Анализ законопроекта № 759897-7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ законопроекта № 759897-7



АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА № 759897-7

«О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»

21 мая 2020 года Госдумой РФ в 3 чтении принят законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Проект продвигался экстренно под предлогом борьбы с коронавирусом, несмотря на то, что никаких мер поддержки граждан или противодействия коронавирусу проект не содержит. Проект был внесен в 2019 г. и предусматривает 5-летний срок формирования Регистра. Причиной экстренного лоббирования проекта в Думе была возможность принятия законов без обсуждения депутатов и без общественного противодействия из-за самоизоляции населения.

Фракции КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР выступили в Госдуме с жесточайшей уничтожающей критикой проекта, многие депутаты требовали снять его с рассмотрения для переноса на период после снятия самоизоляции в целях проведения широкого общественного-экспертного обсуждения. Однако эти просьбы были проигнорированы. В профильный комитет Госдумы было до рассмотрения проекта в третьем чтении внесено два пакета поправок, также полностью проигнорированных профильным Комитетом.

Как снежный ком нарастает общественный протест против проекта.В Думу направлено более 32 тыс. обращений граждан, более 250 ученых подписали открытое обращение против законопроекта [1], авторитетные эксперты из разных областей науки категорически выступают против создания Единого регистра, более 143 тысяч подписей граждан собрано под петицией против проекта [2].

Несмотря на все это закон продвигается без полноценного обсуждения. Между тем данный проект коренным образом изменяет взаимоотношения гражданина и государства,нарушает многочисленные конституционные права граждан и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности.

Противоречие законопроекта Федеральному закону РФ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

О сборе разнородных сведений в одну базу.

Как показано выше, в Единый регистр собирается широчайший перечень разнородной информации. Согласно ч. 8 ст. 8 законопроекта все сведения об одном лице будут внесены в одну запись федерального регистра о населении.

Однако сбор разнородной информации в одной информационной базе – это грубое нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 ФЗ РФ «О персональных данных», согласно которому «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Данный принцип технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако законопроект № 759897-7 уничтожает указанный механизм.

Несомненно, персональные данные в десятках информационных баз различных государственных органов обрабатываются в настоящее время в целях несовместимых между собой, и в этом смысле являются разнородными. Например, данные о постановке гражданина на учет в качестве безработного, обрабатываемые в службе занятости, и данные воинского учета, обрабатываемые Министерством обороны, обрабатываются в разных целях, и их сведение в «одну точку» противозаконно.

О цели Регистра.

Согласно ст. 2 законопроекта Регистр представляет собой «совокупность сведений о населении». По ч. 1 ст. 4 законопроекта целью формирования регистра названо «создание системы учета сведений о населении». Иными словами, регистр как система учета сведений имеет целью «учет сведений». Такое обоснование цели не выдерживает никакой критики.

Согласно части 3 статьи 5 ФЗ РФ «О персональных данных»: «Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей».

Такая цель сбора данных как «сбор данных» не соответствует требованию указанной нормы.

Цель обработки каждого вида данных должна оцениваться на основании предмета компетенции конкретного государственного органа. Компетенция и связанные с нею цели обработки данных у разных госорганов различны, поэтому у каждого органа должен быть свой конкретно ограниченный компетенцией перечень персональных данных граждан.

Зарубежная практика.

Реестр населения был в 2006 г. сформирован в Англии. Однако спустя 4 года было принято решение об отказе от реестра, поскольку власти признали, что такой реестр - нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности. Правительство Великобритании говорило о непрактичности и неуправляемых нарушениях конфиденциальности в качестве причин отмены проекта «Национальный Регистр идентификации». Как тогда заявляла Тереза Мэй: «Этот законопроект (об отмене ID-карта и реестра граждан) является лишь первым шагом, которые правительство предпринимает, чтобы уменьшить контроль государства над достойными, законопослушными людьми и вернуть им власть»[5].

Четкую позицию относительно присвоения номера-идентификатора гражданам занял законодатель Португалии. В частности, согласно п. 5 ст. 35 Конституции Португалии «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер».

Обратим внимание также на решение Конституционного суда Венгрии (1991 г.), которым присвоение гражданам единого номера признано антиконституционным.

В указанном решении сказано: «В течение 1970-х годов угрозы, представленные электронной обработкой данных, автономии человека, стали общеизвестными. С тех пор личный номер стал символом тотального контроля над гражданами и рассматривался исключительно как способ обеспечения эффективности, который рассматривал человека как объект. …

Конституционный суд определяет, что в силу своей сути универсальный персональный номер противоречит праву принимать самостоятельное решение. … Ни «государственная сфера», ни государственная администрация в целом не могут рассматриваться как единое целое, в рамках которого может быть введен или использован единый персональный идентификационный код…».

Новая Зеландия также не имеет национального идентификационного номера. Общественность Новой Зеландии решительно выступала против присвоения национального идентификационного номера. И закон о конфиденциальности Новой Зеландии 1993 года фактически запрещает правительству создавать такой национальный идентификатор.

Однако российский законодатель игнорирует Конституцию РФ и положительный зарубежный опыт.

Стоимость Регистра.

Ее сумма чиновниками не озвучена. Очевидно, что стоимость формирования Регистра очень высока. Не велика ли цена удобства чиновников с учетом многочисленных нарушений прав граждан созданием Регистра?Представляется более правильным было бы направление денежных средств в реальную экономику и поддержку граждан на фоне проблем из-за распространения коронавирусной инфекции. 

Таким образом, з аконопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» нарушает нормы Конституции РФ, федеральных законов РФ, игнорирует указы и решения Президента РФ, позицию Русской Православной Церкви, представляет собой угрозу госбезопасности, личной безопасности граждан.

АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА № 759897-7

«О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»

21 мая 2020 года Госдумой РФ в 3 чтении принят законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Проект продвигался экстренно под предлогом борьбы с коронавирусом, несмотря на то, что никаких мер поддержки граждан или противодействия коронавирусу проект не содержит. Проект был внесен в 2019 г. и предусматривает 5-летний срок формирования Регистра. Причиной экстренного лоббирования проекта в Думе была возможность принятия законов без обсуждения депутатов и без общественного противодействия из-за самоизоляции населения.

Фракции КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР выступили в Госдуме с жесточайшей уничтожающей критикой проекта, многие депутаты требовали снять его с рассмотрения для переноса на период после снятия самоизоляции в целях проведения широкого общественного-экспертного обсуждения. Однако эти просьбы были проигнорированы. В профильный комитет Госдумы было до рассмотрения проекта в третьем чтении внесено два пакета поправок, также полностью проигнорированных профильным Комитетом.

Как снежный ком нарастает общественный протест против проекта.В Думу направлено более 32 тыс. обращений граждан, более 250 ученых подписали открытое обращение против законопроекта [1], авторитетные эксперты из разных областей науки категорически выступают против создания Единого регистра, более 143 тысяч подписей граждан собрано под петицией против проекта [2].

Несмотря на все это закон продвигается без полноценного обсуждения. Между тем данный проект коренным образом изменяет взаимоотношения гражданина и государства,нарушает многочисленные конституционные права граждан и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.)