Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Исследование внешней среды организацииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Селезневой Ольги, U 3277 РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Задание: 1. Проанализировать внешнюю среду макроуровня. 2. Проанализировать внешнюю среду микроуровня. 3. Провести профильный анализ внешней среды организации. 4. Составить сценарии развития внешней среды организации. Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост. Цель задания: Анализ внешней среды предприятия. Ход работы: 1. Анализ внешней среды макроуровня. ТАБЛИЦА 1 Анализ внешней макроэкономической среды ПАО «Аэрофлот» по возможностям Наименование факторов |
Возможности (+) для бизнеса | ||||
Состояние факторов | Оценка влияния факторов, балл | |||||
1.Экономическая среда: | ||||||
Хозяйственная структура | Экономика области ориентирована на перевозку пассажиров по установленным точкам. Хозяйственная структура в предстоящие 15 лет планируется сильно измениться за счет внедрения инновационных решений. | 8 | ||||
Инфляция | В условиях высокой инфляции выгодно вкладывать деньги в реальное производство, брать долгосрочные кредиты на реконструкцию предприятия. | 4 | ||||
Состояние банковского сектора | Наблюдается общее увеличение кредитной активности и спроса на банковские услуги, что свидетельствует о росте экономической активности в регионе. | 6 | ||||
Объемы строительства | С увеличением пассажиров увеличивается пассажирооборот, что толкает производителей закупать больше оборудования. | 7 | ||||
Состояние рассматриваемой отрасли | Отрасль достаточно востребована из-за скорости перевозок. | 9 | ||||
Налоговая нагрузка на бизнес | Налоги на производство практически не отличаются от других отраслей. | 3 | ||||
Личный доход | Доходы отрасли высоки. | 8 | ||||
Динамика производства | С каждым годом растет число пассажиров, увеличивается география полетов. | 9 | ||||
2. Социальная среда: | ||||||
Численность и средний возраст пассажиров | Сложно примерно указать возраст, так как пользуются транспортом люди разных возрастов, а перевезено было 5,7 млн человек за 2018 год. | 9 | ||||
Географическое распределение потребителей | Большое скопление людей находится в столицах. | 3 | ||||
Доходы населения | Рост реальных денежных доходов и расходов. В результате наметилась тенденция к путешествиям. | 9 | ||||
Дифференциация населения по уровню доходов | Для разделения людей по уровням дохода существует разделение по классам обслуживания. | 9 | ||||
Работа | Организация предлагает разные виды работ, где может не требоваться высшее образование. | 5 | ||||
3. Политическая среда: | Стабильная | 6 | ||||
4. Технологическая среда:
| ||||||
Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли | Высокая, часто предлагаются инновационные решения. | 7 | ||||
Научные исследования в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации | Предпринимаются научные исследования для улучшения качества оборудования и повышения безопасности. | 9 | ||||
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации | В аэропортах постепенно внедряются автоматизированные системы. | 4 | ||||
5. Экологическая среда: | Один из самых незначительных процентов загрязнения в общей системе транспорта, разрабатываются новые разработки повышения экологичности производства. | 7 | ||||
6. Институциональная среда: | ||||||
Транспортная инфраструктура: география полетов | Развитая география полетов и ее постоянное расширение. | 9 |
ТАБЛИЦА 2
Анализ внешней макроэкономической среды ПАО «Аэрофлот» по угрозам
Наименование факторов
Угрозы (-) для бизнеса
1.Экономическая среда:
2. Социальная среда:
|
3. Политическая среда:
4. Технологическая среда:
5. Экологическая среда:
6. Институциональная среда:
2. Анализ внешней среды микроуровня
ТАБЛИЦА 3
Наименование факторов
Возможности (+) для бизнеса
1. Ресурсы:
2. Потребители:
3. Конкуренция:
4. Государственные законы и постановления:
5. Прочие характеристики отрасли:
ТАБЛИЦА 4
Наименование факторов
Угрозы (-) для бизнеса
1. Ресурсы:
2. Потребители:
3. Конкуренция:
|
4. Государственные законы и постановления:
Вывод: Итак, видим, что на рынках авиабилетов наблюдается усиление конкуренции, что приводит к объединению предприятий. Оценим структуру рассматриваемых рынков, чтобы выбрать наилучшую конкурентную стратегию. Для этого рассчитаем следующие показатели концентрации рынка:
Оценка конкурентной позиции фирмы в отрасли
1) Коэффициент концентрации, % (CRk):
CRk = Σsi, i = 1… k, где
si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчета коэффициента
Авиабилеты: CR4 = 34 + 16 + 10 + 2 = 72 %
2) Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI = Σsi2, i = 1… n, где
si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
Авиабилеты: HHI = 352 + 162 + 102 + 22 + 42 + 102 +82 +62 + 32 + 62 = 1 846
Таким образом, значения показателей CR4 и HHI свидетельствуют о том, что рынок авиабилетов ПАО «Аэрофлот» высококонцентрированный.
