Правовой режим различных видов водных объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим различных видов водных объектов.



Ст 5 ВК РФ 1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Река - естественный поверхностный водоток со своим истоком и устьем, русло которого отчетливо выражено и занято круглый год или большую его часть. Река имеет свою площадь водосбора (систему притоков, составляющих речной бассейн) и форму рельефа - речную долину. Именно поэтому река считается гидрологами постоянным водотоком.

Речные долины входят частично или полностью в водоохранные зоны. Как указывалось ранее, в долинах с расстоянием между урезом воды и коренным берегом более 1 км водоохранные зоны не распространяются на всю форму рельефа. Истоки рек обнесены водоохранной зоной радиусом не менее 50 м. Горные реки также окаймляются водоохранными зонами и полосами, но при этом их размеры заранее не устанавливаются Положением 1996 г. (подробнее см. § 6 гл. I данной работы). В этом нет ничего удивительного, так как многие реки горных местностей практически не имеют поймы. Примечательно, что сам факт принадлежности к водоохранной зоне или даже к ее наиболее жесткой защитной полосе не означает, что земля в речной долине обязательно является землей водного фонда. Те же водоохранные режимы могут быть еще и на особо охраняемых территориях, землях поселений, других категориях земель.

Ручьи относятся к числу естественных поверхностных водотоков. Они представляют собой постоянные или временные водные потоки, являющиеся стоком талых, дождевых и подземных вод. Длина их в среднем 3 - 5 км, русло извилисто, пойма узкая, долина слабо выражена. Многие ручьи зимой промерзают. Благодаря этим признакам ручьи существенно отличаются от рек. В то же время ручьи могут быть началом рек, в том числе и крупных (Волга исходит из ручьев), могут протекать через болота. Ложа (русла) ручьев составляют вместе с сетью речных русел русловую систему. Особо выделяют родниковые ручьи, возникающие на месте выклинивания подземных вод на дне горных ущелий, у подножий речных террас, в речных поймах.

Некоторое внимание этим на первый взгляд малозначительным водотокам уделено и Водным кодексом, и даже международным речным правом. Во многих международных договоренностях упоминаются "реки и другие водотоки". Советско-финское межправительственное Соглашение о пограничных водных системах от 24 апреля 1964 г. включает в таковые реки, озера, ручьи, пересекающие линию границы или совместимые с нею (ст. 1 гл. I). В то же время в национальном законодательстве мы не найдем легального определения ручьев. Это затрудняет их отображение в водном кадастре, даже осложняет нормальные отношения по их использованию и охране.

Важнейшим признаком озера является отсутствие непосредственной связи с морем. Однако нельзя трактовать этот признак расширительно и считать, что озеро совершенно изолировано от моря. В прошлом озера могли быть морем либо происходить от иных, уже не существующих или деформированных к настоящему времени водных объектов - ледников и рек. Для подробного освещения данного вопроса надо обратиться к различиям в происхождении озерных котловин. Как известно, наукой об озерах (лимнологией) выделяются лиманные (почти то же, что и лагунные) озера, бывшие в прошлом морскими заливами (соответственно, лиманами и лагунами). Не последнюю роль в водных системах играют небольшие и мелкие, но многочисленные речные озера. Они появляются на месте бывших речных рукавов в поймах, террасах или руслах пересыхающих рек.

Болота - еще одна разновидность поверхностных водоемов, но связаны они как с подземными, так и с поверхностными водами. Болото - ценная экосистема со своим микроклиматом. Ключевое место в ней занимает торф, впитывающий, как губка, влагу и затем отдающий ее обратно. Среди видов реликтовой флоры встречаются редкие лекарственные растения, неспособные жить в иных условиях (клюква, сабельник болотный). Ряд ценных видов птиц обитает и размножается только на болотах. При этом естественнонаучное понимание болот несколько отлично от законодательного понимания. Болота считаются избыточно увлажненными и заросшими влаголюбивой растительностью участками земной поверхности, где торфонакопление достигло не менее 0,3 м. Если торфяная подушка тонка и корни растительности достигают минерального ложа болота, то данная местность принадлежит к числу заболоченных территорий. На 89 - 94% болота состоят из воды, а на 6 - 11% - из вещества, удерживающего влагу <1>. Эти данные убеждают нас в том, что данный увлажненный участок не перестает от этого быть водным объектом.

