Отпор империалистической политике агрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отпор империалистической политике агрессии



Товарищи! В отчетный период Центральный Комитет и Советское правительство делали Dee от них зависящее для обеспечения мирных условий строительства коммунизма в СССР, для разоблачения и срыва действий агрессивных империалистических сил, для защиты социализма, свободы народов, мира.

Твердый отпор агрессии неизменно сочетался в нашей политике с конструктивной линией на урегулирование назревших международных проблем, на поддержание нормальных, а где это позволяет обстановка — хороших отношений с государствами, принадлежащими к иной социальной системе. Как и прежде, мы последовательно отстаивали ленинский принцип мирного сосуществования государств, независимо от их общественного строя. Ныне этот принцип превратился в реальную силу международного развития.

Разрешите остановиться на тех важнейших международных проблемах, которые вследствие своей остроты или значения для будущего требовали нашего особого внимания.

Прежде всего о событиях в Юго-Восточной Азии. Не лаврами побед, а десятками тысяч похоронных венков оборачивается для американского народа агрессивная война, развязанная правящими кругами США в этом районе мира. Всем, кто способен реально смотреть на вещи, должно быть ясно, что решимость вьетнамского народа стать хозяином в собственной стране не


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦК КПСС XXIV СЪЕЗДУ ПАРТИИ                   47

сломить ни прямой военной интервенцией, ни саботажем переговоров, ни все более широким использованием наемников.

Так называемая «вьетнамизация» войны, то есть план истребления вьетнамцев руками вьетнамцев в интересах Вашингтона, расширение агрессии на Камбоджу и Лаос — все это не вытянет Америку из трясины грязной войны в Индокитае, не смоет позора, которым покрыли эту страну те, кто развязал и продолжает агрессию. Есть только один путь к решению вьетнамской проблемы. Он ясно указан в предложениях правительства ДРВ и Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам, в предложениях, которые мы твердо поддерживаем. (Продолжительные аплодисменты.)

Советский Союз решительно требует прекращения империалистической агрессии против народов Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. Наша страна была, есть и будет активным поборником справедливого дела героических народов Индокитая. (Аплодисменты.) Другая «горячая точка» мировой политики — Ближний Восток. Кризис, возникший в результате нападения Израиля на ОАР, Сирию и Иорданию,— один из самых напряженных в развитии международных отношений за истекший период.

Вместе с братскими социалистическими странами мы предприняли все необходимое, чтобы остановить и осудить агрессию. Со всей остротой этот вопрос был поставлен нами в Совете Безопасности ООН. По нашему требованию была созвана чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи. СССР и другие братские страны порвали дипломатические отношения с Израилем, который игнорировал решение ООН о прекращении огня. Наша страна помогла восстановить оборонный потенциал арабских государств, подвергшихся вторжению, и прежде всего ОАР и Сирии, сотрудничество с которыми крепнет из года в год.

Недавно Объединенная Арабская Республика выступила с важными инициативами. Она заявила, что принимает предложение специального представителя ООН Ярринга и готова заключить соглашение о мире с Израилем при отводе израильских войск с захваченных арабских территорий. ОАР предложила также принять меры к возобновлению уже в ближайшее время судоходства по Суэцкому каналу. Таким образом, позиция арабской стороны дает реальную основу для разрешения кризиса на Ближнем Востоке. Отклонение правительством Израиля всех этих предложений и открыто провозглашаемые теперь беззастенчивые притязания Тель-Авива на арабские земли со всей ясностью говорят о том, кто преграждает путь к миру на Ближнем Востоке, по чьей вине сохраняется опасный очаг войны в этом районе. Одновременно становится еще более очевидной неблаго-


48

ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

видная роль тех, кто поощряет израильских экстремистов,— роль американского империализма и международного сионизма как орудия агрессивных империалистических кругов.

Между тем Тель-Авиву следовало бы трезво смотреть на вещи. Неужели правящие круги Израиля надеются, что им удастся закрепить за собой захваченные чужие земли и остаться безнаказанными? Преимущества, полученные завоевателями в результате разбойничьего нападения, в конечном счете призрачны. Они исчезнут, как рассеивается мираж в песках Синая. И чем дольше будет затягиваться достижение политического урегулирования на Ближнем Востоке, тем сильнее будут возмущение мирового общественного мнения, ненависть арабских народов к агрессору и его покровителям, тем больший ущерб нанесут правители Израиля своему народу, своей стране.

