Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теоретические основы курса↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения семинарских занятий по дисциплине базовой части учебного плана «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»
для студентов уровня профессионального образования «магистр» по всем направлениям подготовки
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры истории и права Протокол № 6 от 29.01.2021 г.
УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-издательского совета ДОННТУ протокол № __ от _____.2021 г.
Донецк – 2021
УДК ББК М
Составитель: Рощина Лариса Алексеевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права ГОУВПО «ДОННТУ»; Тюльченко Ирина Касимовна, старший преподаватель кафедры истории и права ГОУВПО «ДОННТУ».
М Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине базовой части учебного плана «История культуры России» [Электронный ресурс]: для студентов уровня профессионального образования «магистр» по всем направлениям подготовки.
Методические рекомендации для проведения семинарских занятийпо курсу «История культуры России» составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины «История культуры России» для студентов магистратуры всех направлений подготовки. Содержит вопросы для проведения семинаров, темы рефератов к каждой теме и список рекомендованной литературы. Цель дисциплины – формирование понимания основных тенденций и особенностей развития культуры в ее конкретно-исторических формах, раскрытие специфики развития культуры России на протяжении от первобытного общества – до начала ХXI вв., выявление преемственности российской культуры в условиях коренных изменений политической и социально-экономической системы в России.
Ответственный за выпуск: Саржан Анатолий Афанасьевич – заведующий кафедрой истории и права ГОУВПО «ДОННТУ», доктор исторических наук, профессор.
УДК ББК
ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинар в переводе с греческого означает «школа». Эта форма работы предполагает рассмотрение той или иной проблемы на основе проработки студентами источников соответствующего материала учебников и научной литературы. Основным ориентиром подготовки к занятиям является план семинара, в соответствии с которым студент изучает материал учебников, источники, дополнительную литературу. В ходе изучения проблемы, которая обозначена как тема семинара, записываются в отдельную тетрадь факты, их толкование, выводы со ссылкой на источники. На семинаре во время выступления студент может пользоваться конспектом, однако не рекомендуется его зачитывать. Чтобы данный вид занятий прошел эффективно, теоретически насыщено и полно, студентам необходимо до занятия: 1) внимательно ознакомиться с заданием на семинар; 2) прочитать конспект лекции по соответствующей теме; 3) проработать рекомендованную литературу. В ходе самостоятельной подготовки к практическому занятию студентам необходимо глубоко изучить основные теоретические положения учебных вопросов. Работу над сообщениями целесообразно начинать с подбора литературы по проблеме. Ссылки на литературу указаны после каждого семинарского занятия. При подготовке к семинарским занятиям и докладам большую помощь студентам окажет библиотека института, в которой имеется обширная учебная, научная и справочная литература. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Вся рекомендованная литература есть в свободном доступе по указанной электронной ссылке к каждому источнику. Для свободного доступа ко всему учебному фонду рекомендуем зарегистрироваться в электронно-библиотечной системе IPR BOOKS. Для этого необходимо зайти на сайт библиотеки (ввести в поисковик НТБ ДонНТУ), пройти по ссылке «IPR BOOKS», и там размещено обучающее видео для регистрации. Система доступна для ВСЕХ студентов ДонНТУ. Доклад на семинаре является рекомендуемой формой работы, назначаемой по усмотрению преподавателя. Время выступления 5-10 минут, важно не выходить за установленные преподавателем временные рамки, чтобы не сорвать учебный процесс. Обязательным условием успешного выступления с докладом является подготовка презентации. Структура доклада: актуальность данной проблемы для изучаемого курса, анализ использованной при подготовке доклада литературы, основные положения и выводы. Необходимо хорошо подготовиться к докладу, чтобы иметь возможность грамотно и полно ответить на заданные вопросы. Если проблема оказалась дискуссионной, следует раскрыть сущность дискуссии, высказать и обосновать свое видение проблемы. При раскрытии темы обязательна ссылка на источники. Не забывайте, что фактический материал - основа для выводов. Там, где это уместно, надо связать материал по истории культуры России с современными проблемами нашего общества. В выступлениях на семинаре уместно также использовать фрагменты художественных произведений, в частности, стихов, репродукций работ известных художников, устного народного творчества. Все это повышает интерес к научной проблеме, обогащает личность студента. Выступление на семинаре должно быть ясным, точным и конкретным. Не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, однако желательно высказать мнение о предшествовавших выступлениях (согласие или несогласие), аргументируя свою позицию. Критериями оценки выступления на семинаре являются: степень использования источников и научной литературы, уровень раскрытия темы, научность выводов, понимание значения исторического опыта в решении проблемы современности. На практических занятиях проводится опрос теоретического материала, выполняются практические задания по предложенным темам лекционных занятий. Активное участие в обсуждении вопросов семинарских занятий является одним из условий получения положительной оценки по данному курсу. По каждой теме семинарского занятия предлагаются темы рефератов, которые либо дополняют, либо углубляют вопросы семинара. Критериями оценки выступления студентов являются уровень сбора источниковой базы, степень раскрытия темы, научность выводов, связь с современностью.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
План 1. Объект и предмет изучения истории культуры России. Периодизация истории культуры. 2. Определение и сущность понятия «культура». Роль культуры в жизни общества и личности. 3. Структура культуры. Виды культуры: по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, духовная). 4. Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура.
