Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления современной западной социологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе современной социологической науки лежит понятие теории, т.е. определенного набора идей и принципов, которые в общем плане объясняют природу социальных явлений. Непосредственно к понятию "теория" примыкает и другое научное понятие – "научная парадигма". Научная парадигма – это общее представление о характере социологической реальности, определенный общий принцип объяснения этой реальности. Характерная особенность современной социологии заключается в том, что она выдвигает несколько парадигм, признавая их равноценными и взаимодополняющими, при этом такое разнообразие социологических парадигм не есть свидетельство слабости или неразвитости социологии. Напротив, чем более разнообразны парадигмы и социологические теории, тем больше возможностей для четкого понимания социальной реальности или ее конструирования. Чтобы дать общее представление о всем многообразии различных социологических концепций, их условно разделяют на три большие группы. Первая связана с позитивистско-натуралистической ориентацией в социологии, вторая – с антипозитивизмом и "понимающей" социологией и третья – с марксизмом и различными неомарксистскими социологическими построениями. При этом позитивистско-натуралистическая тенденция, ориентирующаяся на естественнонаучный идеал и имеющая целью объяснение общества, представлена позитивизмом и постпозитивизмом, органическими теориями общества, эволюционизмом, структурализмом, структурным функционализмом, неоэволюционизмом, бихевиористской теорией и др. Антипозитивистская (или романтическая) тенденция ориентируется на гуманистический идеал и ставит задачу понимания общества. Антипозитивизм включает "понимающую" социологию В. Дильтея и М. Вебера, социологию "чистых форм", социологию жизни Г. Зиммеля, феноменологическую социологию, экзистенциальную социологию, символический интеракционизм, этнометодологию и др. Неомарксизм (задача – изменение общества) включает такие направления, как франкфуртская школа, фрейдомарксизм, структурализм Гольдмана, радикально-критическая социология и др. Важнейшим элементом любой науки является научная школа. В теории науки термин "научная школа" трактуется как тип научного сообщества, особая форма кооперации научной деятельности. Среди различных школ современной социологии выделяют эмпирическую социологию, функционалистскую социологию, конфликтологические теории и символический интеракционизм (взаимодействие). Как уже было указано выше, социология сформировалась и на протяжении десятилетий развивалась как макросоциология, претендуя на раскрытие универсальных законов общества. Но уже со второй половины XIX в. развивается микросоциология, которой удалось отказаться от общих рас- суждений об обществе и сосредоточилась на конкретной проблематике: поведение людей в различных социальных условиях; обусловленность мотивации поступков членов общества; формирование механизмов межличностных и межгрупповых взаимодействий и т.д. Продолжительное время макросоциология и микросоциология существовали параллельно, не оказывая сколь либо заметного влияния друг на друга. Они по-разному рассматривали вопросы предназначения социологии, ее предмета и методов. Можно утверждать, что развитие макросоциологии привело к возникновению теоретической социологии, а развитие микросоциологии повлияло на формирование эмпирической (прикладной) социологии, – однако и в макросоциологии, и в микросоциологии представлены и теоретический, и эмпирический уровни. В конце XX в. стало очевидным сближение макро- и микросоциологии на основе признания той идеи, что социальная форма материи имеет некую первичную "клетку", "матрицу", с изучения которой возможно начинать анализ не только общества, но и конкретного поведения людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.197 (0.006 с.) |