3) Коэффициент относительной концентрации (К):
К = (20+3β)/α
β – доля числа крупнейших предприятий в общей численности предприятий, %
α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %
Авиабилеты: К = (20+3*4/15)/72 = 0,29
Коэффициент К ≤ 1, что означает высокая степень концентрации конкурентов на рынке, рыночная власть предприятий велика.
4) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)
σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2
ν = (σ/s)*100
σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n
si – доля продаж i-го предприятия на рынке
ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n
|
n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
ТАБЛИЦА 5
n | si | lnsi | (lnsi- lnŝ) | (lnsi- lnŝ)^2 | ŝ = (1/n)*100 | 10 |
1 | 35 | 3,56 | 1,26 | 1,59 | ln ŝ | 2,30 |
2 | 16 | 2,77 | 0,47 | 0,22 | σ2 | 0,72 |
3 | 10 | 2,3 | 0 | 0,00 | σ | 0,85 |
4 | 2 | 0,69 | -1,61 | 2,59 | ν | 0,07 |
5 | 4 | 1,39 | -0,91 | 0,83 | ||
6 | 10 | 2,3 | 0 | 0,00 | ||
7 | 8 | 2,08 | -0,22 | 0,05 | ||
8 | 6 | 1,79 | -0,51 | 0,26 | ||
9 | 3 | 1,1 | -1,2 | 1,44 | ||
10 | 6 | 1,79 | -0,51 | 0,26 | ||
Итого: | 7,24 |
Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия рынка авиабилетов составляет 0,72, что говорит о недостаточной концентрированности рынка.
Чем ниже коэффициент вариации (ν = 0,07), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.
5) Коэффициент Джини (G):
G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1│
Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке
An – сумма значений долей всех предприятий на рынке
n - число предприятий на рынке
ТАБЛИЦА 6
n | 1/nAn | si | Ai | (i-1) | (i-1)Ai | Ai-1 | i*Ai-1 | │(i-1)Ai - i*Ai-1│ |
1 | 0,01 | 35 | 35 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0,005 | 16 | 51 | 1 | 51 | 35 | 70 | 19 |
3 | 0,003 | 10 | 61 | 2 | 122 | 51 | 153 | 31 |
4 | 0,003 | 2 | 63 | 3 | 189 | 61 | 244 | 55 |
5 | 0,002 | 4 | 67 | 4 | 268 | 63 | 315 | 47 |
6 | 0,004 | 10 | 77 | 5 | 385 | 67 | 402 | 17 |
7 | 0,001 | 8 | 85 | 6 | 510 | 77 | 539 | 29 |
8 | 0,002 | 6 | 91 | 7 | 637 | 85 | 680 | 43 |
9 | 0,001 | 3 | 94 | 8 | 752 | 91 | 819 | 67 |
10 | 0,002 | 6 | 100 | 9 | 900 | 94 | 940 | 40 |
Итого: | 348 |
G = 0,64
Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае значение показателя Джини указывает на то, что существуют компании, у которых большая роль на рынке, в данном случае – это авиакомпания «Аэрофлот».
Конкурентная позиция основных предприятий, осуществляющих авиаперелеты.
Выявим конкурентную позицию ПАО «Аэрофлот» на рынках авиабилетов (рис. 1). В качестве конкурентов возьмём топ-10 авиакомпаний России. Для наглядности нанесем в декартовой системе координат с осями: привлекательность отрасли (среднеотраслевой уровень рентабельности затрат) и конкурентоспособность предприятия, – рассматриваемое предприятие и его основных конкурентов в виде окружности с диаметром, соответствующим доле рынка предприятия. Расчет показателей конкурентоспособности предприятий, реализующих авиаперевозки, приведен в табл.1.
