Раздел 1. Метрическая система единиц. Задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Метрическая система единиц. Задачи



ПРИЛОЖЕНИЯ 1-7: Приложение 1 – 36 стр, 2 – 37 стр, 3 – 39 стр, 4 – 40 стр, 5 – 41 стр, 6 – 42 стр, 7 – 43 стр

Литература …………………………………………………………………………………………………..…44

 

v  

 

      

 

Критерии оценки

В рамках контролирующей знания программы собственной разработки учтены рекомендации Федеральной программы по математике для студентов медицинских техникумов при оценке ответов на тесты используются следующие критерии:

до 10% ошибок – 5 (отлично)

до 20% ошибок – 4 (хорошо)

до 30% ошибок – 3 (удовл.)

 

      

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ. ЗАДАЧИ

Расчет разовой дозы препарата.

 

В медицине используются 3 основные метрические единицы: (см. приложение 1,2)

Грамм (г) – мера массы

Метр (м) – мера длины

Литр (л) – мера объема

                                                                                     Метрическая шкала          

 имеет вид:

 

 

При расчете разовой дозы препарата очень удобно пользоваться этой шкалой.

Соотношение единиц:

1 м =       10 дециметров (дм) 1 м =     100 сантиметров (см) 1 м =  1 000 миллиметров (мм) 1 м = 10 000 децимиллиметров(дмм) 1м = 100 000 сантимиллиметров(смм) 1м = 1 000 000 микрометров (мкм)    1 грамм = 1 000 миллиграмм (мг)   1 грамм = 1 000 000 микрограмм (мкг)   1 килограмм = 1 000 грамм (г) 1 грамм = 0,001 килограмм (кг) 1 литр = =1 000 миллилитров (мл) =                               = 1 дм3 1 миллилитр = 1 см3 Объем чайной ложки = 5 мл   Объем десертной ложки = 10 мл   Объем столовой ложки = 15 мл В 1 мл 20 капель раствора   !

 

Давая пациенту таблетки и капсулы, нужно помнить несколько правил:

 

· точно разделить можно только специально помеченные таблетки или таблетки с насечкой;

· дозировка препарата, имеющегося у вас, и дозировка, назначенная врачом, должны быть в одинаковых единицах измерения.

 

Так, если врач назначил 1 г препарата, а у медсестры таблетки препарата по 500 мг, то она должна знать, что 1 г = 1000 мг,

                                                                                                                                                 и дать больному 2 таблетки.

 

Для расчета дозы препарата можно использовать следующую формулу:

 

Разовая доза препарата =                или J

 

 

Задачи для самопроверки

1. вспомните! определение: разовая доза, суточная доза и курсовая доза.

2. Переведите следующие единицы, используя метрическую шкалу:

      1 0 мг = ______ г

        0,1 мг = ______ дг

    23 5 мг = ______ г

        0,5 л = ______ мл

    80 0 мл = ______ л

        1,5 кг = ______ г

 

ОТВЕТЫ:                          Подсказка: выделенные цифры ставим на шкале на свое место.

Если Вам все-таки непонятно, как же пользоваться шкалой, обратитесь к презентации. Или к Ларисе Анатольевне J

 

А теперь сами:

Метрическая система единиц

1 вариант    
15 см =? м 25 дм =? см 350 мл =? л 50 мкг =? мг 2О г =? мт    
     
     

 

 

3. Пациенту назначен препарат в дозе 600 мг на прием. Препарат расфасован в граммах.

Сколько грамм нужно дать пациенту?

   Решение: 1) Составим пропорцию:           1 г – 1000мг       2) Теперь решим эту пропорцию

                                                                                  Х г -- 600мг                Х=  = 0,6 г

   Решение * эту задачу можно было решить и с использованием метрической шкалы. О тветы, конечно же, должны получиться одинаковые J

   Ответ: необходимо дать пациенту 0,6 г препарата.

 

4. Пациент должен принимать лекарство в растворе по одной чайной ложке 2 раза в день в течение 10 дней.

