Потребности общества, их формы. Экономические ресурсы, их виды. Проблема выбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности общества, их формы. Экономические ресурсы, их виды. Проблема выбора.



 

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы

является удовлетворение потребностей общества. Рас­смотрим подробнее

содержание такой экономической катего­рии, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребно­стей. У экономистов одни критерии классификации, у психоло­гов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распростране­ние получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходя­щем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физио­логические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). По­требность в безопасном физическом и эмоциональном окруже­нии (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребно­сти в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, рели­гия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовле­творения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясня­ются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут коли­чественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в се­редине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Орга­низации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, пла­неты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вто­рых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развива­ется само человечество. Каждой исторической эпохе соответство­вали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любо­пытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП спо­собствуют формированию новых потребностей. Современное ка­питалистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна то­варов — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

В Средневековье большое значение придавалось человеческим ресурсам, труду, который рассматривался как единственный экономический ресурс. В экономической теории физиократизма единственным экономическим ресурсом признавалась земля. А. Смит определил в качестве экономических ресурсов капитал, землю и труд. На основании этого положения Ж. Б. Сеем была сформулирована теория «трех факторов» – экономических ресурсов. Этот перечень А. Маршалл дополнил предпринимательским потенциалом – четвертым фактором, ресурсом. Заслуга введения знаний как одного из экономических ресурсов принадлежит Э. Тофлеру; этот ресурс интерпретируется им как конкретные научные и технические разработки, исследования, научно-технический прогресс, информация и наука.

Рынок и его свойства.

Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось.

• Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытно общинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время.

• Более сложное толкование рынка дает французский экономист О. Курио. По его мнению, рынок — место, где отношения покупателей и продавцов свободны, иены легко и быстро выравниваются.

• Рынок — обмен товарами по законам товарного и товарно-денежного обращения.

• В литературе встречается определение рынка как совокупности покупателей и продавцов.

• Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономики, т. е. как механизм осуществления взаимодействия производства и потребления.

• Рынок — общественная форма организации и функционирования экономики; совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями, продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег. Эти отношения отражают экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивают обмен продуктами труда.

• Рынок — система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления, т. е. все стадии процесса общественного воспроизводства. Рынок являет собой сложный механизм функционирования экономики, который основывается на разнообразных формах собственности, использовании товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы. То есть рынок рассматривается как определенный тип экономической системы (системы хозяйствования).

• Рынок — совокупность сделок купли-продажи товаров и услуг.

Все рассмотренные выше определения рынка отражают различные грани понятия «рынок». В качестве наиболее популярного определения выделим следующее.

Рынок — механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Сущность рынка проявляется в его функциях;

1. Функция саморегулирования товарного производства Предполагаем что за счет действия рыночного механизма осуществляется автоматическое согласование производства и потребления, поддерживается сбалансированность спроса и предложения по объему и структуре (при росте спроса объемы производства расширяются, при снижении — уменьшаются); регулирование происходит через куплю-продажу материальных благ. Рынок дает ответы на вопросы, стоящие перед любой экономической системой: что, как, для кого производить? И делает это автоматически.

2. Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей создавать необходимые товары с наименьшими затратами, чтобы при существующих на рынке ценах получать более высокую прибыль. Если отдельный производитель не способен оказать воздействие на рыночную цену, то получить большую прибыль он может только за счет снижения издержек и внедрения нововведений. Таким образом, рынок стимулирует развитие эффективного производства.

3. Информационная функция. Рынок дает объективную информацию о затратах на производство товаров, о количестве, ассортименте и качестве всех товаров и услуг, поставляемых на рынок, об объемах спроса на них и предложения.

4. Посредническая функция рынка заключается в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда находят друг друга на рынке и посредством рынка обмениваются результатами своей деятельности.

5. Регулирующая функция. Рынок устанавливает оптимальные пропорции между фирмами, отраслями, регионами, т. е. на микро- и макроуровне, за счет расширения или сужения спроса и предложения как на отдельных рынках, так и в рамках всей экономической системы.

Чтобы правильно понять роль и функции рынка, необходимо его рассматривать в рамках системы товарно-рыночного хозяйства. Товарно-рыночное хозяйство предполагает наличие двух подсистем — производства материальных благ и рынка, где осуществляется обмен. Причем взаимосвязь между названными подсистемами имеет двусторонний характер, т. е. имеют место и прямые, и обратные связи.

Производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок. Во-первых, именно в сфере производства создаются материальные блага, имеющие определенную полезность для общества. Произведенная продукция поступает в сферу обмена, т. е. на рынок. Во-вторых, в основе товарного производства лежит общественное разделение труда. Общественное разделение труда создает необходимость рыночного обмена произведенной продукцией.

С другой стороны, рынок оказывает обратное воздействие на сферу производства. Во-первых, рынок соединяет (интегрирует) производство и потребление. Без рынка товарное производство не могло бы удовлетворять потребности общества в товарах и услугах. Во-вторых, рынок выступает в качестве главного контролера результатов производства, поскольку в процессе рыночного обмена выясняется, в какой мере количество и качество производимой продукции востребовано и соответствует потребностям покупателей. В-третьих, в процессе рыночного обмена реализуются экономические интересы продавца и покупателя. Экономические интересы продавцов связаны с возможностью максимизировать прибыль, а интересы покупателей — максимизировать общую полезность от потребления приобретенных товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.017 с.)