I . Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения



Учебное пособие

  для студентов факультета физической культуры

по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»

Факультет физической культуры

Направление подготовки: 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Профиль подготовки:  Адаптивное физическое воспитание

ВОЛОГДА

 

2016

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения: учебное пособие для студентов факультета физической культуры по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры» /сост.Н.Н. Мелентьева. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 82 с.

 

Составитель: Н.Н.Мелентьева, канд.пед.наук, доцент 

 

                      

Рецензенты: А.В. Коковкин, канд.пед.наук, доцент,

                А.С.Лопухина, канд.пед.наук, доцент

 

 

В учебном пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением зрения. Учебное пособие рекомендовано студентам факультета физической культуры (направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль - адаптивное физическое воспитание) и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ III-IV вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

ВВЕДЕНИЕ

Для формирования личности и устранения дефектов развития у детей, обучающихся в коррекционных школах, необходимы определенные условия. Как правило, дефекты психического и физического развития обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей снижение тонуса коры головного мозга приводит к неравномерному напряжению мышц, скованности в движениях.

Нередко у этих детей встречаются «стертые» двигательные нарушения. Они часто незаметны в бытовых условиях, но проявляются при физической нагрузке, особенно при выполнении сложных движений, хотя встречаются дети и с хорошо развитой моторикой, что обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. При гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет, сужается диапазон возможностей дыхательной    и сердечнососудистой системы, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки.

Также наблюдается ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Учитель физической культуры, инструктор по физическому воспитанию специальной коррекционной школы обязан знать дефекты каждого ученика, располагать данными медицинских осмотров, постоянно консультироваться с врачом школы, учитывать состояние ребенка на каждом уроке, дифференцированно планировать физическую нагрузку, особенно это касается детей, вернувшихся после болезни.

Физическое воспитание должно сопутствовать всему учебному процессу и пронизывать жизнь и быт школы. Кроме уроков и работы по укреплению здоровья в режиме дня большое внимание следует уделять внеклассной и внешкольной работе, по возможности почти всех детей вовлекать в физкультурные секции и кружки. Желательно ежемесячно проводить дни здоровья, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, спортивно-театрализованные праздники.

Мерами предупреждения отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности, закаливание, применение подвижных игр.

Особое значение должно отводится игре. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Однако подбор игр и игровых элементов в коррекционной школе отличается от того, что практикуется в обычной школе.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-соудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.

 

Причины нарушения зрения

 

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

Причины врожденных нарушений:

- воздействия различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушения обмена веществ);

- воздействие генетических факторов (микрофтальм – уменьшение размеров одного или обоих глаз, редко встречается анофтальм – безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки – сужение поля зрения до полной его потери, астигматизм – аномалия рефракции).

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.

Причины приобретенных аномалий:

- следствие перенесенных детских болезней (корь, скарлатина, дифтерия и др.);

- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;

- травмы головы вследствие осложненных родов;

- различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период;

- менингит, менингоэнцефалит, осложнения после гриппа.

Приобретенные аномалии: глаукома – повышения внутриглазного давления и изменения в тканях глаза, атрофия зрительного нерва – нарушение связи между сетчаткой и зрительными центрами.

Нарушения зрения делят на глубокие и неглубокие.

Глубокие нарушения зрения – связаны со значительным снижением таких важнейших функций, как острота, поле зрения.

Неглубокие нарушения зрения – нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (нарушение бинокулярного зрения), гарушения остроты зрения (миопия, астигматизм, амблиопия).

 

Литература

1.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г.Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. – Москва: Советский спорт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

2.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие /В.К.Велитченко. – Москва: Терра - Спорт, 2000. – 168с., ил.

3. Ермаков, Е.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240с.

4.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.: ил.

С нарушением зрения

Физическое воспитание слабовидящих детей – одно из важных средств всестороннего их развития. Процесс физического воспитания для них имеет свои особенности, учитывающие характер нарушения.

В школах для слабовидящих детей физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих младших школьников имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

 Однако офтальмологи указывают на то, что физическое воспитание должно проводиться с учетом возраста, состояния здоровья и зрения учащихся (Белецкая и др., 2000). Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью, глаукомой, афакией, подвывихом хрусталика и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела. Эти школьники могут выполнять комплекс упражнений, исключающий те движения, которые им противопоказаны.

Неотъемлемая часть физического воспитания – закаливание. Оно включает ряд мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к влияниям внешней среды, особенно к воздействию различных метеорологических факторов.

Сущность закаливания заключается в систематической тренировке терморегулирующих механизмов. Наиболее доступные средства закаливания – солнце, воздух и вода (Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян, 2000).

Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развивать те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

У детей с ослабленным зрением достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать учебный материал теоретических дисциплин и физкультурных программ обучения, но в более долгие сроки.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

Физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспитании детей младшего школьного возраста предусматривает решение задач.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения.

В соответствии с новыми подходами к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения и, исходя из личностно-ориентированного подхода к процессу развития зрительного восприятия, представляется целесообразным перечислить задачи, которые необходимо реализовать в процессе работы.

При многообразии форм, приемов и методов работы по развитию зрения педагог должен ориентироваться на реализацию шести групп задач.

  Первая группа задач направлена на расширение и коррекцию у детей с нарушением зрения предметных представлений и способов обследование предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование обобщающих понятий.

  В ходе реализации данных задач можно использовать приемы работы, направленные на формирование представлений о предметах таких родовых понятий, как овощи, фрукты, растения, посуда, одежда, транспорт, животные и др. Необходимо помнить, что именно формирование, коррекция, расширение предметных представлений не только дают ребенку способность узнавать предметы в натуральном виде и их изображения, но и позволяют ему научиться последовательно рассматривать, выделять главные отличительные признаки предметов одного вида и рода, узнавать по ним предметы в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях и др.

  Необходимо помнить, что важным условием при обучении младших школьников с нарушениями зрения является активное и всестороннее использование педагогом одного и того же объекта восприятия, например, предъявление, ранее обследованного предмета в условиях искажения одного из свойств (перекрытие контура, контурное изображение и др.) или изменение его пространственного положения в группе предметов и т.д.

  Вторая группа задач направлена на повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у младших школьников с нарушениями зрения зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий.

  В процессе работы с детьми педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и другие.

  В то же время при проведении данной работы необходимо помнить, что для детей с нарушениями зрения характерно своеобразие зрительного восприятия свойств предметов внешнего мира. Так, в процессе локализации заданного цветового объекта из множества цветовых объектов, сравнении и соотнесение заданных цветов дети с нарушениями зрения испытывают зрительные трудности. Характерным для детей с нарушениями зрения является отнесение объектов светло-оранжевого цвета к объектам желтого цвета, фиолетового – к синему цвету, коричневого – к черному.

 Особые затруднения, как показывают экспериментальные данные, дети с нарушениями зрения испытывают при необходимости узнать, локализовать, соотнести ранее усвоенную форму, если объект восприятия предлагается им в новом пространственном положении.

Третья группа задач предполагает формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. В частности, использование программного материала предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.

Четвертая группа задач состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп:

- направлена на развитие восприятия глубины пространства; обучение детей применять полученные знания в практической деятельности; формирование измерительных навыков; развитие точности восприятия; развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. Например, показать детям на большом пространстве, что предмет, перекрывающий контур другого, расположен ближе, а перекрываемый – дальше;

- направлена на развитие у детей способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; расширения опыта социальных навыков. Например, учить детей зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения.

Пятая группа задач предполагает активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций.

В первую очередь сюда относится необходимость научить ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои потенциальные зрительные возможности. Решение этой задачи осуществляется путем усложнения наглядного материала и содержания дидактических упражнений. На развитие прослеживающей функции глаза направлены дидактические игры и упражнения «обведи по контуру», «проследи путь», «дополни контур» и др.

Шестая группа задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.

Данные тифлопсихологии и тифлопедагогики свидетельствуют о том, что дефект зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля), что в свою очередь отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Например, развивать сравнительные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой).

Одним из проявлений реализации данной задачи в условиях начального обучения является развитие у ребенка с нарушениями зрения зрительно-моторной координации.

Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведении прямых непрерывных линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу (В.И. Никулина, 2002).

В системе физического воспитания в школах для слабовидящих школьников важное место занимают внеклассные мероприятия по физическому воспитанию.

  Практически оправданными формами занятий в режиме школьного дня детей с нарушениями зрения являются:

1. Гимнастика до занятий.

2. Физкультурные минутки на уроках.

3. Игры и спортивные развлечения на больших переменах.

4. Ежедневные занятия физическими упражнениями (по 1 часу) во внеучебное время по специальной программе (в секционных занятиях под руководством воспитателей, физкультурных организаторов, инструкторов).

5. Участие в соревнованиях по доступной программе.

6. Индивидуальные формы занятий: индивидуальная гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физической культурой

  Гимнастика до занятий. Перед первым уроком ежедневно проводится утренняя гимнастика. Продолжительность 10-12 минут. Руководство организацией утренней гимнастики осуществляет учитель физкультуры. Непосредственное проведение ее возлагается на воспитателей, учителей – предметников и старшеклассников, прикрепленных к отдельным классам.

