Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.



 

Первоочередные контрольные действия

Непосредственно в начале ревизии необходимо осуществить следующие действия:

1. Опечатывание кассы и тех мест хранения товарно-материальных ценностей, где планируется внезапная проверка их наличия.

2. Предъявление документов руководителю организации, знакомство его с ревизионной группой.

3. Ознакомление с актом предыдущей ревизии и проверка выполнения предложений по нему.

 

Методы ревизионного контроля

Непосредственно проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации в соответствии с программой ревизии заключается в следующем:

· Проверка учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских учётных и отчётных документов по форме и содержанию в целях определения их доброкачественности, установление законности и правильности хозяйственных операций.

· Проверка фактического соответствия совершённых операций данным первичных учётных документов.

· Проверка достоверности отражения проведённых операций в регистрах бухгалтерского учёта; сопоставление учётных записей с данными первичных учётных документов; проверка подсчётов в регистрах учёта и формирования отчётной информации.

С учётом изучения данных, программа документальной ревизии может быть откорректирована в ходе её проведения.

Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для работы ревизионной группы, обеспечить помещениями, средствами связи и оргтехники, транспортом. При отказе предоставить ревизионной группе требуемые документы, чинении иных препятствий не позволяющих проводить ревизию, руководитель группы сообщает об этом в орган, назначивший ревизию для принятия мер. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учёта ревизор составляет об этом акт и вправе приостановить ревизию до восстановления учёта.

При выявлении признаков серьёзных злоупотреблений ревизор вправе составить промежуточный акт, который может служить основанием для возбуждения уголовного дела, не дожидаясь окончания ревизии. Все данные, отражённые в таком промежуточном акте, впоследствии включаются в основной акт ревизии.

 

Порядок подписания акта документальной ревизии

Результаты документальной ревизии оформляются актом. Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером организации. Руководитель и главный бухгалтер имеют право получить время для детального изучения акта ревизии (обычно до пяти суток). При наличии возражений и замечаний по акту ревизии руководитель и главный бухгалтер подписывают акт и при этом делают оговорку (запись) перед своей подписью о том, что акт подписывается с разногласиями. Список возражений представляется ревизору в письменном виде (протокол разногласий) и приобщается к акту ревизии, являясь его неотъемлемой частью. В свою очередь, ревизор вправе дать заключение по возражениям и замечаниям руководителя и главного бухгалтера. При отказе руководителя и главного бухгалтера от подписания акта ревизии, ревизор в конце акта делает запись о том, что они ознакомлены с актом и отказались от подписи. В этом случае акт ревизии отправляется по почте с уведомлением о вручении.

 

Содержание акта документальной ревизии

I. Вводная часть:

1. Наименование темы ревизии.

2. Дата и место составления акта.

3. Кем и на каком основании проводилась ревизия.

4. Проверяемый период.

5. Сроки проведения ревизии.

6. Полное наименование и реквизиты организации, ведомственная принадлежность или сведения об учредителях.

7. Основные цели и виды деятельности организации, наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

8. Перечень и реквизиты счетов организации в кредитных учреждениях.

9. Кто и когда в проверяемом периоде исполнял обязанности руководителя и главного бухгалтера (в том числе, временно).

10. Кем и когда проведена предыдущая ревизия, что сделано по устранению выявленных нарушений.

II. Описательная часть — состоит из разделов в соответствии с вопросами программы документальной ревизии:

1. Описание имеющихся данных по текущему вопросу, какие документы и каким образом были изучены.

2. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии:

· в чём выразилось нарушение,

· в каких документах нарушение нашло своё отражение,

· какие именно требования каких нормативных актов нарушены,

· когда произошло нарушение,

· кем допущено нарушение,

· размер документально подтверждённого ущерба,

· другие последствия нарушения.

III. Итоговая часть:

1. Выводы ревизора по каждому из вопросов программы документальной ревизии.

2. Предложения ревизора по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого ущерба.

3. (сейчас не обязательно) Обобщение положительного опыта организации в эффективном хозяйствовании.