Какое количество лекарственного раствора ему назначит врач?

   Решение:

1)  Объем одной чайной ложки = 5 мл

2)  В день необходимо принять 2 чайные ложки, т.е. 5 мл · 2 = 10 мл

3)  В течение 10 дней, т.е. 10 мл · 10 = 100 мл

  Ответ: необходимо выписать 100 мл лекарственного раствора

5. Пациент должен принимать лекарство в растворе по одной столовой ложке 3 раза в день в течение недели.

 Какое количество лекарственного раствора ему следует выписать?

Решение:

1) Объем одной столовой ложки = 15 мл

2) В день необходимо принимать 3 столовые ложки, т.е. 15 мл · 3 = 45 мл

3) В течение недели, т.е. 7 дней, т.е. 45 мл · 7 = 315 мл

Ответ: необходимо выписать 315 мл лекарственного раствора

6. Медсестра должна дать пациенту препарат (или выполнить манипуляцию) 6 раз в течение суток.

Первый прием состоялся в 7 часов утра. Укажите время последующих приемов в течение суток.

Решение:

 Помнить, что сутки закончатся в 7 часов утра следующего дня. Следовательно, медсестра должна

выдавать препарат каждые 4 часа, т.к.24: 6 = 4.

  Ответ: время приема препарата:

7. Таблетка содержит 0,02, т.е. 2 сантиграмма вещества. Назначение врача - 5 мг.

                                                                                                                  Сколько таблеток необходимо дать пациенту?      Ответ: таблетки.

     Таблетка содержит 0,5. Назначение врача 0,25.                         Сколько таблеток необходимо дать пациенту?      Ответ: таблетки.

                                              Назначение врача 0,75.                       Сколько таблеток необходимо дать пациенту?      Ответ: таблетки.

                                              Назначение врача 0,125.                      Сколько таблеток необходимо дать пациенту?      Ответ: таблетки.

ПРОБА ПО ЗИМНИЦКОМУ

Вспоминаем!!! Цель пробы: оценка выделительной и концентрационной функций почек.

 

Критерии оценки выделительной функции почек

Дневной диурез         (600-900); (900-1200); (1200-1500); (1500-1800) Ночной диурез        (1800-2100); (2100-2400); (000-300); (300-600)
суточного диуреза суточного диуреза

 

Сейчас мы должны рассчитать водный баланс, а также дневной и ночной диурезы:

1. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,6 л мочи. ОТВЕТ:  

                                                                                                                                                            Ночной диурез ≈    

2. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 1,8 л мочи. ОТВЕТ: Водный баланс;

                                                                                                                                                      Ночной диурез  Дневной

3. В течение суток в организм пациента поступило 2,5 л жидкости. Он выделил 2,1 л мочи. ОТВЕТ: Водный баланс

                                                                                                                                                      Ночной диурез;  Дневной 

                

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

 

Некоторые препараты дозируются не в единицах метрической системы (например, граммах), а в ЕД или МЕ.

 

В ЕД (единицах действия) измеряются, например, антибиотики, инсулин, панкреатин, нистатин, ботокс.

В разделе №4 этого пособия нам придется разбираться с антибиотиками.

Причем, на флаконе антибиотика могут быть указаны граммы или миллиграммы, или ЕД.

В разделе №5 пособия научимся набирать в обычный шприц инсулин.

МЕ (международная единица) — в фармакологии это единица измерения количества вещества, основанная на биологической активности. Используется для витаминов, гормонов, некоторых лекарств, вакцин, составляющих крови и подобных биологически активных веществ. В разделе № 5 мы рассмотрим расчет и набор в шприц гепарина.

  РАЗДЕЛ 4. РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ. ЗАДАЧИ

Цель: уметь рассчитывать количество препарата (антибиотика) для пациента в соответствии с назначением врача.

       (см. приложение 1, 5)

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие растворы используются для разведения антибиотиков? Какой концентрации?

