ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД



Лекция.

ТЕМА 8

Государственная регистрация решения об изъятии земельного участка.

Обязательность государственной регистрации решения об изъятии земельного участка предусмотрена лишь Гражданским кодексом РФ (п. 4 ст. 279).

Государственная регистрация решений об изъятии земельных участков осуществляется в Управлении Федеральной Регистрационной службы, органом, осуществляющим изъятие.

Правовые последствия государственной регистрации решений об изъятии земельных участков заключаются в том, что с момента регистрации лицо, у которого изымается земельный участок, несет риск отнесения на него расходов, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на данном участке, проведением на нем иных мероприятий, существенно повышающих стоимость земли.

Заключение соглашения с собственником или обладателем иного права на земельный участок, подлежащий изъятию.

Данный этап наступает при согласии правообладателя с предстоящим изъятием у него земельного участка и при отсутствии спора об условиях изъятия.

Основная цель соглашения - определить выкупную цену изымаемого земельного участка (или размер убытков - при изъятии участков у землевладельцев, землепользователей, арендаторов, т.е. лиц, не являющихся собственниками участка), сроки выплаты выкупной цены или возмещения убытков, другие условия изъятия.

Соглашение заключается в свободной форме, с соблюдением положений гражданского законодательства о правилах совершения сделок. При изъятии земельного участка у собственника в качестве обязательного условия соглашение должно включать обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (в зависимости от того, кем производится изъятие) уплатить выкупную цену земельного участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ).

Соглашение может быть заключено в любое время, в том числе до истечения одного года с момента уведомления правообладателя о принятии решения об изъятии земельного участка.

Государственная регистрация перехода права собственности, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.

Соглашение с собственником или иным обладателем прав на земельный участок об условиях его выкупа (изъятия), а также вступившее в законную силу решение суда, которым удовлетворен иск о принудительном выкупе земельного участка или прекращении прав на него, является основанием для государственной регистрации перехода права собственности

на земельный участок (при изъятии у собственника) либо прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, аренды земельного участка в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Значение государственной регистрации перехода или прекращения права на земельный участок обусловлено тем, что государственная регистрация прав представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, и с ее осуществлением связан ряд правовых последствий.

К примеру, при изъятии уполномоченным органом субъекта Российской Федерации земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, право соответствующего государственного органа распорядиться данным земельным участком возникнет лишь при условии государственной регистрации перехода права

собственности от частного собственника к субъекту Федерации, поскольку согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

 

ТЕМА 9

ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Содержание охраны земель.

1 Цели охраны земель

Цели охраны земель. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно п.1 ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Эта норма базируется на положении ч.1 ст.9 Конституции РФ, согласно которому "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

В соответствии с ч.2 п.1 ст.12 использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Пункт 2 ст. 12 Кодекса устанавливает две цели охраны земель. Первая – предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 12 второй целью охраны земель является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Иными словами, охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Понимание того, что земля как природный ресурс нуждается в охране, пришло к современному обществу не сразу. Опыт прошлого века свидетельствует: подход к использованию земли чисто утилитарным, прагматичным. В общественном сознании не существовало понятия последствий экологически неблагоприятного воздействия на землю, оно не видело необходимости выработки мер по предотвращению разрушения земной поверхности и восстановлению уже нарушенного. Мировое сообщество лишь в конце XX века в политику использования природных ресурсов внесло существенные изменения.

Приоритетным направлением стал принцип параллельности целей использования земли:

земля как основа хозяйственной и иных видов деятельности, земля как объект охраны окружающей природной среды.

 

Содержание охраны земель

Сохранению почв и их плодородия. Защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально- паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

Ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. Сохранение достигнутого уровня мелиорации. Рекультивация нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рекультивация земель предусматривает условия приведения земель в состояние, пригодное для использования в сельском и лесном хозяйстве, в тех случаях, когда почвенный покров этих земель нарушен при разработке полезных ископаемых и торфа, проведению геолоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ. Рекультивация предполагает также порядок использования снимаемого при проведении указанных работ

плодородного слоя почвы в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации.

Земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями отводятся под разработку полезных ископаемых:

· либо после рекультивации ранее отведенных участков, в которых миновала

надобность, и передачи их соответствующим землепользователям;

· либо после нанесения плодородного слоя почвы на малопродуктивные угодья.

Федеральные, региональные и местные программы охраны земель.

Порядок проведения оценки состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Порядок и правила консервации земель. Экономическое стимулирование охраны и использования.

Федеральные, региональные и местные программы охраны

Земельным кодексом предполагается разработка федеральных, региональных и местных программ охраны земель, включающих перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. В соответствии со ст.ст.9-11 ЗК разработка и реализация федеральных, региональных и местных программ охраны земель отнесены соответственно к полномочиям РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Так, Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000гг.", утвержденная его постановление от26 июня 1999г. (СЗ РФ. - 1999 - 327 - Ст.3379), принята рассмотренная ранее Государственная комплексная программа повышения плодородия почв.

Постановлением главы администрации Московской области от 7 мая 1993г. №81 утверждена Комплексная программа повышения плодородия почв в Московской области.

