Организация прохождения и программа производственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация прохождения и программа производственной практики



 

Программа производственной практики ориентирована на то, что основной ее базой является промышленное предприятие. Если базой являются другие предприятия или организации, в программе практики учитывается их специфика. Программу практики корректируют совместно руководители практики от института и базового предприятия.

Базовыми отделами предприятия, на которых студенты проходят практику, являются планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, или другие отделы общеэкономической работы. Разделы практики, которые не входят в компетенцию этих отделов, определяются в соответствующих органах и службах.

Общее методическое руководство производственной практикой осуществляет кафедра экономики предприятия. Для руководства практикой кафедра определяет научного руководителя практики от института. Согласно программе, практикой ежедневно руководит главный экономист (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела труда и заработной платы, главный бухгалтер и др.) – руководитель практики от предприятия.

Перед направлением студентов на практику проводится общее собрание, на котором студентам выдаются программы практики, дневники, индивидуальные задания учебной практики, темы выпускных квалификационных работ, методические указания.

Студенты заочной формы обучения проходят производственную практику по месту своей работы или самостоятельно определяют место практики.

При выборе базы производственной практики предпочтение отдается таким предприятиям и организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач производственной практики в более полном объеме, а именно:

– имеют достаточную и разнообразную имущественно-хозяйственную базу;

– разветвленную организационную структуру (аппарат управления), достаточно высокий уровень и эффективную систему организации и управления в целом;

– способны обеспечить возможности комплексного ознакомления студентов-практикантов со всем перечнем вопросов индивидуального задания программы практики;

– имеют возможность назначать руководителя практики от данной организации, обладающего соответствующей профессиональной и производственной подготовкой для работы с практикантами.

Непосредственно перед началом практики студент должен пройти на базе практики | инструктаж по технике безопасности и в течение|упродовж| всего периода практики неуклонно следовать|прямувати| его требованиям.

Студент обязан:

– перед началом практики получить на кафедре экономики предприятия ее программу и дневник;

– за 2-3 дня до начала практики сдать в отдел производственного обучения предприятия–базы практики направление на практику и фотографии для оформления пропуска;

– непосредственно перед началом практики на предприятии пройти производственный инструктаж, инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, строго соблюдать их требования во время прохождения практики;

– соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия (время начала и окончания рабочего дня, установленное для служащих, является обязательным для студентов). За нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка студент несет ответственность перед руководством института и предприятия;

– изучить вопросы, предусмотренные программой практики, и изложить результаты в форме письменного отчета;

– вести дневник практики, в котором записывать выполненную работу; периодически сдавать дневник для контроля руководителям от института и предприятия, в котором они ставят свою подпись.

Руководство производственной практикой осуществляют преподаватель института и специалист предприятия–базы практики.

Руководитель практики от института обязан:

- обеспечить студентов программой практики, уточнить для них индивидуальные графики и задания;

- постоянно консультировать студентов по всем вопросам;

- совместно с руководителем практики от предприятия организовать для студентов учебные занятия, лекции ведущих специалистов предприятия по экономике и управлению производством и другим вопросам, экскурсии и др.;

- нацелить студента на научно-исследовательскую работу,  связанную с выполнением индивидуальных заданий, выпускной квалификационной работы;

- проверить отчет по практике и принять его содержание;

- систематически информировать кафедру о ходе производственной практики, а после ее окончания дать короткий отчет о результатах практики и защите отчетов вместе с замечаниями и предложениями по усовершенствованию практической подготовки студентов.

Руководитель практики от предприятия, назначенный его директором из числа опытных специалистов-экономистов, обязан:

- обеспечить студентов конкретной работой и нужными материалами согласно программе и графику практики;

- осуществлять методическое руководство и предоставлять помощь студентам во время выполнения соответствующих расчетов;

- помогать студентам в сборе материалов для выпускной квалификационной работы;

- контролировать работу студентов и соблюдение ими трудовой дисциплины; вести учет выходов на практику;

- контролировать ведение дневников, проверить отчет по практике и оценить его;

- предоставить институту письменную характеристику на студента с оценкой его отношения к работе, соблюдения им трудовой дисциплины, оценку уровня теоретической и практической подготовки студента, практическую ценность его выводов и рекомендаций для предприятия.

Общая продолжительность производственной практики студентов – 4 недели, проводится она в 3 семестре.