 

  1. При классическом разведении:

Во флаконе 1 000 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора

Во флаконе 500 000 ЕД – необходимо добавить _____ мл раствора

Во флаконе     0,5г   – необходимо добавить _____ мл раствора

       Во флаконе     0,25г – необходимо добавить _____ мл раствора

ОТВЕТЫ: 1

  1. При произвольном (практическом, рабочем) разведении использовать

______ мл раствора антибиотика на одного пациента на 1 инъекцию

 

Решим задачи

  Задача1. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина.

       Назначение врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД

       Вычислить: Сколько мл раствора вы набираете в шприц для инъекции?

                           Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

                           Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

       ОТВЕТ: 

  Задача 2. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина.

       Назначение врача: Необходимо сделать инъекции трем пациентам по 300 000 ЕД

       Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

                           Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

                           Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

       ОТВЕТ:

Задача 3.   Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 8 мл раствора новокаина.

        Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному 300 000 ЕД,

                                                                                                                        другому – 500 000 ЕД.

        Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

                             Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

                             Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

         

Задача 4.   Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина. Для разведения использовали 7 мл раствора новокаина.

        Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному – 400 000 ЕД,

                                                                                                                            другому- 500 000 ЕД

         Вычислить: сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

                             Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

                             Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

               ОТВЕТ:

Задача 5. Во флаконе 0,5 г антибиотика. Для разведения использовали 4 мл раствора новокаина.

          Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному – 0,2 г, другому 0,15 г

          Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

                               Сколько остается во флаконе грамм антибиотика?

                               Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

               ОТВЕТ:

Задача 6. Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина. Для разведения использовали 8 мл раствора новокаина.

          Сколько ЕД пенициллина содержится в 1 мл раствора

                                                                               2 мл раствора

                                                                               2.4 мл раствора

                                                                               4 мл раствора

                                                                                         6 мл раствора

                     ОТВЕТ: 1

 

  Задача 7. Дано: 10 ампул 4% раствора гентамицина по 2ml.

                           Назначение врача – 160 000 ЕД 2 раза в сутки.

              Сколько мл вы набираете в шприц для инъекции?

   

 

Решение: 1 способ

Помнить: соответствие 1г = 1 000 000 ЕД

 

  1. Сколько грамм гентамицина содержится в 1 мл 4% раствора гентамицина?

100 мл (4%) -- 4 г см. раздел 3  

1 мл       -- Х г                   Х = 0,04 г

 

  1. Сколько ЕД составляют 0,08 г?

1 000 000 ЕД -- 1 г

         Х ЕД -- 0,04 г              Х = 40 000 ЕД, т.е. в одной ампуле 80 000 ЕД

  1.  Сколько мл гентамицина необходимо набрать в шприц?

160 000: 40 000 = 4 мл

 

Ответ: Для инъекции необходимо набрать в шприц 4 мл гентамицина, что соответствует 2 ампулам.

 

 

  ЗАДАЧА № 7. Это та же задача, что решена выше, но теперь способ другой. Может, понятнее.

Решение: 2 способ                            Помнить: соответствие 1г = 1 000 000 ЕД

                                              



Лист назначений

       
15.03 Иванов И.И. Гентамицин 160 000 ЕД -
       

     
 


Сколько грамм гентамицина в одной ампуле?                                        Сколько грамм гентамицина назначил врач?

 

100 мл - 4г                                                                                                     1 000 000 ЕД - 1 г

2 мл - х г                                                                                                       160 000 ЕД - х г

 

Х= 0,08 г                                                                                                                                       х = 0,16 г

А теперь анализируем полученные результаты:

так как в одной ампуле 0,08 г, а нам нужно 0,16 г, то мы делим 0,16 на 0,08 и получаем количество ампул, которое нам нужно взять для инъекции (0,16:0,08= 2 ампулы).

Ответ: Для инъекции необходимо набрать в шприц 4 мл гентамицина, что соответствует 2 ампулам.



