Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части.



Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части.

 

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

 

Расположение транспортных средств на дороге.

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

 

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

 

Обочина.

 

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

 

 

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

 

 

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

 

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки.

 

 

 

Что касается движения по обочине, то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

 

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

 

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

 

Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

 

Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

 

Тротуар.

Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

 

Проезжая часть.

 

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

 

 

Полоса движения.

 

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

 

 

 

 

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

 

 

 

 

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

 

 

 

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

 

И это тоже требование Правил:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

 

 

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

Двухполосная дорога.

 

 

 

 

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

 

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

 

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

 

 

 

 

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

 

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

 

Трёхполосная дорога.

 

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

 

 

Вариант 1. В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

 

 

 

 

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

 

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

 

 

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

 

 

 

 

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

 

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

 

 

 

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

 

 

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

 

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

 

 

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

 

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

 

 

 

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

 

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

 

Вот как об этом сказано в Правилах:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

 

 

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

 

 

  Можно ли Вам выехать на крайнюю левую полосу в данной ситуации?   1. Можно.   2. Можно, если гужевая повозка движется со скоростью не более 30 км/ч.   3. Нельзя.

 

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

 

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

 

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налевоили разворота.

 

 

 

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

 

 

 

 

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

 

 

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

 

 

Но на перекрестках, как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

 

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!

 

 

В Билетах (до 1-го сентября 2016 года) была такая задачка:

 

 

  В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?     1. Прямо или налево.   2. Только налево.   3. Налево или в обратном направлении.   Комментарий к задаче         На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.   Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

 

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):

 

  Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?     1. Только легкового.   2. Только грузового.   3. Оба не нарушают.   Комментарий к задаче   Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.   А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?   Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!   Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.   Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:   Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

 

 

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

 

 

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

 

 

 

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

 

 

 

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

 

 

Левые полосы можно занимать только при занятых правых.

 

И на экзамене об этом спрашивают:

 

  По какой полосе Вам можно продолжить движение в населённом пункте после опережения грузового автомобиля?   1. Только по правой.   2. Только по левой.   3. По любой.   Комментарий к задаче   В населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено движение по любой полосе.

 

  Можно ли Вам после опережения грузового автомобиля продолжить движение по левой полосе?   1. Можно.   2. Можно, если Вы управляете легковым автомобилем.   3. Нельзя.     Комментарий к задаче   Вне населённого пункта на любой дороге всем предписано движение как можно правее.

 

 

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

 

 

 

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

 

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

 

 

В населённом пункте такое требование означает следующее:

 

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

 

 

 

 

Например, вот здесь вам ничто не мешает развернуться.

Здесь с помощью комбинированной линии разметки специально устроено место для разворота.

При этом наличие комбинированной разметки на многополосной дороге вовсе не означает, что разрешено движение по «встречке».

 

 

Однако вернёмся к фразе «…разворот на многополосных дорогах возможен в местах, где это не запрещено Правилами, знаками или разметкой».

 

Как можно запретить разворот разметкой это понятно – достаточно сделать осевую линию сплошной (точнее, сдвоенной сплошной).

Как можно запретить разворот знаками, тоже не трудно догадаться. Например, знак предписывает всем движение только прямо, а знак – только направо и, следовательно, в зоне действия этих знаков разворот запрещён. В конце концов, есть просто знак «Разворот запрещён».

 

А что значит «…разворот запрещён Правилами»? Если вы не пропустили Тему 8.4, то уже знаете, что разворачиваться запрещено на железнодорожных переездах, на пешеходных переходах, в зоне обозначенных остановок маршрутных транспортных средств, на мостах, под мостами, в тоннелях, а также в местах с видимостью дороги менее 100 метров в любом из направлений. Как видим, Правила содержат целый перечень условий, при которых разворот запрещён на любой дороге, независимо от того, какие тут знаки, и какая тут разметка.

 

 

Ну и что из всего из этого следует?

 

А из всего из этого следует вот что! Мы ведь с вами рассматриваем случай разворота на многополосной дороге при отсутствии разметки. А раз разметки нет, то и запрещать она ничего не может! И если вы на такой дороге разворачиваетесь в месте, где это не запрещено Правилами или знаками, то получается, что вы ничего не нарушаете!

 

 

Резюмируем:

 

Правила. Раздел 9. Пункт 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учётом пункта 8.5 Правил.

 

 

При сегодняшнем сверхплотном транспортном потоке было бы неразумно не использовать трамвайные пути. Ведь это же ещё одна полоса движения! Используя трамвайные пути, можно существенно повысить пропускную способность дороги.

Так что водитель белого автомобиля делает всё правильно – если все полосы данного направления заняты, а слева есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, Правила разрешают по ним движение.

 

 

Однако что означает это условие: «…с учётом пункта 8.5 Правил»? Чтобы вам далеко не ходить, откроем пункт 8.5 прямо здесь:

 

 

Правила. Раздел 8. Пункт 8.5. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

 

То есть при прямом движении Правила разрешают использовать трамвайные пути попутного направления, но не обязывают этот делать (хотите – двигайтесь по трамвайным путям, не хотите – оставайтесь на проезжей части).

 

Тема 9. Расположение транспортных средств на проезжей части.

 

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

 

Расположение транспортных средств на дороге.

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

 

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

 

Обочина.

 

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

 

 

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

 

 

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

 

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки.

 

 

 

Что касается движения по обочине, то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

 

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.144 с.)