4. Приложения к акту документальной ревизии:

· промежуточные акты, если они составлялись,

· объяснения, полученные ревизором в ходе проверки от различных лиц, если они являются основанием для каких-либо выводов в акте,

· составленные ревизором справки, расчёты, таблицы,

· изъятые ревизором документы,

· объяснения и возражения руководителя и главного бухгалтера и заключение ревизора по ним.

5. Подписи ревизора, руководителя и главного бухгалтера организации.

 

Требования, предъявляемые к акту документальной ревизии

· Объём акта ревизии не ограничен, однако ревизор должен стремиться к лаконичности, чёткости и структурности изложения.

· Выводы в акте должны обязательно основываться как на первичных учётных документах, так и на данных учётных регистров. Ссылки в акте должны содержать указание как даты и номера первичного учётного документа, так даты и номера бухгалтерской проводки, которой этот документ был принят к учёту.

· Описание фактов нарушений должно содержать чёткое указание, какие именно положения каких законодательных или нормативных актов нарушены.

· В акт документальной ревизии не допускается включать предположения, не подтверждённые документами и результатами проверок, ссылки на показания и материалы правоохранительных органов.

· В акте ревизии не даётся правовая оценка действий должностных лиц, квалификация их поступков, намерений, целей.

Ревизор — это ответственный представитель органа, проводящего документальную ревизию. В советское время права и обязанности ревизора определялись:

· «Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений», утверждённым постановлением Совета министров СССР от 02 апреля 1981 года № 325,

· Типовой инструкцией Министерства финансов СССР от 14 сентября 1978 года № 85 «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств».

В настоящее время единых, принимаемых централизованно нормативно-правовых актов по организации контрольно-ревизионной работы в Российской Федерации нет. Полномочия ревизионных органов могут определяться:

· при государственном и ведомственном финансовом контроле — нормативными актами соответствующих министерств и ведомств, полномочных осуществлять такой контроль,

· при корпоративном и внутреннем контроле — уставами соответствующих служб внутреннего контроля и другими локальными нормативными актами хозяйствующих субъектов.

Специалистами в области организации ревизионного контроля рекомендуется предусматривать следующие права и полномочия ревизора в процессе документальной ревизии.

 

Права ревизора

· Проверять фактическое наличие товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц, требовать проведения инвентаризации.

· Требовать от руководителей и должностных лиц предоставления всех распорядительных (приказы, распоряжения, указания) и первичных документов, протоколовсовещаний, регистров учёта, форм отчётности.

· Требовать устных и письменных объяснений работников организации, справок по вопросам, возникающим в ходе ревизии. Допустимо ставить вопросы в письменной форме.

· Опечатывать или изымать сомнительные документы в целях обеспечения их сохранности (при этом целесообразно изъятый документ заменить на копию с отметкой о том, кто, когда и на каком основании изъял подлинный документ и где он теперь находится).

· Требовать оформления запросов контрагентам от имени ревизуемой организации по вопросам, возникающим в процессе ревизии; проведения сверок взаиморасчётов; предоставления копий документов.

· Осматривать объекты строительства, территорию, склады и другие помещения, в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы, другие места хранения товарно-материальных ценностей и документов.

· Привлекать для проведения ревизии специалистов из сторонних организаций.

· Привлекать работников ревизуемой организации к выполнению заданий по ревизии.

· При выявлении признаков преступлений передавать на месте материалы ревизии следственным органам, требовать от руководства немедленного отстранения от работы лиц, допустивших такие злоупотребления.

· Пользоваться помещениями, средствами связи и транспорта ревизуемой организации для организации ревизионных мероприятий.

· Принимать и рассматривать заявления и жалобы работников ревизуемой организации.

· Самостоятельно определять методы проведения ревизии.

В процессе ревизии ревизор имеет право использовать все методы документальной и фактической проверки (за исключением контрольной закупки). Ревизор несёт уголовную ответственность за сокрытие обнаруженных ревизией фактов хищений и других преступных действий работников проверяемой организации.

 

Ревизор не имеет права

· Оказывать давление.

· Употреблять обвинительные суждения.

· Угрожать наказанием.

· Давать оценку действиям должностных лиц.

· Высказывать предположения.

· Участвовать в увеселительных мероприятиях сотрудников ревизуемой организации; допускать неделовые отношения.

· Привлекать на роль экспертов сотрудников ревизуемой организации.