Т В О Р Ч Е С К А Я З А Д А Ч А ЗАДАЧА № 8 — Больному назначен антибиотик для парентерального (в/м введения) в дозе 400 000 ЕД 2 раза в день. Курс антибиотикотерапии - 7дней. В аптеке имеется данный антибиотик в такой форме выпуска:250 000 ЕД во флаконе (порошок).    ВОПРОС: сколько флаконов  надо выписать больному на курс лечения? (Сколько флаконов купить в аптеке?)
     
 

 

 


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАДАЧИ

-Для разведения антибиотика используется раствор новокаина 0.5% по 5.0 мл в ампуле.

 

ВОПРОС: сколько ампул новокаина надо приобрести в аптеке на весь курс лечения для разведения антибиотика A1(при условии классического разведения). Выполнить расчет для форм выпуска №1 и №2.

Сколько надо купить упаковок?

АНТИБИОТИКИ

Задачи для самостоятельной работы

Название антибиотика Назначение врача

Вопросы:

РЕШЕНИЕ
1 АМПИОКС.   Доза во флаконе 0,5 г.                            Классическое разведение. Ввести 250 000 ЕД

Ценой деления шприца

 

называется объем самого маленького деления шприца

Цена деления шприца =

                 

Или

  Цена деления шприца =

          Пример

Сколько мл ЛС в шприце?

3. Определите цену деления шприцев:

Найдите соответствие: Номер шприца – цена деления 1. –                  а) 0,1мл  2. –                 б) 0,2мл 3. –                      в) 0,5мл 4. –                      г) 1мл 5. –                      д) 2мл 6. –                      е) 5мл 7. – 8. – 9. – 10. -
                                                                                                                                                                   

 

ЗАДАЧА № 1

Дано: назначение врача 250 мл стерильного 5% раствора Glucosum для введения внутривенно капельно.

Сколько грамм глюкозы в растворе?

Решение:          100 мл (5%) – 5 г

                                250 мл     – х г               х =  = 12,5 г

ЗАДАЧА № 2

Дано: 30.0 мази, содержашей 1% димедрола (Dimedrolum), 10% стрептоцида (Streptocidum), 5% окиси цинка (Zinci oxydum). Наружное.

      Сколько грамм димедрола, стрептоцида, окиси цинка содержится в мази?

ЗАДАЧА № 3

А) Для оказания желчегонного эффекта надо принимать магнезию (Mg SO4) 20% по 1 столовой ложке 3 раза в день.

Для слабительного эффекта достаточно 10-15 г.

Будет ли слабительный эффект?                      !!!* вспомните, сколько мл в 1 столовой ложке? (Забыли? Смотрите таблицу на стр. 6)

  Решение:         100 ml (20%) -- 20 г

                                  15 ml        – х г     х =   = 3 г                  

  Ответ: нет, слабительного эффекта не будет.

 Б) Для тюбажа используют 200мл 10 % или 100 мл 20 % магнезии.

  Будет ли слабительный эффект?

 

ЗАДАЧА № 4

Дано: 6 ампул 1% раствора Furosemidum по 2 ml.

Сколько ml надо ввести внутривенно, 

если при остром отёке лёгких врач назначил 40 мг?

Решение:

1. Сколько г фуросемида в 1 ампуле?   100ml(1%) - 1 г                     2ml    - х г              х =  = 0,02г 2. Сколько это мг?                                    (см. метрическую шкалу)   0,02 г = 20 мг                                                                т.е. в одной ампуле 20 мг фуросемида. 3. Сколько ампул содержат 40 мг вещества?                                                                                    40: 20 = 2 ампулы.

 

ЗАДАЧА № 5

Сколько мл клофелина нужно ввести под кожу, если врач назначил 50 мкг.

