Земельные, водные ресурсы Латинской Америки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельные, водные ресурсы Латинской Америки



Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

Благоприятны агроклиматические ресурсы, однако в отдельные гoды губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение холодных воздушных масс с юга. К тому же гoдовое распределение осадков добавляет к этой картине свои важные коррективы, и наряду с зонами избыточного увлажнения (Амазония) в Мексике, Чили, Аргентине есть районы, где необходимо искусственное орошение. К тому же именно для Латинской Америки характерно периодическое повторение такой природной катастрофы, как явление Эль-Ниньо, которое связано с аномальным потеплением обычно довольно прохладных прибрежных поверхностных вод Тихого океана.

По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии.

 

Лесные, агроклиматические ресурсы Латинской Америки

Огромное богатство Латинской Америки – ее леса, которые занимают более 1/2 всей территории региона. Неслучайно Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом. По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения Латинская Америка занимает первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. Очень богат и разнообразен также животный мир региона.

Латинская Америка богата водными ресурсами и по обеспеченности среди крупных регионов занимает 1 место, а по гидроэнергоресурсам уступает только Зарубежной Азии.  

 

В) Население

История формирования

Все страны региона прошли через колониальную эпоху.

Метрополиями были: Испания, Португалия, в меньшей степени Франция и Великобритания, позже США. До того, как на эти земли ступила нога первых испанских конкистадоров, регион Латинской Америки населяли автохтонные индейские племена. Многие из них находились на весьма высоком уровне развития, имели зачатки государственности, политических образований, весьма развитую культуру и письменность.

Коренные народности Латинской Америки:

Майя. Имели зачатки рабовладельческого строя, развитое сельское хозяйство, ремесла, науку. Центром формирования государства был полуостров Юкатан (Мексика).

Ацтеки. Помимо сельского хозяйства, были высоко  развиты технологии строительства. На пороге завоевания наблюдался переход к классовому обществу. Территориально они располагались в центре современной Мексики.

Инки. Ко времени завоеваний образовали большое государство, подчинив себе другие племена (кечуа, аймара и другие). В состав империи входили территории современных Перу, Эквадора, Боливии, некоторые части Чили, Аргентины и Колумбии. В Европе впервые об этих территориях узнали благодаря упоминаниям Христофора Колумба. Проводя поиски западного пути в Индию, мореплаватель пересек Атлантический океан и пришел к Большим Антильским островам. Позже он не единожды возвращался к этим берегам, предположив наличие здесь континента.

 С 15 века сюда прибывало все больше европейцев, главным образом испанцев, ищущих богатство и свободные земли. Отличием формирования колониальных государств в этом регионе было отсутствие единого центра, как у британцев в США, кроме Бразилии, являвшейся колонией Португалии.

Большинство стран Латинской Америки получило независимость от Испанской митрополии в результате освободительной войны 1810–1826 года. В 1821 году Бразилия освободилась от влияния Португалии.

Откуда название

Появление названия континента связано с распространением здесь наречий, произошедших от латинского или языков романской группы. В первую очередь это: испанский; португальский; французский.

Национальный состав

На территории проживают представители трех рас: экваториальной, европеоидной и монголоидной, а также представители 250 малых и больших народностей.

 Завезенные колонизаторами чернокожие рабы, а также мужской характер конкисты – до 80 % переселенцев, вступление в связи с коренным населением, оказали сильное влияние на формирование этнического состава.

Это привело к появлению следующих смешанных народностей, ставших основой населения: мулаты — смесь европейцев и чернокожих;

метисы — слияние креолов с представителями индейского населения;

самбо — индейцы и представители негроидной расы.

Их представители не имели гражданских прав и в большинстве своем были ремесленниками, мелкими земледельцами и торговцами.

Потомков родовитых испанцев и португальцев, зачастую с примесью индейской или негроидной крови, здесь называли креолами. Они стояли на первом месте в социальной иерархии колониального общества, часто занимали высокие посты, были помещиками или владельцами рудников и мануфактур, входили в состав интеллигенции.

Второе место отводилось индейцам, третье — неграм.

Большинство стран отличаются сложным этническим составом. В бразилии насчитывается более 80 разных народностей, в Мексике и Аргентине — более 50.

Основу наций составляют метисы в Мексике, Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Никарагуа, Панаме, Эквадоре, Чили и Перу. Индейцы преобладают в Парагвае и Боливии. В Уругвае, Аргентине и Коста-Рике основу населения составляют креолы. В небольших странах Гаити и Ямайка нации сформировались на основе африканцев, а в Суринаме и Гайане — азиатов. В современном мире всех представителей указанного региона объединили под общим названием — латиноамериканцы.

Численность и размещение

Общая численность населения — более 626 миллионов граждан.

Плотность изменяется в зависимости от территории и экономического положения страны, в среднем составляет 31 человек на кв. км.

Самыми густонаселенными странами являются: Бразилия; Мексика; Колумбия.

 Также в регионе около половины территории остается малозаселенной.

Плотность населения здесь менее 3 человек на кв. км.

 

Возраст и пол

Демографическая ситуация в регионе (относительно низкая смертность и высокая рождаемость) повлияли на возрастной состав. Этот район считается самым молодым в мире.