Важным условием образования болот является наличие водонепроницаемого грунта (обычно глины). Болота возникают в зонах выхода подземных вод, на лесных вырубках и гарях, в поясе вечной мерзлоты, на месте зарастающих акваторий рек и озер. Таким образом, болота могут быть на землях водного и лесного фондов, даже на особо охраняемых территориях и объектах. Поскольку болота возникают как на водосборах рек и озер, так и на водоразделах, суходолах, они не всегда вписываются в правовую конструкцию водоохранной зоны рек и озер. Поэтому наряду с реками, озерами, водохранилищами болота также имеют свою водоохранную зону и прибрежную защитную полосу. Согласно Положению 1996 г., они отсчитываются от нулевой глубины торфяной залежи, т.е. от границы болот.

Главное богатство болот - залежи торфа. Они, как и сами болота, принадлежат к разным категориям земель. Выше уже отмечалось, что торф как ценный природный ресурс довольно долго оставался в центре внимания государства. Правительственное нормотворчество по поводу торфяных ресурсов, особенно до Великой Отечественной войны, было очень обширным и заслуживает отдельного исследования. Затем, уже к концу советского периода, прозвучали предложения специалистов из Белоруссии по созданию самостоятельной категории земель торфяного фонда. В советском и постсоветском законодательстве это предложение не было реализовано, так как эта предлагаемая категория представляется излишней при наличии семи других категорий. На сегодняшний день в России нет закона о болотах или торфяном фонде, что для страны, богатой этими ресурсами, кажется парадоксом. Швеция, принявшая Закон о залежах торфа, подает нам хороший пример.

На нашей планете 350 млн. гектаров занято болотами. Это настоящий пятый океан, который изучается разделом гидрологии - тельматологией. Для ландшафтов роль болот сравнима с ролью печени в организме человека. Они регулируют кислотно-щелочной и водный балансы. Функционируя как естественный фильтр, они накапливают не только торф, но и болотный газ (метан), продуцируют фосфорсодержащие удобрения. В болотах нашей страны сосредоточено 10% пресной воды России. Только на просторах Северо-Западной и Западной Сибири в заболоченных пространствах находится около 3 тыс. куб. км пресной воды <1>. Мировая, в том числе и российская практика доказывает, что осушение болот нередко обращается негативными последствиями для человека. Обустройство на месте топей пашней, лугов, садов и лесов влечет за собой интенсивное снижение плодородия и эрозию почвы. В XIX - начале XX в. на это обращала внимание и российская научная общественность. Но в советский период возобладал потребительский и недальновидный подход. Однако именно он заставил вести торфяной кадастр, что дало импульс изучению пятого океана. Масштабное осушение болот обернулось нарушением гидрологического равновесия, губительными и неожиданными наводнениями и т.д. Массовое осушение болот осуществлялось и в других государствах Европы, Азии, Америки. Во многих из них также сводили болота без меры, а затем вынуждены были восстанавливать нарушенные угодья и брать под защиту сохранившиеся. Так, например, поступили в таком молодом государстве, как Израиль.

Каналы представляют собой искусственные водотоки, которые, однако, могут пересекать и частично совпадать с речными руслами и озерными котловинами. Они могут иметь воднотранспортное и мелиоративное (ирригация, осушение, обводнение), а также комплексное значение. Это относится к Волго-Донскому каналу, каналу имени Москвы, некоторым другим.

