Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка целей и задач развития общества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В высокоразвитых странах мира признана необходимость планирования и достижения следующих целей: - Экономический рост. - Полная занятость. - Экономическая эффективность. - Стабильный уровень цен. - Экономическая свобода. - Справедливое распределение доходов. - Экономические гарантии. - Торговый баланс. Некоторые из этих целей являются взаимодополняющими. По мере достижения одной из них, одновременно будут достигнуты и некоторые другие. Некоторые цели могут противоречить друг другу. Это требует компромисса. Когда цели вступают в противоречие друг с другом, общество обязано выработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые оно перед собой ставит. Обратимся к мировым подходам в решении проблем. Президент Академии общественных наук Китая Ван Вэйгуан утверждает: «Нация имеет перспективы лишь тогда, когда у нее есть мечта». Китайская мечта «великого возрождения китайской нации» воспринимается через призму следующих семи аспектов, сформулированных руководством и учеными КНР: - мощность в областях экономики, политики, науки и военной силы; - стабильность, как отсутствие беспорядков, полная социальная уверенность; - богатство, при котором люди живут в достатке; - гармония, как дружественные отношения между всеми социальными слоями и национальностями; - цивилизованность, проявляющаяся в справедливости, богатой культуре и высокой нравственности; - красота, как прекрасная окружающая среда, низкий уровень загрязнения, современные города и природные пейзажи; - инновации в широком смысле, как наличие передовой науки, блестящего искусства и инновационной продукции. Содержание «американской мечты» связывают с конкретным человеком, добившимся, благодаря своим идеям, упорному труду, успеха в жизни. Во многом это относится к представителям иммигрантских потоков, попавших в «плавильный котел» североамериканских штатов, покинув свои родные края в поисках достойной жизни и свободы предпринимательства. Основополагающие положения Декларации независимости США гарантировали реализацию следующих возможностей: - люди созданы равными и наделены определенными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свободу и стремление к счастью; - жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями - независимо от социального класса или обстоятельств рождения. Составляющими «американской мечты» выступают равенство всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев. В Великобритании, по опросам, проведенным учеными, 81 % англичан считают, что главная задача государства - отслеживать и повышать уровень счастья. Исследователи, на основании мета-анализа, базирующе-гося на открытиях ста исследований по всему миру, в которых приняло участие 80 000 человек из разных стран земли, смогли сделать вывод о том, что основными составляющими счастья являются: здоровье, достаток и доступное, достойное образование. При этом под понятием «достатка» понимают способность обеспечить достойную жизнь себе и членам своей семьи. В сфере предпринимательства, как источнику достатка, предпочтение отдается малому и среднему бизнесу, который позволяет реализовать свои идеи и удовлетворить материальные, и духовные потребности, а крупный бизнес рассматривается как большие заботы, отнимающие все время. Доступное и достойное образование воспринимается как карьерный, социальный лифт, которым можно воспользоваться для продвижения в любых сферах человеческой деятельности. Чтобы проиллюстрировать сегодняшнее место России в мировом научно-технологическом пространстве, можно воспользоваться двумя наборами показателей: наукоемкость (параметры на входе) и наукоотдача (параметры на выходе, т.е. эффективность и конкурентоспособность). Среди показателей наукоемкости можно выделить следующие: - по доле расходов на НИОКР в ВВП Россия находится на уровне Китая и Италии; - по абсолютной численности научных работников Россия традиционно удерживала первенство. Сегодня мы находимся на третьей позиции после США и Японии. К России вплотную приблизился Китай; - по удельному параметру численности научных работников на десять тысяч занятых Россия в 7 раз опережает Китай, в 2,6 раза – Италию, на треть – Великобританию и на 20 % - Германию. К результирующим параметрам наукоотдачи относятся: - по показателю ВВП на одного занятого, в национальной экономике, Россия примерно в 4 раза уступает США и в 3 раза Европе; - по индексу конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом, страна откатилась на 58 место, уступая Китаю и Индии, которые существенно ниже нашего показателя по доле ВВП на душу населения; - по доле высокотехнологичного экспорта в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии, уступая более чем в 5 раз Китаю и в 4 раза Италии.