Производственная практика проводится в соответствии с индивидуальной программой практики, отраженной в дневнике. 

Дневник прохождения производственной практики имеет следующую структуру:

1. План-график прохождения производственной практики.

2. Характеристика руководителя от базы практики (рецензия) о работе студента-практиканта.

3. Отзыв научного руководителя студента.

План-график прохождения производственной практики должен содержать:

– этапы и сроки выполнения работ;

–  содержание проведенной работы;

– результаты работы;

– отметки руководителя практики от предприятия (организации) о выполнении работ.

В характеристике руководителя от базы практики освещаются следующие вопросы:

– конкретные результаты, полученные практикантом;

– оценка степени освоения студентом теоретических и практических знаний;

– отметки о личностных качествах студента, его отношении к делу;

– рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки магистров.  

Руководитель практики от предприятия (организации) оценивает результаты практики студента по пятибалльной системе (см. раздел 6).

Характеристика подписывается руководителем практики от организации и заверяется печатью организации, в которой студент прошел практику. Незаверенная характеристика кафедрой не принимается.

Отзыв научного руководителя должен содержать следующие сведения:

- полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;

- период, за который характеризуется практикант;

- перечень подразделений организации, в которых практикант работал;

- качество работы, проведенные практикантом по поручению руководителя;

- отношение практиканта к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий;

- дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;

- наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики;

- рекомендуемую оценка прохождения практики;

- дату составления отзыва и подпись руководителя практики.

Руководитель практики от института оценивает результаты практики студента по пятибалльной системе (см. раздел 6).

Все перечисленные материалы должны быть надлежащим образом оформлены и заверены руководителем от базы практики и от института.

Календарный график прохождения практики приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Календарный график прохождения практики

№з/п Раздел программы практики Количество дней
1.   2. 3.   4.   5. 6.   7.   8.   9. 10.   11. 12. Оформление пропуска, инструктаж по технике безопасности и охране труда Общее ознакомление с предприятием Организационная структура управления предприятием Имущество и собственность предприятия Финансовое состояние предприятия Хозяйственный механизм, его отраслевые особенности Организация менеджмента на предприятии Организация маркетинга на предприятии Планирование производства Организация бухгалтерского учета на предприятии Сбор материалов по НИРС Оформление, защита и сдача отчета по практике 1   2 2   2   3 3   2   2   2 2   3 4

 

По результатам практики составляется отчет, который подлежит защите перед специальной комиссией, назначенной кафедрой.

После|потім| прохождения практики студенты должны предоставить на кафедру дневник и отчет по практике. Порядок|лад| этой работы следующий|слідуючий|.

За 2-3 дня до истечения срока практики студент подает руководителю практики от предприятия отчет и заполненный дневник практики. Руководитель практики от предприятия, при условии положительной оценки, готовит отзыв|відкликання| и записывает|занотовує| его в дневнике. В последний день практики, после|потім| получения|отримання| отзыва|відкликання| и рецензии на выпускную квалификационную работу с|із| подписью руководителя предприятия (его заместителя по экономическим вопросам, или заведующего экономическим, планово-экономическим отделом, главного|чільного| экономиста), студент подает отчет на кафедру для его регистрации и проверки руководителем практики от кафедры института.

Руководитель практики от кафедры рассматривает и оценивает отчет студента, дает отзыв с рекомендацией к защите перед кафедральной комиссией (отзыв размещается в дневник практики). В случае существенных отклонений от требований, отчёт возвращается для доработки. Отчет по практике студент защищает перед руководителем практики.

По результатам|за наслідками| защиты выставляется оценка, которая фиксируется на титульном листе|листі| отчета, в ведомости| и зачетной книжке (см. раздел 6).

Студенту, который не выполнил программу практики по уважительной причине, может быть предоставлено право прохождения практики повторно.

После защиты отчет передается на хранение в архив института. В случае негативной оценки результатов практики и представленных материалов, студент отчисляется из института.

 

 

4. Методические рекомендации по прохождению практики

Прохождение производственной практики предполагает более глубокое и детальное изучение, систематизацию и анализ экономической информации о деятельности предприятия (организации) – базы практики.

Исследуемые вопросы общего экономического и финансового состояния предприятия (организации) рассматриваются в динамике минимум за 3 последних года для выявления основных тенденций их изменения с оценкой положительного или отрицательного влияния на развитие предприятия (организации).