Отечественный опыт проведения каналов восходит к XII - XVI вв. Затем, в XVIII - XIX вв., развитие транспорта также потребовало проведения каналов (нередко шлюзованных). В советский период в целях оптимизации судоходства и осуществления мелиорации строительство каналов стало особенно интенсивным.

Каналы можно расценивать и как водохозяйственные объекты, требующие специального обустройства. Откос и дно каналов в случае неустойчивости грунтов (торф, ил, плавуны, мелкозернистые пески) специально закрепляют наслаиванием гравийно-щебеночной отсыпки, всевозможными (вплоть до железобетонных) щитами и посевом трав. Для торфяных грунтов применяют древесное крепление, а при наличии ключей на дне каналов применяются дренажные установки. Все это происходит на землях водного фонда, которые, как мы видим, были искусственно обустроены. Русла и берега внутрихозяйственных каналов мелкого сечения не считаются землями водного фонда.

Эксплуатирующие организации могут запретить доступ посторонним лицам на территорию полосы отвода или ограничить его. Но это возможно лишь в случае, если в приканальной полосе отвода имеются опасные места. Запрещается самовольный переезд через каналы в неустановленных местах либо прогон через них скота. Каналы не должны быть ловушкой для диких животных. Как и водохранилища, каналы не должны пересекать миграционные пути. Если каналы все же пересекают пути миграции (например, сайгаков по калмыцким степям), то через них должны быть сделаны переходы, а откосы каналов должны быть пологими (чтобы попавшие в них животные могли выбраться). Это особенно важно сейчас, так как российская трехвековая практика проведения каналов практически никогда не учитывала природоохранные аспекты, а в советский период она осуществлялась любой ценой.

Водохранилища - искусственные поверхностные водные объекты для хранения воды и регулирования стока, зачастую совмещающие в себе черты как водотока, так и водоема. Нередко в зону подпора попадают естественные водоемы, в результате чего складываются полуискусственные водоемы. Видимо, поэтому водохранилища называются озерами. Таково заилившееся и заболоченное приморское озеро Сестрорецкий Разлив - сооружение Петровской эпохи.

Согласно ст. 5 ВК РФ, водохранилище вообще есть водоем. Гидрологически выделяются пять основных типов водохранилищ: равнинные, предгорные, горные, озерные, наливные <1>. Неглубокие (до 25 м) равнинные водохранилища (Куйбышевское, Рыбинское) характеризуются большой емкостью и комплексным использованием, а также интенсивными процессами формирования берегов, сложенных рыхлыми и размываемыми породами. Гораздо глубже (около 70 - 100 м) предгорные (плоскогорные) водохранилища, характеризующиеся незначительным затоплением, подтоплением и разрушением берегов. Но самыми глубокими являются горные водохранилища (более 100 м). Они находятся в каньонных долинах, лишенных пойм и практически совпадающих с руслами (ряд водохранилищ Восточной Сибири и Дальнего Востока). Из-за характера рек очень быстро происходит заиление водохранилищ. На практике известны случаи полного выхода из строя заиленных водохранилищ. Это случилось с построенным еще до революции среднеазиатским Мургабским водохранилищем. Своеобразны озерные водохранилища (Иркутское, Верхне-Свирское и др.), возникшие в результате подпора вытекающей из озера реки. Они аккумулируют в озерной ванне большие объемы воды при небольшой площади затопления и незначительном подпоре. Подобного рода перекрытия естественных озер позволяют сэкономить на приводных землях и расходах на расчистку ложа водохранилища. Даже приспособленные для орошения и ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций) наливные водохранилища (Большое водохранилище на Большом ставропольском канале) чаще всего сооружаются в естественных котловинах и пониженных обвалованных приречных участках.

