Исторические этапы развития экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические этапы развития экономической теории



Ход занятия

ОБЗОР САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Исторические этапы развития экономической теории

 

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей.

Впервые слово «экономикос» появилось 2500 лет назад в заглавии сочинения древнегреческого философа Ксенофонта(«ойкос» – дом, «номос» – закон, правило). В буквальном, первоначальном смысле «экономика» означала науку о домоводстве, искусство  ведения домашнего хозяйства.

2.Научное направление - меркантилизм Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля, который впервые устанавливает две стороны товара: потребительную и меновую, и анализирует процесс обмена. Потребительная стоимость – полезность какого-нибудь предмета. Меновая стоимость – возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом.

         Развитие общественного разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства, в связи с чем возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны.

Как наука экономическая теория возникла в XVI в. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия).

Специальное название экономической науки - политическая экономия - появилось в XVII веке. Этот термин ввел Антуан де Монкретьен, который опубликовал в 1615 году «Трактат о политической экономике». Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления общественным хозяйством. Затем появилось неоклассическое направление, а позднее — современные трансформации экономической теории

Этапы развития экономической теории

1. Зарождение экономической мысли

2. «Меркантилизм»

3. Классическая политическая экономика

4.  Марксизм

5.  Неоклассическое направление экономикс

Меркантилизм» - направление в экономической теории

  «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом. Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон.

Меркантилисты выдвигали систему доктрин обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма — установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и так далее.

Основные принципы меркантилизма:

1) золото и другие сокровища являются главным богатством общества;

2) главный источник получения богатства – внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;

3) государство должно активно вмешиваться в экономику страны;

4) внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;

5) поощряется экспорт;

6) низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.

Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).

 

Виды налогов

Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке.

Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основными чертами налогов является: безвозмездность, принудительность и безэквивалентность (только деньги).

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. В отличие от налога уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.  

Виды налогов можно классифицировать различными способами в зависимости от:

1) объекта налогообложения:

а) прямые (налог на прибыль);

б) косвенные (акцизы);

2) уровня взимания налогов:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

3) субъекта уплаты:

а) физические лица;

б) юридические лица;

4) источника уплаты:

а) доход;

б) прибыль;

в) выручка;

5) ставки налога:

а) налоги с твердой ставкой;

б) пропорциональные налоги;

в) прогрессивные налоги;

г) регрессивные налоги;

6) целей использования:

а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов;

б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.);

7) способа изъятия:

а) у источника (заработная плата);

б) по декларации.

 

Налоговая система

Налоговая система в РФ выстроена по следующей структуре:

1) Федеральные налоги и сборы – НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;

2) региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;

3)  местные налоги и сборы – налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.

Функции налоговой системы:

1) фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;

2) регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;

3) распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспределяют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;

4) социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;

5) аккумулирующая;

6) стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса;

3) контрольная (без данной функции другие функции не осуществляются).

Налогоплательщики – это организации и индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), которые на основании Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.

Налоговые агенты – это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.

Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.

Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.

Налоговый период – календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.

Сроки уплаты налогов – это время, в течение которого необходимо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Льготы – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).

 

Налоговый контроль

Фискальная политика

Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.

Различают два вида фискальной политики:

1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:

а) автоматические изменения налоговых поступлений;

б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;

2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:

а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);

б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.

Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:

1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;

2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.

 

Типы монополий

 Монополии могут быть двух типов:

1) естественная (или регулируемая государством) монополия возникает в отраслях экономики, производящих уникальную продукцию в условиях отсутствия конкуренции. Этот тип монополии существует неограниченное время, признается обществом и закрепляется законодательством. Государство обязано непосредственно регулировать рынки естественных монополий. Естественные монополии господствуют в отраслях, добывающих и транспортирующих энергоресурсы, в транспорте, связи и коммунальном хозяйстве;

2) стихийно возникающая (нерегулируемая или частично регулируемая государством) монополия. Монополии могут возникать стихийно, когда территориальный рынок обслуживает одно предприятие, продающее товар, не имеющий заменителей. Монополии этого типа не отличаются устойчивостью, возникают и исчезают стихийно. Они регламентируются законодательством, но не являются объектами прямого, постоянного государственного регулирования.

