Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль «экологическая медицина» .↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Имени А. Д. Сахарова» Белорусского государственного университета
МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА». ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования Экология
2019 г. Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта ОСВО
СоставителЬ: В. О. Лемешевский, доцент кафедры экологической химии и биохимии
Рекомендована к утверждению: Кафедрой экологической химии и биохимии учреждения образования (протокол № 10 от 28.05.2019); Научно-методическим советом учреждения образования «Международный (протокол № ____от ___________ 201_).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическая фармакология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по обеспечению экологической безопасности разработки, создания, обращения и использования лекарственных средств, лекарственного растительного сырья. Учебная дисциплина модуля «Экологическая медицина. Экологическая фармакология» предназначена для обучения студентов II ступени высшего образования по специальности 1-33 80 01 Экология, профилизация «Медицинская экология». Цель учебной дисциплины «Экологическая фармакология»: формирование и приобретение студентами научных знаний по оценке и контролю неблагоприятного воздействия лекарственных средств на окружающую среду, здоровье человека, а также развитие навыков организации природоохранных мероприятий. Задачи учебной дисциплины усвоение и совершенствование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении: - основных законов и принципов современной экологии; - национальной стратегии устойчивого развития, правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере экологической безопасности; - основных загрязнителей окружающей среды и их источников, видов воздействия лекарственных средств на окружающую среду и здоровье человека; - методов управления фармакологическими и медицинскими отходами; - основ экологического менеджмента и маркетинга в фармакологии. За период обучения обучающиеся должны овладеть следующей компетенцией: быть способным обеспечить безопасную фармакологическую коррекцию функций организма в условиях разнообразных стрессирующих воздействий труда, спорта, климата и урбанизированных территорий / оценить риски функциональным системам организма от воздействия экотоксикантов. В результате изучения учебной дисциплины «Экологическая фармакология» студент должен знать: - современное состояние природной среды и инструменты государственной экологической политики Республики Беларусь; - направления экологической деятельности и современные природоохранные мероприятия фармацевтических предприятий; - методологию экологического менеджмента и маркетинга; уметь: - использовать нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды в своей профессиональной деятельности; - применять экологические принципы обеспечения безопасности сырья, используемого для аптечного изготовления и промышленного производства лекарственных средств; - принимать участие в разработке экологической политики и внедрении системы управления окружающей средой на фармацевтических предприятиях; владеть: - навыками составления актов отбора проб воздуха, почвы, воды и их оценки по данным лабораторного анализа; - подходами к минимизации действия загрязняющих веществ на организм человека; - способностью к управлению фармакологическими и медицинскими отходами. Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать учебно-методические комплексы, периодически проводить текущий контроль знаний на лабораторных, практических занятиях, а также проводить защиту выполненных лабораторных работ. Самостоятельная подготовка студентов включает подготовку презентаций по актуальным проблемам экологической фармакологии, разработку научно-исследовательских проектов. Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются: – элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях; – компетентностный подход, осуществляемый на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; – учебно-исследовательская деятельность, проводимая на лабораторных, практических занятиях; – блочно-модульная система оценки знаний. В целях формирования современных и социально-профессиональных компетенций выпускника учреждения высшего образования в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы. Для дневной формы обучения общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 90 ч, из них 40 ч аудиторных занятий (20 ч лекций и 20 ч практических занятий). Форма текущей аттестации – зачет в 1 семестре. Для заочной формы обучения общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 90 ч, из них 10 ч аудиторных занятий (6 ч лекций и 4 ч практических занятий). Форма текущей аттестации – зачет во 2 семестре. Форма получения высшего образования на II ступени – дневная и заочная. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (дневная форма обучения)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения)
Литература Основная 1. Челноков, А. А. Основы экологии: учеб. пособие / А. А. Челноков, Л. Ф. Ющенко, И. Н. Жмыхов; под общ. ред. А. А. Челнокова. – Минск: Вышэйш. шк., 2012. – 543 с. 2. Стожаров, А. Н. Медицинская экология: учеб. пособие / А. Н. Стожаров. – Минск: Вышэйш. шк., 2007. – 368 с. 3. Харкевич, Д. А. Фармакология / Д. А. Харкевич. – 12-е изд., испр.