Названные программы определяют современное состояние сельскохозяйственных угодий, содержат комплекс мер по повышению и сохранению плодородия почв, в число которых входят защита почв от эрозии, агрохимическое обеспечение (применение органических и минеральных удобрений), химическая мелиорация почв (фосфоритование и повышение продуктивности засоленных земель), мелиорация земель, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель. В программы включены меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель, а именно: рекультивация нарушенных земель; улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами; восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсинами; консервация деградированных и загрязненных земель.

Для реализации программ определены системы земледелия, внутрихозяйственное землеустройство, а также предусмотрен государственный контроль за их осуществлением.

Земельные участки

1. Понятие и признаки права собственности на землю.

2. Право собственности на землю и право территориального верховенства.

3. Формы земельной собственности.

4. Субъекты, объекты и содержание земельной собственности.

5. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

6. Ограничение оборотоспособности земли.

7. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

8. Право безвозмездного пользования земельными участками.

9. Право пожизненного наследуемого владения земельными участками.

10. Аренда земельных участков.

11. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.

12. Права и обязанности землевладельцев, землепользователей, арендаторов и субарендаторов земель.

Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятия собственности в юридическом и экономическом смыслах?

2. Укажите правомочия собственников земли?

3. Какие формы земельной собственности предусмотрены законодательством Российской Федерации?

4. Раскройте специфические черты права государственной собственности на землю?

5. В чем специфика права частной собственности граждан на земельные участки?

6. Какова специфика частной собственности на землю юридических лиц?

7. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю?

8. Перечислите субъектов права частной собственности на землю?

9. Назовите основания возникновения муниципальной собственности?

10. Раскройте юридическое значение и содержание ограничения оборотоспособности земельных участков?

11. Назовите субъектов и раскройте содержание права постоянного бессрочного пользования?

12. Назовите субъектов и раскройте содержание права пожизненного наследуемого владения?

13. Дайте понятие сервитута, назовите его виды и субъектов?

14. Раскройте право аренды земельного участка: понятие, основания возникновения и прекращения, содержание?

15. Выделите специфические особенности аренды земельных участков, установленные земельным законодательством?

16. Дайте понятие права безвозмездного пользования, перечислите его субъекты?

Задача №1

Гражданин Магомедов решил на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности и приобретенном под индивидуальное жилищное строительство, прорубить скважину для обеспечения своего хозяйства водой и установить электронасос для подъема воды с глубины 25 м, объясняя это тем, что вода из городского колодца ввиду его малой глубины (5 м) недостаточно чиста.

Вправе ли Магомедов произвести такие работы на своем земельном участке?

Кто является собственником недр и водных объекты?

Решите дело.

Задача №2

На земельном участке, предоставленном в собственность под индивидуальное жилищное строительство, Даудов срубил пять деревьев и решил пробурить скважину для обеспечения хозяйства водой и установить электрогенератор.

Вправе ли Даудов совершать вышеуказанные действия? Какими правами и обязанностями обладает собственник земельного участка?


Задача №3

Глава крестьянского хозяйства Гасанов ведет на выделенном ему земельном участке разработку щебня и песка. Гасанов полагает, что полезные ископаемые в границах его участка принадлежит ему на правах собственника так же, как и часть реки, протекающая по территории его хозяйства.

Объясните, каковы права на землю и другие природные ресурсы главы крестьянского хозяйства?

Задача №4

Гражданин Курбанов имел земельный участок для дачного хозяйства, предоставленный в 1982 г. В 2002 г. он обратился в местную администрацию с заявлением о переоформлении земельного участка на праве собственности. Решением местной администрации ему было отказано в переоформлении земельного участка на праве собственности и предложено заключить договор долгосрочной аренды этого земельного участка. Гражданин Курбанов обжаловал решение местной администрации в суде.

Подлежит ли удовлетворению жалоба Курбанова?

Каков порядок переоформления прав на земельный участок, предоставленный для дачного хозяйства?

Решите дело.

Задача № 5

Камилова в 1951 году построила в г. Избербаш дом на не отведенном ей земельном участке. Правоустанавливающие документы, в соответствии с действовавшим в то время законодательством, она не оформила. При этом дом и земельный участок она завещала внучке Гамидовой. Поскольку правоустанавливающих документов на недвижимость у Гамидовой не было, она обратилась в суд с заявлением о признании за ней права собственности на домостроение и земельный участок. Свое требование она мотивировала тем, что, ее бабушка, построив дом, на протяжении нескольких десятков лет проживала в нем и регулярно вносила налоги, в том числе земельный.

Правомерны ли требования Гамидовой ?

Решите дело.

Задача № 6

Родопский бульвар г. Махачкалы является излюбленным местом отдыха горожан. К их неудовольствию площадь сквера стала сокращаться за счет построек. В частности, часть земель попала в придомовую территорию многоэтажного дома. В южной части сквера, невзирая на протесты граждан, один из предпринимателей еще более двадцати лет назад возвел кирпичное здание под шашлычную. Сейчас он обратился с заявлением в администрацию города о переоформлении ему земельного участка на праве собственности.