2. Социально-экономическое прогнозирование и планирование во Французской республике Для проводимого исследования представляет интерес обзор опыта прогнозирования, планирования и реализации политики в Германии и Франции. В этих странах сформирована разветвленная структура развития и поддержки инновационных систем. В основании такой системы во Франции лежит Министерство образования, научных исследований и технологий - (МОНТ) – одно из двух центральных министерств, осуществляющих прогнозирование, планирование научной и инновационной политики. В конце 90-х годов МОНТ подготовило и провело через парламент «Закон об инновациях и исследованиях» (от 12 июля 1999 г.). Он решил ряд специфически французских проблем, затрудняющих инновационную деятельность ученых, которые по статусу являются государственными служащими и строго ограничены в возможности вести коммерческую деятельность. Закон был нацелен на содействие трансферту технологий из государственного сектора - в частный, и на создание инновационных ком-паний. Количество компаний, создаваемых каждый год для использования результатов научных исследований, полученных в государственных институтах и лабораториях, остается низким, в то время как именно такие компании могут создать большой потенциал экономического роста. В законе были запланированы четыре группы мероприятий по решению данной проблемы: 1. Повысить мобильность научных кадров через разрешение ученым, имеющим статус государственных служащих, участвовать в создании инновационных компаний или в их управлении и развитии. 2. Стимулировать кооперацию государственных лабораторий и предприятий через создание инкубаторов, предоставление университетами научно-технических услуг, упрощение административных формальностей при создании совместных частно-государственных предприятий, ассоциаций и партнерств. 3. Создать фискальные стимулы инновационным компаниям в отношении правил учреждения новых компаний, использования средств паевых фондов и снижения налогообложения. 4. Упростить законодательство, регулирующее создание и функционирование инновационных компаний (льготный административный статус, большая свобода и гибкость в отношении правил корпоративного управления, а также заключения контрактов использования ресурсов). В 2004 - 2005 годах был выдвинут целый ряд прогнозов и планов новых стратегических инициатив, которые привели к изменению идеологии многих государственных программ и потребовали организационных реформ, нацеленных на создание новых и расширение функций старых агентств в инновационной сфере. Определены новые формы сотрудничества высшей школы и научных учреждений. Усилен принцип проведения регулярной оценки исследовательской деятельности. Упорядочена практика коммерциализации результатов госбюджетных исследований. Среди других прогнозов и планов МОНТ – предложение создать во Франции систему институтов прикладных исследований (по образцу немецкого общества Фраунгофера) под названием «Система Карно»; стимулирование с 2004 г. малых компаний, удовлетворяющих критериям молодой инновационной компании. Эта программа предоставляет существенные льготы компаниям, основанным не ранее 8 лет назад, расходующим на НИОКР не менее 15 % своих издержек, с числом занятых не более 250 чел. и годовым оборотом не более 40 млн. евро. Компании освобождаются на три года от всех налогов на прибыль, а затем еще на два года налог уменьшается на 50 %. Уменьшаются налоги на землю и на недвижимость, профессиональные налоги, а также корпоративные платежи по системам социального страхования в части, касающейся персонала, связанного с научно-исследовательскими проектами компаний. Наиболее масштабной национальной прогнозом и планом, в которой МОНТ участвует вместе с другими ведомствами, является программа «Центры конкурентоспособности». Особенности PC, придающие ей особо важное значение среди инструментов инновационной политики заключаются в ряде обстоятельств: Большой объем финансирования – 1,5 млрд. евро на 2006-2008 гг. (как за счет прямых субсидий и субвенций по линии нескольких министерств и агентств, так и за счет снижения налогов с прибыли и социальных выплат). Акцент на конкурентоспособности, а не инновациях самих по себе. Общенациональный конкурс проектов. Обязательность участия в проектах университетов, научных лабораторий и предприятий, функционирующих в рамках определенного региона. Межминистерский комитет координации во главе с премьер-министром страны. Для реализации новых прогнозов и планов французское правительство провело организационно-административные реформы, нацеленные на активизацию поддержки инновационных компаний: в рамках МОНТ образовано агентство национальных исследований – ANR; произошло слияние трех национальных агентств поддержки МСП – ANVAR (коммерциализа-ция НИОКР и инновации), SOFARIS (страхование малого бизнеса), BPME (банк, работающий с малыми и средними предприятиями). В результате образовано новое государственное агентство OSEO, которое включило в себя все перечисленные организации как структурные элементы. В рамках министерства промышленности создано агентство промышленных инноваций ANII, занимающееся перспективным прогнозированием и планированием. Широко используются механизмы частно-государственного партнерства, сотрудничества и координации как важнейшие инструменты для создания кластеров конкурентоспособности. Для этого создан Фонд конкурентоспособности предприятий. DATAR – Агентство Министерства Регионального Развития Франции – один из важных