 

Rp: Sol. Clophelini 0,01 % 1 ml

D.t.d. N 10 in amp

S. по????   под кожу.

  Решение:

1. Сколько грамм клофелина содержится в 1 ампуле? 100 ml (0,01%) – 0,01 г                   1 ml           – х г; х =  = 0,0001 г 2. Сколько это мл? (см. метрическую шкалу)                  0,0001 г = 100 мкг 3. Сколько ампул необходимо взять?    50 мкг = 0,5 ml 0,01 %,       т. е пол-ампулы (0,5 мл) под кожу

ЗАДАЧА № 6                         

Ампулы 40% глюкозы по 10 ml.

Приготовить 5% раствор глюкозы, используя 200 ml физраствора и ампулы.

  Решение:

1. Сколько грамм глюкозы содержится в 1ампуле?   100 ml (40%) – 40 г                                                           10 ml        – х г; х =  = 4 г 2. Сколько грамм глюкозы необходимо для приготовления 200 мл 5% раствора? Если в 100 ml (5%) – 5 г, то в 200 ml, соответственно, в 2 раза больше – 10 г
  1. Сколько ампул необходимо использовать, чтобы в них было 10 грамм глюкозы?         
Ответ: 2,5 ампулы

                  Теперь нам надо научиться разбираться с растворами, концентрация которых задана отношением, например, 1:5.

Переведем в %.

Сначала рассмотрим простые и ясные примеры:

Пример 1. Дано: раствор 1:1. Т.е., например, одна часть спирта и одна часть воды.

             Часть, как вы понимаете, это может быть капля или чайная ложка, или стакан и т.д. Теперь решаем. Вместе получилось 2 части.

                                                                                                   Составим пропорцию 2 ч – 100%

                                                                                                                                           1 ч - х %  х=50%, раствор имеет концентрацию 50%

Пример 2. Дано: раствор 1:3.                                                      Составим пропорцию 4 ч – 100%

                                                                                                                                            1 ч - х %  х=25%, раствор имеет концентрацию 25%

Пример 3.Дано: раствор 1:5. Решите сами.                                                                                                                                                                   

А теперь сложнее

ЗАДАЧА № 7

Дано: 50 мл желудочных капель. в состав которых входят: настойка мяты          (Tinctura Menthae),

                                                                                                настойка полыни     (Tinctura Absinthii),             в соотношении 3:3:4.

                                                                                                настойка валерианы (Tinctura Valerianae)   

      Принимать по 20 капель 3 раза в день во время еды 2 недели.

Сколько мл каждой настойки входит в состав капель?                                  Сколько мл желудочных капель принял пациент за 2 недели?

Сколько мл каждой настойки пациент принял за 2 недели?                     J Сколько капель осталось во флаконе?

 

ЗАДАЧА № 8

Дано: 10 ампул 0,1% адреналина по 1 ml. Флакон раствора новокаина, 200 мл.

      Сколько надо добавить адреналина к 200 ml новокаина

       для получения концентрации 1: 200 000.

 

Решение: Избавимся от концентрации 1:200 000 и перейдем к привычным процентам: должны получить почти 0,0005%, так?

1) Сколько грамм вещества в одной ампуле?   100 мл – 0,1            1 мл - х  х = 0,001 г 1) Сколько грамм вещества должно содержаться в 200 мл приготавливаемого раствора?                           100 мл – 0,0005 г                            200 мл –    х г; х =    = 0,001г А сколько же ампул надо использовать, чтобы получить во флаконе это количество адреналина?                  100 ml (0,1%) -- 0,1 г                     Х ml            – 0,001 г; Х = = 1 ml Ответ: 1 мл, т.е. 1 ампула

                          

 

ЗАДАЧА № 9

Ампулы адреналина 0,1% по 1 ml; флакон физраствора, 500 ml.

Задача: приготовить раствор концентрации 1: 200 000

 

  Решение: Указанная концентрация означает, что в 200 000 мл содержится 1 г вещества.

 

1) Концентрация рабочего раствора (см. задачу №6 данного раздела)

                    1 г -- 200 000 ml

                    х г –     100 ml                                          х = 0,0005 %

                         

2) Сколько грамм адреналина должно быть в 500 ml?