Сопряженные с довольно крупными водотоками и водоемами, водохранилища не принадлежат к числу обособленных водных объектов. Следовательно, их котловины (чаши) вместе с близлежащими руслами, исходя из буквы и духа ст. 102 Земельного кодекса и сложившихся подходов землеустроительной практики, должны составлять крупный участок земель водного фонда. При этом вид водохранилища, его расположение в горах, предгорьях, долинах и т.д. не имеют значения.

Чаши водохранилищ - колоссальные накопители загрязняющих веществ. Примером могут служить водохранилища Волжского каскада. Если вначале в этих водоемах еще действовала защитная реакция самоочищения, то затем накопление критической массы вредных веществ поставило рукотворные озера Волги перед фактом неотвратимого вторичного загрязнения. Если бы все вещества, сконцентрированные в водохранилищах, попали на незарегулированное течение реки, то это привело бы:

1) к отравлению ими нижнего течения Волги;

2) к возникновению на бывшем дне песчаных пустошей, нуждающихся в освоении;

3) к полной деградации Нижней Волги и Каспия как рыбопромысловых бассейнов.

Поэтому, очевидно, ликвидация подпора на Волге была бы катастрофой.

Превращение крупных рек России в цепь водохранилищ резко изменило взаимоотношение акваторий и берегов и привело к прогрессирующему разрушению берегов искусственных водных объектов. К концу XX в. около половины протяженности берегов водохранилищ Волжско-Камского каскада подвержено абразии. Механизмы изменения берегов довольно сложны и характеризуются внезапностью обрушения берегового откоса. Процессы переформирования берегов особенно опасны в черте волжских городов и других населенных пунктов, ведь там проживает 15 млн. человек! В этих условиях основным способом защиты является строительство дорогостоящих берегоукрепительных сооружений. Причем сами сооружения стоят дороже, чем защищаемые ими сельскохозяйственные угодья. Мировой опыт по нейтрализации разрушения берегов знает несколько сотен методов и способов берегоукрепления, различных по стоимости. Именно на основе анализа типа берега можно сделать прогноз береговой деформации и правильно выбрать способ берегоукрепления. Это тоже, в какой-то степени, ландшафтный подход в водохозяйственной политике <1>. Процесс переформирования берегов неизбежно ставит вопрос о страховом риске и экономическом ущербе. Пока их трудно измерить, так как ситуация с трудом прогнозируется. Но следует учесть то, что ширина береговой полосы, "охваченной" переформированием, нередко составляет 40 - 100 м. Отсюда можно сделать вывод о масштабах ущерба и риска.

С наполнением и функционированием водохранилищ связана и проблема островов, возникающих в акватории водохранилища. В настоящее время общественность обращает внимание на несанкционированный захват этих островов под дачные участки и стихийное возникновение мусорных свалок. Эти небольшие по площади участки имеют значение для растительного и животного мира. Имеются интересные предложения по созданию искусственных островов для баз отдыха, спортивного и любительского рыболовства (однако это можно делать и на морской акватории). Между тем российское законодательство и земельный кадастр нередко обвиняют в отсутствии внимания к островам, а ведь некоторые из них по своим характеристикам подходят под статус особо охраняемых территорий!

Пруды - небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные. Они могут составлять каскады или своего рода веера. Для пруда характерны слабый уклон дна, достаточно крутые берега, устойчивое к размыву ложе, ярко выраженная литораль (разница между максимальным и минимальным уровнем воды). Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках, карьерах. Пруды могут рассматриваться как вид водохранилищ, так как они искусственно вырыты и имеют плотину. Но, по убеждению некоторых гидрологов, пруды, в отличие от водохранилищ, играют не активную, а пассивную роль в регулировании стока <1>. Кроме того, их глубина, как правило, составляет около 3 - 5 м, а площадь акватории достигает 1 кв. км <2>. При больших размерах и глубинах мы уже имеем дело с водохранилищами. Различия между водохранилищами и прудами можно было бы считать делом гидрологической науки, если бы не определенные юридические последствия, которые слабо учитываются в литературе. Расположенные в рамках одного землевладения и являющиеся принадлежностью земельного участка, пруды по решению земельного собственника могут быть закрыты для пользования посторонними. Ложа прудов зачастую не относятся к землям водного фонда.