инструментов разработки проектов, планов и реализации инновационных программ правительства. Агентство предложило концепцию новой региональной промышленной политики с опорой на технологические сети, долины и центры конкурентоспособности. Для мобилизации необходимых ресурсов предполагается передать Региональным Советам новые большие полномочия в области научных исследований и инноваций, включая управление субсидиями для предприятий и финансирование научных исследований. Этот подход должен стать альтернативой традиционной практике больших государственных программ и основываться преимущественно на партнерстве государства и частного сектора. Основным механизмом региональной промышленной политики становится программа Центров Конкурентоспособности. Большая часть утвержденных Центрами проектов, имеет региональное и локальное значение и, таким образом, находится в зоне ответственности агентства. Таким образом, на новом уровне реализуется новый подход к проводившейся еще в 1980-е годы программе технополисов. Еще одно звено инновационной структуры - Французское инновационное агентство ANVAR, котороеболее 25 лет оказывает поддержку и содействие малым инновационным предприятиям. Включает в себя две наиболее крупные структуры - банк для малого и среднего бизнеса и агентство страхования. Группа получила название OSEO. Число приоритетных проектов с участием малого и среднего бизнеса постоянно нарастает. Агентство предоставляет клиентам несколько видов услуг на всех стадиях от создания до закрытия компании. Это экспертиза и консультации по коммерческим, техническим, законодательным, финансовым и организационным вопросам, поиск партнеров (национальных и зарубежных), предоставление финансирования, содействие в подборе и подготовке кадров. Таким образом, оказывая комплексную поддержку малых предприятий, агентство обеспечивает связь государственной инновацион-ной политики с реальными проблемами инновационных компаний.И это далеко не полный перечень организаций, оказывающих влияние на деятельность в области проектирования и планирования по формированию национальной французской инновационной системы.
3. Социально-экономическое прогнозирование и планирование в Федеративной республике Германии В Германии, важное направление деятельности Федерального министерства образования и исследований BMBF разработка прогнозов и планов для Восточной Германии. Основные проблемы, тормозящие инновационное развитие Восточных Земель, по оценке руководителей министерства, заключаются в слабом присутствии крупных компаний, ведущих технически сложные проекты, в преобладании МСП (в них занято 49 % работающих при среднем по Германии показателе – 13 %). Стержнем политики Федерального министерства экономики и труда BMWA является стимулирующий подход к развитию национальной инновационной системы. Современными преимуществами немецкой инновационной системы являются высокие показатели участия предпринимательского сектора в финансировании НИОКР, эффективное сочетание фундаментальных и прикладных исследований, высокая доля технологически сложных отраслей в промышленности, лидерство в ряде технологий. Проблемы НИС Германии связаны с недостаточной активностью малых компаний в передовых направлениях технического прогресса (фармацевтика, биотехнологии, информатика), стагнацией на низком уровне венчурного капитала и сравнительно низкой долей специалистов с высшими учеными степенями. Требуется целенаправленная деятельность по прогнозированию и планированию работы. Среди современных приоритетов инновационной политики Германии можно выделить меры, нацеленные на повышение инновационного потенциала предприятий, стимулирование использования результатов научных исследований, содействие организации старт-апов и развитие инфраструктуры. Важным является формирование позитивного отношения общества к быстрым темпам научного и технического прогресса. Реализация указанных приоритетов требует последовательного и твердого проведения таких принципов как акцент на «инновационно - дружественное» регулирование, постепенный переход от субсидирования к косвенному стимулированию, регулярная оценка результатов инновационных программ, прозрачность стимулирующих механизмов, отказ от обычной в других странах практики предоставления значительных налоговых льгот инновационным, активным предприятиям. Инновационная деятельность компаний широко финансируется принадлежащей государству банковской группой KfW, которая предоставляет займы и гарантии по финансированию и рефинансированию инвестиций в новые технологии. Существенную поддержку инновационной активности частного сектора оказывают союзы и ассоциации предпринимателей, формулирующие интересы соответствующих отраслей или групп предприятий. Среди них: BDI – Федерация немецкой промышленности, DINK – (Торговая палата), в составе которой организовано отдельное подразделение, занимающееся научной и инновационной политикой. Организацией и финансированием НИОКР в интересах МСП предприятий занимается широко разветвленная сеть из примерно 100 институтов, AiF – Ассоциация отраслевых исследовательских институтов, которая управляет деятельностью примерно 100 специализированных институтов. В последние годы политика всей немецкой науки стала все больше ориентироваться на использование результатов в коммерческих целях. Важными стимулами этого процесса стали изменения патентного закона 2002 года и повсеместная организация патентных бюро и агентств или отделов коммерциализации в институтах и при обществах.
