Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы спроса.



СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

· цена блага;

· цены других благ;

· доходы покупателей;

· общее количество покупателей данного блага;

· предпочтительные вкусы покупателей;

· инфляционные ожидания;

· экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

 

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина –

эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается

заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то

потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения

количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена

на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько

беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет

иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да

и других благ.

К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных

ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянный рост цен.

Увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса.

1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

2. Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, модификаций моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.

3. Рост общего числа покупателей. Он также вызывает увеличение спроса.

4. Цены на сопряженные товары. Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых - чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Итак, между ценой на один из товаров – субститутов и спросом на другие существует прямая зависимость. Пример вторых - фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается, значит между ценой на один из товаров – комплементов и спросом на другой - обратная связь.

5. Потребительские ожидания. Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году, какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени и т.д. Ожидание увеличения цены побуждает покупателя проявлять повышенный спрос на данный товар, ожидание увеличения дохода будет побуждать его меньше ограничивать свои текущие расходы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.195.118 (0.004 с.)