Раздел 3. Исследование внешней среды организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Исследование внешней среды организации



Селезневой Ольги, U 3277

РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание:

1. Проанализировать внешнюю среду макроуровня.

2. Проанализировать внешнюю среду микроуровня.

3. Провести профильный анализ внешней среды организации.

4. Составить сценарии развития внешней среды организации.

Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.

Цель задания: Анализ внешней среды предприятия.

Ход работы:

1. Анализ внешней среды макроуровня.

ТАБЛИЦА 1

Анализ внешней макроэкономической среды ПАО «Аэрофлот» по возможностям

Наименование факторов

Возможности (+) для бизнеса

Состояние факторов Оценка влияния факторов, балл

1.Экономическая среда:

Хозяйственная структура Экономика области ориентирована на перевозку пассажиров по установленным точкам. Хозяйственная структура в предстоящие 15 лет планируется сильно измениться за счет внедрения инновационных решений. 8
Инфляция В условиях высокой инфляции выгодно вкладывать деньги в реальное производство, брать долгосрочные кредиты на реконструкцию предприятия. 4
Состояние банковского сектора Наблюдается общее увеличение кредитной активности и спроса на банковские услуги, что свидетельствует о росте экономической активности в регионе. 6
Объемы строительства С увеличением пассажиров увеличивается пассажирооборот, что толкает производителей закупать больше оборудования. 7
Состояние рассматриваемой отрасли Отрасль достаточно востребована из-за скорости перевозок. 9
Налоговая нагрузка на бизнес Налоги на производство практически не отличаются от других отраслей. 3
Личный доход Доходы отрасли высоки. 8
Динамика производства С каждым годом растет число пассажиров, увеличивается география полетов. 9

2. Социальная среда:

Численность и средний возраст пассажиров Сложно примерно указать возраст, так как пользуются транспортом люди разных возрастов, а перевезено было 5,7 млн человек за 2018 год. 9
Географическое распределение потребителей Большое скопление людей находится в столицах. 3
Доходы населения Рост реальных денежных доходов и расходов. В результате наметилась тенденция к путешествиям. 9
Дифференциация населения по уровню доходов Для разделения людей по уровням дохода существует разделение по классам обслуживания. 9
Работа Организация предлагает разные виды работ, где может не требоваться высшее образование. 5
3. Политическая среда: Стабильная 6

4. Технологическая среда:

Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли Высокая, часто предлагаются инновационные решения. 7
Научные исследования в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации Предпринимаются научные исследования для улучшения качества оборудования и повышения безопасности. 9
Инновации в сферах, связанных с деятельностью рассматриваемой организации В аэропортах постепенно внедряются автоматизированные системы. 4
5. Экологическая среда: Один из самых незначительных процентов загрязнения в общей системе транспорта, разрабатываются новые разработки повышения экологичности производства. 7

6. Институциональная среда:

Транспортная инфраструктура: география полетов Развитая география полетов и ее постоянное расширение. 9

ТАБЛИЦА 2

Анализ внешней макроэкономической среды ПАО «Аэрофлот» по угрозам

Наименование факторов

Угрозы (-) для бизнеса

Состояние факторов Оценка влияния факторов, балл

1.Экономическая среда:

Инфляция Наблюдается высокий уровень инфляции, провоцируемый, главным образом, ростом цен на топливо, тарифы естественных монополий. -9 Состояние банковского сектора Рост сумм просроченных обязательств по выданным кредитам, что может привести к повышению процентных ставок по кредитам. -4 Курсы валют Резкие скачки курса валют. -7 Состояние рассматриваемой отрасли Отрасль зависит, главным образом, от топлива, цена на которое достаточно высоки. -5 Налоговая нагрузка на бизнес Расходы составляют большую часть, так как выручка достаточно большая. -6 Таможенный режим Провоз товаров сопровождается налогами на таможню, с ростом товаров растут и расходы. -3 Личный доход Личные доходы людей зависят от ситуации в стране. Отрасли присуща сезонность. -2 Уровень безработицы Уровень безработицы понижает спрос на авиапутешествия. -4

2. Социальная среда:

Численность и средний возраст населения региона Малоподвижность людей преклонного возраста и детей. -1 Географическое распределение потребителей Аэропорты привязаны к определенному месту. -3 Доходы населения Население выбирает более подходящий вид транспорта, отталкиваясь от уровня доходов. -6 Дифференциация населения по уровню доходов Использование другого вида транспорта. -8 Структура расходов Большие расходы на оборудование и его содержание, а также на налоги. -7 Работа Сложность получения работы в организации из-за высокой востребованности. 7