Стихийные монополии возникают при появлении барьеров, препятствующих появлению конкурентов на рынке:

1) юридические барьеры – это законодательная защита авторских прав на научно-технические разработки и изобретения; лицензирование государством отдельных видов деятельности; право частной собственности на разработку запасов природных ресурсов;

2) экономические барьеры – создание крупного предприятия предполагает большие затраты капитала: неэластичный спрос препятствует расширению объемов производства, поэтому новые конкуренты будут получать малую прибыль;

3) технологические барьеры – сложность и уникальность современных технологий затрудняет их успешное копирование.

Для расширения бизнеса существуют два пути: внутренний и внешний. Когда предприятия расширяются изнутри, они строят новые заводы, устанавливают дополнительное оборудование и нанимают еще служащих. Внешний путь расширения деятельности предполагает слияние компаний.

Слияние фирм происходит по нескольким причинам. Некоторые предприятия приобретают другие фирмы для расширения ассортимента производства, снижая таким образом степень риска на случай колебаний рыночной конъюнктуры. Другие стремятся к увеличению объема производства. Третьи же покупают акции маркетинговых и транспортных компаний для уменьшения собственных расходов. Некоторые корпорации видят в слиянии компаний способ устранения бывших конкурентов.

Слияние компаний может идти по 3 направлениям: горизонтальное, вертикальное или конгломеративное.

Горизонтальное слияние. Это соединение двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Примером может служить слияние двух издательств или двух автомобильных заводов в один концерн.

Вертикальное слияние. Это соединение двух или более компаний, осуществляющих различные стадии одной технологической цепочки, которая называется вертикальной интеграцией. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для производства собственной стали, необходимой для изготовления автомобилей.

Конгломеративное слияние. Конгломерат совмещает в одной финансово-управленческой структуре несколько видов производства, совершенно не связанных между собой. Примером конгломерата является слияние фирмы, производящей сигареты с фирмой, специализирующейся на производстве корма для собак.

 

Трансакционные издержки

В последние десятилетия достаточно популярной стала концепция трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - э то издержки, связанные «не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т. д.».

Трансакционные издержки делятся на две группы:

1) издержки возникающие до совершения сделки купли-продажи (ex ante):

а) издержки поиска информации о необходимом товаре;

б) издержки ведения переговоров о сделке;

в) издержки измерения качества товара;

г) издержки заключения контракта;

2) издержки возникают после совершения сделки (ex post):

а) издержки предупреждения оппортунизма (например, в случае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия аренды);

б) издержки спецификации и защиты прав собственности (например, хозяин предъявляет претензии по содержанию арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде);

в) издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).

 

Описание товаров и услуг

В данном разделе вам необходимо описать какие товары и услуги вы планируете реализовывать и понять портрет вашего клиента или целевой аудитории.

Инфляция, темп инфляции

 

   Инфляция - это устойчивый процесс в экономике (от латинского inflatio «вздутие») — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

    Инфляция - это болезнь бумажноденежного обращения, при котором деньги потеряли связь с золотом. Если объём таких бумажных денег больше потребности обращения, то возникает инфляция.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен. В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран.

 

    В экономической теории для измерения уровня цен применяют специальные показатели. Существует целый ряд показателей: индекс потребительских цен, темп инфляции и другие.

    Индекс потребительских цен (И ПЦ) равен соотношению между ценой определенного набора товара («корзины») в текущем году и ценой корзины в базовом периоде, выраженный в процентах:

            Рыночная корзина текущего года

ИПЦ =---------------------------------------------- х 100 процентов

                   Базовая рыночная корзина

Ведущие экономисты    считают, что инфляция вызвана, в основном, денежными факторами, то есть финансовой политикой государства и рассчитывают уровень инфляции как отношение роста индекса потребительских цен к индексу потребительских цен базового периода. Этот показатель называют темпом инфляции:

 

                                       ИПЦ текущ – ИПЦ баз

Темп инфляции ==--------------------------------- х 100 процентов

                                            ИПЦ баз

 

Темп инфляции (темп роста цен) равен темпу роста денежной массы.

 

 

Виды инфляции

  

Причины инфляции

В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.

   Среди причин, вызывающих инфляцию, можно выделить:

Внутренние причины:

1) чрезмерная эмиссия, которая превышает истинную потребность в деньгах национального хозяйства;

2) большие масштабы капитального строительства, которое отвлекает денежные и материальные ресурсы на длительный период времени и вызывает сокращение текущего потребления населения;

3) огромные военные расходы, которые приводят к неэффективному использованию богатства общества;

4) кризис государственных финансов, при котором происходит значительное превышение расходов государства над доходами бюджета и растет огромный внутренний государственный долг;

5) необоснованное повышение цен и заработной платы;

 Внешние причины:

1) рост цен на мировом рынке, приводящий к подорожанию товаров, экспортируемых и импортируемых каждой страной;

2) структурные мировые кризисы;

3) увеличение внешнего долга;

4) войны, которые сопровождаются сокращением производства и ростом стоимости жизни.