При прохождении практики студентами осуществляются такие виды научно-исследовательской работы:

- сбор данных для подготовки выпускной квалификационной работы;

- самостоятельное изучение и анализ литературы, форм бухгалтерской отчетности;

- проведение финансово-экономического исследования деятельности предприятия (организации);

- статистическая обработка данных, расчет показателей использования ресурсов;

- анализ и интерпретация полученных результатов, графическое представление данных;

- составление отчетной документации по результатам прохождения производственной практики.

Источниками информации для проведения анализа (оценки) результатов деятельности предприятия, подготовки отчета по практике, написания выпускной квалификационной работы, являются формы статистической отчетности. Их перечень приведен в приложении Г. Также используют планы и отчеты о результативности разных направлений хозяйственной деятельности, данные оперативного, статистического и бухгалтерского учета, опроса и наблюдений на рабочих местах, другую оперативную и периодическую информацию и документацию.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия, которые необходимо рассчитать для последующего анализа, приведены в приложении В.

Важно использовать полученные в период обучения знания по статистике, бухгалтерскому учету, менеджменту и маркетингу; инструменты экономического анализа, применять возможности вычислительной техники и современных информационных технологий. В процессе прохождения практики необходимо использовать типовое программное обеспечение, пакеты прикладных программ и необходимые Интернет-ресурсы.

В период прохождения производственной практики студент обязан вести дневник, в котором необходимо отображать|відбивати| характер и содержание|зміст| выполняемой работы, участие в производственной и общественной|громадському| жизни предприятия, проблемы и сложности, с|із| которыми сталкивается практикант, наблюдения и заметки относительно|щодо| работы, которая им проводится, деятельности предприятия, а также выводы|висновки| и предложения|речення| |спрямовані|.

По завершению практики студент предоставляет заполненный дневник, основное содержание которого составляют:

- перечень выполненной студентом работы;

- отзыв руководителя практики от предприятия о выполненной студентом работе и ее оценка;

- отзыв руководителя практики от кафедры института и оценка работы студента.

Студент должен ознакомиться с итогами работы предприятия за последние 3-5 лет, перспективами его развития.

По мере накопления материала составляется отчет о практике, который по окончании практики заверяется руководителем предприятия или отдела, в котором проходил практику студент. Образец оформления титульного листа, где заверяется руководство практикой, в приложении А. Дневник прохождения практики прикладывается к отчету по практике.

За время прохождения производственной практики студенту необходимо изучить и отразить в отчёте следующие вопросы:

1. Общее ознакомление с предприятием. История создания и развития предприятия; формы собственности и хозяйствования, их трансформация в условиях развития рыночных отношений; разновидности продукции, ее номенклатура и ассортимент; виды производства на предприятии; уровень специализации и кооперирования; основные технологические процессы и общий технологический уровень производства. Определить перспективы развития предприятия.

2. Организационная структура управления предприятием. Распределение задач по отделам и подразделениям предприятия. Компетентность отделов и подразделений в решении определенных проблем. Общее взаимодействие отделов и подразделений. Реализация стратегии предприятия, его взаимодействие с внешней средой и эффективность решения поставленных задач.

3. Имущество и собственность предприятия. Финансовое состояние предприятия. Рентабельность производства. Показатели имущественного состояния и финансовой стойкости. Показатели деловой активности предприятия. Коэффициенты оборачиваемости оборотного капитала. Показатели ликвидности и платежеспособности.

4. Хозяйственный механизм, его отраслевые особенности. Структура хозяйственного механизма. Система планирования и регулирования производства. Форма хозяйствования, взаимоотношения с поставщиками, покупателями, бюджетом, финансово-кредитными организациями, другими предприятиями. Система экономических и финансовых нормативов. Форма собственности и особенности распределения имущества предприятия. Конкуренция, ее формы на предприятии. Система управления и самоуправления коллективом.

5. Организация менеджмента. Общая характеристика организации менеджмента на предприятии. Управление затратами (планирование себестоимости товарной продукции, планирование сметы затрат на производство, калькулирование единицы конкретной продукции). Управление трудовыми ресурсами (кадровая служба предприятия, принципы ее организации; цель и результаты кадровой политики на предприятии; определение потребности на предприятии в подготовке и развитии работников; мотивация труда на предприятии).

