Причины возникновения монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения монополий



Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых началах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, которая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль.

 Монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая процесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию. Это приводит к монополизации.

Существует пять причин возникновения монополии на рынке:

1. Сам закон о конкуренции на рынке. Как бы это странно не звучало, но именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать как можно больше прибыли. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.

2. Закон о концентрации каптала и производства. Масштабы производства увеличиваются и усовершенствоваются, а это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.

3.   Новые образования глобального производства. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.

4. Процессы изменения частной собственности. Благодаря крупным предприятиям, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс, возможен серьезный прорыв в научной и технической сфере

5. Влияние кризисной ситуации на рынок. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние и возникновению монополистических структур.

 

Типы монополий

 Монополии могут быть двух типов:

1) естественная (или регулируемая государством) монополия возникает в отраслях экономики, производящих уникальную продукцию в условиях отсутствия конкуренции. Этот тип монополии существует неограниченное время, признается обществом и закрепляется законодательством. Государство обязано непосредственно регулировать рынки естественных монополий. Естественные монополии господствуют в отраслях, добывающих и транспортирующих энергоресурсы, в транспорте, связи и коммунальном хозяйстве;

2) стихийно возникающая (нерегулируемая или частично регулируемая государством) монополия. Монополии могут возникать стихийно, когда территориальный рынок обслуживает одно предприятие, продающее товар, не имеющий заменителей. Монополии этого типа не отличаются устойчивостью, возникают и исчезают стихийно. Они регламентируются законодательством, но не являются объектами прямого, постоянного государственного регулирования.

Стихийные монополии возникают при появлении барьеров, препятствующих появлению конкурентов на рынке:

1) юридические барьеры – это законодательная защита авторских прав на научно-технические разработки и изобретения; лицензирование государством отдельных видов деятельности; право частной собственности на разработку запасов природных ресурсов;

2) экономические барьеры – создание крупного предприятия предполагает большие затраты капитала: неэластичный спрос препятствует расширению объемов производства, поэтому новые конкуренты будут получать малую прибыль;

3) технологические барьеры – сложность и уникальность современных технологий затрудняет их успешное копирование.

Для расширения бизнеса существуют два пути: внутренний и внешний. Когда предприятия расширяются изнутри, они строят новые заводы, устанавливают дополнительное оборудование и нанимают еще служащих. Внешний путь расширения деятельности предполагает слияние компаний.

Слияние фирм происходит по нескольким причинам. Некоторые предприятия приобретают другие фирмы для расширения ассортимента производства, снижая таким образом степень риска на случай колебаний рыночной конъюнктуры. Другие стремятся к увеличению объема производства. Третьи же покупают акции маркетинговых и транспортных компаний для уменьшения собственных расходов. Некоторые корпорации видят в слиянии компаний способ устранения бывших конкурентов.

Слияние компаний может идти по 3 направлениям: горизонтальное, вертикальное или конгломеративное.

Горизонтальное слияние. Это соединение двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Примером может служить слияние двух издательств или двух автомобильных заводов в один концерн.

Вертикальное слияние. Это соединение двух или более компаний, осуществляющих различные стадии одной технологической цепочки, которая называется вертикальной интеграцией. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для производства собственной стали, необходимой для изготовления автомобилей.

Конгломеративное слияние. Конгломерат совмещает в одной финансово-управленческой структуре несколько видов производства, совершенно не связанных между собой. Примером конгломерата является слияние фирмы, производящей сигареты с фирмой, специализирующейся на производстве корма для собак.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.005 с.)