Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования



1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" либо договором.

2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, войск национальной гвардии Российской Федерации и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования и борьба с преступностью осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены такие функции.

Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях

1. Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта.

Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.

2. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия в зависимости от его тяжести.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидации последствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Тема 2.2 Основные нормативные акты, регламентирующие перевозку грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа

Содержание учебного материала

Содержание, формы и роль договора перевозки грузов. Перевозочные документы. Обеспечение сохранности перевозимых грузов. Понятие несохранной перевозки; виды несохранных перевозок. Перевозки в прямом смешанном сообщении. Железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути; их роль в организации перевозочного процесса. Содержание договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов, особенности договоров между перевозчиком и портом. Правовые основы перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.

Железнодорожные перевозки являются очень востребованным видом доставки, так как, в отличие от автомобильных перевозок, здесь не играют роли погодные условия, сохранность остается на высоком уровне, скорость движения постоянна, а также есть возможность перевозить вещи в любых объемах, как в контейнерах, так и в вагонах, как негабаритные товары. Стоимость такой доставки заметно ниже, в сравнении с авиационным, водным или автомобильным транспортом. Однако организация перевозок железнодорожным транспортом имеет и свои недостатки – довольно низкую скорость передвижения и невозможность доставки грузов прямо к месту назначения, поэтому иногда становится необходимым привлечение к доставке автомобильного транспорта. При оформлении договоренности на перевозку необходим договор железнодорожной перевозки грузов, который будет определять права и обязанности сторон.

Кроме того, перевозки грузов на поездах регулируются Уставом железнодорожного транспорта РФ, как и все возникающие хозяйственные отношения. Устав контролирует ответственность работников железной дороги, грузополучателей и грузоотправителей. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) издает также правила и инструкции, в которых прописаны все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе перевозок. Таким образом, организация перевозок железнодорожным транспортом лежит на совести всех субъектов перевозки – отправитель обязан позаботиться о своевременной подготовке грузов и документов, перевозчик следит за сохранностью груза, а получатель должен вовремя забрать груз в точке получения.

Виды железнодорожных перевозок:

1. Повагонная отправка. В этом случае для перевозки грузов каждого отдельного отправителя, заключившего договор, выделяется специальный вагон, согласно перевозочному документу.

2. Контейнерная перевозка. В контейнерах перевозят небольшие партии грузов, причем существует несколько вариантов контейнеров по их массе брутто – 3, 5, 10, 20, 24 и 30 тонн.

3. Перевозка в сборных вагонах. Этот вид перевозок подходит в случае, если грузы отправляются небольшими партиями. При этом в одном вагоне собирают грузы от разных отправителей по разным документам перевозки.

Подробнее о видах отправки грузов.

Железнодорожные перевозки в контейнерах считаются самым удобным видом перевозки – контейнеры могут быть универсальными или особыми – для скоропортящихся, опасных или хрупких грузов, контейнеры легки в погрузке и разгрузке. Организация перевозок железнодорожным транспортом включает в себя получение заказа от отправителя и расчет тарифа, оформление железнодорожных накладных и заказ контейнера на терминале. Контейнер может быть специально оборудован, если этого потребует клиент. Контейнер доставляется к отправителю, проводятся погрузочные работы – сотрудниками компании-перевозчика или самим клиентом. После этого ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика, который постоянно наблюдает перемещения груза. По заявке отправителя возможно страхование груза или его вывоз, и разгрузка у получателя.

Грузы массой до 10 тонн – это мелкая отправка, такие грузы занимают не больше трети крытого вагона, полувагона или площадки платформы. Малотоннажная отправка – это партии груза массой 10-20 тонн и объемом не больше половины вагона.

Следует отметить, что организация перевозок железнодорожным транспортом возможна в следующих вариантах – в грузовых (грузовая скорость), ускоренных (большая скорость) и пассажирских поездах. Грузовая скорость означает, что груз будет перевозиться с длительными стоянками, при большой скорости (в ускоренных поездах) остановок меньше и они не такие долгие.

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае:

введения согласно статье 29 УЖТ прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;

в ином случае, предусмотренном УЖТ, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты, и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае:

отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;

отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки;

отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки;

отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки;

введения согласно статье 29 УЖТ прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

в ином случае, предусмотренном УЖТ, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя, осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке, устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок по мере предъявления таких грузов для перевозок.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.

О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.

По просьбам грузоотправителей или осуществляющих перевалку грузов организаций в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок.

Форма заявки, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ведения учетной карточки и ее оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не представляются.

Подача заявки как оферты, согласование заявки как акцепта в гражданском законодательстве. Если отношения между перевозчиком и грузоотправителем носят несистематический, разовый характер, то обязательство перевозчика предоставить транспортное средство, а грузоотправителя — предъявить груз к перевозке возникает на основании заявки отправителя груза, принимаемой (акцептуемой) перевозчиком. Заявка может рассматриваться как оферта, т.е. предложение грузоотправителя перевозчику заключить договор. Она должна содержать все сведения, позволяющие определить объем перевозок, категорию перевозимых грузов, дату погрузки.