6. Организация маркетинга на предприятии. Служба маркетинга, ее состав и функции. Маркетинговая среда. Потребительские рынки и поведение покупателей. Рынки ресурсов и их характеристика. Рынки и каналы сбыта. Особенности ценообразования. Формы реализации товаров предприятия. Характеристика конкурентной среды и конкурентов. Методы конкуренции. Стимулирование продаж, управление сбытом.

7. Планирование производства. Структура плановых отделов, их функции. Применяемые методы планирования. Ознакомиться с практикой планирования прибыли и показателей себестоимости, показателей рентабельности, финансовым планом предприятия, планом мероприятий по охране окружающей среды.

8. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Бухгалтерский баланс и его структура. Аналитический отчетный баланс предприятия. Планы бухгалтерского учета. Первичный учет в цехах и подразделениях. Основные виды бухгалтерского учета на предприятии. Методика составления бухгалтерского баланса и отчетности. Особенности бухгалтерского учета, которые определяются юридическим статусом предприятия.

9. Компьютеризация экономической работы на предприятии. Наличие ЭВМ (тип, количество, основные характеристики). Прикладные программы, применяемые на предприятии. Направления экономической работы, в выполнении которых применяется вычислительная техника. Использование экономико-математических методов в экономических расчетах.

10. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Экономическая диагностика объекта исследования (предприятия); определение перспективных направлений|направлень| развития предприятия; разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия; обоснование основных параметров и экономическая оценка комплекса рекомендаций и предложений|речень|, направленных|спрямованих| на развитие предприятия.

Перечень необходимых материалов по НИРС студент определяет по согласованию с научным руководителем практики от института в зависимости от темы выпускной квалификационной работы.

Кроме сбора материалов, необходимо их систематизировать, обобщить, обработать с помощью методов экономического и статистического анализа.

Собирая и обрабатывая материал, необходимо исследовать инновации практики хозяйствования в данной отрасли, передовой опыт, нормативные документы. С учетом этих материалов составляется оценка деятельности предприятия в исследуемом направлении, обосновываются конкретные меры, направленные на повышение эффективности его функционирования и развития. Материалы, подготовленные по итогам прохождения производственной практики, должны быть оформлены в полном соответствии с требованиями по оформлению (см. раздел 5).

Во время защиты студентом основных разделов отчета, руководитель практики оценивает его содержание, выставляет баллы за содержание, после чего задает студенту устные вопросы, которые позволяют оценить защиту студентом положений отчета, его выводов и предложений.

Итоговая оценка определяется с учетом своевременности представления необходимых материалов практики, комплексного письменного отчета по каждой части, характеризующей успешность и уровень знаний студента.

При выставлении итоговой оценки практики в целом, дополнительно учитывается и влияет на общую сумму баллов трудовая дисциплина студента во время прохождения практики. При нарушении графика и содержания прохождения практики (зафиксированном в дневнике, журнале) преподаватель может снизить оценку даже за одноразовое отсутствие на базе практики без уважительных причин в установленное рабочее время.

Студент, который не выполнил программу практики и получил неудовлетворительную оценку во время защиты отчета, не допускается к государственной аттестации.

В случае не предоставления отчетов, других обязательных документов, или получения неудовлетворительной итоговой оценки по результатам практики, студент направляется на повторное прохождение практики. В случае окончательной неудовлетворительной оценки, рассматривается вопрос о невозможности дальнейшего обучения студента в КФУ.

 

 

5. Требования к содержанию и оформлению отчета и дневника практики

 

Производственная практика проводится в соответствии с индивидуальной программой практики, отраженной в дневнике. Дневник прохождения производственной практики имеет следующую структуру:

1. План-график прохождения производственной практики.

2. Характеристика руководителя от базы практики (рецензия) о работе студента-практиканта.

3. Отзыв научного руководителя студента.

План-график прохождения производственной практики должен содержать:

– этапы и сроки выполнения работ;

–  содержание проведенной работы;

– результаты работы;

– отметки руководителя практики от предприятия (организации) о выполнении работ.

Все перечисленные материалы должны быть надлежащим образом оформлены и заверены руководителем от базы практики и от института.