Темы рефератов: 1. Понятие культуры в русском мышлении. 2. Русская цивилизация: основные черты, история и современность. 3. Русский мир как духовная геополитическая реальность: состояние и тенденции развития. 4. Национальные культуры в глобальном мире: инновационные и консервативно-защитные процессы. 5. Культура межличностных отношений и культура общения. 6. Российская культура как основа стабильности и развития. Литература:: 1, 2, 3, 5, 7, 8.
План 1. Становление и развитие первобытного общества на территории России и в нашем регионе. 2. Возникновение и эволюция искусства в каменном веке. Древнейшие верования и религиозные представления. 3. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Наш край в античный период. 4. Народы и культуры раннего железного века. Геродот, «Мельпомена». Скифы. Сарматы. 5. Великое переселение народов – рубеж древности и средневековья.
Темы рефератов: 1. Эпоха камня в истории человечества. Развитие материальной культуры в каменном веке. 2. Эволюция искусства в каменном веке. 3. Культура и искусство в веке бронзы и железа. 4. Миф как явление духовной культуры. 5. Особенности мировоззрения в первобытном обществе 6. Быт, культура, обычаи скифов. 7. Искусство сарматов. Литература: 3, 4, 6, 7, 8.
План 1. Дохристианский период культуры Древней Руси. 2. Принятие христианства и его значение для развития древнерусской культуры. 3. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности. 4. Развитие строительства. Архитектура и живопись. Фрески. Мозаика. Иконопись. 5. Развитие древнерусской литературы. Жанры древнерусского литературного творчества: житийная литература, летописание.
Темы рефератов: 1. Идеальный человек Киевской Руси (по «Поучению» Владимира Мономаха). 2. Древнерусская икона: сакральный смысл и значение для воспитания и самовоспитания. 3. Влияние византийской культуры и восточного (православного) христианства на культуру русских земель. 4. Былины и сказки как памятники русской культуры. 5. Монастыри как центры русской культуры. Иконопись. 6. Истоки и традиции христианских праздников на Руси. 7. Обряды, быт и традиции Древней Руси. 8. «Повесть временных лет».
Литература: 3, 2, 4, 5, 7, 8.
План 1. Новые тенденции в развитии культуры Руси в XIV-XVII веках. Церковь и государство. 2. Литература XIII – XVII вв. 3. Появление и развитие светских жанров в культуре. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. 4. Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Общественная жизнь. 5. Патриарх Никон. Церковные реформы. Кризис церкви во второй половине XVII века. Темы рефератов: 1. Иосифляне и нестяжатели: историческое и актуальное значение полемики. 2. Теория старца Филофея «Москва – Третий Рим». 3. Старообрядчество как религиозная оппозиция власти. 4. Музыкальное искусство в XІІІ – XVII в. 5. Русский костюм XIII – XVII вв. 6. Нравы и обычаи Северо-Восточной Руси в XIV – XVII в. 7. Город и село в культуре допетровской Руси. 8. Русские современники Возрождения. 9. Личность и общество в Российской культуре XVII – XVIII в
Литература: 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Тема 5. Культура в условиях радикального преобразования Российского общества XVIII в.