На год разрабатывается 7-8 комплексов упражнений утренней гимнастики, которые меняются через 3-5 недель. Выполнение комплекса начинается с ходьбы на месте (в помещении), а на открытом воздухе – с ходьбы по кругу. После ходьбы можно дать медленный бег по дорожке площадки.

Длительность бега с каждым месяцем постепенно увеличивается. На первых этапах длительный бег целесообразно чередовать с ходьбой: 10м ходьбы и 50м медленного бега. Осенью этот комплекс повторяется 3-4 раза, а затем доводится до 7-8, в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья занимающихся детей.

Весной в программу утренней гимнастики (при проведении на открытом воздухе) включается медленный бег. Продолжительность медленного бега должна составлять 4-6 минут для детей младшего школьного возраста.

Для выполнения медленного бега школьники под руководством общественников – инструкторов объединяются в группы, составленные с учетом физической подготовленности детей с нарушениями зрения.

  После бега они собираются в круг для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений.

  В комплекс включаются упражнения, направленные на разогревание различных мышечных групп. Обязательными составными частями комплекса являются упражнения: для мышц верхнего плечевого пояса, мышц тазового пояса, туловища (наклоны, повороты), коррекции недостатков типичных отклонений в физическом развитии детей.

  Для проведения гимнастики до занятий могут служить: спортивный зал, школьные коридоры, а в теплую погоду – пришкольный участок, спортивная площадка, стадион.

Физкультминутки. Занятия по общеобразовательным дисциплинам и уроки труда приводят к снижению работоспособности организма детей. С целью повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов у детей после умственных и однообразных трудовых нагрузок в уроки вводятся физкультминутки. Длительность физкультминуток 2-3 минуты. В младших классах желательно их проводить на 2-4 уроках.

 В комплекс включается 3-4 упражнения для мышц кисти и рук, ног и туловища.

При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на дыхание. В младших классах упражнения выполняются под руководством учителя.

 Содержание комплекса упражнений на уроках труда несколько отличается от комплексов, выполняемых на других уроках. На уроках труда, помимо упражнений общеразвивающего характера, выполняются, если позволяют условия, ходьба и бег на месте. Такая нагрузка заметно повышает работоспособность организма детей.

Необходимо также воспитывать у детей потребность выполнять упражнения в процессе самостоятельной подготовки к урокам.

Физкультурные мероприятия во время большой перемены. Могут быть организованы игры с элементами спортивных игр и подвижные игры (Б.В. Сермеев, 1983).

 Помимо подвижных игр, рекомендуются прогулки длительностью 5-10 минут. С этой целью около школы необходимо проложить дорожки. Прогулки, как правило, совершаются маленькими группами. Состав групп подбирается самостоятельно.

Детей младшего школьного возраста привлекают гимнастические снаряды: бревно, перекладина, гимнастическая стенка и др. На этих снарядах они выполняют простые и смешанные висы, ходьбу по бревну с различными движениями, лазанье по канату и гимнастической стенке и т.д. (Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян, 2000). 

 Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

  1) физические упражнения;

  2) оздоровительные силы природы;

  3) гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

Физические упражнения принято делить на группы в зависимости от признака:

- по анатомическим признакам. Например, упражнения для мышц рук, ног, брюшного пресса;

  - по воспитанию физических качеств. Например, воспитание выносливости, ловкости;

- по признаку биомеханической структуры движения. Например, циклические, ациклические, смешанные;

  - по физиологическим признакам. Например, в зависимости от зоны мощности;

  - по признаку педагогической направленности. Например, соревновательная, общеподготовительная (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

  Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на

организм занимающихся детей.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

  1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся школьников. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

  2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

Само здоровье человека зависит от того, как он использует эти оздоровительные силы природы. Например, солнце: принимая солнечные ванны, вырабатывается витамин Д, который противостоит рахиту, улучшает настроение. Вода: носит чисто гигиеническое значение, способствует закаливанию. Воздух: улучшается вентиляция, обогащается кислородом кровь.

Гигиенические факторы стимулируют развитие адаптивных свойств организма. Сюда относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

Наиболее эффективными средствами являются:

  - гимнастические и акробатические упражнения (построения и перестроения, ОРУ с предметами и без предметов, упражнения в лазаньи и перелезании, в равновесии, танцевальные упражнения);

  - легкоатлетические упражнения (ходьба, медленный бег, прыжки в длину с места, преодоление полосы препятствий, метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками);

  - лыжная подготовка (скользящий и ступающий шаг, передвижение попеременным двухшажным ходом, подъемы и спуски с небольших склонов, повороты на лыжах на месте и в движении);

  - плавание (специальные плавательные упражнения по освоению с водной средой);

  - подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.

 Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся школьников.

  1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье и т.п.).

  2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

  3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

  4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятия с детьми в возрасте до 10 лет.

  5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений, а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

  Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме. Например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

 Плаксина Л.И. в своей программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для школ) рекомендует обращать внимание на уроках физической культуры на преодолении боязни движения у детей, обучению ориентировки в пространстве.

Автор считает, что учащиеся должны овладеть большим набором общеразвивающих упражнений для рук, ног, туловища с предметами (большие и малые мячи) и без предметов.

Значительное место в обучении должны занимать упражнения на координацию и точность движений, метания в цель и на дальность. Автор также отмечает, что важное значение в решении задач физического воспитания в 1 – 4 классах придается подвижным играм.

 По мнению Л.И.Плаксиной (1997), игры должны быть подобраны с учетом коррекции двигательных нарушений и направлены на развитие слуховой, зрительно-двигательной ориентировки и координации движений. Они должны содержать элементы общеразвивающих упражнений, построения и перестроения, упражнения с бегом, прыжками, метанием, лазаньем и перелезанием. При этом автор акцентирует внимание на том, что в процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Для этого рекомендуется тщательно изучать их возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний.                    

  Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, то есть решать разные педагогические задачи.   

 

Литература

1.Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников / В.И.Белецкая, А.Н.Гнеушева. – Москва: Просвещение, 1982. – 92с.

2.Белякова, Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. канд.пед.наук./Н.Т.Белякова. – Москва: [б. и.], 1968. – С.10-11.

3.Васильев, Е.П. Метод определения подвижности в суставах / Е.П.Васильев // Легкая атлетика. – 1960. – № 11. – С.31-32.

4.Глазырина, Л.Д. Физическая культура. 1-й класс / Л.Д.Глазырина, Т.А. Лопатик. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 120с.: ил.

5.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. – Москва: Советский порт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

6.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П.Евсеев, Л.В. Шапкова. – Москва: Советский спорт, 2000. – 240с.: ил.

7. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И.Земцовой. – Москва: Просвещение, 1978. – 93с.

8.Каптелин, А.Ф. Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А.Ф.Каптелин. – Москва: Медицина, 1962. –156с.

9.Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А.Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 280с.

10.Краковяк, Г.М. Воспитание осанки. Гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей /Г.М. Краковяк; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР / Г.М.Краковяк.  –  Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. – 135с.

11.Красикова, И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С.Красикова. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2001. – 176с.: ил.

12.Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.

13.Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Д. Ловейко, М.И.Фонарев. – Ленинград: Медицина. 1988. – 144с.: ил. – (Библ. среднего медработника).

14.Мелентьева, Н.Н. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе: автореф. … канд. пед. наук / Н.Н.Мелентьева. – Санкт-Петербург: РТП РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 20 с.

15.Мелихов, В.В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В.В.Мелихов. – Елец: ЕГУ, 2008. – 137с.

16.Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г.В.Никулина, Л.В. Фомичева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128с.

17.Павлов, А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушен Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (Ясли-сад-начальная школа) / под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва: Просвещение, 1997. – 326с.

18.Попов, С.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы у детей с нарушениями осанки как основа для целенаправленного подбора средств и методов физического воспитания / С.В.Попов // Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования школьников: межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград, 1983.- С.151-164.

19.Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А.Потапчук, М.Д.Дидур. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 166с.

20.Рубцова, А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников: учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физкультуре / А.Д.Рубцова. – Москва: Медгиз, 1955. – 193с.

21.Семенова Л.К. Предупреждение нарушений осанки / Л.К.Семенова, Н.И.Гурова // Физическая культура в школе. – 1985. – №2. – С.60-61.

22.Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В.Сермееев. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

23.Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Л.Страковская. – Москва: Медицина, 1987. – 240с., ил.

24. Филиппова С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / под ред.С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004. – 514с.

25.Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева. – Ленинград: Медицина, 1981. – 280с.: ил.

 26.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

27.Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем / В.С.Язловецкий. – Киев: Здоровья, 1991. – 230с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерные комплексы упражнений для профилактики нарушений

Примерные комплексы упражнений для коррекции нарушений

Приложение 4

Примерные комплексы упражнений, применяемые на физкультминутках

 

Комплекс № 1

1. И.п. – основная стойка.

1 – руки в стороны;

2 – подняться на носки, руки вверх, потянуться – вдох, посмотреть на руки;

3 – руки вперед, посмотреть на руки;

4 – и.п.

 

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон вперед, смотреть вперед;

2 – и.п.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.108 с.)