По мере накопления материала составляется отчет о практике, который по окончании практики заверяется руководителем предприятия или отдела, в котором проходил практику студент. Дневник прохождения практики прикладывается к отчету по практике.

Письменный отчет о результатах прохождения практики должен иметь четкое построение|шикування|, логическую последовательность, убедительную аргументацию, доказуемость|доказовість| выводов и обоснованность предложений|речень|.

Оформление отчета о прохождении производственной практики регламентируется требованиями следующих действующих стандартов:

- ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»;

- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;

- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;

- ГОСТ 7.80-2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Общий|спільний| объем|обсяг| отчета составляет 40-50 страниц формата А-4.   Текст работы печатается с помощью компьютерного набора на бумаге стандартного образца А4, шрифт № 14 Times New Roman, через 1,5 межстрочных интервала, до тридцати строк на странице на одной стороне листа; выравнивание текста - по ширине, отступление первой сроки –1,25 см. В приложениях можно также представить таблицы и иллюстрации на листах формата А3. Текст размещается на странице, которая ограничивается полями: левым – не менее, чем 30 мм; правым – не менее, чем 10 мм, верхним – не менее, чем 20 мм; нижним – не менее, чем 25 мм. Расстояние между заголовком и текстом может быть в границах 15-20 мм.

Все нетекстовые объекты создаются с помощью встроенных средств Microsoft Word: формулы – редактора Microsoft Equation (меню: Вставка / Объект / Microsoft Equation), диаграммы и графики – Мастера диаграмм (меню: Вставка / Рисунок / Диаграмма), структурные схемы – инструментов панели рисования. Допускается: для формул – редактор Маth Тур, для диаграмм и графиков – Місrosoft Excel (с параметром вставки Диаграмма).

Заголовкиструктурных частей работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» и заголовки глав печатают прописными буквами симметрично к тексту (выравнивание по центру). Номер главы отделяется от ее заголовка точкой. В конце заголовков глав и других структурных частей работы точку не ставят. Каждую структурную часть работы надо начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов печатают маленькими буквами (кроме первой большой) с абзацного отступления. Номер параграфа отделяется от его заголовка точкой. Точку в конце заголовка параграфа не ставят. Отступление между предыдущим текстом и новым параграфом – 2 межстрочных интервала, между названием параграфа и его текстом – 1 межстрочный интервал.

Нумерацию страниц, глав, параграфов, рисунков, таблиц, формул подают арабскими цифрами без знака №.

 

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы нужно размещать непосредственно после абзаца, где они упоминаются впервые, или на следующей странице (если объект не помещается на текущей странице). В этом случае оставшееся место на странице, где упомянут, но не вмещен объект, заполняется последующим текстом. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте, например: «Динамика производства основных видов продукции предприятия представлена на рис. 2.4».

Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах главы, за исключением иллюстраций, представленных в приложениях. Номер иллюстрации должен составляться из номера главы и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка, например, «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы). Если иллюстрация имеет заголовок, то в конце ее номера ставится тире и далее, в той же строке, идет заголовок, например: «Рисунок 1.2 – Классическая модель финансовой санации». Название начинают с прописной буквы и не подчеркивают. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст), которые размещают под иллюстрацией. Слово «Рисунок», номер иллюстрации и ее наименование помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки (см. приложение Д). Если в тексте представлена одна иллюстрация, то ее нумеруют по общим правилам. Иллюстрацию размещают после первого упоминания о ней в тексте, таким образом, чтобы ее можно было осмотреть без поворота переплетенного блока работы, или с поворотом по часовой стрелке, если иллюстрация имеет большой размер и полностью перенесена на другую страницу.

Таблицы нумеруют последовательно в пределах главы (за исключением таблиц, представленных в приложениях). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например: «...в табл. 1.2 представлены расчетные данные…». В повторных ссылках на таблицу надо указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3».

Номер таблицы должен составляться из номера главы и порядкового номера таблицы, между которыми ставится точка, например: «Таблица 2.8» (восьмая таблица второй главы). В конце номера таблицы точка не ставится. Если в тексте одна таблица, ее нумеруют по общим правилам. Заголовок таблицы размещается непосредственно после ее номера и отделяется символом «тире», например: «Таблица 1.2 – Классическая модель финансовой санации». Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте, таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота переплетенного блока работы, или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями на следующих страницах также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 3.4».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.056 с.)