Годовой отчет оао « ржд » 2018 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Годовой отчет оао « ржд » 2018



Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018

https://ar2018.rzd.ru/ru

Эффективное управление рисками представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес-процессами, принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.

В ОАО «РЖД» с мая 2018 года координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУРиВК) входят в сферу ответственности Центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля (далее – Центр). Ранее это направление находилось в зоне ответственности Центра развития управления рисками и аутсорсингом.

Основные задачи Центра:

· координация построения СУРиВК;

· мониторинг процессов управления рисками и внутреннего контроля для достижения целей деятельности ОАО «РЖД» и минимизации рисков до приемлемого уровня;

· формирование требований к организации СУРиВК и порядку выполнения процедур управления рисками и внутреннего контроля.

ОАО «РЖД» в своей деятельности придерживается принципов и подходов к построению и функционированию эффективной системы управления рисками, изложенных в следующих документах:

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Внутренний контроль. Интегрированная модель»;

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»;

· ISO/ГОСТ Р 31000;

· Кодекс корпоративного управления, одобренный письмом Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463;

· Методические указания по подготовке положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года;

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Годовой отчет ОАО «РЖД» 2017

https://ar2017.rzd.ru/ru/corporate-governance/risks

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ ХОЛДИНГА

Наибольшее влияние на основные показатели деятельности Компании могут оказать следующие внешние риски:

· ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов, заложенных в Долгосрочную программу развития ОАО «РЖД»;

· недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию;

· отсутствие или невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта;

· либерализация рынка грузовых и пассажирских перевозок.

Для предотвращения и своевременного реагирования на данные риски ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», информируя их о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений. Для снижения возможных последствий рисков ОАО «РЖД» повышает клиентоориентированность и качество предоставляемых услуг, а также реализует программу повышения эффективности.

Категория рисков Наименование риска Вероятность Степень воздействия Мероприятия, снижающие вероятность наступления риска или тяжесть последствий его реализации

Макроэкономические

Ухудшение макроэкономической ситуации в стране относительно прогнозов 20–50 % 4 Реализация комплекса мер по повышению эффективности, таких как повышение энергоэффективности, внедрение ресурсосберегающих технологий, сдерживание роста цен, организационно-технические мероприятия
Недостаточная индексация тарифов при опережающем росте цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД». Реализация комплекса мер по повышению эффективности

Государственное регулирование

Отсутствие/невыполнение долгосрочных государственных решений в части финансирования развития железнодорожного транспорта 20–50 % 3 Поиск альтернативных источников финансирования. Оптимизация технических решений по капитальным проектам. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Изменение государственного регулирования, включая регулирование в сфере поддержки других видов транспорта, приводящее к ухудшению конкурентоспособности железнодорожного транспорта 20–50 % 3

Постоянное взаимодействие с государственными органами и основными потребителями услуг ОАО «РЖД», полное и объективное информирование заинтересованных сторон о потенциальных негативных последствиях принимаемых решений для ОАО «РЖД»

Либерализация рынка пассажирских железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Либерализация рынка грузовых железнодорожных перевозок 5–20 % 4
Отставание развития нормативно-правовой базы от преобразований на железнодорожном транспорте 5–20 % 3 Своевременное представление в государственные органы предложений по изменению нормативно-правовой базы с обоснованием с точки зрения экономики, безопасности и мирового опыта

Рыночные

Существенное изменение структуры грузооборота по типам грузов и направлениям относительно прогнозируемых значений 5–10 % 2 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями. Повышение рыночной гибкости и расширение бизнеса в дерегулированных сегментах. Развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах
Агрессивная ценовая политика компаний других видов транспорта 5–20 % 3 Выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, улучшение обратной связи с потребителями

