2015 г. № 02-08/17.

 

 

2. Впервые утверждена и введена с действие на заседании кафедры     

«Исторические, философские и социальные науки» от «24» октября 2015 г.,

протокол № 2.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «15» сентября 2016 г., протокол №1.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «10» сентября 2017 г., протокол № 1.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «___»____________20__г., протокол №____.

 

3. Разработчик рабочей программы:  Миронов Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры ИФСН.

 

 


Содержание

 

 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы.. 4

2. Содержание и структура учебной дисциплины.. 6

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 12

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 4

5.  Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 22

 6. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 23

7. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 24

Приложение А Темы контрольных работ ………………………………………........24

Приложение Б Вопросы к экзамену ………………………………………………….25

Приложение В Тестовые задания для проверки остаточных знаний………….... 26          

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

 

Целью освоения дисциплины «Философия науки» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли философской науки в жизни современного общества, общих закономерностях и тенденциях развития науки и характерной специфики научного знания.

Основными задачами дисциплины является получение магистрантами достаточных знаний, необходимых для:

- изучения основных философских концепций науки, главных принципов и методов научного исследования;

- изучения закономерностей и тенденций развития современной науки;

- формирования представлений о методологии проведении научных исследований в различных отраслях науки;

Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине.

 

Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО Владеть Уметь Знать
ОК-4   В (ОК-4) -владение приемами получения новых знаний, конкретизацией при рассмотрении новых научных проблем;    У (ОК-4) -умение находить и выделять мировоззренческие аспекты научного знания при исследовании и решении конкретных проблем;   З (ОК-4) -знание предмета философии науки и техники, специфики научного знания, его функций и значения;   
ОК-1 -владение методами анализа и синтеза, основными методами сравнения общенаучных идей и концепций.   -умение провести сравнение используемых научных методов по конкретной проблеме;   -знание главных особенностей методов и теорий современной науки;  

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы.

 

Дисциплина «Философия науки» входит в вариативную часть обязательных дисциплин общенаучного цикла магистрантов технических специальностей.

Овладение системой знаний по данной дисциплине требует высокой подготовки по базовой дисциплине «Философия», а также умения работать с учебной и научной литературой, грамотно формулировать и аргументировать свои идеи. Знание философских категорий и философской методологии должно способствовать выработки общекультурных компетенций, расширению кругозора специалиста-профессионала, обретению навыков критико-аналитического мышления, необходимых при решении конкретных научно - технических задач. 

Освоение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» необходимо для осуществления грамотной научно-исследовательской работы.

 

1.3 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

 

Таблица 1.2 – Распределение объема дисциплины по видам работ

 

Курс

Семестр

Общий объем,
ЗЕ (ч)

Контактная работа, ч

Самостоятельная работа, ч

Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум

Курсовой

проект (работа)

Зачет

(семестр)

Экзамен
(семестр)

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия

Очная форма обучения

1 1 2 (72) 14 14 - 44 - 1 -

Заочная форма обучения

1 1 3 (72) 4 4 - 64 Конт. раб. 1 -

Соотношение количества часов самостоятельной работы студента к общему объему часов составляет:

для очной формы обучения – 74/108 (52%)

для заочной формы обучения – 96/108 (90%)


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Содержание учебной дисциплины

. Тема 1. Познавательная деятельность и наука.

Постановка проблемы научного познания в философии. Гносеология, эпистемология, философия науки: их соотношение. Понятие знания. Понятие науки. Субъект и объект научного познания.

Тема 3. Неопозитивизм.

Неопозитивистские концепции науки (логический позитивизм, аналитическая философия). Анализ значения языка. Значение принципа верификация.

Тема 4. Постпозитивизм.

 Постпозитивизм как критика неопозитивистской философии и методологии. Значение принципа фальсификации. Логика и рост научного знания.

Тема 5. Прагматизм.

Философия науки прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи: инструменталистская трактовка науки. Прагматизм как концепция истины.