3. Политическая среда:

Степень государственного вмешательства в экономику Высокая степень, особенно контроля. -8

4. Технологическая среда:

Степень распространения новшеств в рассматриваемой отрасли По сравнению с иностранными организациями, степень распространения относительно мала. -3

5. Экологическая среда:

Состояние физических ресурсов таких, как: земля, воздух, вода Загрязнение выбросами углекислого газа в атмосферу -5

6. Институциональная среда:

Транспортная инфраструктура: география полетов Полеты в своем большинстве ограничиваются на Евразии. -4

2. Анализ внешней среды микроуровня

ТАБЛИЦА 3

Наименование факторов

Возможности (+) для бизнеса

Состояние факторов Оценка влияния факторов, балл

1. Ресурсы:

Наличие ресурсов требуемого качества Возможность использования альтернативных источников энергии 7 Наличие посредников Помощь и сотрудничество сторон, взаимовыгодные сделки 5

2. Потребители:

Емкость, динамика организации Расширение парка самолетов и увеличение пассажирооборота авиакомпаний альянса. 7 Наличие посредников Помощь в проведении рекламы и маркетинга. 6 Состояние рынка В России с каждым годом растет число авиабилетов по разным направлениям. 8

3. Конкуренция:

Соперничество между имеющимися конкурентами ПАО «Аэрофлот» включает в себя 4 крупные авиакомпании. На рынке немного конкурентов, которые могут превзойти авиакомпании альянса. 4 Угроза появления новых конкурентов На данный момент число авиакомпаний только уменьшается. 7

4. Государственные законы и постановления:

Программы поддержки данной отрасли, данного предприятия Скидки пассажирам особых категорий. 6

5. Прочие характеристики отрасли:

Потенциал роста отрасли Потенциал роста отрасли высокий. Он связан с ростом аэропортовой проходимости. 9 Будущее отрасли Вырастет пассажирооборот и процент занятости пассажирских мест, откроются новые направления. 10

ТАБЛИЦА 4

Наименование факторов

Угрозы (-) для бизнеса

Состояние факторов Оценка влияния факторов, балл

1. Ресурсы:

Наличие ресурсов требуемого качества Нефть – не возобновляемый ресурс. -8 Динамика цен на ресурсы Рост цен на авиатопливо. -6 Наличие посредников Выплата денежных средств посредникам. -4

2. Потребители:

Стабильность спроса Стабильность спроса – высокая, однако, наблюдаются сезонные колебания спроса на авиабилеты, что связано с наступлением рабочего периода. -7 Удаленность потребителей Для людей, живущих за городом, требуется дополнительное время и транспорт для прибытия в аэропорт. -3

3. Конкуренция:

Соперничество между имеющимися конкурентами Существуют компании, которые активно вкладываются в свое развитие и продвижение. -6 Угроза появления новых конкурентов Вполне вероятно, но пока не наблюдалось. -2 Угроза появления товаров и услуг-заменителей Использование альтернативных видов транспорта. -8

4. Государственные законы и постановления:

Состояние законодательной базы в РФ Существующее правовое поле Российской Федерации пока не отличается совершенством. -4 Государственный контроль обеспечения безопасности Наблюдались случаи допущения особо опасных ситуаций -5

Вывод: Итак, видим, что на рынках авиабилетов наблюдается усиление конкуренции, что приводит к объединению предприятий. Оценим структуру рассматриваемых рынков, чтобы выбрать наилучшую конкурентную стратегию. Для этого рассчитаем следующие показатели концентрации рынка:

Оценка конкурентной позиции фирмы в отрасли

1) Коэффициент концентрации, % (CRk):

CRk = Σsi, i = 1… k, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчета коэффициента

Авиабилеты: CR4 = 34 + 16 + 10 + 2 = 72 %

2) Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = Σsi2, i = 1… n, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

Авиабилеты: HHI = 352 + 162 + 102 + 22 + 42 + 102 +82 +62 + 32 + 62 = 1 846

Таким образом, значения показателей CR4 и HHI свидетельствуют о том, что рынок авиабилетов ПАО «Аэрофлот» высококонцентрированный.

3) Коэффициент относительной концентрации (К):

К = (20+3β)/α

β – доля числа крупнейших предприятий в общей численности предприятий, %

α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %

Авиабилеты: К = (20+3*4/15)/72 = 0,29

Коэффициент К ≤ 1, что означает высокая степень концентрации конкурентов на рынке, рыночная власть предприятий велика.

4) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)

σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2

ν = (σ/s)*100

σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n

si – доля продаж i-го предприятия на рынке

ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

ТАБЛИЦА 5

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 10

1

35

3,56 1,26

1,59

ln ŝ 2,30

2

16

2,77 0,47

0,22

σ2 0,72

3

10

2,3 0

0,00

σ 0,85

4

2

0,69 -1,61

2,59

ν 0,07

5

4

1,39 -0,91

0,83

   

6

10

2,3 0

0,00

   

7

8

2,08 -0,22

0,05

   

8

6

1,79 -0,51

0,26

   

9

3

1,1 -1,2

1,44

   

10

6

1,79 -0,51

0,26

   

Итого:

7,24

   

Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия рынка авиабилетов составляет 0,72, что говорит о недостаточной концентрированности рынка.

Чем ниже коэффициент вариации (ν = 0,07), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.

5) Коэффициент Джини (G):

G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1

Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке

n - число предприятий на рынке

ТАБЛИЦА 6

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

│(i-1)Ai - i*Ai-1

1

0,01

35

35

0

0

0 0

0

2

0,005

16

51

1

51

35 70

19

3

0,003

10

61

2

122

51 153

31

4

0,003

2

63

3

189

61 244

55

5

0,002

4

67

4

268

63 315

47

6

0,004

10

77

5

385

67 402

17

7

0,001

8

85

6

510

77 539

29

8

0,002

6

91

7

637

85 680

43

9

0,001

3

94

8

752

91 819

67

10

0,002

6

100

9

900

94 940

40

Итого:

348

G = 0,64

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае значение показателя Джини указывает на то, что существуют компании, у которых большая роль на рынке, в данном случае – это авиакомпания «Аэрофлот».

Конкурентная позиция основных предприятий, осуществляющих авиаперелеты.

Выявим конкурентную позицию ПАО «Аэрофлот» на рынках авиабилетов (рис. 1). В качестве конкурентов возьмём топ-10 авиакомпаний России. Для наглядности нанесем в декартовой системе координат с осями: привлекательность отрасли (среднеотраслевой уровень рентабельности затрат) и конкурентоспособность предприятия, – рассматриваемое предприятие и его основных конкурентов в виде окружности с диаметром, соответствующим доле рынка предприятия. Расчет показателей конкурентоспособности предприятий, реализующих авиаперевозки, приведен в табл.1.

Рисунок 1. Конкурентная позиция ПАО «Аэрофлот» (включает в себя 4 авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») на рынке авиаперевозок в 2018 году.

1 – Аврора (доля рынка – 2 %)

2 – Red Wings (доля рынка – 3 %)

3 – Победа (доля рынка – 9 %)

4 – Оренбургские авиалинии (доля рынка – 4 %)

5 – Ямал (доля рынка – 7 %)

6 – ЮТэйр (доля рынка – 6 %)

7 – Уральские авиалинии (доля рынка – 11 %)

8 – Россия (доля рынка – 13 %)

9 – S7 (доля рынка – 15 %)

10 – Аэрофлот (доля рынка – 20 %)

Вывод: Из рисунка 1 видно, что при доле авиакомпаний на рынке авиаперевозок неравномерны (Аэрофлот - 20%, Россия – 13%, Победа – 9%, Аврора – 2%), конкурентоспособность авиакомпаний в составе ПАО «Аэрофлот» так же неравномерна (Аэрофлот – 3,9, Россия – 2,9, Победа – 1,6 %, Аврора – 1,1 %). Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать компании «Аврора» и «Победа», так как их показатели находятся на последних местах, в то время как «Россия» и «Аэрофлот» занимают начальные строчки по показателям.

 

 


ТАБЛИЦА 7

Показатели предприятия

Ед. изм.