Советский Союз будет и впредь твердо поддерживать арабских друзей. (Аплодисменты.) Наша страна готова участвовать вместе с другими державами — постоянными членами Совета Безопасности — в создании международных гарантий политического урегулирования на Ближнем Востоке.

После его достижения можно было бы, на наш взгляд, рассмотреть дальнейшие шаги, направленные на военную разрядку во всем этом районе, в частности на превращение Средиземного моря в море мира и дружественного сотрудничества.

Товарищи! Одним из важнейших направлений нашей внешнеполитической активности все эти годы была Европа.

Важные положительные последствия для всего хода европейских дел имело улучшение советско-французских отношений. В результате недавних переговоров в Москве с президентом Франции и подписания протокола о политических консультациях возможности советско-французского сотрудничества расширились. Дружба наших народов опирается на прочные исторические традиции. У наших государств и сегодня обширная область общих интересов. Мы — за дальнейшее развитие и углубление отношений между СССР и Францией. Мы видим в этом важный фактор международной безопасности.

Новые перспективы в Европе открываются в результате су^ щественного сдвига в наших отношениях с ФРГ.

На протяжении всего послевоенного периода мы, как и наши союзники и друзья, исходили из того, что основа прочного мира в Европе — это прежде всего нерушимость границ европейских государств. Теперь договорами Советского Союза и Польши с ФРГ нерушимость границ, в том числе между ГДР и ФРГ и западной границы ПОЛЬСКОГО государства, подтверждается со всей определенностью.

В связи с вопросом о ратификации упомянутых доРоввров в


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦК КПСС XXIV СЪГЛДУ ПАРТИИ                   49

Западной Германии происходит резкое размежевание политических сил. Надо думать, что реалистически мыслящие круги в Бонне, да и в некоторых других западных столицах, понимают простую истину: затяжка с ратификацией породила бы новый кризис доверия ко всей политике ФРГ, ухудшила бы политический климат в Европе и перспективы смягчения международной напряженности.

Что касается Советского Союза, то он готов выполнить свои обязательства, взятые в связи с заключением советско-западногерманского договора. Мы готовы пройти свою часть пути к нормализации и улучшению отношений между ФРГ и социалистической частью Европы, если, разумеется, другая сторона будет действовать в соответствии с буквой и духом этого договора.

Позитивные перемены, происшедшие в последнее время в Европе, не означают, что полностью решены проблемы, доставшиеся Европе в наследие от второй мировой войны. Что следует предпринять, чтобы продолжить улучшение европейской обстановки, продвинуться вперед в деле обеспечения коллективной безопасности в Европе, в развитии сотрудничества как на двусторонней, так и на общеевропейской основе?

Улучшению обстановки в Европе в целом мог бы послужить созыв общеевропейского совещания. Сейчас за это выступает большинство европейских государств. Подготовка его переносится в плоскость практической политики. Но попытки препятствовать разрядке в Европе не прекращаются. Всем государствам этого континента предстоит еще приложить серьезные усилия, чтобы общеевропейское совещание было созвано.

Разумеется, для оздоровления обстановки на континенте необходимо, чтобы быстрее вступили в силу советско-западногерманский и польско-западногерманский договоры.

Должны быть также урегулированы проблемы, связанные с Западным Берлином. Если США, Франция и Англия будут, как и мы, исходить из уважения союзнических соглашений, определяющих особый статус Западного Берлина, из уважения суверенных прав ГДР как независимого социалистического государства, то ведущиеся сейчас переговоры могут быть успешно завершены ко взаимной выгоде всех заинтересованных сторон, в том числе и самого западноберлинского населения.

Актуальная задача также — установление равноправных отношений между ГДР и ФРГ, основанных на общепринятых нормах международного права, а также принятие обоих этих государств в ООН.

Немалое значение должно иметь и удовлетворение справедливого требования Чехословацкой Социалистической Реегауб-

4      Стенотчет, т. I


50

ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

лики о признании мюнхенского соглашения недействительным с самого начала.