4. Международный опыт планирования развития сельских территорий В развитых государствах состояние сельских территорий - самый верный показатель развитости страны, степени ее цивилизованности. Показательны примеры положительных результатов деятельности в области прогнозирования и планирования некоторых стран, в этом направлении социально-экономического развития. В Норвегии власти считают абсолютной ценностью сельского жителя. Всячески учитывают тяжесть труда в условиях сурового климата, поддержание активной жизнедеятельности на сельской территории, производство экологически чистых высококачественных продуктов питания. Осуществляется плановая поддержка государством крестьян, как «корневой системы» нации. В Швеции история сельского хозяйства неотделима от истории развития кооперативов этой страны. Кооперативное движение Швеции стало формой сотрудничества производителей, в первую очередь фермеров. В союзе с кооперацией планируется и реализовывается аграрная политика страны. Основу французской аграрной модели составляют семейные хозяйства, то есть крестьянские хозяйства, основанные на семейной кооперации труда. Аграрные кооперативы – это основа сельского хозяйства Франции. Фермеры не просто наемные рабочие, а члены кооператива, которые могут планировать участие в распределении прибыли. В Великобритании, как и во многих странах Европы, планируются стандарты обеспечения сельского населения общественными услугами. Если стандарты не обеспечиваются, каждый сельский житель вправе обратиться в суд с жалобой на правительство. Достижение таких стандартов является целью деятельности британских министерств и ведомств. Новая Зеландия занимает первое место в мире по экспортным поставкам молочных продуктов. Фермеры, объединенные в кооперативы, сами планируют производство конечного продукта, сами определяют размер добавленной стоимости и влияют на увеличение прибыли. В Китае в плановом порядке отменены не только комиссии и сборы по договорам о землевладении, но и налог на землю, т.е. землепользование для фермеров стало фактически бесплатным. Это коснулось 97% китайских деревень, которые перешли от неэффективной «системы народных коммун» к «системе ответственности домохозяйств», отвечающей интересам фермеров. С середины 1960-х гг. в развитых странах планируется процесс дезурбанизации общества. В США численность сельского населения возросла с 1980 по 2000 г. на 6,4 млн. человек, сокращается удельный вес жителей, проживающих в крупных городах.
Лекция № 4 Методология прогнозирования и планирования 1. Методологические требования к прогнозам и планам Методы прогнозирования 3. Методы планирования
1. Методологические требования к прогнозам и планам Прогнозирование в социально-экономической области сочетает три группы функций: теоретико-познавательную, предсказательную и управленческую. Функции прогнозирования: Предвидение тенденций развития прогнозируемого объекта (экономика страны, региона, предприятия, рынка и т.п.) в силу воздействующих на его динамику факторов. Предвидение реакции этого объекта на то или иное плановое или рыночное решение, возможные последствия реализации этого решения (строительства нового предприятия, выхода с новым товаром на рынок, изменения ставки налога и т.п.). После того, как решение принято и начало осуществляться, нужно продолжать прогнозировать ход и последствия его выполнения, чтобы вовремя скорректировать или отменить решение, если условия его реализа-ции радикально изменились. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются: 1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные. 2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми. 3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Требования, которым должны удовлетворять прогнозы: а) вариантность прогноза; б) высокая степень объективности и достоверности прогнозных оценок; в) комплексность прогноза с охватом характеристик всех важнейших сфер экономики и социальной жизни; г) сбалансированность оценок, содержащихся в различных структурных блоках прогноза, между собой; д) непрерывность прогнозирования, опирающаяся на сопряженность - информационную, функциональную и методологическую - прогнозов, относящихся к различным периодам прогнозирования. Функции целевого программирования - выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные проблемы; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальными блоками экономики. Условия и факторы развития роли прогнозирования, планирования и программирования в регулировании экономики: 1. Усиление зависимости процессов в каждой отдельной стране от экономических и социально-политических процессов во внешнем мире существенно повышает значение взаимодействия национальных центров прогнозно-плановой работы с аналогичными центрами общемировой ориентации. 2. Резкое обострение в мировых масштабах проблемы дефицита энергетических и иных природных ресурсов - освоение глубинного потенциала новых знаний и научно-технологических инноваций, позволяющих задействовать ресурсоэкономные технологии и многократно повысить конечную эффективность экономики - научно-технологическое прогнозирование. 3. Взаимодействие государственной и частной форм власти во всех вопросах стратегического регулирования развития. 4. Развитие транснациональных корпораций (ТНК) и иных предпринимательских структур национального и регионального масштаба. 5. Проявление региональных особенностей социально-экономической политики. Генетический (изыскательский) подход исходит из анализа предыстории развития объекта (макроэкономической системы), фиксирует его основополагающие факторы, определяет особенности развития, выводит устойчивые тенденции и закономерности, и на этой основе выстраиваются гипотезы и выводы относительно прогнозируемого объекта в будущем. Нормативный (телеологический) подход отражает возможность и необходимость целенаправленного влияния на прогнозируемые макроэкономические процессы, исходя из понимания потребностей общества, выдвигаемых целей и ресурсной базы.