· Требовать документы, не относящиеся к предмету ревизии.

· Распространять конфиденциальные сведения (разглашать коммерческую тайну).

· Превышать установленные сроки проведения ревизии.

 

 

54. Правовое регулирование и особенности проведения ревизий по требованию правоохранительных органов.

Трудно переоценить значение для сотрудников правоохранительных органов умений квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение документальной ревизии Именно эти вопросы особенно часто встречаются в практической деятельности оперативных работников ГСБЭП и следователей, поскольку ни один из преступлений, связанных с хозяйственной деятельностью, не происходит без назначения ревизии.

В процессе расследования следователем приходится прибегать к назначению ревизий в большинстве дел о преступлениях, совершенных в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Потребность в проведении ревизии может возникнуть на различных этапах расследования, но очень важное значение имеет период назначения, поскольку осуществление ревизии - процесс достаточно длительный, поэтому любая заминка влечет продление сроков расследования.

В связи с тем, что движение и состояние имущества организации находит отражение в различных учетных документах, преступные действия, совершаемые в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности, всегда зал оставляют следы в этих документах в виде различных фальсификаций, отклонений от нормального оборота ценностей Такие фальсификации, как правило, выявляются при проведении документальных ревизий, результаты которых могут служить средством собирания доказательств по уголовным делам Акт ревизии как источник доказательств принадлежит к другим документам. С его помощью следователь устанавливает фактические данные, имеющие значение для дела, которые используются при доказывании фактов преступной деятельности.

Материалы документальной ревизии становятся источником доказательств лишь тогда, когда они приобщены к уголовному делу, а те или иные фактические данные, отраженные в них, имеющих значение доказательств только после того, как их установит следователь с помощью указанных материалов и использует их во время досудебного следствия Отсюда доказательства собирает не ревизор, а следователь, который использует материалы ревизии и выясняет с их помощью определенные фактические данные. Вместе с тем, поскольку в процессе ревизии собираются материалы, в которых отражена преступная деятельность, и при этом устанавливаются данные, которые могут иметь значение доказательств проведения ревизии по требованию правоохранительных органов можно считать одним из способов собирания доказательств.

Ревизии по требованию органов дознания, следствия проводятся или в возбуждении уголовного дела или после его возбуждения при наличии фактических оснований считать состав преступления в материале или в связи с материалами уголовного дела. Нужно помнить, что следователь может требовать проведения не только первичной ревизии, но также повторной и дополнительной.

Фактическими основаниями для проведения первичной ревизии могут быть: наличие в уголовном деле данных об отдельных фактах преступления, из которых определяется необходимость проверки по первичным документами всей деятельности организации и должностных лиц, если за этот период времени плановая ревизия не проводилась; обоснованное ходатайство обвиняемого (подозреваемого) о проверке, его показания, щ в опровергает предъявлено обвинение или подозрение, что возникла (например, истребование первичных документов, которые не были полностью проверены, возражения против определенной инвентаризационной разницы.

Одним из наиболее достоверных доказательств, подтверждающих установление обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, связанного с использованием учетно-бухгалтерских документов, может быть:

- акт документальной ревизии с документами, которые прилагаются к нему, выявление преступных связей проверяемого объекта с другими организациями, включенными в сферу расследования;

- установления факта работы обвиняемого в другой организации на аналогичной должности;

- сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии

Фактическими основаниями для проведения повторной или дополнительной ревизии могут быть:

- противоречие между результатами первичной документальной ревизии и другими материалами дела, подтверждающие преступную деятельность;

- проведение первичной ревизии в отсутствии заинтересованного лица, за исключением тех случаев, когда установлено, что она намеренно уклонялся от участия в ней;

- этажность предыдущей ревизии, т.е. когда первичная ревизия проводилась только по сводной документации без проверки первичных учетно-бухгалтерских документов;

- не применения ревизором тех приемов и методов исследования данных бухгалтерского учета, которые, по мнению сотрудников правоохранительных органов, могут способствовать выявлению следов преступной деятельности;

- необоснованность заключения, когда следователь установит, что выводы не подтверждаются и другими материалами дела;