Исторически пруды связаны с мельницами, а мельничные пруды до сих пор встречаются в России и странах Восточной Европы. Они концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут находиться и в ведении промышленных предприятий. Еще в советское время нефтеперерабатывающие заводы строили буферные пруды для отстоя вод перед сбросом. Немаловажны и противопожарные пруды в зеленых зонах и лесных массивах, но их обмелевшее и замусоренное состояние сделало эти водоемы непригодными для использования их по прямому назначению. Таким образом, велика вероятность отнесения ложа прудов к землям сельскохозяйственного назначения, обороны, лесного фонда, запаса, поселений и т.д.

Пруды - весьма уязвимые и недолговечные водохозяйственные сооружения. Они первыми в гидрографической сети стоят на пути перемещения наносов, их плотины часто прорываются вешними водами. Пруды юридически не признаются источником повышенной опасности. Когда разрешают их строительство, то не предупреждают инициативную сторону о возможной гражданской ответственности за эти происшествия. Между тем, таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом водной массы на автодорогу и последующее заиление приводных участков. Остры проблемы списанных прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин. Как обособленные водоемы, пруды могут находиться в частной собственности. Известны случаи, когда благодаря передаче в частные руки пруды приводятся в порядок: восстанавливаются водоспуски, на продажу заводится рыба.

Обводненные карьеры во многом близки к прудам. С точки зрения гидрологии пруды могут образовываться на месте карьеров, где происходила добыча полезных ископаемых так называемым открытым способом. В отличие от остальных прудов, само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей.

Ледники и снежники. Российская Федерация имеет обширную территорию с суровыми климатическими условиями, где гидроресурсы находятся зачастую в твердом агрегатном состоянии. Ледники и снежники - уникальная кладовая пресной воды, которой, однако, уделено мало внимания в российском законодательстве. К сожалению, они находятся на периферии правового регулирования. По ним нет отдельного федерального закона, а в ВК РФ 1995 г. они упоминаются лишь в нескольких статьях. В статье 13 ВК РФ 1995 г. ледники определяются как движущееся естественное скопление льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники - неподвижное естественное скопление снега и льда, сохранившееся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. В статье 9 ВК РФ 1995 г. ледники и снежники считались поверхностными водными объектами, подлежащими отображению в водном кадастре. Только занесение в водный кадастр означает своего рода официальное оформление водного объекта. Исходя из легального определения рассматриваемых водных объектов, таковыми не могут быть признаны айсберги, подземные ледовые поля в зонах вечной мерзлоты, сезонный снежный и ледяной покров.

Согласно ст. 101 ВК РФ 1995 г., было запрещено загрязнение ледников и снежников нефтепродуктами, ядохимикатами, другими вредными веществами. Недопустимо также засорение ледяного покрова ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами. Забор льда из ледников и снежников не может производиться в количестве, приводящем к истощению этих водных объектов.

При этом в ВК РФ 2006 г. прямого определения ледника или снежника не содержится. Они лишь упоминаются в классификации поверхностных водных объектов (ст. 5), а также при запрете несанкционированного сброса сточных вод на них, засорения вредными веществами. Забор (изъятие) льда не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов (в том числе ледников и снежников) и приводить к их истощению (ст. 58).

Земли ледников могут быть землями водного и лесного фондов, а также входить в список памятников природы и национальных парков. Земельный кодекс 1991 г. прямо относил земли ледников к землям водного фонда. Новый Земельный кодекс 2001 г. делает это косвенно, говоря о землях водных объектов вообще.

 

В статье 5 ВК РФ 2006 г. названа такая разновидность поверхностных водных объектов, как моря и их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы). При этом моря и их отдельные части (т.е. внутренние морские воды и территориальное море) теперь отнесены к поверхностным водным объектам.