При систематических перевозках основанием возникновения обязанности предъявить груз к перевозке и подать транспортное средство под погрузку может быть договор об организации перевозок (ст. 798 ГК).

Учет выполнения заявки на перевозку грузов перевозчиком осуществляется в учетной карточке формы ГУ-1. Учетная карточка является учетным и финансовым документом. По ней осуществляется учет выполнения заявки на перевозку грузов, определяется количество предоставленных перевозочных средств для выполнения заявки, а также количество погруженных вагонов и контейнеров, устанавливается недогруз. По данным учетной карточки определяется ответственность сторон — грузоотправителя и перевозчика — за невыполнение принятой заявки на перевозку и назначаются штрафные санкции.

Учетная карточка ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю, роду груза, виду контейнера на основании согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявки.

Договор перевозки груза. Общие положения о договоре перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный отправителем груз в пункт назначения и выдать груз грузополучателю; грузоотправитель в свою очередь, обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предоставить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза и являются его письменной формой.

При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Договор перевозки грузов относится к публичным договорам, т.е. перевозчик обязан осуществлять перевозку грузов любого физического и юридического лица, обратившегося за такой услугой.

Договор является реальным, поскольку для его заключения недостаточно соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, необходима также и реальная передача груза перевозчику.

Договор является формальным, т. е. форма договора утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Договор всегда имеет срочный характер. Срок его действия определяется сроком исполнения обязательств по перевозке.

Договор является возмездным, поскольку грузоотправитель оплачивает услуги перевозчика в виде провозных платежей.

Договор является взаимным, так как все стороны договора принимают на себя конкретные обязательства.

Договор является двусторонним в пользу третьего лица.

Предмет и объект договора. Предметом договора перевозки грузов являются транспортные услуги, т.е. обязанности по перемещению грузов и возникшие в связи с этим дополнительные услуги.

Объект перевозки — груз, предъявляемый перевозчику для транспортировки железнодорожным транспортом общего пользования и разрешенный для этого нормативно-правовыми актами и условиями перевозок.

Срок договора. В договоре перевозки срок исполнения обязательства определяет срок действия договора. Срок в договоре перевозки грузов определяется в перевозочных документах не временем, а суточным пробегом вагонов с грузом. При оформлении перевозки конкретного груза в срок его доставки включаются следующие временные затраты:

1) время, необходимое для выполнения операций, связанных с отправлением и прибытием грузов;

2) время непосредственно перевозки грузов, которое зависит от расстояния, выбранной скорости перевозки и норм суточного пробега;

3) время на выполнение операций в пути следования.

Исчисление срока доставки груза начинается с 0 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля».

Порядок заключения договора. Заключение договора перевозки грузов предусматривает следующие процедуры:

1) составляется и утверждается заявка;

2) грузоотправитель предоставляет на каждую отправку груза, составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную;

3) заполненная накладная до ввоза груза на станцию или до погрузки на железнодорожных путях необщего пользования передается в товарную контору для проверки правильности ее заполнения;

4) после этого станция разрешает ввоз груза или его погрузку;

5) в подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в накладной календарный штемпель;

6) квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в корешке дорожной ведомости.

Исполнение договора перевозки груза. Перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов/контейнеров под погрузку.

Погрузка, а также выгрузка в местах общего пользования и местах необщего пользования обеспечиваются грузоотправителем, грузополучателем. Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего пользования обеспечиваются перевозчиком за счет грузополучателя с ее оплатой по соглашению сторон.

Перевозчики, владельцы инфраструктур при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителем, грузополучателем выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка в местах общего пользования и местах необщего пользования обеспечиваются грузоотправителем, грузополучателем.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозчик уведомляет грузополучателя о времени подачи вагонов/контейнеров к месту их выгрузки не позднее чем за 2 часа до объявленной подачи вагонов.

Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем.

Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Несохранные перевозки — перевозки, в результате которых происходят потери или ухудшение качества грузов при транспортировке, в т. ч. во время ожидания погрузки, собственно погрузки, перевозки, выгрузки и доставки к месту потребления.

Естественная убыль — величина, на которую уменьшилась масса(объем) груза вследствие его физико-химических свойств (естественных причин), воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих средств защиты груза от потерь (выветривание, испарение, температурный перепад и др.) в процессе погрузочно-разгрузочных работ, хранения и транспортировки в пределах требований (норм), установленных нормативными правовыми актами.

Фактическая убыль (недостача) — разница между фактическими величинами массы (объема) груза при погрузке и выгрузке и не вызванная действиями грузоотправителя.

Утрата — недостающая часть отгруженного при отправлении груза по прибытии на станцию назначения, не обусловленная естественными причинами. Другими словами, утрата есть разность между фактической и естественной убылью.

Норма естественной убыли — установленная нормативными правовыми актами предельно допустимая разница массы груза в пункте выгрузки и первоначальной (в процентах) при условии соблюдения правил перевозки и с учетом расстояния перевозки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.052 с.)