Инвестиционные

Недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры 5–20 % 4 Оптимизация технических решений. Разделение проектов на этапы и их реализация в приоритизированном порядке
Несоблюдение планируемых сроков реализации инвестиционной программы 5–20 % 2 Совершенствование системы управления и развитие компетенций в сфере проектного управления. Детализация планов реализации по проектам.
Налоговые Увеличение налоговой нагрузки вследствие ужесточения налоговой политики Российской Федерации в условиях нестабильной социально-экономической ситуации 20–50 % 4 Постоянное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти в области налоговой политики
Управленческие Недостаточность компетенций персонала в области управления 5–10 % 2 Совершенствование системы управления с помощью консолидации и упрощения организационно-функциональных структур, а также развития процедур и методов управления

Кадровые

Нехватка квалифицированных кадров вследствие недостаточного уровня конкурентоспособности ОАО «РЖД» как работодателя 5–10 % 3 Поддержание оплаты труда работников на уровне выше общероссийского. Развитие персонала, основанное на современных подходах к обучению и профессиональной подготовке. Укрепление бренда работодателя
Усиление конкуренции на рынке труда вследствие негативной динамики численности трудоспособного населения России в среднесрочной перспективе 5–10 % 3 Профессиональная ориентация молодежи в образовательных учреждениях, центрах довузовской подготовки, включая детские железные дороги. Организация целевой подготовки студентов и взаимодействие с вузами и техникумами. Реализация целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД», направленной на развитие и удержание молодых работников. Системная работа по обеспечению конкурентоспособного уровня оплаты труда работников Компании. Формирование социального пакета, отвечающего потребностям работников

Научно-технические и технологические

Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие отставания от технического и технологического развития других видов транспорта 5–20 % 3

Реализация Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов

Недостаточный уровень внедрения и использования современных научно-технических разработок 5–20 % 2
Недостаточный уровень кооперации с зарубежными лидерами в области развития и использования инновационных технологий в сфере железнодорожного машиностроения 5–20 % 2
Технологические (внутренние) Снижение безопасности движения вследствие: а) снижения надежности подвижного состава; б) снижения надежности объектов инфраструктуры 5–20 % 2 Своевременное проведение капитального ремонта, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры, ремонта и обслуживания подвижного состава. Реализация инвестиционной программы

Технологические (внешние)

Отставание ликвидации ограничений смежных видов транспорта (мощностей портов, складских терминалов) от реализации инвестиционной программы Компании 5–20 % 2 Постоянное взаимодействие с компаниями смежных видов транспорта для синхронизации планов реализации инвестиционных программ, корректировка сроков реализации собственной инвестиционной программы в случае необходимости
Неудовлетворение потребностей рынка грузовых перевозок вследствие неэффективной работы парка грузовых вагонов 5–20 % 3 Сотрудничество с операторами подвижного состава с целью повышения эффективности управления вагонными парками

 

         

Кредитные риски

Для управления кредитными рисками в ОАО «РЖД» утверждены методики расчета кредитных лимитов, нормативные документы, определяющие работу с банковскими гарантиями и поручительствами, в том числе единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по работе с инструментами обеспечения. На базе методик расчета кредитных лимитов Компания осуществляет оценку финансовых институтов и расчет соответствующих кредитных лимитов, регулирующих операции с банками по размещению депозитов и приему банковских гарантий в зависимости от оценки состояния соответствующего финансового института.

При взаимодействии с компаниями реального сектора для обеспечения защиты ОАО «РЖД» от рисков неисполнения (ненадлежащего или несвоевременного исполнения) контрагентом своих обязательств применяется система стандартов управления, включающая в себя типовые условия расчетов с контрагентами, обеспечительные меры, казначейский контроль, нормирование дебиторской и кредиторской задолженностей, банковские гарантии серьезности намерений, надлежащего исполнения своих обязательств (в том числе на гарантийный период для договоров поставки), возврата авансов, поручительства материнских компаний. Выбор финансовых институтов – эмитентов банковских гарантий и поручителей осуществляется с учетом кредитной истории, действующих кредитных лимитов.