Дополнительная 4. Об утверждении классификатора отходов, образующихся 5. Кузнецова, Н. П. Основы экологии и охрана природы: учеб.-метод. комплекс / Н. П. Кузнецова.– Витебск: Изд-во ВГМУ, 2012. – 165 с. 6. Курилов, В. В. Система экологического менеджмента. Международные стандарты серии ИСО 14000: Практическое руководство к внедрению / В. В. Курилов, М. В. Чумакова. – Минск: Бизнесофсет, 2008. – 24 с. 7. Стандарты качества окружающей среды: учеб. пособие / Н. С. Шевцова, Ю. Л. Шевцов, Н. Л. Бацукова и др. / под ред. Н. С. Шевцовой – Минск: БГПУ, 2010. – 140 с. 8. СТБ 17.01.00-01.-2012 Экологический паспорт предприятия. Основные положения. – Минск: Госстандарт, 2013. 9. Технический кодекс установившейся практики 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»: постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь № 2-Т от 03.03.2014. Ресурсы Интернет 10. Перечень основных лекарственных средств – http://www.bsmu.by/files/lech_rab/2012/25.pdf. 11. Республиканский формуляр лекарственных средств: http://minzdrav.gov.by/lcfiles/000128_842637_PrikazMZ_N1519_2012.pdf; http://minzdrav.gov.by/lcfiles/000128_211378_PrikazMZ_N257_2013_Formular.pdf. 12. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь – http://pravo.by/.
Нормативно-правовые акты 13. О лекарственных средствах: Закон Респ. Беларусь от 20.06.2006 № 161-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.06.2009 № 27-3; 22.12.2011 № 326-3; 17.11.2014 № 203-3; 29.06.2016 № 386-3. 14. О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2435-ХII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 159. 2/1460. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов Для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине следует использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, курс лекций, мультимедийные презентации, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.). Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на: - подготовку к лекциям и практическим занятиям; - подготовку к зачету по учебной дисциплине; - проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение; - выполнение исследовательских заданий; - подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций; - выполнение практических заданий. Основные методы организации самостоятельной работы: - написание и презентация реферата; - выступление с докладом; - изучение тем и проблем, не выносимых на лекции; - компьютеризированное тестирование; - подготовка и участие в активных формах обучения. Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде: - контролирующих тестов; - обсуждения рефератов; - оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада, решения ситуационных задач на практических занятиях; - проверки рефератов, результатов тестирования; - индивидуальной беседы. Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний. Критерии оценок Для оценки учебных достижений студентов используются критерии, утверждаемые Министерством образования Республики Беларусь.
Перечень практических навыков, которыми должен обладать обучающийся после освоения учебной дисциплины: - Уметь оценить современное состояние природной среды и инструменты государственной экологической политики Республики Беларусь. - Обосновать направления экологической деятельности и современные природоохранные мероприятия фармацевтических предприятий. - Знать методологию экологического менеджмента и маркетинга. - Использовать нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды в своей профессиональной деятельности. - Применять экологические принципы обеспечения безопасности сырья, используемого для аптечного изготовления и промышленного производства лекарственных средств. - Принимать участие в разработке экологической политики и внедрении системы управления окружающей средой на фармацевтических предприятиях. - Владеть навыками составления актов отбора проб воздуха, почвы, воды и их оценки по данным лабораторного анализа. - Выбирать подходы к минимизации действия загрязняющих веществ на организм человека. - Обладать способностью к управлению фармакологическими и медицинскими отходами. Примерные темы рефератов по учебной дисциплине 1. Сточные воды фармацевтических производств, их органолептический, химический и микробиологический анализ. 2. Влияние факторов производственной среды на здоровье работников фармацевтических предприятий. 3. Влияние экологических факторов на качество лекарственного растительного сырья. 4. Обезвреживание использованных реактивов и реактивов с истекшим сроком годности в контрольно-аналитических лабораториях. 5. Медицинские отходы. Классификация и виды. 6. Обезвреживание реактивов общего списка и спиртосодержащих реактивов. 7. Фармацевтические отходы. Классификация, учет наличия и образования. 8. Способы обезвреживания просроченных лекарственных средств населением. 9. Правила и методы обезвреживания отходов лекарственных средств в аптеках. 10. Отходы производства и переработки фармацевтической продукции. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Экологическая фармакология как наука. Ее основные положения и понятия. Современные проблемы экологии и ее место в системе подготовки по специальности «Экология». Значение экологического образования и воспитания. 2. Предмет и содержание экологической фармакологии. История становления и развития экологии. Связь экологии с другими науками. Значение экологических мероприятий в профессиональной деятельности. 3. Экологические проблемы современности. Модель устойчивого развития цивилизации. 4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. 5. Ресурсы природной среды Беларуси. Современное состояние природной среды Беларуси. Последствия Чернобыльской катастрофы для населения республики. 6. Особенности современной экологической ситуации в Республике Беларусь и ее крупных промышленных центрах. 7. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. 8. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды. Конституция Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». 9. Основные принципы охраны окружающей среды. 10. Закон Республики Беларусь «Об экологической экспертизе». 11. Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. 13. Экологические проблемы при производстве лекарственных средств, 14. Фармацевтические предприятия как источники загрязнения окружающей среды. 15. Требования в области охраны окружающей среды при размещении фармацевтических предприятий и биотехнологических производств. 16. Учет на предприятиях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, порядок заполнения и применения форм учетной документации в области охраны окружающей среды. Паспорт безопасности веществ (материалов). 17. Сточные воды фармацевтических производств, их органолептический, химический и микробиологический анализ. Условия приема сточных вод фармацевтических предприятий и аптек в водоотводящую сеть. Методы очистки и обезвреживания производственных сточных вод, очистные сооружения. 18. Определение категории опасности предприятий в зависимости от массы, вида и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. 19. Регламент движения и учета документов при осуществлении деятельности по выдаче разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 20. Мероприятия, направленные на снижение и ликвидацию загрязнений воздуха промышленными выбросами. Методы очистки воздуха. 21. Санитарно-защитная зона. Порядок учета и обращения с объектами растительного мира, расположенными на землях фармацевтических предприятий. 22. Влияние факторов производственной среды на здоровье работников фармацевтических предприятий. 23. Требования в области охраны окружающей среды при размещении аптечных организаций и их структурных подразделений. 24. Влияние экологических факторов на качество лекарственного растительного сырья. 25. Эколого-биологические особенности природных популяций лекарственных растений как основа их рациональной эксплуатации. Заключение об экологическом благополучии и возможности заготовки лекарственного растительного сырья на определенной территории. 26. Утилизация использованных реактивов и реактивов с истекшим сроком годности в контрольно-аналитических лабораториях. 27. Утилизация реактивов общего списка и спиртосодержащих реактивов. 28. Переработка серебросодержащих реактивов, возвращенных аптеками в контрольно-аналитическую лабораторию. 29. Особенности утилизации отходов, содержащих ацетонитрил и метанол. 30. Уничтожение лекарственных средств, забракованных лабораторией при испытаниях. 31. Влияние факторов производственной среды на здоровье работников аптек, аптечных складов, контрольно-аналитических (испытательных) лабораторий. 32. Отходы производства и отходы потребления. 33. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Природоохранное законодательство по отходам производства и потребления Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами». 34. Классификация отходов. Степень опасности и классы опасности отходов. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь. 35. Медицинские отходы. Нормативные правовые акты, регулирующие обращение медицинских отходов. Лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами. 36. Правила и методы обезвреживания отходов, изделий медицинского назначения. 37. Фармацевтические отходы. Классификация, учет наличия, образования и размещения, правила и методы обезвреживания отходов лекарственных средств в аптеках. 38. Способы утилизации просроченных лекарственных средств населением. 39. Отходы производства и переработки фармацевтической продукции. 40. Нормативы образования отходов. 41. Паспорт опасности отходов. 42. Инструкция по обращению с отходами производства, размещение, хранение, порядок и методы уничтожения отходов. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УВО
Зав. кафедрой ________________ С. Н. Шахаб
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ УВО на 20__ / 20__ учебный год
Учебная программа по дисциплине модуль «Экологическая медицина. Экологическая фармакология» пересмотрена и одобрена на заседании кафедры (название кафедры)
