Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
Методика разработана и опубликована Р. Г. Овчаровой [Овча-рова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. Автор назвала методику «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3). Структура методики При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой). 1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств. 2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям: - положительное — отрицательное (например: робкий — смелый; сильный — слабый); - должное — необязательное (например: должен быть справедливым — может быть несправедливым; должен все знать — может чего-то не знать); - теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми); - предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист); - достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает); - простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный). 3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов втаблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы. 4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева. Интерпретация результатов методики Автор предлагает при обработке данных методики опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту: - когнитивный — первые 18 пар;
- эмоциональный — вторые 18 пар (с 19-й по 36-ю); - поведенческий — последние 18 пар (с 37-й по 54-ю). В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе. Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества — 3 балла). Баллы, относящие к качествам, расположенным справа («положительные»), берутся со знаком «+», а баллы, относящие к качествам, приведенным слева («отрицательные»), — со знаком «-».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выделен полужирным шрифтом):
При подсчете когнитивного аспекта (к нему относятся обе пары качеств) мы получим: +3 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части); итого: 3 - 1 = 2 и т.д. Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Опросник методики «Представления об идеальном родителе»
Ключи к методике
МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПОДРОСТКОВ) Методика «Рисунок семьи» (КРС) Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. На русском языке наиболее интересные работы по этой методике принадлежат Хоментаускусу [1990], А.Л. Венгеру [2003]. При написании настоящего раздела мы использовали эти две работы, а также практические рекомендации [Психологическая диагностика..., 1991].
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений. Тест КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и беседа после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.008 с.) |