Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Середина XVII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Середина XVII в.



Церковь Ильи Пророка. 1647—1650 гг.

Шатровая колокольня в Коровниках под Ярославлем. Конец XVII в.

Благовещенский собор в Муроме. XVI — XVII вв.

 

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Покровский собор на Красной площади (1555—1561 гг.) — знаменитый па­мятник средневекового русского зодчества. В народе его называют храмом Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, по­гребённого в 1552 г. у стен Троицкой церкви, которая первоначально сто­яла на месте собора. В 80-х гг. была сооружена пристройка, которую посвя­тили Василию Блаженному. В сознании миллионов людей этот храм не просто архитектурный памятник, а символ целого периода русской истории. Его построили по указу Ивана Грозного, в нём служили патриархи москов­ские, ему дивились приезжавшие в далёкую Московию европейские купцы и дипломаты. Московское государство XVI—XVII вв. — вот эпоха, с которой неразрывно связан храм Василия Блаженного. Но помимо этого Покровский собор воспринимается и как величайшее достижение русской архитектуры, отражение самых ярких и самобытных черт национального гения.

Идея постройки каменного мно­гопридельного храма (придел — пристройка к церкви, в которой мо­жет происходить богослужение) в память взятия Казани в 1552 г. роди­лась не сразу. Сначала только одна каменная церковь была окружена семью деревянными придельными церквами. Названия некоторых при­делов по традиции были связаны с обстоятельствами жизни самого ца­ря, а другие — посвящены церков­ным праздникам в честь святых, совпавшим с днями важнейших по­бед над татарским войском во время похода на Казань. Однако быстро возведённые деревянные приделы не удовлетворили царя Ивана IV, и он спустя два года пригласил талант­ливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева (по одной из ги­потез, это одно и то же лицо — Иван Яковлевич Барма) и «повеле им здати церкви каменны заветныя во­семь престолов, мастеры Божьим промыслом основаша девять приде­лов, не яко же повелено им, но яко по Бозе разум давася им в разумении основания». Установленное зодчими число церквей-приделов позволило создать симметричную, упорядочен­ную композицию, которая гармо­нично вписалась в свободное про­странство Красной площади.

Многопридельность в русских храмах была известна и ранее, одна­ко лишь в Покровском соборе впер­вые произошло сознательное со­единение группы отдельных храмов в одном сооружении. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Вокруг центрального, самого высокого столпа, увенчанного шатром, по сто­ронам света расположены четыре больших храма, а по диагоналям — четыре малых. Башнеобразные объ­ёмы начинаются от самой земли и воспринимаются как отдельные церкви. Вместе с тем они образуют сложную пирамидальную компози­цию, которая отличается художест­венным единством и высокой дина­мичностью.

Такая композиция является тем более оригинальной, что у неё нет прямых предшественников. И это не удивительно: невиданный ранее храм одновременно должен быть уз­наваемым для современников и во­площать новые общественные и по­литические идеи.

Сложность художественных форм собора заставляла исследова­телей видеть в нём и символ храма ветхозаветного царя Соломона (XI в. до н. э.), и Небесный Иерусалим — отражение Храма Гроба Господня в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.004 с.)