Оцениваемые предприятия

1. Аврора 2. Red Wings 3. Победа 4. Оренбургские авиалинии 5. Ямал 6. ЮТэйр 7. Уральские авиалинии 8. Россия 9. S7 10. Аэрофлот Качество сервиса (1 – низко, 10 - высоко)

Балл

5 6 4

7

8

6

9

9

8

10

Стоимость продукции:

2-часовой полет

Руб./билет

4280 4330 4260

4400

4480

4450

4500

4600

4400

4800

3-часовой полет

Руб./билет

7400 7320 6800

7290

7390

7200

7550

7490

7520

7600

4-часовой полет

Руб./билет

10560 10669 10430

10600

10650

10300

10450

10600

10500

10700

5-часовой полет

Руб./билет

12100 12490 12150

12450

12290

12380

12300

12450

12400

12500

6-часовой полет

Руб./билет

14500 14820 14690

14780

14700

14800

14600

14900

14700

15000

7-часовой полет

Руб./билет

17200 17400 17300

17600

17650

17530

17550

17700

17600

17800

8-часовой полет

Руб./билет

23000 23150 23050

23500

23600

23470

23400

23500

23700

23900

9-часовой полет

Руб./билет

27200 27400 27300

27450

27650

27550

27560

27640

27600

27700

10-часовой полет

Руб./билет

32450 32500 32400

32690

32590

32670

32700

32850

32800

32900

11-часовой полет

Руб./билет

37000 37080 37100

37290

37300

37300

37460

37550

37500

37550

12-часовой полет

Руб./билет

42800 43000 42750

43120

43200

43100

43150

43250

43200

43260

13-часовой полет

Руб./билет

44300 44000 4320

44500

44670

44780

44700

44960

44890

44980

Нетоварные признаки конкурентоспособности предприятия:

Продажи билетов в год

Млн шт.

6 7 10

13

16

14

15

22

17

38

Прогрессивность технологий (1 – низко, 10 - высоко) балл 2 4 4

8

6

7

6

9

8

10

ТАБЛИЦА 7 (Продолжение)

Показатели предприятия

Ед. изм.

Оцениваемые предприятия

Q1`05 Q2`10 Q3`05 Q4`05 Q5`05 Q6`05 Q7`05 Q8`05 Q9`05 Q10`05 ai Качество сервиса (1 – низко, 10 - высоко)

балл

0,5 0,6 0,4

0,7

0,8

0,6

0,9

0,9

0,8

1

-

Стоимость продукции:

2-часовой полет

Руб./билет

0,892 0,902 0,888

0,917

0,933

0,927

0,938

0,958

0,917

1

2%

3-часовой полет

Руб./билет

0,974 0,963 0,895

0,959

0,972

0,947

0,993

0,986

0,989

1

8%

4-часовой полет

Руб./билет

0,987 0,997 0,975

0,991

0,995

0,963

0,977

0,991

0,981

1

9%

5-часовой полет

Руб./билет

0,968 0,999 0,972

0,996

0,983

0,990

0,984

0,996

0,992

1

11%

6-часовой полет

Руб./билет

0,967 0,988 0,979

0,985

0,980

0,987

0,973

0,993

0,980

1

16%

7-часовой полет

Руб./билет

0,966 0,978 0,972

0,989

0,992

0,985

0,986

0,994

0,989

1

18%

8-часовой полет

Руб./билет

0,962 0,969 0,964

0,983

0,987

0,982

0,979

0,983

0,992

1

17%

9-часовой полет

Руб./билет

0,982 0,989 0,986

0,991

0,998

0,995

0,995

0,998

0,996

1

5%

10-часовой полет

Руб./билет

0,986 0,988 0,985

0,994

0,991

0,993

0,994

0,998

0,997

1

3%

11-часовой полет

Руб./билет

0,985 0,987 0,988

0,993

0,993

0,993

0,998

1

0,999

1

4%

12-часовой полет

Руб./билет

0,989 0,994 0,988

0,997

0,999

0,996

0,997

1

0,999

1

4%

13-часовой полет

Руб./билет

0,985 0,978 0,096

0,989

0,993

0,996

0,994

1

0,998

1

3%

Нетоварные признаки конкурентоспособности предприятия:

Продажи билетов в год

Млн шт.

0,158 0,184 0,263

0,342

0,421

0,368

0,395

0,579

0,447

1

92% Прогрессивность технологий (1 – низко, 10 - высоко) балл 0,200 0,400 0,400

0,800

0,600

0,700

0,600

0,900

0,800

1

8%

Коэффициент конкурентоспособности продукции (Ктов)

11,643 11,732 10,687 11,784 11,817 11,754

11,808

11,897

11,828

12,000  

Коэффициент конкурентоспособности условий производства и сбыта (Кнетов)

0,358 0,584 0,663 1,142 1,021 1,068

0,995

1,479

1,247

2,000  

Коэффициент конкурентоспособности предприятия (Kпп)

12,001 12,317 11,350 12,926 12,838 12,822

12,802

13,376

13,076

14,000  

Вывод: По итогам расчетов следует проанализировать получившиеся коэффициенты 4 авиакомпаний, входящих в ПАО «Аэрофлот». Коэффициенты конкурентоспособности продукции, условий производства и сбыта и предприятия авиакомпаний «Аврора» и «Победа» находятся примерно на одном уровне и составляют маленькую долю среди всех представленных авиакомпаний, в то время как компания «Аэрофлот» имеет самый высокий показатель среди всех авиакомпаний, а «Россия» уступает ей всего на несколько десятых долей.