План 1. Общая характеристика культурной политики Петра I. Значение и итоги петровской европеизации. 2. Причины переориентации на сословное образование. Шляхетские корпуса. Домашнее и церковноприходское образование. 3. Выдающиеся личности: М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин и др. 4. Живопись, скульптура, архитектура Российской империи в XVIII в. 5. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры.
Темы рефератов 1. Протопоп Аввакум как деятель русской культуры. 2. Модернизация русской культуры при Петре I. 3. М.В. Ломоносов – великий деятель русской культуры XVIII века. 4. Личность и общество в Российской культуре XVII – XVIII в. 5. Культура дворянской усадьбы XVIII в. 6. Наука как область культуры Нового времени. Литература и искусство. 7. Театральная и музыкальная жизнь России XVIII века. 8. Роль университетского образования в системе русской культуры. 9. Сословия России: традиции культуры. Литература: 1, 2, 3, 6, 7.
План 1. Место и значение русской философии XIX в. Славянофилы и западники. 2. Русское религиозное возрождение (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Струве, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и др.) 3. Система воспитания и образования. Влияние Отечественной войны 1812 года на ситуацию в стране. 4. «Золотой век» русской культуры. Научные открытия в России. 5. Развитие русской литературы в XIX в. Темы рефератов: 1. Отечественная война 1812 г. в художественной культуре России. 2. Романтизм и реализм в русском искусстве. Художники-передвижники. 3. Знаменитые деятели русской культуры XIX в. 4. Архитектура и скульптура XIX в. 5. Русская живопись второй половины XVIII – нач. XIX в. 6. Достижения Российской науки и техники в XIX в. 7. Универсализм А.С. Пушкина как деятеля русской культуры. 8. Русская и европейская культура во взглядах «западников» – Т.Н. Грановского, В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, К.Д. Кавелина. 9. Русская интеллигенция в исторической судьбе России. 10. «Передвижники» и «Могучая кучка» Золотого века русской культуры. Литература: 1, 4, 5, 6, 7, 8.
План 1. «Серебряный век» русского искусства. Культурная атмосфера конца XIX – н. XX вв. 2. Меценатство как социокультурное явление. 3. Основные направления модернистского искусства XX века. Русский модернизм и его представители. 4. Символизм, акмеизм, русский авангард, абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм. В.В. Кандинский, К.А. Малевич, П.Н. Филонов, М.З. Шагал. 5. Сюрреализм как художественный метод психоанализа.
Темы рефератов: 1. Достижения Российской науки и техники в XIX – нач. ХХ в. 2. Революция и культура: трагедия трансформации. 3. Музыкальная культура России XIX – н. ХХ в. 4. Коллекционеры и меценаты XVIII – нач. ХХ в. 5. Театр «Серебряного века». 6. Модерн и авангард в искусстве России. 7. Культура Русского зарубежья XIX – н. ХХ в. 8. Н.Я Данилевский и его учение о культурно-исторических типажах. 9. Русская культура во взглядах Ф.М. Достоевского. Литература: 1, 2, 4, 5.
В 1917 – 1941 гг.
План 1. Создание органов управления культурой. Культура в период НЭПа 2. Развитие образования в 1920-1930-е годы. Высшая школа. 3. Особенности русской эмиграции 1920-30-х годов. 4. Художественная, театральная жизнь в 1920-1930 гг. Развитие музыки. 5. Появление пролетарской литературы. Основные литературные течения 1920-х годов. Темы рефератов: 1. «Новый человек» большевиков и его антихристианская сущность. 2. Русское Зарубежье: национальная и мировая культурная эмиграции и изгнанничество. 3. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30е годы. 4. Художественная культура 1920 –1930-х годов. 5. Развитие советского кинематографа в 1920-е – 1930-е годы. 6. Тоталитаризм и культура. 7. Духовная жизнь советского общества в 1920-1930-е гг. 8. Развитие советской науки в 1920-1930-е гг. 9. Влияние репрессий на развитие культуры в СССР в 1920-х – 1930-х гг. Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8. План 1. Перестройка культуры в условиях военного времени. 2. Пропаганда исторических знаний, боевых традиций, героического прошлого. Кинематограф. 3. Международные культурные связи СССР как фактор укрепления антигитлеровской коалиции. 4. Развитие науки 1941-1945 гг. 5. Образование, литература, искусство в годы Великой Отечественной войны. Темы рефератов: 1. Культура блокадного Ленинграда. 2. Печать и изобразительное искусством как средства агитации и пропаганды. 3. Театральная и музыкальная культура 1941-1945 гг. 4. Литература в годы Великой Отечественной войны. 5. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны. 6. Система образования в годы Великой Отечественной войны. 7. Песни военных лет как фактор подъема патриотического духа советских солдат. 8. Развитие военной техники в 1941-1945 гг. Литература: 1, 5, 6, 7, 8.