Тема 8 . Философия техники

Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 3.1 – Перечень вопросов и задач для видов контроля

 

Наименование вида контроля и темы Перечень вопросов и задач
Входной контроль Проводится на 1-2 неделях 3 семестра в письменной форме. 1. Предмет и структура философии. 2. Место и роль философии в системе наук. 3. Мировоззренческая функция философии. 4. Методологическая функция философии. 5. Гуманистическая функция философии. 6. Проблема ценности в философии. 7. Философия языка. 8. Культура и цивилизация. 9. Критерии научного знания. 10. Научная методология. 11. Проблема истины в философии. 12. Эмпирический уровень научного исследования. 13. Теоретический уровень научного исследования. 14 Теория и гипотеза. 15. Идеалы науки. 16. Соотношение философской и научной картин мира. 17. Значение этики в современной науке. 18. Техника и человек. 19. Техника и природа. 20. Проблемы и перспективы современной цивилизации.  
Текущий контроль Проводится на практических занятиях. Задания представлены в таблице 3.2
Вопросы для проверки остаточных знаний Задания представлены в приложении В.

 

 

Таблица 3.2 – Перечень контрольных вопросов для практических работ

 

Наименование занятия Контрольные вопросы
ПЗ 1 1. Предмет и структура философии 2. Понятие знания. 3. Субъект и объект
ПЗ 2 1. Основные направления постклассической философии. 2. Сциентизм и в постклассической философии. 3. Характерные особенности позитивизма.
ПЗ 3 1. Характерные особенности неопозитивизма. 2. Виды суждений. 3. Значение верификации.
ПЗ 4 1. Характерные особенности постпозитивизма. 2. Парадигмы (по Т.Куну) 3. Научно-исследовательские программы (по И. Лакатосу).
ПЗ 5 1. Характерные особенности прагматизма. 2. Инструментализм. 3. Прагматизм как концепция истины.
ПЗ 6 1. Характерные аспекты фундаментальной онтологии. 2.  Проблема бытия. 3. Критика современной науки в философии М. Хайдеггера.
ПЗ 7 1.Принцип конвенционализма 2. Значение принципа Дюгейма – Куайна. 3. Принцип фальсификации.
ПЗ 8 1. Значение техники в современном мире. 2. Техноэтика 3. Технологическая сингулярность.

 

Таблица 3.3 - Методические указания, используемые при изучении дисциплины

 

№ п/п

Наименование указаний, пособий Количество экземпляров

1

Методические указания: учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Современная философия», методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, к написанию курсовой работы и итоговому контролю для магистров дневной и заочной форм обучения СевНТУ / Составитель: Ткаченко Р.В., -  Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. - 20с.   50
2

Методические указания: учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Философские проблемы научного познания», методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, к написанию курсовой работы и итоговому контролю для магистров дневной и заочной форм обучения СевНТУ / Составители: Ткаченко Р.В., Шенгелая И.Ш. -  Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2013. - 28с.

25
       

 

 

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

 

Матрицы формирования компетенций и планируемых результатов освоения дисциплины, по темам или видам работ.

 

Таблица 4.1 – Матрица формирования компетенций

 

Занятие

Компетенции и шифры планируемых результатов освоения дисциплины

ОК-4

ОК-7  
1

3

4  
Л.1

У (ОК-4)-I.1

   
Л.2

 

З (ОК-7)-I.1  
Л.3

 

В (ОК-7)-I.1  
Л. 4

У (ОК-4)-I.2

   
Л. 5

 

В (ОК-7) – 1.2  

Л.6

             В (ОК-4)-I.1    

Л. 7

                 З (ОК-7)-I.2  

Л. 8

              З (ОК-4)-I.1    

 П.З. 1 

 

              З (ОК-4)-I.2    

 П. З. 2

 

                   У (ОК-7)-I.1  

   П.З. 3

                   У (ОК-7)-I.2    

  П.З. 4

             В (ОК-4)-I.2        

П. З. 5

                     В (ОК-7)-I.3  

 П. З. 6

 

У (ОК-4)- 1.3      

П. З. 7

  З (ОК-7)-1.3  

П. З. 8

В (ОК-4)-1.3.    
         

 

 

Фрагмент карты компетенции, с указанием уровней освоения компетенций в рамках данной дисциплины представлены в таблицах.

 

 

Планируемые

Результаты обучения

(освоения компетенции)

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 5.1 – Основная и дополнительная литература

Наименование и полное библиографическое описание Количество экземпляров в библиотеке

Основная литература

1

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. –320с.

10
2

Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М.: Гардарики, 2007. – 335 с.

 

20
3

Лукашевич В.К. Философия и методология науки / В.К. Лукашевич. – Минск: Современная школа, 2006. – 320с.

