Условия для получения военной пенсии по инвалидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия для получения военной пенсии по инвалидности



Условия и порядок назначения пенсий военнослужащим, проходящим службу по призыву, установлены статьей 3 Федерального Закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пунктом 2 указанной статьи установлено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следует отметить, что аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Наличие у гражданина права на получение различных видов пенсионного обеспечения – ситуация, достаточно часто встречающаяся на практике. Так, при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при наличии страхового стажа более 5 лет гражданин, имеющий право на получение пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения, имеет право и на получение трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном случае гражданин имеет право выбора вида пенсионного обеспечения, при котором решающую роль играет, естественно, размер пенсии. При этом за гражданином сохраняется право изменить свое решение и выбрать другой вид пенсии, Законом не установлено на этот счет никаких ограничений и гражданин может изменять вид пенсионного обеспечения неограниченное число раз по своему желанию.

Пунктом 3 указанной статьи за определенными категориями граждан закреплено право на одновременное получение двух пенсий. Рассмотрим указанные категории и установленные для них виды пенсий.

Право на одновременное получение двух пенсий имеют право инвалиды вследствие военной травмы, то есть лица, получившие инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. В данном случае следует обратить внимание, что в части 2 ст. 15 данного Закона имеется указание на то, что право на одновременное получение двух пенсий имеют только лица, получившие инвалидность вследствие военной травмы, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Лицам, проходившим военную службу по контракту, такое право законодательством не предоставлено.

Кроме того, к гражданам, получившим инвалидность вследствие военной травмы в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приравниваются военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанные, призванные на специальные и поверочные сборы, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Также к указанным лицам по статусу и в соответствии с законодательством приравниваются лица, получившие инвалидность вследствие военной травмы, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вопросы получения лицами данной категории двух видов пенсионного обеспечения нередко становятся предметом рассмотрения в суде.

Так, в Конституционный Суд обратился гражданин Н.О. Чернопятов с жалобой на нарушение его конституционных прав подп. 1 п. 3 ст. 3 комментируемого Закона, в соответствии с которым гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух видов пенсий - пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения и трудовой пенсии по старости, и подп. 1 п. 2 ст. 15 Закона, устанавливающим размеры пенсии по инвалидности для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Гражданин Чернопятов полагает, что указанные положения, примененные в его деле судом общей юрисдикции, не соответствуют Конституции РФ, поскольку обусловливают возможность одновременного назначения двух пенсий военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, чем ограничивают его право на социальное обеспечение как лица, проходившего военную службу в звании прапорщика и в период с 3 августа 1986 по 10 января 1987 года принимавшего участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, основываясь при этом на следующих выводах и нормах законодательства.

Первое. Вопросы регулирования правового статуса отдельных категорий граждан в части пенсионного обеспечения относятся к компетенции законодателя. Так, п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Второе. В изъятие из общего правила, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), подп. 1 п. 3 комментируемой статьи предоставляет военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, право на одновременное получение двух пенсий.

Закрепление такого права как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Поэтому определение круга лиц, имеющих на нее право, и условий ее предоставления является прерогативой законодателя.

Третье. Гражданам, проходившим военную службу по контракту (в том числе в качестве прапорщиков) и ставшим инвалидами вследствие военной травмы, согласно ст. ст. 16, 18 и 46 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" устанавливаемая пенсия за выслугу лет увеличивается на сумму минимального размера пенсии по инвалидности для инвалидов соответствующих групп. Указанной доплате к пенсии фактически придается значение пенсии по инвалидности, что определено ранее в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П, Определении Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 773-О-О.

Кроме того, ч. 4 ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает возможность установления гражданам, проходившим военную службу по контракту, одновременно с пенсией за выслугу лет либо пенсией по инвалидности трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемые заявителем положения, направленные на обеспечение повышенной социальной защиты граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и ставших инвалидами вследствие военной травмы, нарушают конституционные права граждан, не относящихся к названной категории, в том числе лиц, проходивших военную службу в качестве прапорщиков и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Право на получение двух видов пенсионного обеспечения предоставлено участникам ВОВ. Указанные лица вправе получать пенсию в соответствии со ст. 16 комментируемого Закона и трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 настоящей статьи пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной части трудовой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Как известно, накопительная часть трудовой пенсии является одной из двух составляющих частей трудовой пенсии и ее размер находится в прямой зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, а также размера инвестиционного дохода, то есть пенсионных накоплений.

Военнослужащие, кроме проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, при наличии пяти лет страхового стажа и общеустановленного законом для назначения трудовой пенсии по старости пенсионного возраста могут получать одновременно пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, назначенную в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховую часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к гражданам, имеющим статус военнослужащих, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Инвалиды вследствие военной травмы из числа указанных лиц приобрели с 1 января 2012 года право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной статьей 3 Федерального закона от 7.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.

Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02. 2012 года № 142.

При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей - военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;

2) 1 000 000 рублей - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.

Размеры единовременных пособий и размеры ежемесячной денежной компенсации ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная компенсация с 1 января 2013 года проиндексирована с применением коэффициента 1,055 (Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 333).

Пунктами 4, 5 статьи 16, п. 5 статьи 20 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при продолжительности военной службы более 25 лет независимо от основания увольнения, имеют право на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских учреждениях системы МВД России, получение ежегодной денежной компенсации в установленном размере, а также на проезд на безвозмездной основе при следовании на стационарное лечение в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Согласно п. 2 статьи 10 указанного Закона при определении продолжительности службы для выплат компенсаций и предоставления социальных гарантий бывшим военнослужащим в общую продолжительность военной службы включаются только периоды военной службы.

При этом, в круг лиц, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обслуживания после увольнения с военной службы, не включены военнослужащие, уволенные на пенсию по инвалидности и не имеющие на день увольнения с военной службы общей продолжительности службы 20 лет. Указанные военнослужащие имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указанные инвалиды из числа военнослужащих имеют право на набор социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей, предоставление бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Порядок предоставления гражданам указанных социальных льгот установлен приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328, согласно которому предоставление названных мер социальной поддержки федеральным льготникам из числа военных пенсионеров, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, выдачу бесплатных санаторно-курортных путевок и специальных талонов (направлений) на бесплатный проезд к месту лечения и обратно - органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" с 1 сентября 2005 года для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, введено дополнительно к пенсиям и другим выплатам ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.

Кроме того, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов боевых действий: они приобретают право на льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (пункты 1 и 3).

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.

Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются элементами данного публично-правового механизма и как таковые не предполагают, что возмещение вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих, может сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.026 с.)