Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовое обоснованиеСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПРОЕКТ Целевая региональная модель наставничества Анализ ситуации В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Этих целей невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенций. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся, адаптации молодых специалистов и повышения профессиональных компетенций педагогических работников. Однако при этом необходимо проанализировать существующую ситуацию в сфере образования и проблемы, определяемые педагогическим сообществом и выявленные в результате региональных прикладных исследований, социологических опросов, решение которых возможно через внедрение Методологии (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в Иркутской области,реализацию технологии наставничества в образовательных организациях Иркутской области, в частности разработку и реализацию региональной целевой модели наставничества, позволяющей учитывать особенности социокультурного и социально-экономического развития региона. Иркутская область представляет собой одну из наиболее развитых и обширных территорий Восточной Сибири. Регион входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации и расположен в южной части Восточной Сибири, насчитывает 42 муниципальных образования. Разница летних и зимних температур в регионе составляет более 70° (от +30° летом до -45° зимой). Удаленность населенных пунктов от областного центра составляет до 1500 километров (г. Бодайбо, пос. Ербогачен). Связь северных территорий с областным центром сезонная – обеспечивается авиацией, летом – по рекам. В регионе имеются населенные пункты, в которых отсутствует не только Интернет, но и сотовая связь.
Следует отметить такую особенность региона как наличие мощного интеллектуального и научного потенциала. В областном центре, крупных городах региона сосредоточилось большое количество высших учебных заведений. Иркутская область играет роль межрегионального образовательного центра Восточной Сибири. Особенность развития школьного образования Иркутской области объясняется территориальным расположением и неравномерными социально-экономическими условиями. С одной стороны, Иркутская область – это урбанизированная территория (удельный вес городского населения составляет 79,22%), где есть возможность инновационного развития образования, с другой стороны большая часть муниципалитетов отдалена от областного центра и количество школ, расположенных в сельской местности превышает количество городских, соответственно 469 и 426, 43% образовательных организаций региона расположены в сельской местности. Небольшое расхождение в численном соотношении городских и сельских объясняется тем, что, начиная с 2013 г., в Иркутской области идет стабильное сокращение числа ОО за счет преобразования части самостоятельных учреждений в филиалы или структурные подразделения головных школ. За шесть лет количество общеобразовательных организаций. Соотношение долей обучающихся городских и сельских общеобразовательных организаций остается на уровне 78,5% и 21,5% соответственно. Население региона представлено 130 народами, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Изучение родного языка, национальной истории и культуры – ведущая составляющая национально-регионального компонента содержания дошкольного, общего и дополнительного образования.
Система образования находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации, а также географического расположения региона. Анализ общего состояния системы образования, основанный на данных мониторингов системы образования, региональной системы образования, результатах анализа состояния и перспектив развития муниципальных систем образования и учитывающий данные региональных прикладных исследований, социологических опросов определил ряд проблем всех участников образовательных отношений: Проблемы обучающегося общеобразовательной организации ü низкая мотивация к учебе и саморазвитию неудовлетворительная успеваемость у некоторой части школьников; ü недостаточная сформированность осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации; ü невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы в связи неравномерным развитием территорий; ü низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; ü кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров; ü неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; ü высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников; ü падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки; ü проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные; ü конфликтость, нежелание взрослых выявлять причины возникновения конфликтов и участвовать в их разрешении; ü «взрослые не знают детей»; ü проблема противоречия между желанием школьников участвовать в общественном движении и отсутствием условий. Проблемы обучающегося профессиональной образовательной организации ü низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения; ü низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития; ü трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности; ü низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества; ü низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке; ü отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи; ü невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов; ü отсутствие в ряде случаев возможности/права у ребенка выстраивания индивидуального образовательного маршрута.
Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ): ü не включенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению; ü коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом. Проблемы педагогических работников: ü проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе, привыкания к новому социальному статусу; ü проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания; ü проблемы классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей; ü отсутствие мотивации к использованию новых технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования ü недостаток опыта по организации проектной и исследовательской деятельности школьников; ü необученность технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности; ü дефицит умения адаптировать новые технологии обучения к собственной педагогической деятельности; ü отсутствие возможности прохождения стажировок по проблемам использования новых педагогических технологий; ü необученность технологиям педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников; ü отсутствие эффективного взаимодействия педагогических работников с узкими специалистами для решения профессиональных задач; ü наличие факторов, влияющих на профессиональное выгорание педагогов – стрессы и тревожность, возникающие вследствие конфликтных ситуаций с администрацией, коллективом, другими участниками образовательных отношений; ü отсутствие у педагогических работников профессиональных компетенций по с разными категориями детей. Проблемы региона и региональной системы образования ü неравномерное социально-экономическое развитие отдельных территорий и как следствие отсутствие в ряде муниципалитетов механизмов инвестиций в систему образования; ü отделанность ряда территорий от областного центра; ü трудовая неустроенность молодежи в некоторых территориях, влекущая за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;
ü ценностная дезориентация молодежи, приводящая как к девиантному, так и нейтральному в плане гражданской активности поведению; ü устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы. ü снижение интереса молодежи к профессии педагога; ü разочарование выпускников педагогических вузов в профессии, что приводит к оттоку молодых специалистов из образовательных организаций и старению педагогического состава. ü низкие образовательные, спортивные и культурные результаты отдельных образовательных организаций. Диагностика по выявлению имеющихся в регионе практик наставничества и шефства осуществлялась через региональные конкурсы, региональные образовательные события показала, что регионе имеются эффективные практики наставничества, такие как наставничество молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе осуществляется активная работа ряда некоммерческих организаций по организации наставничества в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе разработана система межведомственного взаимодействия по поддержке и сопровождению молодых специалистов. В этом случае партнерами выступают министерство образования Иркутской области, министерство социально-экономического развития Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области. При Областном профсоюзе работников образования при поддержке министерства образования Иркутской области создан и активно работает Совет молодых специалистов, опыт молодых педагогов и руководителей выявляется и тиражируется через конкурсное движение – региональные конкурсы «Дебют», «Новая волна». В ряде муниципалитетов и образовательных организациях достаточно эффективно осуществляется деятельность по организации наставничества молодых специалистов. При этом практически отсутствуют практики обмена опытом между обучающимися. Участники образовательных отношений определяют миссию наставника, его «портрет», но затрудняются с определением компетенций наставника. Для педагогических работников разработаны и реализуются ДПП ПК «Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в предмете и метапредмете»; «Методология и практика системы наставничество педагогов в условиях непрерывного образования». В рамках реализации региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» начата работа по сбору лучших практик наставничества (шефства), разработке инструментария для сбора образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества с целью создания региональной карты образовательных запросов (таблица 1). Таблица 1 Региональная карта образовательных запросов обучающихся
на различные формы сопровождения и наставничества
Таким образом были выявлены дефициты школьников и их запросы. Данные таблицы подтверждают данные региональных прикладных исследований, у школьников, в том числе и детей с ОВЗ и детей-мигрантов есть необходимость в приобретении и развитии коммуникативных компетенций, что позволит снизить психологическое напряжение в различных видах образовательной деятельности. Формирование ответственности и самостоятельности даст возможность самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность и выстраивать траекторию собственного развития. На основе анализа региональной карты образовательных запросов обучающихся с целью выделения основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования были определены непосредственные трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся (таблица 2). Таблица 2 Трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся
На основе определения трудовых действий можно определить индивидуальную траекторию развитию педагога, возможности и направления его непрерывного образования, позволяющие создать условия для организации разных форм наставничества и разработки и реализации наставнических программ. Была составлена и проанализирована карта основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования с учетом данных региональной карты образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества (таблица 1, 3). Таблица 3 Основные профессиональные дефициты-навыки, необходимые для полноценного сопровождения инициатив обучающихся-наставников и наставляемых
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.035 с.) |