Товарищи! Одной из важнейших международных проблем современности является разоружение. Мы стремились добиться конкретных результатов, уменьшающих военную угрозу, не допустить, чтобы народы свыклись с гонкой вооружений как с неизбежным злом.

В отчетный период был подготовлен и вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. И хотя еще не все государства, в том числе не все ядерные державы, стали его участниками, он, в известной мере, сужает опасность возникновения ядерной войны. Важно теперь, чтобы ФРГ, Япония, Италия и другие страны подкрепили ратификацией свою подпись под этим договором.

Заключены договоры, которые запрещают размещение ядерного оружия в космосе, а также на дне морей и океанов. Но достигнутое— это только первоначальные шаги. Наша цель — добиться такого положения, чтобы ядерная энергия служила исключительно мирным целям.

Мы ведем переговоры с США о сдерживании стратегических вооружений. Их благоприятный исход позволил бы избежать нового тура в гонке ракетных вооружений, высвободить значительные средства на созидательные цели. Мы стремимся к тому, чтобы они принесли положительные результаты.

Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что вообще переговоры по разоружению, а тем более такие, где на обсуждение поставлены весьма деликатные военно-технические аспекты, могут быть продуктивны, только если в равной степени учитываются интересы безопасности сторон и никто не ищет односторонних преимуществ.

Борьба за прекращение гонки вооружений как ядерных, так и обычных, за разоружение — вплоть до всеобщего и полного — будет и впредь одним из важных направлений внешнеполитической деятельности КПСС, Советского государства. (Аплодисменты.)

Довольно актнзными и разносторонними были в последние годы отношения СССР со странами капиталистического мира. С некоторыми из них расширилось сотрудничество по общим вопросам международной политики, стали входить в практику политические консультации, содействующие лучшему взаимопониманию. Значительные масштабы приобрели экономические и научно-технические связи, которые в ряде случаев поставлены на долговременную основу. Мы сотрудничаем,— конечно, на взаимовыгодных условиях,— например, с Италией в строительстве Волжского автомобильного завода, с Австрией и некоторыми


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ПК КПСС XXIV СЪЕЗДУ ПАРТИИ                   51

другими странами в развитии газовой индустрии, в том числе в прокладке газопроводов из Советского Союза в Западную Европу. Недавно достигнута договоренность об участии Советского Союза в создании металлургического комплекса во Франции. Японские фирмы будут сотрудничать в строительстве нового порта на Дальнем Востоке. В стадии обсуждения находятся и другие крупные проекты, к которым наши деловые партнеры проявляют живой интерес.

Как всегда, большое внимание мы уделяем отношениям с нашими соседями. Продолжали укрепляться добрососедство и сотрудничество с Финляндией; успешно развиваются отношения с Афганистаном и Ираном; у нас нормальные отношения с Пакистаном, с Турцией; стабильный характер имеют связи со Швецией.

Получили значительное развитие наши дружественные отношения с Индией. Проведение правительством Индии миролюбивого, независимого курса в международных делах, чувства дружбы, традиционно связывающие народы обеих стран,— все это содействует углублению советско-индийского сотрудничества. (Аплодисменты.)

Мы видим немалые возможности для дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества с Японией, хотя попытки некоторых японских кругов эксплуатировать так называемый «территориальный вопрос», разумеется, не идут на пользу советско-японским отношениям. Их полная нормализация на соответствующей договорной основе затрудняется и наличием в Японии иностранных военных баз. Между тем такая нормализация соответствовала бы долговременным интересам народов обеих стран, интересам мира на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана.

Теперь об отношениях Советского Союза с Соединенными Штатами Америки. Улучшение советско-американских отношений отвечало бы интересам советского и американского народов, интересам упрочения мира. Однако мы не можем проходить мимо агрессивных действий США в различных районах мира. В последнее время американская администрация ужесточила свою позицию по ряду международных вопросов, в том числе и таких, которые затрагивают интересы Советского Союза. Осложняют ведение дел с Соединенными Штатами и частые зигзаги в американской внешней политике, которые, по-видимому, связаны и с какими-то внутриполитическими маневрами конъюнктурного порядка.

Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы


52

ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними. Но нам приходится учитывать, имеем ли мы дело с действительным стремлением решать вопросы за столом переговоров или с попытками проводить политику с «позиции силы».