3. Профильный анализ ключевых факторов внешней среды ПАО «Аэрофлот»

Выделим экспертно для ПАО «Аэрофлот» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия, и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения предприятия.

Ключевые факторы внешней среды ПАО «Аэрофлот» и их фактическое состояние:

1. Природно-климатические условия ведения бизнеса – зависят от условий, неблагоприятные приводят к отмене рейсов, ресурсы постоянно дорожают (-3).

2. Политическая среда – политическая система в большинстве участвует в создании правил для обеспечения безопасности (5).

3. Государственная поддержка – субсидирование и дотации повышают финансовую устойчивость потребителей, но выделяемые суммы незначительные и повышаться не будут (3).

4. Тарифы естественных монополий и цены на сырье – значительный рост, существенно превышающий рост цен на готовую продукцию (-5).

5. Механическое и естественное движение населения – наблюдается передвижение населения (4).

6. Структура населения – в будущем сохранится тенденция сокращения лиц трудоспособного возраста и, наоборот, роста лиц старше трудоспособного возраста (-4).

7. Эластичность спроса по цене – средняя; потребители могут переключиться на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле (-2).

8. Состояние смежных отраслей – наблюдается рост авиационных перевозок и посредников (4).

9. Благосостояние населения – рост реальных денежных доходов и расходов. В результате наметилась тенденция к путешествиям (3).

10. Отраслевые инновации – предлагаются инновационные идеи, планируется постепенное внедрение искусственного интеллекта. Появляется новое, прогрессивное оборудование, однако разработки уступают международным авиакомпаниям (4).

11. Конкуренция – наблюдается усиление конкуренции объединение предприятий в холдинги (-3).

12. Профессиональная подготовка кадров – частая смена коллектива, повышение квалификации, поощрения и открытие новых возможностей для работников (4).

13. Посредники при реализации продукции – продажа авиабилетов производится с посредниками, что может значительно влиять на цену билетов (-4).

14. Торговля авиабилетами – есть альтернативные более дешевые источники транспорта (-4).

15. Соотношение между спросом и предложением – наблюдается превышение предложения над спросом (-3).

16. Прибыльность отрасли – высокая, так как данный вид транспорта является самым быстрым и способен перемещать пассажиров на самые дальние расстояния (4).

Представим графически фактический профиль внешней среды ПАО «Аэрофлот» (табл. 8).

ТАБЛИЦА 8

Оценки факторов

-5 -4 -3 -2 -1 1 2 3 4 5   1 Природно-климатические условия ведения бизнеса                       2 Политическая среда                       3 Государственная поддержка                       4 Тарифы естественных монополий и цены на сырье                       5 Механическое и естественное движение населения                       6 Структура населения                       7 Эластичность спроса по цене                       8 Состояние смежных отраслей                       9 Благосостояние населения                       10 Отраслевые инновации                       11 Конкуренция                       12 Профессиональная подготовка кадров                       13 Посредники при реализации продукции                       14 Торговля авиабилетами                       15 Соотношение между спросом и предложением                       16 Прибыльность отрасли                      

Вывод: Из табл.8 видно, что состояние внешней среды предприятия стабильное, но наблюдаются скачки, почти нет промежуточных пунктов, то есть нужно нормализовать ситуацию по отрицательным пунктам.

4. Сценарии развития внешней среды ПАО «Аэрофлот»

Составим сценарии развития внешней среды организации по выделенным ключевым факторам окружения компании, при этом воспользуемся методом морфологического анализа (табл.9).

ТАБЛИЦА 9

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ПАО «Аэрофлот»

ТАБЛИЦА 10

Селезневой Ольги, U 3277

РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание:

1. Проанализировать внешнюю среду макроуровня.

2. Проанализировать внешнюю среду микроуровня.

3. Провести профильный анализ внешней среды организации.

4. Составить сценарии развития внешней среды организации.

Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.

Цель задания: Анализ внешней среды предприятия.

Ход работы:

1. Анализ внешней среды макроуровня.

ТАБЛИЦА 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.388 с.)