Отличие налогового учета от бухгалтерского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие налогового учета от бухгалтерского



В первую очередь следует сказать о том, что Законом № 191-ФЗ внесены изменения не только в НК РФ, но и в Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129 - ФЗ "О бухгалтерском учете". С 2003 года организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухгалтерский учет. Правда полностью освободиться от этой обязанности не удастся.

Согласно ст.313 НК РФ налоговый учет ведется на основании первичных бухгалтерских документов, включая справку бухгалтера.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основе данных налогового учёта.

Бухгалтерский учет первичен по отношению к налоговому учету. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течении отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения. Налоговый учет связан с осуществлением хозяйственных операций, т. е с определенной деятельностью налогоплательщика. Любая хозяйственная операция, если, она подтверждена первичными учетными документами, приводит к отражению её на счетах бухгалтерского учета, но не обязательно приводит к отражению её в налоговом учете. Отличие налогового учета от бухгалтерского финансового сводится к различному пониманию доходов и расходов по правилам бухгалтерского учета и требованиям НК РФ. Это понимание выражается всего лишь в различной группировке доходов и расходов в финансовом и налоговом учете. Следовательно, налоговый учет - это проведение расчетных корректировок данных бухгалтерского учета с целью правильного определения налоговой базы. Расчетные сортировки данных производятся в системе налогового учета с отражением записей на счетах налогового учета. Это предполагает разработку и применение специальных (налоговых) регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации.

Постановку налогового учета целесообразно начинать с его организации, аналогично постановке бухгалтерского учета. В приказе о налоговой политике организации следует зафиксировать выбранные варианты налогового учета, разработанные налоговые регистры для внутреннего пользования, вспомогательные таблицы, формы расчета налогов, а также наличие инструкции по проведению налоговых расчетов.

Величина бухгалтерской прибыли в целях налогообложения изменяется при несовпадении бухгалтерского и налогового учета. Такая корректировка предусматривается главой 25 НК РФ. Учет величины превышения фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), осуществляется в налоговых карточках, открываемых в развитие налоговых регистров. Данные расчетов, отражаемые в налоговых карточках, полученные за определенный налоговый период, переносятся в сгруппированном виде в налоговые регистры, а затем в Справку для корректировки налогооблагаемой прибыли.

Главным бухгалтером должна быть разработана подробная инструкция для бухгалтера по налоговым расчетам, в которой устанавливаются приемы и способы ведения налоговых расчетов затрат, подлежащих корректировке.

Сложность налогового учета зависит главным образом от объема налоговых расчетов. Руководитель организации так же, как и при постановке бухгалтерского учета, может создать группу налогового учета в структуре бухгалтерской службы организации. Создание группы налогового учета в структуре бухгалтерской службы организации объясняется, прежде всего, тесной взаимосвязью между бухгалтерским и налоговым учетом:

во-первых, для осуществления налоговых расчетов используются первичные документы и регистры бухгалтерского учета (в свою очередь налоговые расчеты являются основанием для правильного начисления налогов в бухгалтерском учете);

во-вторых, исключаются возвратные перемещения бухгалтерских документов в соответствии с требованиями организации документооборота, что снижает риск утери документов;

в-третьих, руководитель группы налогового учета должен непосредственно подчиняться главному бухгалтеру, поскольку именно главный бухгалтер подписывает и сдает в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по всем налогам и отвечает за правильность их заполнения.

Ответственность за организацию налогового учета в организациях и соблюдение налогового законодательства несут руководители. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учетной политики, в том числе в части налогового учета.

 

50. Правовое регулирование отчётности организаций. Состав и содержание годового отчёта.

 

Система регулирования бухгалтерского учета – это совокупность требований по его составлению и ведению. В частности, предусматривается, что ведение бухгалтерского учета на различных предприятиях должно быть единообразным, своевременным и достоверным.

 

Общие правила ведения бухгалтерского учета устанавливаются Правительством Российской Федерации, приоритетное право регулирования предоставлено Министерству финансов, которое непосредственно разрабатывает и утверждает пособия, Положения и рекомендации по ведению документов. Эти Положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета и обязательны для исполнения.

 

Нормативно правовое регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой четырехуровневую систему:

первый уровень – это постановления Правительства и указы Президента, законодательные акты. Причем не только те, которые непосредственно касаются бухгалтерского учета, но и те, которые затрагивают данный вопрос косвенно;

второй уровень – Положения и стандарты по бухгалтерской отчетности;

третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций;

четвертый уровень – внутренние акты самого предприятия.

К первому уровню, конечно же, относят закон «О бухгалтерском учете» – главный и основополагающий документ для любого бухгалтера любого предприятия или частного предпринимателя. Также необходимо учитывать требования Гражданского, Налогового и Трудового кодексов Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах» №208 от 26.12.1995 года, постановления Правительства «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» №283 от 06.03.1998 года.

Согласно нормативному регулированию бухгалтерской отчетности в 2012 году установлены следующие требования к ведению и учету документов:

· для хозяйственных операций обязательна двойная запись, в соответствии с Планом счетов, утвержденным Министерством финансов;

· учет ведется на русском языке. Если первичные учетные документы были составлены на ином языке, к ним необходимо приложить подстрочный перевод;

· учет осуществляется строго в национальной валюте – рублях. Если расчеты были произведены в иной валюте, необходимо сделать пересчет, учитывая данные Центрального банка России;

· учет затрат на производство продукции (услуг или работ) ведется отдельно от учета затрат на капитальные и финансовые вложения;

· все хозяйственные операции подлежат обязательному документированию, первичные учетные документы составляются на месте либо сразу же после свершения операции;

· регистры бухгалтерского учета и отчетности ведутся по установленным Министерством финансов и иными органами формам. Сведения, содержащиеся в регистрах, должны составлять коммерческую тайну предприятия;

· все объекты бухгалтерского учета подлежат денежной оценке. Если, например, какое-либо имущество было приобретено за плату, его оценка состоит из фактически произведенных на его покупку затрат. Имущество, которое получено безвозмездно, оценивается по своей рыночной стоимости на текущий момент; имущество, которое производит само предприятие, оценивается исходя из суммы затрат на его изготовление;

· активы и обязательства предприятия в обязательном порядке необходимо с определенной периодичностью инвентаризировать. Порядок и периодичность инвентаризации устанавливает руководство предприятия;

· на предприятии обязательно должна быть сформирована и утверждена учетная политика по ведению бухгалтерского учета. В этой политике необходимо учесть все установленные допущения и требования. Руководитель предприятия должен также разработать и утвердить правила ведения документооборота и технологию обработки учетной информации.

 

Требования к ведению бухгалтерской отчетности

Основных установленных требований всего шесть. К ним относятся:

· полнота – вся хозяйственная деятельность предприятия в учете должна быть отражена в полном объеме, со всеми необходимыми первичными документами;

· своевременность – любой факт хозяйственной деятельности должен быть отражен в учете немедленно, а не через несколько дней;

· осмотрительность – в бухгалтерском учете не допускается создание скрытых резервов, нельзя отражать доходы преждевременно и необходимо из возможных оценок для прибыли и доходов брать наименьшую, а для убытка и расходов – наибольшую;

· непротиворечивость – данные аналитического учета должны быть тождественны данным учета оборота и остатков в последний день каждого отчетного периода (месяца);

· приоритет содержания перед формой – хозяйственная деятельность в бухгалтерском учете должна отражаться по экономическому содержанию, а не правовому;

· рациональность – бухгалтерский учет должен вестись исходя из объемов производства и условий хозяйственной деятельности предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.013 с.)