Заведующий кафедрой _____________________ _______________ __________________ (ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________________ _______________ __________________ (ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
Сведения об авторе (составителе) учебной программы
Имени А. Д. Сахарова» Белорусского государственного университета
МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА». ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования Экология
2019 г. Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта ОСВО
СоставителЬ: В. О. Лемешевский, доцент кафедры экологической химии и биохимии
Рекомендована к утверждению: Кафедрой экологической химии и биохимии учреждения образования (протокол № 10 от 28.05.2019); Научно-методическим советом учреждения образования «Международный (протокол № ____от ___________ 201_).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическая фармакология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания по обеспечению экологической безопасности разработки, создания, обращения и использования лекарственных средств, лекарственного растительного сырья. Учебная дисциплина модуля «Экологическая медицина. Экологическая фармакология» предназначена для обучения студентов II ступени высшего образования по специальности 1-33 80 01 Экология, профилизация «Медицинская экология». Цель учебной дисциплины «Экологическая фармакология»: формирование и приобретение студентами научных знаний по оценке и контролю неблагоприятного воздействия лекарственных средств на окружающую среду, здоровье человека, а также развитие навыков организации природоохранных мероприятий. Задачи учебной дисциплины усвоение и совершенствование академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении: - основных законов и принципов современной экологии; - национальной стратегии устойчивого развития, правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере экологической безопасности; - основных загрязнителей окружающей среды и их источников, видов воздействия лекарственных средств на окружающую среду и здоровье человека; - методов управления фармакологическими и медицинскими отходами; - основ экологического менеджмента и маркетинга в фармакологии. За период обучения обучающиеся должны овладеть следующей компетенцией: быть способным обеспечить безопасную фармакологическую коррекцию функций организма в условиях разнообразных стрессирующих воздействий труда, спорта, климата и урбанизированных территорий / оценить риски функциональным системам организма от воздействия экотоксикантов. В результате изучения учебной дисциплины «Экологическая фармакология» студент должен знать: - современное состояние природной среды и инструменты государственной экологической политики Республики Беларусь; - направления экологической деятельности и современные природоохранные мероприятия фармацевтических предприятий; - методологию экологического менеджмента и маркетинга; уметь: - использовать нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды в своей профессиональной деятельности; - применять экологические принципы обеспечения безопасности сырья, используемого для аптечного изготовления и промышленного производства лекарственных средств; - принимать участие в разработке экологической политики и внедрении системы управления окружающей средой на фармацевтических предприятиях; владеть: - навыками составления актов отбора проб воздуха, почвы, воды и их оценки по данным лабораторного анализа; - подходами к минимизации действия загрязняющих веществ на организм человека; - способностью к управлению фармакологическими и медицинскими отходами. Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности рекомендуется использовать учебно-методические комплексы, периодически проводить текущий контроль знаний на лабораторных, практических занятиях, а также проводить защиту выполненных лабораторных работ. Самостоятельная подготовка студентов включает подготовку презентаций по актуальным проблемам экологической фармакологии, разработку научно-исследовательских проектов. Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются: – элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях; – компетентностный подход, осуществляемый на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; – учебно-исследовательская деятельность, проводимая на лабораторных, практических занятиях; – блочно-модульная система оценки знаний. В целях формирования современных и социально-профессиональных компетенций выпускника учреждения высшего образования в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы. Для дневной формы обучения общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 90 ч, из них 40 ч аудиторных занятий (20 ч лекций и 20 ч практических занятий). Форма текущей аттестации – зачет в 1 семестре. Для заочной формы обучения общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 90 ч, из них 10 ч аудиторных занятий (6 ч лекций и 4 ч практических занятий). Форма текущей аттестации – зачет во 2 семестре. Форма получения высшего образования на II ступени – дневная и заочная. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.250 (0.012 с.) |