Методы прогнозирования Метод прогнозирования - это способ, алгоритм разработки прогноза. Применительно к социально-хозяйственной системе (например, к национальной экономике в целом или к ее региональным блокам) выделяют три основные группы методов прогнозирования: 1) эвристические (базирующиеся на исследовании и раскрытии ра-нее неизвестного), среди которых наиболее используемыми являются ме-тоды экспертных оценок; 2) фактологические (базирующиеся на логическом анализе фактов, статистических данных и прогнозных оценок с использованием, напри-мер, математических моделей); 3) комплексные (комбинированные). В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются: 1. Формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках. 2. Способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования. Поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен. 3. Динамика цен и их влияние на производство и распределение. Сейчас нельзя получить ни одной достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен. 4. Внутренняя конвертируемость рубля. Известно, в каких отраслях зарабатывается валюта, а в каких она нужна для импорта. Прогноз определяет ее движение, переход от одних собственников к другим. Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов. Методы - это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования. Логика — упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений. Составной частью методологии является методика. Она носит частный характер и находится в соподчинении с методологией. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.Общеметодологический подход к исследованию со-циально-экономических процессов определяет диалектический метод, ко-торый позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относя-щихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических. Среди общих подходов можно выделить следующие: - исторический, суть которого заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; - комплексный - включает рассмотрение явлений в их связи и зави-симости с другими процессами и явлениями; - системно-структурный - предполагает, с одной стороны, рассмот-рение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого. С другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии. В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целе-вой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. Этот подход учитывает инерционные моменты, возникшие в прошлом, настоящем и оказывающие влияние на будущее. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему. Генетический подход позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без влияния на этот объект. При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. он исходит из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему. Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения. Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода коли-чественных и качественных изменений, закон «отрицания отрицания».
3. Методы планирования Планирование можно рассматривать с одной стороны как процесс обработки информации с целью упрощения выбора и принятия наилучшего планового решения, а с другой как процесс разработки плана или плановых документов с их последующей корректировкой. Методы планирования представляют собой совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. Система методов планирования включает в себя: нормативный, програм-мно-целевой, балансовый и графический методы. Нормативный метод планирования. Нормативный метод основан на определении и использовании в процессе планирования системы норм и нормативов. Норма – это научно обоснованная мера затрат ресурса на изготовление единицы продукции в конкретных производственно-технических условиях. Нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки плановых документов, называется нормативной базой. Балансовый метод планирования. Балансовый метод заключается в уравновешивании результатов производственной деятельности с одной стороны и затрачиваемых ресурсов с другой. Различают материальные, стоимостные и трудовые балансы. Алгоритм использования балансового метода для макроэкономического планирования можно представить в виде следующих взаимосвязанных этапов: 1. Расчет конечного потребления различных видов продукции; 2. Определение технологических коэффициентов; 3. Расчет валового производства отраслей; 4. Определение норм затрат трудовых ресурсов и «справедливых» цен реализации продукции; Недостатком использования балансового метода является его «инертность». Так, например, если прогнозы конечного потребления продукции населением были неточны, то продукция, пользующаяся повышенным спросом, полностью раскупалась, и возникал дефицит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.016 с.) |