План 1. Восстановление и строительство культурных учреждений. 2. Развитиесистемы образования 1945-1964 гг. 3. Репрессии против деятелей культуры во второй половине 1940-х – начале 1950-хгг. 4. Преодоление тоталитаризма в русской культуре XX века. Светский культ политической власти в истории советской культуры. 5. «Оттепель» в духовной сфере. Шестидесятники и диссиденты.
Темы рефератов: 1. Тема войны в советском искусстве 1950 – 1960-х гг. 2. Средства массовой информации и кино в 1945 – 1964 гг. 3. Театр и музыка в 1953 – 1964 гг. 4. Особенности культурно просветительской работы на селе. 5. Развитие послевоенной литературы и государственная политика в области художественного творчества. 6. Архитектура и строительство в 1945-1964 гг. 7. Ускорение темпов научно-технического прогресса в период «оттепели» 8. Народное искусство и художественные промыслы в 1945-1964гг. Литература: 1, 4, 6, 7, 8.
План 1. Достижения культурного развития СССР второй половины 1960-х – конца 1980-х гг. 2. Демократизация системы управления культурой, преодоление методов административного руководства культурой. Гласность. 3. Возрождение роли публицистики. Перестройка общественных наук. Возрождение плаката. 4. Кинодокументалистика. Студийное движение. 5. Возвращение «забытых» произведений, картин, музыкальных произведений в перестроечную эпоху.
Темы рефератов: 1. Советское кино в 1950 – 1980-е гг. 2. Театр и музыка в 1960 – 1980-е гг. 3. Культурная политика периода «застоя». 4. Диссидентство и многообразие его течений. 5. Художественная культура периода «застоя». 6. Система «коммунистического воспитания» 1964-1985 гг. 7. Массовая и официальная культура в период «застоя». 8. Архитектура, скульптура и живопись в 1964-1985 гг. 9. Новые явления в развитии культуры в СССР в период 1985-1991 гг. Литература: 1, 2, 4, 5, 7. План 1. Новые условия развития культуры постсоветского периода. Коренные изменения в сфере управления культурой. 2. Образование и наука в 1990-е годы в России. Проблемы духовного развития общества. Роль СМИ. 3. Формирование системы субкультур. Молодёжная субкультура. 4. Роль церкви в жизни общества. Повышение религиозности населения. 5. Художественное творчество в России. Кинематограф. Театр.
Темы рефератов: 1. Русская национальная культура в хаосе масскульта, маргинальных форм культуры. 2. Русская культура и Православие в начале XXI века. 3. Проблема переходного периода отечественной культуры в 1990-е годы 4. Сферы духовной культуры и особенности ее развития в России в 1990-е годы 5. Мифологемы российской культуры постсоветского периода (1990-е годы). 6. Государственная культурная политика России, 1990-е гг. 7. Искусство, кинематограф, радио, СМИ в России в 1990-е годы. 8. Выдающиеся режиссёры. Культовые фильмы и спектакли конца XX в.
Литература: 1, 2, 3, 4, 8. План 1. Социально-экономические условия развития культуры Донецкого региона. Развитие системы образования. Наука. 2. Библиотеки. Культурно-просветительская работа. Профессиональные учреждения культуры Донбасса. 3. Развитие театрального искусства на Донбассе. 4. Музейное дело в Донбассе: областные, ведомственные, сельские и поселковые музеи. 5. Донецкие писатели и поэты, художники и скульпторы. Темы рефератов: 1. Образование и наука Донбасса во второй половине ХХ в. 2. Этническая культура Донбасса. 3. Донбасский характер в литературных произведениях. 4. Памятные места Донбасса – места боевой славы. 5. Патриотическое воспитание на Донбассе. 6. Религиозное возрождение Донбасса в конце ХХ – начало ХХI вв.). Церкви и монастыри. 7. Городская архитектура городов Донбасса. 8. Выдающиеся деятели культуры Донбасса второй половины ХХ века: А. Соловьяненко, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Е. Мартынов, В. Писарев и др.
Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8. План 1. Национальные и региональные культуры как составляющие в системе современной российской культуры. 2. Религиозный фактор в развитии культуры на современном этапе. 3. Развитие культуры России в начале ХХI века. 4. Реформирование системы образования и управления наукой.
Темы рефератов: 1. Элитарная культура: состояние, социодинамика, попытки прогноза. 2. Человек в русской культуре: этимологический дискурс, современные проблемы гуманизации личности и жизненной среды. 3. Актуальные проблемы современной культуры России. 4. Достижения и потери молодежной культуры. 5. Искусство и спорт России на современном этапе. 6. Современная российская скульптура и живопись. 7. Состояние современной российской литературы. 8. Молодежные культуры и субкультуры в современной России. Литература: 1, 2, 3, 5, 6, 8. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература: 1. Культурология: теория и история культуры: учебник / Е. Я. Букина, С. В. Куленко, С. И. Чудинов [и др.]; под редакцией Е. Я. Букиной. — 3-е изд. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 282 c. — ISBN 978-5-7782-3824-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/98777.html 2. Якушкин, И. Г. Лекции по истории общественной жизни и культуры России / И. Г. Якушкин. — Москва: Прометей, 2019. — 262 c. — ISBN 978-5-907166-45-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94441.html Дополнительная литература 3. Беляев, Д. А. История культуры: мифология: учебное пособие / Д. А. Беляев. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2018. — 50 c. — ISBN 978-5-88526-943-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/100937.html 4. Дорохова, М. А. История культуры: учебное пособие / М. А. Дорохова. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-9758-1732-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81009.html 5. История культуры России: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата (по всем направлениям) / Н. В. Зайцева, А. Г. Ипполитова, Г. М. Ипполитов, Т. В. Филатов. — Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 61 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75379.html 6. Константинова, С. В. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие / С. В. Константинова. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1734-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81010.html 7. Посохина, М. В. История отечественного искусства и культуры: конспект лекций / М. В. Посохина. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. — 88 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/102433.html 8. Черных, В. Д. История культуры и формирование национальной идентичности русского народа: учебное пособие / В. Д. Черных. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-00032-326-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76429.html
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения семинарских занятий по дисциплине базовой части учебного плана «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ»
для студентов уровня профессионального образования «магистр» по всем направлениям подготовки
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры истории и права Протокол № 6 от 29.01.2021 г.
УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-издательского совета ДОННТУ протокол № __ от _____.2021 г.
Донецк – 2021
УДК ББК М
Составитель: Рощина Лариса Алексеевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права ГОУВПО «ДОННТУ»; Тюльченко Ирина Касимовна, старший преподаватель кафедры истории и права ГОУВПО «ДОННТУ».
М Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине базовой части учебного плана «История культуры России» [Электронный ресурс]: для студентов уровня профессионального образования «магистр» по всем направлениям подготовки.
Методические рекомендации для проведения семинарских занятийпо курсу «История культуры России» составлены в соответствии с рабочими программами учебной дисциплины «История культуры России» для студентов магистратуры всех направлений подготовки. Содержит вопросы для проведения семинаров, темы рефератов к каждой теме и список рекомендованной литературы. Цель дисциплины – формирование понимания основных тенденций и особенностей развития культуры в ее конкретно-исторических формах, раскрытие специфики развития культуры России на протяжении от первобытного общества – до начала ХXI вв., выявление преемственности российской культуры в условиях коренных изменений политической и социально-экономической системы в России.
Ответственный за выпуск: Саржан Анатолий Афанасьевич – заведующий кафедрой истории и права ГОУВПО «ДОННТУ», доктор исторических наук, профессор.