Здесь чуть меньше половины населения моложе 15 лет, а жители пенсионного возраста составляют лишь 7 %.

В большинстве стран соотношение мужчин и женщин примерно одинаковое. Представительницы слабого пола преобладают главным образом в Чили, Аргентине, Уругвае, Боливии.

Тогда как в Перу, Колумбии, Эквадоре и Парагвае мужчин насчитывается больше.

Демографическая ситуация

 Регион отличается высокой рождаемостью, в среднем 35 промилле (единица измерения равная одной тысячной). Наибольшее число рождающихся наблюдается в Доминиканской республике, меньшее — в Аргентине и Уругвае.

Смертность варьируется от 7 промилле в Мексике, до 20 — в Чили и Перу.

Продолжительность жизни изменяется в зависимости от конкретной страны — от 60 до 80 лет. В среднем по региону этот показатель равен 65–70 годам.

Культура и образование

Культура стран Латинской Америки формировалась под влиянием колонизаторов, в первую очередь испанцев и португальцев, местного индейского населения и завезенных чернокожих рабов. В этом котле образовались не только новые этносы, характерные для латинских стран, но и своеобразная, особенная цивилизация.

В островных странах и Бразилии большее влияние на формирование традиций оказали потомки африканцев.

Наиболее полно сохранились индейские культурные ценности в Мексике.

Наибольшее влияние европейских завоевателей наблюдается в Аргентине, Уругвае, меньше в Чили.

В связи с особенным экономико-географическим положением (ЭГП) с 20 столетия все большее влияние на регион начинают оказывать Соединенные Штаты.

В области науки и образования влияние колонизаторов проявляется значительнее. Идеи гуманизма, осмысления общественного устройства, просветительства, борьбы за независимость, социализма проникали сюда с конкистадорами с 16 по 19 век.

Европейцы создавали здесь школы. В настоящее время система обучения населения в большинстве стран Латинской Америки достаточно развита. Имеются следующие образовательные ступени:

Дошкольное. Обязательное и бесплатное.

Начальное. Состоит из семи классов, по окончании которых учащиеся получают аттестат. Неполное среднее. Существует разделение на академическое и техническое направления. По окончании ученики могут продолжить обучение или идти работать.

Полное среднее. Дает возможность получения технического аттестата или дальнейшего высшего академического образования.

В настоящее время средний показатель посещающих начальную школу детей составляет 95 %, неполное среднее образование получают 90 % учащихся.

Религия

Так как большинство стран региона долгое время находилось под испанским и португальским флагом, основной религией является католицизм (примерно 70 % всех верующих). Основная масса населения — до 90 % относят себя к христианам.

В последнее время ситуация меняется. Происходит сокращение числа католиков и рост приверженцев протестантизма. В странах карибского бассейна (так называемой Вест-Индии) их соотношение 50/50. Из неправославных верований встречаются мусульманство, индуизм. Некоторые группы индейцев сохранили дохристианские традиционные верования. Здесь присутствуют представители и других конфессий. Например, в Мексике долгое время огромное влияние на образование и культуру оказывали иезуиты.

Городские и сельские жители

Регион отличается высокой степенью урбанизации. Все чаще жители деревень переезжают в города для получения образования, улучшения качества жизни, поиска перспектив.

Сейчас в процентном соотношении число горожан по отношению к сельчанам составляет 60 к 40 %, и численность первой категории постепенно растет, так как оттока обратно в деревни нет из-за плачевного состояния сельского хозяйства.

Со временем города перестали справляться с огромным потоком деревенских жителей. Это привело к образованию фавел (самовольных построек, трущоб). В таких районах наблюдается разгул преступности, люди зачастую существуют без элементарных благ (водопровода и электричества), дети не посещают школы и с ранних лет примыкают к бандитам.

Для городов это серьезная проблема. В некоторых странах фавелы включили в состав городов, но полностью взять эти районы под контроль государства невозможно.

 фавелы

Социальное положение

Традиционно в социальной структуре региона важную роль играют патерналистские отношения. Подобная традиция сформировалась еще в колониальный период, и до сих пор связи кланов и патронов играют важную роль.

К наиболее развитым странам в социальном плане можно отнести: Бразилию; Эквадор; Чили; Венесуэлу; Мексику; Боливию и другие. Они первыми включились в мировое капиталистическое сообщество, следовательно здесь раньше сформировались современные социальные институты.

Примечательно, что в латиноамериканском регионе присутствует народ, до сих пор находящийся на родоплеменном уровне развития. Традиционные индейские племена проживают в труднодоступных районах бассейна Амазонки.

Г. Хозяйство.

Работа с интернетом. Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/latinskaya-amerika/

Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока.

 

В целом Латинская Америка достигла более высокого уровня социально- экономического развития. После тяжелых, кризисных 80-х годов.

Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать:
• Быстрые темпы развития тяжелой промышленности
• Хозяйство многоукладное
• Узкую специализацию
• Зависимость от иностранного капитала
• Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства

- промышленность (горнодобывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия, нефтяная и нефтепереработка)

машиностроение (авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение)

- сельское хозяйство

-лесная и деревообрабатывающая

- химическая промышленность

-Что такое латифундия?

- транспорт

Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора: потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в развитии стран региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.023 с.)