Можно ли из территории сквера формировать земельные участки под застройку?

С какой целью и на каком праве могут предоставляться земли в скверах?

Тестовое задание:

1. Каковы формы собственности на землю:

А) частная,

Б) государственная,

В) муниципальная,

Г) все вышеперечисленные.

2. Каковы способы передачи земель в частную собственность:

А) приватизация,

Б) выдача лицензии,

В) выдача ордера,

Г) все перечисленные выше.

3. Перечень объектов права федеральной собственности на землю закреплен:

А) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993г. «О федеральных природных ресурсах»,

Б) Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»,

В) ЗК РФ,

Г) в перечисленных выше нормативно-правовых актах.

4. Впервые установлено право частной собственности на землю в :

А) законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,

Б) законе РФ «О земельной реформе»,

В) Конституции РФ,

Г) ЗК РФ.

 

5. Возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий возникает по решению:

А) правительства РФ,

Б) органа исполнительной власти субъекта Федерации,

В) местного органа исполнительной власти,

Г) выше перечисленных.

6. Не могут быть переданы в частную собственность земли:

А) сельскохозяйственного назначения,

Б) запаса,

В) зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению,

Г) все вышеперечисленные.

7. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению:

А) органов местного самоуправления,

Б) суда в виде санкции за совершение преступления,

В) федеральных органов исполнительной власти,

Г) органов исполнительной власти субъектов РФ.

8. Могут быть объектом купли-продажи:

А) все земельные участки,

Б) только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет,

В) земельные участки, не обремененные правами третьих лиц,

Г) земельные участки, не изъятые из оборота.

9. К муниципальной собственности относятся земли:

А) в пределах черты городов и других населенных пунктов,

Б) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством,

В) необходимые для осуществления коммунального обслуживания населения,

Г) все перечисленные выше.

10. Субъектами частной собственности на землю являются:

А) граждане,

Б) юридические лица,

В) иностранные лица,

Г) все перечисленные выше.

 

Лекция.

ТЕМА 8

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 

Изъятие земельного участка - один из правовых инструментов, дающий

возможность органам государственного управления земельными ресурсами принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах. ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Законодатель указывает на исключительность такого рода случаев, устанавливая их закрытый перечень.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти.

Указанные решения принимаются:

· федеральными органами исполнительной власти;

· органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).

Положениями ЗК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 55) и ГК РФ (п. 2 ст. 279) устанавливается, что именно на федеральном уровне подлежат регулированию:

· порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

· порядок выкупа земельного участка у его собственника;

· порядок определения выкупной цены земельного участка;

· порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком;

· иные вопросы порядка изъятия земельных участков для государственных и

муниципальных нужд.

В связи с этим субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе регулировать данные вопросы своим законодательством.

Предусмотренная действующим законодательством процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд состоит из следующих элементов:

1 Подготовка и принятие решения об изъятии земельного участка, при этом органы местного самоуправления обязаны информировать лиц, у которых земельные участки могут быть изъяты в связи с их намечаемым предоставлением для строительства, о возможном изъятии.

П. 3 ст. 32 ЗК РФ устанавливает, что при выделении земельного участка под строительство для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении данного участка принимается решение о форме его изъятия. В решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд включаются данные:

· позволяющие установить изымаемый земельный участок (местонахождение, площадь, кадастровый номер участка и т.д.), при этом прилагается кадастровая карта (плана) земельного участка;

· конкретизирующие цель предстоящего изъятия, срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие;

· указывающие лицо, у которого производится изъятие участка, и правовые основания, по которым ему принадлежит земельный участок;

· поручения соответствующим органам (службам) об извещении указанного лица о принятом решении, об обеспечении государственной регистрации решения в установленном порядке и извещении указанного лица о произведенной регистрации;

· указание на права лица в связи с предстоящим изъятием;

· поручения о подготовке проекта соглашения с лицом, у которого изымается

земельный участок;

· При необходимости в решение об изъятии могут быть включены и другие данные.

2 Информирование собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя, арендатора земельного участка о предстоящем изъятии земельного участка.

Законодательство предусматривает трехкратное предоставление землевладельцу, землепользователю, арендатору земельного участка информации, связанной с изъятием земельного участка:

· до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, указанным лицам должна предоставляться информация о возможном изъятии земельного участка (п. 4 ст. 31 ЗК РФ). В этих случаях допускается информация через СМИ;

· после принятия решения об изъятии земельного участка лицо, у которого земельный участок изымается, должно быть уведомлено органом, принявшим такое решение, о предстоящем изъятии не позднее, чем за один год до этого (ст. 63 ЗК РФ, п. 3 ст. 279 ГК РФ). Данное правило является обязательным - без предоставления данной информации изъятие невозможно;

- собственник земельного участка, подлежащего изъятию, а также лицо, использующее земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должны быть извещены о произведенной государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, с указанием даты регистрации (п. 4 ст. 279, ст. 283 ГК РФ); данный вид информирования также обязателен, однако он имеет

отношение уже к следующему этапу процедуры изъятия земельного участка.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.023 с.)