- проведение первичной ревизии без участия в ней специалистов других областей знаний, когда для всестороннего исследования поставленных перед ревизией вопросов их участие было слишком необходимым;

- неполнота ревизии, когда в процессе досудебного следствия (дознания) будет установлено, что предыдущей ревизией проверены не все виды деятельности предприятия, при осуществлении которых совершались преступные действия й, в частности не проверена деятельность тех должностных лиц, в отношении которых возбуждено уголовное делоправу;

- наличие обоснованных возражений по сути выводов ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых и обвиняемых);

- сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без предварительного проведения повторной или дополнительной ревизии, проведения первичной ревизии выборочным, а не сплошным методом

По инициативе сотрудников правоохранительных органов дополнительные ревизии назначаются в тех случаях, когда предыдущей ревизией проверена лишь часть хозяйственных операций, во время которых могли совершать ися преступления Повторные же документальные ревизии чаще всего назначаются, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии или недобросовестность ревизора.

Необходимость в назначении и проведении любой ревизии может возникнуть как на этапе предварительной проверки материалов, так и на любом этапе расследования. Поэтому сотрудники правоохранительных органов в должны всегда учитывать это обстоятельство, постоянно помня о том, что процесс назначения, организации и проведения квалифицированной документальной ревизии занимает весьма длительный период времени, а это я гнет за собой увеличение сроков расследования Кроме того, в результате проведения ревизии могут быть получены данные о других фактах злоупотреблений, которые также потребуют дополнительной проверки..

При назначении первичной документальной ревизии следователь должен иметь:

o обоснованную версию о способе совершения преступления;

o достаточно полные и достоверные данные о том, что преступление оставил некоторые следы в бухгалтерских документах

То же самое характерно и для сотрудника службы БЭП, который еще до назначения ревизии, как правило, уже обнаруживает любые разногласия, противоречия, отклонения и фальсификации в бухгалтерских документах и при этом предполагает возможную эффективность предстоящей документальной ревизии.

На этом этапе как оперативный работник, так и следователь заранее разрабатывают задание ревизору, (письменный запрос, постановление) определяют перечень конкретных вопросов, подлежащих проверке в процессе р ревизии.

Иногда повторную документальную ревизию назначают и проводят потому, что оперативные работники ГСБЭП и следователи полностью доверяют, при проведении первичной ревизии, ревизору и потому ее проведение н не всегда бывает полной и объективной.

При назначении и проведении как первичной, так и вторичной документальной ревизии нужно более полно исследовать те данные, которые есть по конкретным материалом (делом), ибо от этого зависят результаты раз згляду материалов досудебного и судебного следствий.

Дополнительная ревизия проводится в том случае, если первичная ревизия была неполной. В отличие от повторной дополнительная ревизия проводится, как правило, тем же ревизором, который проводил предварительную ревизию.

Акт документальной ревизии, составленный по заданию правоохранительных органов, должен отвечать следующим требованиям:

o в смысле акта характеризуются конкретные факты нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и дияй определенных должностных лиц;

o характеристика основывается на учетных (сводных) данных и на данных первичных документов с обязательной ссылкой на те и другие;

o каждый факт нарушения, установленный ревизией, должен быть всесторонне охарактеризовано с позиций требований правильности документального оформления и требований ведения учета согласно действующему законодательству;

o законность и целесообразность хозяйственных операций

Содержание акта во многом зависит от задачи, поставленной перед ревизором. К акту прилагаются необходимые справки, расчеты, сведения, пояснения и т.д.

Получив акт документальной ревизии, следователь анализирует его с позиций доказательности по делу, которое расследуется, а затем намечает план следственных действий и иных мероприятий по проверке выявленных ревизором время Ушен следственным путем Обычно при этом следователь решает два вопроса: насколько доброкачественно проведена ревизия и какое значение для дела должны ее материали.

Оценка материалов ревизии, проведенной по требованию правоохранительных органов, имеет много общего с оценкой материалов любой другой ревизии

При оценке материалов ревизии следователь решает два вопроса:

o насколько доброкачественно проведена ревизия;

o какое значение для дела по существу имеют материалы ревизии

Все документы, которые были использованы во время проведения ревизии, сохраняются до конца судебного разбирательства по делу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.045 с.)