УДК ББК
ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинар в переводе с греческого означает «школа». Эта форма работы предполагает рассмотрение той или иной проблемы на основе проработки студентами источников соответствующего материала учебников и научной литературы. Основным ориентиром подготовки к занятиям является план семинара, в соответствии с которым студент изучает материал учебников, источники, дополнительную литературу. В ходе изучения проблемы, которая обозначена как тема семинара, записываются в отдельную тетрадь факты, их толкование, выводы со ссылкой на источники. На семинаре во время выступления студент может пользоваться конспектом, однако не рекомендуется его зачитывать. Чтобы данный вид занятий прошел эффективно, теоретически насыщено и полно, студентам необходимо до занятия: 1) внимательно ознакомиться с заданием на семинар; 2) прочитать конспект лекции по соответствующей теме; 3) проработать рекомендованную литературу. В ходе самостоятельной подготовки к практическому занятию студентам необходимо глубоко изучить основные теоретические положения учебных вопросов. Работу над сообщениями целесообразно начинать с подбора литературы по проблеме. Ссылки на литературу указаны после каждого семинарского занятия. При подготовке к семинарским занятиям и докладам большую помощь студентам окажет библиотека института, в которой имеется обширная учебная, научная и справочная литература. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Вся рекомендованная литература есть в свободном доступе по указанной электронной ссылке к каждому источнику. Для свободного доступа ко всему учебному фонду рекомендуем зарегистрироваться в электронно-библиотечной системе IPR BOOKS. Для этого необходимо зайти на сайт библиотеки (ввести в поисковик НТБ ДонНТУ), пройти по ссылке «IPR BOOKS», и там размещено обучающее видео для регистрации. Система доступна для ВСЕХ студентов ДонНТУ. Доклад на семинаре является рекомендуемой формой работы, назначаемой по усмотрению преподавателя. Время выступления 5-10 минут, важно не выходить за установленные преподавателем временные рамки, чтобы не сорвать учебный процесс. Обязательным условием успешного выступления с докладом является подготовка презентации. Структура доклада: актуальность данной проблемы для изучаемого курса, анализ использованной при подготовке доклада литературы, основные положения и выводы. Необходимо хорошо подготовиться к докладу, чтобы иметь возможность грамотно и полно ответить на заданные вопросы. Если проблема оказалась дискуссионной, следует раскрыть сущность дискуссии, высказать и обосновать свое видение проблемы. При раскрытии темы обязательна ссылка на источники. Не забывайте, что фактический материал - основа для выводов. Там, где это уместно, надо связать материал по истории культуры России с современными проблемами нашего общества. В выступлениях на семинаре уместно также использовать фрагменты художественных произведений, в частности, стихов, репродукций работ известных художников, устного народного творчества. Все это повышает интерес к научной проблеме, обогащает личность студента. Выступление на семинаре должно быть ясным, точным и конкретным. Не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, однако желательно высказать мнение о предшествовавших выступлениях (согласие или несогласие), аргументируя свою позицию. Критериями оценки выступления на семинаре являются: степень использования источников и научной литературы, уровень раскрытия темы, научность выводов, понимание значения исторического опыта в решении проблемы современности. На практических занятиях проводится опрос теоретического материала, выполняются практические задания по предложенным темам лекционных занятий. Активное участие в обсуждении вопросов семинарских занятий является одним из условий получения положительной оценки по данному курсу. По каждой теме семинарского занятия предлагаются темы рефератов, которые либо дополняют, либо углубляют вопросы семинара. Критериями оценки выступления студентов являются уровень сбора источниковой базы, степень раскрытия темы, научность выводов, связь с современностью.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Теоретические основы курса План 1. Объект и предмет изучения истории культуры России. Периодизация истории культуры. 2. Определение и сущность понятия «культура». Роль культуры в жизни общества и личности. 3. Структура культуры. Виды культуры: по носителям (национальная, региональная, мировая). По видам деятельности (материальная, духовная). 4. Формы культуры (народная, элитарная, массовая). Культура и субкультура.
Темы рефератов: 1. Понятие культуры в русском мышлении. 2. Русская цивилизация: основные черты, история и современность. 3. Русский мир как духовная геополитическая реальность: состояние и тенденции развития. 4. Национальные культуры в глобальном мире: инновационные и консервативно-защитные процессы. 5. Культура межличностных отношений и культура общения. 6. Российская культура как основа стабильности и развития. Литература:: 1, 2, 3, 5, 7, 8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.013 с.) |