Ожидаемые результаты реализации целевой модели наставничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ожидаемые результаты реализации целевой модели наставничества



 

Планируемые результаты в рамках исполнения мероприятий региональных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Учитель будущего:

1.Реализация комплекса мер по внедрению разработанной методологии наставничества обучающихся общеобразовательных организаций с учетом региональных особенностей, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности.

2. Организация работы регионального Методического центра по внедрению методологии наставничества:

2.1. Организация работы консультационной площадки по вопросам внедрения и реализации различных форм сопровождения и наставничества для работников образования и обучающихся ОО Иркутской области в рамках деятельности регионального Методического центра.

3. Развитие кадрового потенциала в части повышения профессиональной компетенции по вопросам сопровождения наставничества и шефства для обучающихся:

3.1. Повышение квалификации работников образования 70% ОО Иркутской области по вопросам внедрения и реализации различных форм сопровождения и наставничества к 2024 году.

3.2. Развитие кадрового потенциала в части повышения профессиональной компетенции по вопросам сопровождения наставничества и шефства для обучающихся на основе профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», позволяющих проектировать мотивирующие образовательные среды как необходимое условие «Социальной ситуации развития» детей;

3.3. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования по направлению «Наставник молодого педагога» с учетом лучших международных и региональных практик.

3.4. Разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях:

3.4.1. Вовлечение в 2021–2024 годах не менее 70 % педагогических работников в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения;

3.4.2. Создание и функционирование межрегиональной интерактивной площадки по развитию метакомпетенций работников образования Центров, включающей Летнюю школу молодых специалистов по новым направлениям развития образования.

3.5. Разработка и реализация программы выявления и поддержки молодежи, мотивированной к освоению педагогической профессии, внедрены механизмы повышения степени участия молодых людей (студентов) в обучении школьников (наставничество), а также обеспечено привлечение в сферу общего и дополнительного образования детей специалистов-практиков и студентов образовательных организаций высшего образования, в том числе не имеющих профильного педагогического образования

4. Реализация региональной модели тьюторского сопровождения (как вида наставничества) обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

4.1. Не менее чем 70% (к 2024 году) обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и расположенных в Иркутской области, вовлечены в различные формы сопровождения, наставничества и шефства

4.2. Создание открытого информационного ресурса для детско-взрослого сообщества с целью обмена опытом обучающихся, информационно-методическое сопровождение педагогов дополнительного образования по вопросам.

5. Охват наставничеством не менее 70% обучающихся к 2024 году с учетом разработанной методологии наставничества обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности.

6. Внедрение программ менторства, тьюторства и др. форм наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями, учитывающих региональные особенности, в т.ч. уровень развития сектора экономики.

7. Разработка и реализация комплекса мер по продвижению профессионального мастерства наставников и практик обмена опытом для обучающихся включающего: конкурсы по тематике продвижения профессионального мастерства наставников (для педагогов) и практик обмена опытом для обучающихся; фестивали по тематике наставничества и эффективных практик обмена опытом среди педагогов и обучающихся.

Определение конкретных задач, решаемых с помощью программы наставничества, остается за администрацией образовательной организации, исходя из актуальных запросов обучающихся / педагогов, образовательной организации, муниципалитета, региона.

       Исполнение планируемых результатов создать следующую ситуацию:

ü улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;

ü рост числа обучающихся, успешно прошедших профориентационные и иные мероприятия;

ü улучшение психологического климата в образовательном учреждении как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;

ü практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению;

ü измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

ü привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ региона и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Общие требования к структуре управления региональной целевой моделью наставничества

Состав участников внедрения и реализации региональными целевой моделью наставничества

ü Министерство образования Иркутской области;

ü Региональный/ые координатор/ы, наделенный/ые функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития наставнических программ на территории Иркутской области по направлениям реализации мероприятий региональных проектов, входящие в виртуальный Региональный методический центр по наставничеству;

ü органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования;

ü общеобразовательные организации, образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования;

ü организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

ü промышленные и иные предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, функционирующие на территории региона, имеющие или планирующие реализовать партнерские соглашения с образовательными организациями;

ü общественные организации, осуществляющие свою деятельность по направлениям наставничества, волонтерства и пр.