Всякий раз, когда империалистам требуется замаскировать свои агрессивные мероприятия, они пытаются воскресить миф о «советской угрозе». Они ищут признаки такой угрозы и в глубинах Индийского океана, и на вершинах Кордильер. А уж на европейских равнинах, если смотреть через натовские бинокли, вообще ничего не видать, кроме готовых к прыжку на Запад советских дивизий.

Но попытки приписать Советскому Союзу чуждые ему намерения не обманут народы. Со всей ответственностью мы заявляем: у нас нет территориальных претензий к кому бы то ни было, мы никому не угрожаем и ни на кого не собираемся нападать, мы стоим за свободное и независимое развитие всех народов. Но пусть и с нами никто не пробует разговаривать языком ультиматумов и силы. (Бурные, продолжительные аплодисмент ы.)

У нас есть все необходимое—и честная политика мира, и военное могущество, и сплоченность советского народа,— чтобы обеспечить неприкосновенность наших границ от любых посягательств и защитить завоевания социализма. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)

Товарищи! Отчетный период завершил четверть века, прошедшую после разгрома гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Плоды этой великой победы живут и в сегодняшней международной действительности. Советский народ свято бережет все, что досталось такой дорогой ценой.

Вот уже более 25 лет наш народ живет в условиях мира. В этом мы видим величайшее достижение внешней политики нашей партии. Вот уже четверть века человечество избавлено от мировой войны. Советская страна, ее внешняя политика внесли немалый вклад и в это историческое завоевание народов. Однако силы агрессии и милитаризма хотя и потеснены, но не обезврежены. За послевоенные годы они развязали более 30 войн и вооруженных конфликтов разных масштабов. Нельзя считать полностью устраненной и угрозу новой мировой войны. Не допустить, чтобы эта угроза стала реальностью,—кровное дело всех миролюбивых государств, всех народов. (Аплодисменты.)


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦК КПСС XXIV СЪЕЗДУ ПАРТИИ                   53

Агрессивной политике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защиты мира и укрепления международной безопасности. Главные направления этой политики хорошо известны. Наша партия, наше Советское государство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другими миролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народных масс во всем мире уже многие годы ведут борьбу на этих направлениях, отстаивая дело мира и дружбы между народами. Основные конкретные задачи такой борьбы в современной обстановке КПСС видит в следующем.

Первое.

— Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.

— Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможности Организации Объединенных Наций.

— Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. Со своей стороны Советский Союз предлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующие двусторонние или региональные договоры.

Второе.

— Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейского совещания.

— Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Мы подтверждаем совместно выраженную странами—• участницами оборонительного Варшавского Договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций.

Третье.

— Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

— Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные.

— Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

— Мы выступаем за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конфе-


54

ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

ренции пяти ядерных держав — СССР, США, КНР, Франции, Англии.

Четвертое.

— Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Мы высказываемся за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме.

— Мы за ликвидацию иностранных военных баз. Мы выступаем за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего — в Центральной Европе.

— Мы считаем целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

Советский Союз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередь крупных государств. Пятое.

— Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихся колониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщему осуждению и бойкоту.

Шестое.

— Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

Такова в основных чертах программа борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, с которой выступает наша партия. (Бурные, продолжительные а п л о д и с м е н т ы.)

И мы заявляем, что, последовательно проводя политику мира и дружбы между народами, Советский Союз п впредь будет вести решительную борьбу против империализма, давать твердый отпор проискам и диверсиям агрессоров. Мы, как и прежде, будем неуклонно поддерживать борьбу народов за демократию, национальное освобождение и социализм. (Бурные а п л о-д и с м е н т ы.)

Товарищи! Как видно из доложенного, минувшие пять лет были годами активной и напряженной деятельности нашей партии и государства в области международной политики.


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦК КПСС XXIV СЪЕЗДУ ПАРТИИ                  55

Конечно, в международных делах не все зависит только от нас или от наших друзей. Не всюду мы двигались к намеченным целям так скоро, как хотелось бы. Ряд важных акций еще не доведен до конца, их значение проявится в полной мере позднее. Но общий баланс очевиден: за пять лет достигнуты большие результаты. Международное положение пашей Родины еще более окрепло, авторитет ее возрос, мирный труд советских людей надежно обеспечен. (Продолжительные а плод и с-м е н т ы.)

II

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.038 с.)