Российская Федерация - крупнейшая морская держава с наиболее протяженными в мире и зачастую слабо заселенными морскими берегами. На побережье нашей страны проживает 10% населения, расположены города Мурманск, Владивосток, Санкт-Петербург. В сравнении с густонаселенным Европейским сообществом это не так уж много. Территорию России омывают более десятка морей, а общая площадь морской акватории свыше 6 млн. кв. км <1>. Качество морской акватории колеблется от чистого до чрезвычайно грязного состояния. Экологическая ситуация в устьевом взморье (губы, лиманы, эстуарии) характеризуется как очень острая, острая, умеренно острая. При этом 90% загрязняющих веществ выносится сегодня в море речным стоком, что производит весьма удручающее впечатление о состоянии поверхностных вод <2>. В открытом море вредные вещества разбавляются, что вовсе не означает полное самоочищение морской среды, не исключается и опасность вторичного загрязнения <3>.

В СССР к экологической ценности морской среды относились как к второстепенному благу, им можно было пожертвовать. Такая практика характерна не только для СССР, но и для довольно благополучной Великобритании, где правительство долгое время поддерживало сбросы неочищенных вод приморских городов и надеялось на разбавление грязного стока <1>. Однако, если в Соединенном Королевстве все-таки стремились при неутешительных результатах лабораторных анализов сохранить хотя бы эстетику ландшафта, то в СССР и это зачастую не всегда удавалось. Но, в отличие от Великобритании, в СССР, а теперь и в России громадные территории были в ведении Министерства обороны или пограничной службы. Это жестко ограничивало доступ гражданских лиц, ведомств, предприятий и сохранило нетронутыми сотни тысяч километров на Севере России.

Если проекты водоохранных и санитарных зон континентальных вод должны исходить из поперечного профиля речной долины или озерной ванны, то соответствующие зоны у морских вод должны устанавливаться исходя из поперечного сечения морского побережья. Морской берег довольно сложен, что должно быть учтено при введении соответствующих правовых режимов, в частности, при дифференциации зон на полосы (прибрежную защитную и т.д.). Во-первых, существует коренной берег, возвышающийся над прибрежной равниной. Во-вторых, в результате естественной абразии (т.е. волнового разрушения, дословно соскабливания) возникает отвесный или ступенчатый береговой уступ (клиф), у основания которого образуется волноприбойная ниша. В-третьих, близ воды и под водой из коренного материала складывается терраса (бенч), покрытая пляжем или осыпью <1>. При этом береговая линия имеет тенденцию к отступлению под влиянием волн.

3) Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение вне зависимости от смены водных кодексов было и остается приоритетным видом пользования водными объектами.

Согласно ст. 43 ВК РФ 2006 г., для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для названных водных объектов устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В то же время есть местности, в которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В исключительных случаях в соответствии с законодательством о недрах допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных подземных водных объектов.

Гидротехническое строительство и мелиорация

Первыми гидротехническими сооружениями на Руси были оборонительные рвы вокруг крепостей и городов. Первыми сооружениями, существенно меняющими режим рек, были водяные мельницы. Известны случаи споров между владельцами водяных мельниц, расположенных на одной реке.

В Российской империи развитие рыночных отношений дало новый импульс проведению каналов (нередко шлюзованных) и возведению водохранилищ, сыгравших большую роль в становлении внутреннего водного транспорта.

Бурное гидроэнергетическое строительство советского периода нарушило экологический баланс. Строительство водохранилищ по Волге, Каме, Днепре, Кубани, Ангаре, Енисее привело к затоплению сотен тысяч плодородных гектаров земли, что причинило ущерб народному хозяйству. Не последнюю роль в дисбалансе играли случаи ухода под воду не очищенных от леса участков. Так было построено не одно водохранилище, что влекло за собой массовое загрязнение новых водоемов. В свою очередь, вырубка леса на берегу водного объекта приводила к изменению его освещенности и гибели рыбной икры. Все же еще в советский период стали отходить от пресловутой безрасчетности, а стоимость уходящей под воду земли начали брать за основу при расчете строительства водохозяйственных объектов. Поэтому заказчики и проектировщики вынуждены были избегать обширных затоплений либо затоплений особо ценных земель.