                     100 ml (0,0005 %) – 0,0005 г

                     500 ml                 –      Х г                     Х = 0,0025 г

                         

3) Сколько грамм адреналина в 1 ампуле?

                   100 ml (0,1%) – 0,1 г

                        1 ml         – Х г                                       Х = 0,001 г

                    

 4) Сколько ампул необходимо использовать для получения раствора?

 

                      = 2,5 ампулы

 

 


Задачи для самостоятельной работы:

1)   Дано: 30,0 мази, содержащей 5% анестезина (Anaesthesinum) и 1% левомицетина (Laevomycetinum). Наружное. Сколько грамм анестезина и левомицитина входит в состав мази?  
2)   Дано: 50,0 мази, содержащей 2% тетрациклина (Tetracyclinum) и 4% нистатина (Nystatinum). Наружное.  Сколько грамм тетрациклина и нистатина входит в состав мази?  
3)   Дано: 50.0 мази на вазелине (Vaselinum) и ланолине (Lanolinum) поровну, содержащей 10% танина (Tanninum). Для смазывания пораженных участков кожи. Сколько грамм вазелина, ланолина и танина входит в состав мази?  
4)   Дано: мазь содержит анестезин - 2,5 грамма и вазелин до 50 грамм, рассчитать процентное содержание анестезина в мази.
5)   Дано: Лидокаин вводят из расчета 3,5 мг на кг тела. Сколько 10% раствора лидокаина необходимо ввести пациенту массой тела 70 кг  
6)   Дано: 5 ампул 10% раствора новокаинамида (Novocainamidum) по 5 мл для внутримышечного введения. Рассчитать объем вводимого раствора для больного весом 50 кг, если разовая доза равна 10мг/кг.  
7)   Дано: 10 ампул 0,2% раствора платифиллина гидротартрата по 1 мл. Рассчитать дозу платифиллина в 1 мл, назвать в миллиграммах  
8)   Дано: Ампулы 40% глюкозы по 10 ml. Приготовить 5% раствор глюкозы, используя 500 ml физраствора.  
9)   Дано: для обработки слизистой используется раствор перманганата калия KMnO4 1:1000.Укажите концентрацию в процентах %. Приготовить 100 мл раствора.  
10)   Молодая мама имеет на руках назначение врача: для ингаляции ребенку использовать 0,01% раствор нафтизина. В аптеке она купила раствор нафтизина - 10 мл 0,05% и физраствор (0,9%) для разведения. Домой все принесла, а как приготовить раствор – не знает. Научите маму: как приготовить 10 мл раствора в соответствии с назначением врача.  
11) В вашем распоряжении дозатор емкостью 50 мл, имеющий регулятор переключения скорости подачи раствора в вену, заполненный 0,5 % раствором дофамина. Какую скорость(мл/час) надо установить на дозаторе, чтобы пациент весом 50 кг. получил дофамин в дозе 5 мкг/кг в минуту.  

Задачи для самоконтроля

Назначение врача: 32 ЕД инсулина. Имеем: флакон инсулина по 40 ЕД/мл.          Есть инсулиновый шприц, рассчитанный на 40 ЕД. Сколько мл инсулина следует набрать в шприц? Выбрать номер правильного ответа: 1)  0,2 мл 2)  2 мл 3)  0,4 мл 4)  0.8 мл                                                              ОТВЕТ:   
  1. 16 ЕД инсулина - _____ мл
       28 ЕД инсулина - _____ мл 36 ЕД инсулина - _____ мл 44 ЕД инсулина - _____ мл  
  1. 0,5 мл - _____ ЕД инсулина
0,6 мл - _____ ЕД инсулина 0,8 мл - _____ ЕД инсулина 0,9 мл - _____ ЕД инсулина  

 

 

Пример

Назначение врача: 10 000 МЕ гепарина в 8 часов утра.

Дано: флакон с гепарином.

Сколько мл гепарина следует набрать в шприц?