Рисунок 1. Конкурентная позиция ПАО «Аэрофлот» (включает в себя 4 авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») на рынке авиаперевозок в 2018 году.
1 – Аврора (доля рынка – 2 %)
2 – Red Wings (доля рынка – 3 %)
3 – Победа (доля рынка – 9 %)
4 – Оренбургские авиалинии (доля рынка – 4 %)
5 – Ямал (доля рынка – 7 %)
6 – ЮТэйр (доля рынка – 6 %)
7 – Уральские авиалинии (доля рынка – 11 %)
|
8 – Россия (доля рынка – 13 %)
9 – S7 (доля рынка – 15 %)
10 – Аэрофлот (доля рынка – 20 %)
Вывод: Из рисунка 1 видно, что при доле авиакомпаний на рынке авиаперевозок неравномерны (Аэрофлот - 20%, Россия – 13%, Победа – 9%, Аврора – 2%), конкурентоспособность авиакомпаний в составе ПАО «Аэрофлот» так же неравномерна (Аэрофлот – 3,9, Россия – 2,9, Победа – 1,6 %, Аврора – 1,1 %). Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать компании «Аврора» и «Победа», так как их показатели находятся на последних местах, в то время как «Россия» и «Аэрофлот» занимают начальные строчки по показателям.
ТАБЛИЦА 7
Показатели предприятия
Ед. изм.
Оцениваемые предприятия
Балл
7
8
6
9
8
10
Стоимость продукции:
2-часовой полет
Руб./билет
4400
4480
4450
4600
4400
4800
3-часовой полет
Руб./билет
7290
7390
7200
7490
7520
7600
4-часовой полет
Руб./билет
10600
10650
10300
10600
10500
10700
5-часовой полет
Руб./билет
12450
12290
12380
12450
12400
12500
6-часовой полет
Руб./билет
14780
14700
14800
14900
14700
15000
7-часовой полет
Руб./билет
17600
17650
17530
17700
17600
17800
8-часовой полет
Руб./билет
23500
23600
23470
23500
23700
23900
9-часовой полет
Руб./билет
27450
27650
27550
27640
27600
27700
10-часовой полет
Руб./билет
32690
32590
32670
32850
32800
32900
11-часовой полет
Руб./билет
37290
37300
37300
37550
37500
37550
12-часовой полет
Руб./билет
43120
43200
43100
43250
43200
43260
13-часовой полет
Руб./билет
44500
44670
44780
44960
44890
44980
Нетоварные признаки конкурентоспособности предприятия:
Продажи билетов в год
Млн шт.
13
16
14
22
17
38
8
6
7
9
8
10
ТАБЛИЦА 7 (Продолжение)
Показатели предприятия
Ед. изм.
Оцениваемые предприятия
балл
0,7
0,8
0,6
0,9
0,8
1
Стоимость продукции:
2-часовой полет
Руб./билет
0,917
0,933
0,927
0,958
0,917
1
3-часовой полет
Руб./билет
0,959
0,972
0,947
0,986
0,989
1
4-часовой полет
Руб./билет
0,991
0,995
0,963
0,991
0,981
1
5-часовой полет
Руб./билет
0,996
0,983
0,990
0,996
0,992
1
6-часовой полет
Руб./билет
0,985
0,980
0,987
0,993
0,980
1
7-часовой полет
Руб./билет
0,989
0,992
0,985
0,994
0,989
1
8-часовой полет
Руб./билет
0,983
0,987
0,982
0,983
0,992
1
9-часовой полет
Руб./билет
0,991
0,998
0,995
0,998
0,996
1
10-часовой полет
Руб./билет
0,994
0,991
0,993
0,998
0,997
1
11-часовой полет
Руб./билет
0,993
0,993
0,993
1
0,999
1
12-часовой полет
Руб./билет
0,997
0,999
0,996
1
0,999
1
13-часовой полет
Руб./билет
0,989
0,993
0,996
1
0,998
1
Нетоварные признаки конкурентоспособности предприятия:
Продажи билетов в год
Млн шт.