Бесхозными в советские времена оказались акватории и ложа искусственных водоемов, а также противоэрозионные насаждения и т.д. С подачи Минэнерго даже естественную связь между гидроузлом и водоемом в бухгалтерском балансе пытались замолчать. Результаты такого обезличивания прибрежных земель были плачевны: абразия не берегах крупных водохранилищ или иное неправильное развитие процесса формирования берегов. Принудительное изменение водной системы (к примеру, подъем уровня Чебоксарского водохранилища) было чревато изменением микроклимата и болезнями хвойных лесов. Загрязнение тяжелыми металлами и радиацией вод СССР также было печальной составляющей экологического кризиса.

Всего в современной России эксплуатируется более 65 тыс. отдельных ГТС и их комплексов. Из них 36 тыс. водозаборных и сбросных сооружений, около 10 тыс. км защитных дамб и водооградительных валов, 29 тыс. водохранилищ, прудов, накопителей жидких отходов с напорными ГТС. В государственной собственности находится пятая часть от общего количества сооружений, более половины переданы в частные руки (АО и прочие частные компании), 8% не имеют собственника вообще. Бесхозность и неэффективность существующих собственников, а также неравномерная ведомственная принадлежность привели российский гидротехнический фонд к плачевному состоянию. Аварийность российских ГТС в 2,5 раза превышает среднемировой показатель.

Транспорт и лесосплав

В краткой по объему ст. 47 ВК РФ 2006 г. содержатся отсылочные нормы на транспортное законодательство. Речь, прежде всего, идет о Кодексе внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. и о Кодексе торгового мореплавания РФ 1999 г. (КТМ).

Несмотря на незначительный удельный вес в общем грузообороте, относительно дешевый водный транспорт играет видную роль в народном хозяйстве России, особенно в экономике отдаленных регионов, где сеть дорог еще не развита. Вместе с тем водный транспорт - один из наиболее существенных водопользователей и при этом загрязнитель вод.

Однако вредность водного транспорта нельзя утрировать. За рубежом внутренний водный транспорт по причине своей дешевизны и экологичности вновь становится очень популярным. Более того, на него переключают грузопотоки с автодорог. Созданы специальные программы "Наяды", "Марко Поло"

Согласно ст. 48 ВК РФ 2006 г. организации, осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Весьма неблагоприятное воздействие на состояние водных объектов оказывает лесосплав, получивший особо широкое распространение на реках, где судоходство лимитируется габаритами водных путей. Под влиянием лесосплава, прежде всего молевого, нарушается естественное состояние русел, происходит засорение и порой даже отравление водотоков и водоемов затопленной древесиной, разрушаются нерестовые участки, образуются заторы, препятствующие передвижению рыб и способствующие заилению русел и нерестилищ. Поэтому сплав леса без судовой тяги на судоходных путях и молевой сплав леса на водных объектах воспрещены.

Использование водных объектов для целей рыбного

и охотничьего хозяйства

Согласно ст. 51 ВК РФ 2006 г., для целей рыболовства используются водные объекты рыбохозяйственного значения. В свою очередь, нормы ВК РФ 2006 г. детализируются в Законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <1>. В Федеральном законе не обойдено вниманием сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, т.е. самих водных объектов (гл. 6). Положения ВК РФ 2006 г. корреспондируют к аналогичным положениям ст. 50 Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных объектов (в том числе и ГТС), а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных биоресурсов и их среду обитания. Именно поэтому все эти мероприятия должны согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.041 с.)