Функции участников:

Министр образования Иркутской области при участии во внедрении региональной целевой модели наставничества на территории Иркутской области:

ü принимает решение о внедрении целевой модели наставничества;

ü при необходимости обеспечивают организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение наставнических программ, функционирование управленческой и организационно-финансовой структуры в Иркутской области, исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня региона и уровня муниципальных образований.

Министерство образования Иркутской области при внедрении региональной целевой модели наставничества на территории Иркутской области:

ü осуществляет координацию внедрения региональной целевой модели наставничества путем назначения координатора/ов по реализации Модели;

ü обеспечивает деятельность Регионального методического центра по наставничеству;

ü обеспечивает межведомственное взаимодействие по вопросам реализации системы мероприятий, направленных поддержку и сопровождение молодых специалистов;  

ü координирует создание сети муниципальных методических центров;

ü обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, осуществляющих деятельность по реализации наставнических программ.

Региональный/ые координатор/ы:

ü обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

ü сопровождает деятельность регионального Методического центра и консультационной площадки;

ü реализует меры по обеспечению доступности наставнических программ для детей и подростков с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ü привлечение к реализации Модели авторов Методологии с целью информационно-методического сопровождения педагогических работников по реализации Модели;

ü привлекает к реализации Модели общественные организации.

 

Региональный методический центр по наставничеству создается в целях межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе общего и среднего профессионального образования при внедрении региональной целевой модели наставничества в Иркутской области и включает представителей:

ü органов исполнительной власти Иркутской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, спорта, культуры, финансов, экономического развития, органов местного самоуправления,

ü организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования,

ü научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций, региональных кураторов реализации региональной целевой модели наставничества.

Задачи Регионального методического центра по наставничеству:

ü организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая согласованное развитие и внедрение целевой модели наставничества;

ü выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях реализации региональной целевой модели наставничества;

ü содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм (и ролевых моделей) для детей и молодежи соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;

ü сопровождение процессов внедрения моделей доступности наставнических программ для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;

ü обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне органа исполнительной власти Иркутской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя Регионального методического центра по наставничеству;

ü разработка предложений по совершенствованию региональной системы реализации региональной целевой модели наставничества;

ü содействие привлечению общеобразовательных организаций, образовательных организаций ля детей с ограниченными возможностями здоровья, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций к реализации наставнических программ;

ü обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию наставников и кураторов в системе наставнических программ, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

ü создание и координация работы информационного ресурса Иркутской области, обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в регионе наставнических программах, организациях, реализующих данные программы, партнерах программ, а также поиск наставнических программ и реализующих их организаций, информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области развития наставнических программ;

ü при необходимости разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации наставнических программ в сетевой форме.

Органы местного самоуправленияпри участии во внедрении целевой модели наставничества на территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:

ü создание муниципального методического центра по наставничеству;

ü реализацию мероприятий по внедрению региональной целевой модели наставничества;

ü развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общим, средним профессиональным и дополнительным общеобразовательным программам.

 

Функции муниципальных методических центров по наставничеству:

ü координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации целевой модели наставничества;

ü координация деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ.

 

Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ, при участии во внедрении региональной целевой модели наставничества:

ü участие в организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы наставнических программ, реализации кадровой политики;

ü участие в осуществлении персонифицированного учета детей и молодежи, участвующих в наставнических программах;

ü обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик;

ü обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

 

Организация наставничества в образовательной организации предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством. Положение о наставничестве в образовательной организации является организационной основой для внедрения наставничества, определяет формы наставничества, ответственность, права и обязанности, а также функции различных участников процесса наставничества. В типовое положение могут вноситься изменения и дополнения, учитывающие специфику образовательной организации и функций участников, необходимый уровень компетенций кураторов и наставников, влияющих на реализацию наставничества.