5
4

Томпсон М. Философия науки / М. Томпсон. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2003. – 304с.

 

5
5  

Попкова Н.В. Философия техносферы. – М.: ЛКИ, 2008. – 343 с.

 

5  
6

 

Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 576с.

5
   

 

Дополнительная литература

 

 
1

Ясперс К. Введение в философию / К. Ясперс. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 192с.

 

10
2

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2009. – 317с.

5
3

 Фейерабенд. П. Наука в свободном обществе / П. Фейерабенд. – . М.: АСТ, 2010. – 378с.

 

3
4

Ваттимо Д. Техника и существование. – М.: Канон, 2013. – 208 с.

2
5

Мамардашвили М. Очерк современной европейской философии /  М. Мамардашвили. – М.: Азбука, 2014 – 608с.

5
6

Риль А. Введение в современную философию / А. Риль. – М.: Либроком, 2009 – 208с. 

4
7

 Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 400 с.

 

4
8

Лем С. Сумма технологии. – М.:АСТ, 2004. – 664 с.

.

5
       

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины

 

Адрес сайта и его описание Перечень материалов представленных на сайте
1. http://www.philosophy.ru Представлена информация по широкому спектру философских вопросов.
2. http://philos.msu.ru   Представлена подборка словарей, и справочников по философии
3. http://www.gumer.ru   Представлены труды известных философов по проблемам современной философии
4. http://iph.ras.ru/enc.htm   Представлена расширенная версия современной философской энциклопедии.
5. http://filosof.histor   Представлены труды по истории философии.
6.   http://yanko.lib.ru/books/philosoph/kanke_philosophy.htm Электронная версия исторического и систематического курса философии.

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

      Реализация учебной дисциплины «Философские проблемы науки и техники» требует:

1) наличие лекционных кабинетов ___1__;

2) оборудование лекционного кабинета – доска, мел;

     3) технические средства обучения: аудиовизуальные, компьютерные

 

П РИЛОЖЕНИЯ

Типовые контрольные задания, вопросы к зачету с оценкой и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

 

 

А. Темы контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

1. Критерии научного познания.

2. Классификация наук.

3. О. Конт и Д.С. Милль как родоначальники позитивизма.

4. Эволюционистская концепция Г. Спенсера.

5. Позитивизм в России (Н. Михайловский, В. Лесевич).

6. Философия Второго позитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

7. Конвенционализм А. Пуанкаре.

8.      Венский кружок (М. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап).

9.     Логический позитивизм

   10.   Л. Витгенштейн: от языка как логике к практике как языку.

11.   Концепция языковых игр в философии Л. Витгенштейна.

12.   Значение верификации в логическом позитивизме.

13.   Логический прагматизм Ч. Пирса

   14.   Инструментализм Д. Дьюи.

15.   Феноменологическая философия Э. Гуссерля.

16.   Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

17.   Герменевтика как научная методология.

18.   Концепция сменяемости теорий К. Поппера.

19.   Концепция научных парадигм и научных революций Т. Куна.

20.   Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

21.   Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

22.  Методы науки.

23.  Индуктивный метод.

24.  Гипотетико-дедуктивный метод.

25.  Прагматический метод.

26.  Критическая функция науки.

27.  «Великий отказ» Г. Маркузе.

28.   Аксиоматический и конструктивистский метод.

29.   Концепция техники в философии К. Ясперса.

30.   Л. Мэмфорд о технике и природе человека.

31.  Этика ответственности Г. Йонаса.

   32. Футурологические аспекты современной философии (Э. Тоффлер, М. Маклюэн, С. Лем).

   33.   Футурология и прогностика.

   34.   Проблема технологической сингулярности.

   35.   Трансгуманизм.

 

Б. Вопросы к зачёту с оценкой по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»

1. Возникновение науки. Научное знание как система.

2. Философия и наука в истории развития познания. Философия как наука и как особая форма освоения мира.

3. Модели реальности и научная картина мира.

4. Закономерности развития науки. Дифференциация и интеграция наук. Преемственность в развитии научных знаний.

5. Классификация наук.

6. Наука как социальный институт.

7. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль)

8. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания.

9. Экспериментальное знание: качественные и количественные понятия.

10. Особенности научного познания.

11. Второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре)

12. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм.

13. Проблема верификации в неопозитивизме.

14. Значение языка в аналитической философии.

15. Концепция языковых игр (Л. Витгенштейн)

16. Теория дискрипций (Б. Рассел).

17. Структура и функции научной теории. Понятие научного закона. Виды законов.

18. Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук

 как общесоциологическая закономерность.

19. Логика и рост научного знания (по К. Попперу)

20. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун).

21. Эволюционное и революционное развитие науки.  Научный прогресс и научные революции.

22. Концепция научно-исследовательских программ (И. Лакатос).

23. Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость. 

24. Понятие методологии. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.

25 . Индуктивный и гипотетико-дедуктивный метод.

26. Методы эмпирического исследования.

27. Соотношение эмпирических и теоретических терминов.

28. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.

29. Этика и наука. Социальная ответственность ученого.

30. Специфическая предметная область философии техники. Техника как объект и предмет философского анализа.

31. Наука и техника, их различие и взаимодействие в историческом развитии.

32. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

33. Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие.

34. Футурологические аспекты современной науки.

35. Значение прогнозирования в современной научной системе.

36. Изменения в социокультурном и ценностном статусе науки и техники с возникновением и развитием техногенной цивилизации.

37. Концепция постиндустриального общества.

38. Концепция «футурошока» (Э. Тоффлер).

39. Технологическая сингулярность.

40. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.

 

 

В. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

 

1. Философское направление, утверждающее, что сущность мира открывается нам посредством переживания:

а) философия жизни

б) позитивизм

в) феноменология

г) прагматизм.

2. К представителям философии жизни относятся:

а) К. Поппер

б) В. Дильтей

г) Т. Кун

д) Г. Зиммель

3. Волю как основой принцип своей философии рассматривал:

а) О. Шпенглер

б) М. Хайдеггер

в) А. Шопенгауэр

г) А. Камю

4. Центральное понятие философии А. Бергсона – жизненный порыв. Его познание возможно с помощью:

а) интеллекта

б) воли к власти

в) интуиции

г) анализа текстов

5. Кто является автором произведения «Бытие и время»:

а) Жан-Поль Сартр

б) З. Фрейд

в) П. Фейерабенд

г) М. Хайдеггер

6. Представителями Первого позитивизма являются:

а) О. Конт

б) Э. Мах

в) Р. Авенариус

г) Д.С. Милль

7. Религиозное направление современной философии:

а) Прагматизм

б) Фундаментальная онтология

в) Неотомизм

г) Постпозитивизм

8. Иррационалистическое направление в современной философии: 

а) логический позитивизм

б) структурализм

в) неокантианство

г) экзистенциализм

9. Философская проблема, находящаяся в центре внимания экзистенциализма:

а) проблема первоосновы мира

б) проблема индивидуального бытия человека

в) проблема социальных изменений

г) проблема аргументации научных теорий

10. Философская методология, основанная на понимании и интерпретации текстовых источников:

а) диалектика

б) феноменология

в) психоанализ

г) герменевтика

11. Согласно З. Фрейду в структуре личности выделяются:

а) Оно, Я, Сверх – Я

б) коллективное бессознательное, архетипы

в) базовые перинатальные матрицы

г) маска, тень, анима, анимус, самость

12. Согласно Т. Куну, парадигма это –

а)  совокупность научных теорий

б) совокупность языковых игр

в) совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов

г)  совокупность научных методов

13. Философскую позицию П. Фейерабенда можно охарактеризовать как:

а) эпистемологический анархизм

б) субъективный идеализм

в) солипсизм

г) гносеологический оптимизм

14.  Кто из перечисленных философов является представителем аналитической философии:

а) Г. Спенсер

б) Б. Рассел

в) Х. Ортега-и-Гассет

г) Л. Витгенштейн

15. Характерными чертами постмодернизма являются:

а) активная критика классической философии

б) паралогичность

в) наличие основной тенденции в философии

г) обращение к религиозным мотивам

16. Для проверки гипотез наиболее эффективен:

а) феноменологический метод

б) аксиоматический метод

в) индуктивный метод

г) гипотетико-дедуктивный метод

17. Как называется принцип, согласно которому научное знание не является окончательным, а выступает как промежуточная интерпретация:

а) верификация

б) пробабилизм

в) фаллибилизм

в) фальсификация

18. Центральной категорией философии М. Фуко выступает понятие:

а) научно-исследовательская программа

б) дискурсивная практика

в) заброшенность

г) сублимация

19. Технику как способ самораскрытия бытия рассматривал:

а) П.К. Энгельмейер

б) Л. Мамфорд

в) К. Ясперс

г) М Хайдеггер

20. Основное проблемное поле футурологии:

а) закономерности развития науки и техники

б) экологическая проблематика

в) будущее человеческой цивилизации

г) изменение человеческого сознания под влиянием научно-технического прогресса.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой «Исторические, философские и социальные науки»   ____________/ А.А. Ирхин /   “____ ”____________ 2019 г.    

 

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой «Электрические станции»   ____________/               /   “____ ”____________ 2019 г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1. Б. 03 Философия науки

(шифр и название дисциплины)

 

 

направление подготовки

История

 

(шифр и название направления подготовки)

 

профиль

Морская археология

 

(название профиля)

 

уровень высшего образования

магистратура

 

(бакалавриат, специалитет, магистратура)

 

квалификация

Магистр

 

(название)

             

 

 

                                                           Заочное

Севастополь

2019


Рабочая программа дисциплины «Философские проблемы науки и техники» для студентов направления подготовки 46. 04. 01 История  (квалификация «магистр») профиль Морская археология.

 

1. Разработана на кафедре «Исторические, философские и социальные науки» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 21.11.2014 г. № 1494.

–  Положение Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы от 24 апреля 2015 г. № 02-08/17.

 

 

2. Впервые утверждена и введена с действие на заседании кафедры     

«Исторические, философские и социальные науки» от «24» октября 2015 г.,

протокол № 2.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «15» сентября 2016 г., протокол №1.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «10» сентября 2017 г., протокол № 1.

 

переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «___»____________20__г., протокол №____.

 

3. Разработчик рабочей программы:  Миронов Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры ИФСН.

 

 


Содержание

 

 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы.. 4

2. Содержание и структура учебной дисциплины.. 6

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 12

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 4

5.  Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 22

 6. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 23

7. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 24

Приложение А Темы контрольных работ ………………………………………........24

Приложение Б Вопросы к экзамену ………………………………………………….25

Приложение В Тестовые задания для проверки остаточных знаний………….... 26          

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

 

Целью освоения дисциплины «Философия науки» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли философской науки в жизни современного общества, общих закономерностях и тенденциях развития науки и характерной специфики научного знания.

Основными задачами дисциплины является получение магистрантами достаточных знаний, необходимых для:

- изучения основных философских концепций науки, главных принципов и методов научного исследования;

- изучения закономерностей и тенденций развития современной науки;

- формирования представлений о методологии проведении научных исследований в различных отраслях науки;

Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине.

 

Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО Владеть Уметь Знать
ОК-4   В (ОК-4) -владение приемами получения новых знаний, конкретизацией при рассмотрении новых научных проблем;    У (ОК-4) -умение находить и выделять мировоззренческие аспекты научного знания при исследовании и решении конкретных проблем;   З (ОК-4) -знание предмета философии науки и техники, специфики научного знания, его функций и значения;   
ОК-1 -владение методами анализа и синтеза, основными методами сравнения общенаучных идей и концепций.   -умение провести сравнение используемых научных методов по конкретной проблеме;   -знание главных особенностей методов и теорий современной науки;  

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы.

 

Дисциплина «Философия науки» входит в вариативную часть обязательных дисциплин общенаучного цикла магистрантов технических специальностей.

Овладение системой знаний по данной дисциплине требует высокой подготовки по базовой дисциплине «Философия», а также умения работать с учебной и научной литературой, грамотно формулировать и аргументировать свои идеи. Знание философских категорий и философской методологии должно способствовать выработки общекультурных компетенций, расширению кругозора специалиста-профессионала, обретению навыков критико-аналитического мышления, необходимых при решении конкретных научно - технических задач. 

Освоение дисциплины «Философские проблемы науки и техники» необходимо для осуществления грамотной научно-исследовательской работы.

 

1.3 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.

 

Таблица 1.2 – Распределение объема дисциплины по видам работ

 

Курс

Семестр

Общий объем,
ЗЕ (ч)

Контактная работа, ч



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.095 с.)