  Пример

Назначение врача: выполнить инъекцию (разводя гепарин в 0.9% растворе NaCl) ребенку 3 лет. Вес 15 кг.

Дано: флакон с гепарином.

Сколько мл гепарина следует набрать в шприц и ввести во флакон с физраствором?

 

 

 

  Приложение 2

Метрическая система единиц

Мера длины:

                          1 м =         10 дм

                          1 м =       100 см

                          1 м =    1 000 мм

                          1 м =  10 000 дмм

                          1 м = 100 000 смм

                          1 м = 1 000 000 мкм

Мера веса:

                         1 г =            10 дг

                         1 г =      100 сг

                         1 г =   1 000 мг

                         1 г = 10 000 дмг

                         1 г = 100 000 смг

                         1 г = 1 000 000 мкг

Мера объема:

                         1 л =         10 дл

                         1 л =       100 сл

                         1 л =    1 000 мл

                         1 л =  10 000 дмл

                         1 л = 100 000 смл

                         1 л = 1 000 000 мкл

Пример:

Перевести 350 мкг в миллиграммы?

              т.е. 350 мкг -? мг

1. С использованием пропорций:

         1 000 000 мкг – 1 000 мг

                   350 мкг –   Х мг

                Х=   = 0,35 мг

2. С использованием шкалы:

м    дм см  мм дмм смм мкм

л         дл  сл  мл дмл смл мкл

г      дг  сг   мг дмг смг мкг

                          0,  3        5  0

          

        Ответ: 350мкг = 0,35 мг

Приложение 3

Приготовление рабочих растворов

! Пример:

Приготовить 2 л 3% раствора гипохлорита кальция

                                 из 5% раствора

         1. С использованием пропорции:

Составим пропорцию

        100 мл (3 %) – 3 г

2000 мл (3%) – Х г                Х=  г

           В каком количестве 5% раствора

           содержится 60 г вещества?

      100 мл (5%) –  5 г

         Х мл (5%) – 60 г           Х=  мл

         Сколько воды необходимо добавить?

          2 000мл - 1 200 мл = 800 мл

         2. С использованием уравнения:

 ! V p . p . · % p . p .   =  V к. p . · %  к. p .  !

 Решение:   2 л · 3% = Х л · 5%

 


                                                            Х= л

Ответ: Для приготовления 2 л 3% рабочего раствора

                           необходимо взять

        1,2 л 5% раствора и добавить 800 мл воды

Приложение 4

Водный баланс

Критерии

Отрицательный        (–) < 70% Нормальный             (N) 70-80% Положительный       (+) > 80%

Пример:

Поступило 2 л жидкости

Если он  выделит: 1,3 л 2 л – 100% 1,3 л – Х% 65% (–) →Отрицательный баланс
Если он выделит: 1,5 л 2 л – 100% 1,5 л – Х% 75% (N) →Нормальный баланс
Если он выделит: 1,7 л 2 л –100% 1,7 л – Х% 85% (+) →Положительный баланс

Проба по Зимницкому

Цель: оценка выделительной и концентрационной функций почек.

Критерии оценки выделительной функции почек

Дневной диурез (600-900); (900-1200); (1200-1500); (1500-1800) Ночной диурез (1800-2100); (2100-2400); (000-300); (300-600)
суточного диуреза суточного диуреза

Приложение 5

Разведение антибиотиков

1. Классический способ разведения:

!   1 мл – 100 000 ЕД 1 000 000ЕД +10мл   1 г + 10мл

2. Рабочий способ (произвольный, практический):

! 2-5 мл раствора необходимо на одного пациента для одной инъекции !

Пример:

 Флакон антибиотика содержит 1 000 000 ЕД, развести

 классическим способом. Назначение врача: 90 000 ЕД.

1. Сколько мл раствора вы возьмете для инъекции?

ЕД – 10 мл

90 000 ЕД – Х мл        

2.Сколько мл раствора останется во флаконе?

10 мл – 0,9 мл = 9,1 мл



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 3498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.311 с.)