Процесс реализации целевой модели наставничества в образовательной организации предполагает разработку ряда документов и издание ряда распорядительных

● принятие решения (издание распорядительного акта организации) о внедрении целевой модели наставничества на уровне организации

● заседания Педагогического совета организации

● формирование и утверждение Плана реализации программы наставничества

● разработка и утверждение Положения о наставничестве в организации и утверждение распорядительным актом

● приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного должностного лица в образовательной организации

● приказ о закреплении наставнических пар (групп).

 

Общие требования к кадровому обеспечению региональной системы реализации целевой модели наставничества и рекомендации к структуре наставнических пар

Кадровое обеспечение региональной системы реализации наставнических программ направлено на решение следующих задач:

ü реализация наставнических программ по востребованным направлениям личностного развития, профессиональной подготовки детей и молодежи, дополнительного профессионального образования взрослых;

ü разработка наставнических программ, в том числе краткосрочных, и обеспечение возможности непрерывного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных и профессиональных наставнических ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими наставническими практиками, конкурсных мероприятиях;

ü вовлечение в реализацию региональной целевой модели наставничества специалистов, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование, в рамках направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, соответствующих запросам наставляемых конкретной образовательной организации;

ü вовлечение представителей общественно-деловых объединений и работодателей в реализацию наставнических программ конкретных образовательных организаций и обновление на основе наставнической методологии основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ.

Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности конкретной образовательной организации предусматривает, независимо от форм наставничества, три главные роли:

ü Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

ü Наставник участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

ü Куратор сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:

ü Формирование базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы;

ü Формирование базы наставников.

Куратор назначается решением руководителя образовательной организации, планирующей реализовать целевую модель наставничества. Куратором может стать представитель образовательной организации, представитель организации-партнера программы, представитель региональной НКО, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, волонтерства, образования и воспитания подростков.

В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных, причастных к программе, лиц.

Наставниками могут быть учащиеся образовательной организации, студенты, представители сообществ выпускников образовательной организации, педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, НКО и иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества. Куратор осуществляет формирование и ведение базы наставников при условии их соответствия критериям психологической, педагогической и, для некоторых форм, профессиональной подготовки и прохождения ими обучения.

Наставляемым может стать любой обучающийся по программам среднего общего (рекомендуются учащиеся 6-11 классов) и среднего профессионального образования на условиях свободного вхождения в выбранную программу.

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы, выделяются пять:

ü «ученик – ученик»

ü «учитель – учитель»

ü «студент – ученик»

ü «работодатель – ученик»

ü «работодатель – студент».

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения/профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех факторов (элементов/участников) системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона.

При этом можно использовать и другие пары/группы, которые были выявлены в результате региональной диагностики:

«родитель (представитель родительской общественности) – ученик»

«представитель НКО/волонтер – ученик/воспитанник учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«представитель НКО/волонтер – воспитанник учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«представитель НКО/волонтер – ребенок с ОВЗ»

«педагог (например, педагог дополнительного образования) – ученик»

«педагог (например, педагог дополнительного образования) – ребенок с ОВЗ»

«педагог – родитель».

 

 


Региональная целевая модель наставничества в рамках реализации Национального проекта «Образование»

                                                   
Мониторинг образовательных запросов наставляемых  
Составление региональной карты образовательных запросов обучающихся  
Диагностика
Разработка целевой региональной модели наставничества
 
Условия запуска
 
Создание Регионального методического центра по наставничеству
 
Создание муниципального методического центра по наставничеству
Разработка и реализация ДПП ПК для наставников и кураторов
Подготовка кадрового потенциала для реализации РЦМН
Разработка комплекса мер и нормативное их закрепление по мотивации наставников и кураторов
Информирование и привлечение к реализации модели всех заинтересованных участников, в том числе сектор экономики и общественность
- Координирование и консультирование муниципальных координаторов, участников реализации модели наставничества - мониторинг реализацией ЦРМН Функции управления: Анализ, Регулирование, Коррегирование, Принятие решений, Интеграция Организация исполнения решений, Стабилизация, контроль
Управление и контроль по реализации ЦРМН

       
 
Направление 3. Мониторинг реализации региональных программ наставничества
 
Направление 4. Независимая оценка качества условий реализации наставнических программ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.047 с.)