0,342
0,421
0,368
0,579
0,447
1
0,800
0,600
0,700
0,900
0,800
1
Коэффициент конкурентоспособности продукции (Ктов)
11,808
11,897
11,828
Коэффициент конкурентоспособности условий производства и сбыта (Кнетов)
0,995
1,479
1,247
Коэффициент конкурентоспособности предприятия (Kпп)
12,802
13,376
13,076
Вывод: По итогам расчетов следует проанализировать получившиеся коэффициенты 4 авиакомпаний, входящих в ПАО «Аэрофлот». Коэффициенты конкурентоспособности продукции, условий производства и сбыта и предприятия авиакомпаний «Аврора» и «Победа» находятся примерно на одном уровне и составляют маленькую долю среди всех представленных авиакомпаний, в то время как компания «Аэрофлот» имеет самый высокий показатель среди всех авиакомпаний, а «Россия» уступает ей всего на несколько десятых долей.
3. Профильный анализ ключевых факторов внешней среды ПАО «Аэрофлот»
Выделим экспертно для ПАО «Аэрофлот» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия, и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения предприятия.
Ключевые факторы внешней среды ПАО «Аэрофлот» и их фактическое состояние:
1. Природно-климатические условия ведения бизнеса – зависят от условий, неблагоприятные приводят к отмене рейсов, ресурсы постоянно дорожают (-3).
2. Политическая среда – политическая система в большинстве участвует в создании правил для обеспечения безопасности (5).
3. Государственная поддержка – субсидирование и дотации повышают финансовую устойчивость потребителей, но выделяемые суммы незначительные и повышаться не будут (3).
4. Тарифы естественных монополий и цены на сырье – значительный рост, существенно превышающий рост цен на готовую продукцию (-5).
5. Механическое и естественное движение населения – наблюдается передвижение населения (4).
6. Структура населения – в будущем сохранится тенденция сокращения лиц трудоспособного возраста и, наоборот, роста лиц старше трудоспособного возраста (-4).
7. Эластичность спроса по цене – средняя; потребители могут переключиться на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле (-2).
8. Состояние смежных отраслей – наблюдается рост авиационных перевозок и посредников (4).
9. Благосостояние населения – рост реальных денежных доходов и расходов. В результате наметилась тенденция к путешествиям (3).
10. Отраслевые инновации – предлагаются инновационные идеи, планируется постепенное внедрение искусственного интеллекта. Появляется новое, прогрессивное оборудование, однако разработки уступают международным авиакомпаниям (4).
11. Конкуренция – наблюдается усиление конкуренции объединение предприятий в холдинги (-3).
12. Профессиональная подготовка кадров – частая смена коллектива, повышение квалификации, поощрения и открытие новых возможностей для работников (4).
13. Посредники при реализации продукции – продажа авиабилетов производится с посредниками, что может значительно влиять на цену билетов (-4).
14. Торговля авиабилетами – есть альтернативные более дешевые источники транспорта (-4).
15. Соотношение между спросом и предложением – наблюдается превышение предложения над спросом (-3).
16. Прибыльность отрасли – высокая, так как данный вид транспорта является самым быстрым и способен перемещать пассажиров на самые дальние расстояния (4).
Представим графически фактический профиль внешней среды ПАО «Аэрофлот» (табл. 8).
ТАБЛИЦА 8
Оценки факторов
Вывод: Из табл.8 видно, что состояние внешней среды предприятия стабильное, но наблюдаются скачки, почти нет промежуточных пунктов, то есть нужно нормализовать ситуацию по отрицательным пунктам.
4. Сценарии развития внешней среды ПАО «Аэрофлот»
Составим сценарии развития внешней среды организации по выделенным ключевым факторам окружения компании, при этом воспользуемся методом морфологического анализа (табл.9).
ТАБЛИЦА 9
Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ПАО «Аэрофлот»
ТАБЛИЦА 10
Селезневой Ольги, U 3277
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Задание:
1. Проанализировать внешнюю среду макроуровня.
2. Проанализировать внешнюю среду микроуровня.
3. Провести профильный анализ внешней среды организации.
4. Составить сценарии развития внешней среды организации.
Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.
Цель задания: Анализ внешней среды предприятия.
Ход работы:
1. Анализ внешней среды макроуровня.
ТАБЛИЦА 1
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.388 с.)