Риск потери ликвидности

Оперативное управление ликвидностью Компании осуществляется на основе платежного баланса, платежного календаря и платежной позиции в пределах утвержденных бюджетов. В зависимости от текущей ликвидности Компания осуществляет оперативное привлечение или размещение денежных средств на лучших рыночных условиях.

Валютные и процентные риски

Для оценки данных рисков Компания применяет моделирование и оценку бюджетных параметров с учетом возможной волатильности соответствующих рыночных индикаторов.

Оценка величины валютного риска ОАО «РЖД» и выбор инструмента управления валютным риском основываются на анализе открытой валютной позиции Компании (ОВП). Для расчета ОВП операции Компании анализируются и группируются в разрезе инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Величина и структура рассчитанной открытой валютной позиции влияют на политику заимствований Компании и определяют подходы к хеджированию.

СТРАХОВАНИЕ

В Компании организовано страхование комплекса недвижимого имущества, подвижного состава, личного страхования работников, ответственности владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчика, а также ответственности директоров и руководителей Компании и 73 дочерних и зависимых общества.

В отчетном году были урегулированы 682 страховых случая. Общий объем полученного страхового возмещения в 2017 году составил более 1 млрд руб.

Для обеспечения единого подхода к организации страховой защиты дочерних обществ с 2010 года действует единая корпоративная концепция страховой защиты дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».

В рамках регулярно проводимой работы по улучшению параметров страховой защиты имущественного комплекса ОАО «РЖД» и в целях обеспечения наиболее высокого уровня страхового покрытия из общего числа подлежащих страхованию объектов имущества Компании определены наиболее дорогостоящие и высокорисковые объекты. Совокупная стоимость данных объектов составляет более 407 млрд руб. Ежегодно Компанией проводится работа по обеспечению особого факультативного перестрахования в ведущих зарубежных перестраховочных компаниях. Так, перестрахование рисков по данным объектам обеспечено такими крупнейшими перестраховочными компаниями, как Swiss Re, Munich Re, Allianz, Zurich Insurance Company и т. д.

 

https://old-ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=51

Имущественные риски

Имущественные риски страхуются в надежных страховых компаниях - лидерах рынка, выбор которых осуществляется по итогам конкурсных процедур. Страховое покрытие рисков ОАО "РЖД" представляет собой комплексную защиту по системе "от всех рисков" с незначительным перечнем исключений. Отдельное внимание уделяется обеспечению страховой защиты Компании от рисков, связанных с причинением вреда подвижному составу и инфраструктуре Компании в результате терактов.

ОАО "РЖД" страхует:

· объекты движимого и недвижимого имущества;

· тяговый, пассажирский и грузовой подвижной состав;

· электропоезда;

· служебный автотранспорт;

· спецтехнику;

· гражданскую ответственность;

· работников Компании.

Добровольное страхование

Годовой отчет ОАО «РЖД» 2018

https://ar2018.rzd.ru/ru

Эффективное управление рисками представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес-процессами, принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.

В ОАО «РЖД» с мая 2018 года координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУРиВК) входят в сферу ответственности Центра по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля (далее – Центр). Ранее это направление находилось в зоне ответственности Центра развития управления рисками и аутсорсингом.

Основные задачи Центра:

· координация построения СУРиВК;

· мониторинг процессов управления рисками и внутреннего контроля для достижения целей деятельности ОАО «РЖД» и минимизации рисков до приемлемого уровня;

· формирование требований к организации СУРиВК и порядку выполнения процедур управления рисками и внутреннего контроля.

ОАО «РЖД» в своей деятельности придерживается принципов и подходов к построению и функционированию эффективной системы управления рисками, изложенных в следующих документах:

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Внутренний контроль. Интегрированная модель»;

· модель Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) «Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности»;

· ISO/ГОСТ Р 31000;

· Кодекс корпоративного управления, одобренный письмом Банка России от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463;

· Методические указания по подготовке положения о системе управления рисками, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 года;

· Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.04 с.)