21. Последствия инфляции

Инфляция имеет ряд социально-экономических последствий:

1) перераспределение доходов:

а) потери несут группы населения с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры);

б) выигрывают те категории граждан, которые выпускают продукцию, пользующуюся повышенным спросом;

в) выигрывают люди, взявшие кредит;

2) обесценивание сбережений:

а) инфляция подрывает стимулы к накоплению;

б) она снижает реальную стоимость сбережений;

в) инфляция обесценивает амортизационный фонд предприятий, так как фирмы на текущее потребление отправляют большую часть прибыли, что подрывает производство;

3) социальная нестабильность:

а) рост безработицы;

б) снижение расходов государственного бюджета, направленных на осуществление социальных программ;

в) социальная напряженность в обществе.

   С целью ослабления отрицательных последствий инфляционных процессов государство разрабатывает антиинфляционную политику.

  Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции и выражается в  осуществлении следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета;

2) снижение инфляционных ожиданий;

3) структурная перестройка национальной экономики;

4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

5) развитие производства и НТП;

6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

 Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Виды безработицы

 

Экономисты выделяют следующие виды безработицы:

1) циклическая безработица. Один из самых главных видов безработицы, который возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех сферах, отраслях, регионах. Во время спада производства ее уровень может достигать 8–10%;

2) структурная (технологическая) безработица. Данный вид безработицы возникает в связи с изменениями в строении народного хозяйства: вымирают некоторые профессии или даже целые отрасли; перестраивается экономика регионов; изменяются под давлением научно-технической революции сами технологии; т. е. структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит высокий уровень вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников;

3) фрикционная безработица. Явно менее негативный вид безработицы, который связан с так называемым положением «между работами» (постоянное движение населения от профессии к профессии, из одной местности в другую, временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы теми, кто только что закончил учебное заведение или кто отслужил в армии). Главной особенностью такого вида безработицы является непродолжительность. В подобных ситуациях постоянно кто-то находится, т. е. имеется как бы «резерв», данный вид безработицы невозможно устранить;

4) институциональная безработица. По ее названию можно понять, что она возникает из-за действия общественных институтов. Например, государство может выплачивать немалые социальные пособия, побуждая при этом часть трудоспособного населения не работать. Или деятельность профсоюзов, направленная на постоянное увеличение заработной платы, делает рабочую силу очень дорогой и вынуждает работодателей уменьшать свой спрос на рынке труда;

5) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых свойственны сезонные колебания объемов производства (обслуживание летних курортов);

6) частичная безработица возникает на предприятиях, которые вынуждены перейти на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

7) скрытая безработица включает в себя людей, которые формально вроде бы и работают, а фактически занимают лишние рабочие места, т. е. ту работу, которую может сделать и один работник, делают два, а то и три человека.

 

           24. Причины безработицы

 

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин.

В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

 

 

 25. Последствия безработицы

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий.

Среди негативных последствий безработицы выделяют:

1) недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП. Это последствие является самым главным. Специалисты подсчитали, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

2) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

3) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

   4) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты:

Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства.

Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

Ход занятия

ОБЗОР САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Исторические этапы развития экономической теории

 

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей.

Впервые слово «экономикос» появилось 2500 лет назад в заглавии сочинения древнегреческого философа Ксенофонта(«ойкос» – дом, «номос» – закон, правило). В буквальном, первоначальном смысле «экономика» означала науку о домоводстве, искусство  ведения домашнего хозяйства.

2.Научное направление - меркантилизм Дальнейшее развитие наука получила у Аристотеля, который впервые устанавливает две стороны товара: потребительную и меновую, и анализирует процесс обмена. Потребительная стоимость – полезность какого-нибудь предмета. Меновая стоимость – возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом.

         Развитие общественного разделения труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства, в связи с чем возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны.

Как наука экономическая теория возникла в XVI в. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия).

Специальное название экономической науки - политическая экономия - появилось в XVII веке. Этот термин ввел Антуан де Монкретьен, который опубликовал в 1615 году «Трактат о политической экономике». Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления общественным хозяйством. Затем появилось неоклассическое направление, а позднее — современные трансформации экономической теории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.118 с.)