Антимонопольная политика России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антимонопольная политика России



Борьба с монополией постоянно велась в странах с рыночной экономикой. Монополия негативно влияет на экономическое развитие государств. Конкуренция имеет ряд преимуществ по сравнению с монополией или олигополией, как для государства, так и для простых граждан. В России борьба с монополией началась относительно недавно, в связи с существованием в стране командной экономикой в 20- начало 90 гг. 20 века. Тем не менее, в Конституции РФ, чётко прописано о запрете монополии и поощрении конкуренции.

Прежде всего, стоит пояснить именно саму сущность антимонопольной борьбы и что она представляет собой в России. Термин монополия означает: преобладание, как правило, одного предприятия на рынке продукции или услуг, что влечёт за собой различные невыгоды как для государства, так и для покупателей, ввиду обладанием полной власти на рынке, это ведёт к управление этим предприятием спроса на рынке. Существует моно- и олигополия, соответственно преобладание одного или нескольких крупных предприятий. Следовательно, антимонопольная борьба – это ряд мер по устранению этого контроля в одностороннем порядке и создание системы, позволяющей создавать предложение на рынке многочисленным предприятиям и предпринимателям. Борьба с монополией является одним из обязательных условий принятия рыночной экономики в государстве.

Существует также ряд проблем, при осуществлении мер по борьбе с монополией актуальных в большей степени для таких стран как Россия. Это происходит, потому что в России процесс борьбы отличается в той или иной мере от этого процесса в других странах. Поэтому следует описать особенности антимонопольной политики в России:

1. Внедрение исполнительных органов государственной власти в процесс обладания монопольного положения отдельными хозяйствами, сохраняющаяся как пережиток административно-командной системы.

2. Крайне неравномерный характер конкуренции в отечественной промышленности, проявляющийся, во-первых, в поддержке нетрадиционных связей, тенденции к сращиванию крупного бизнеса с органами государственной власти в форме совместного владения. Во-вторых, в предоставлении государством льгот и привилегий отдельным (в том числе неэффективным) предприятиям, т.е. предпочтение определённым предприятиям ввиду разных обстоятельств. В-третьих, в сложившейся нестандартной этике деловых отношений, допускающей прямой обман, криминальное давление на конкурентов, что особо было свойственно для России в 90-х годах 20 века.

3. Локализация региональных рынков, сохранение территориальных монополий и, как следствие, появление дополнительных источников для монополизации на региональном уровне, вызванных обособленностью регионов современной России как субъектов Федерации, высоким уровнем транспортных издержек, недостатком ресурсов и неразвитой инфраструктурой.

4. Высокие административные барьеры, усиливающие регионализацию и локализацию товарных рынков.

Монопольная структура российской экономики – это пережиток советской командной экономики. В СССР крупные производства создавались по принципу близости к рынкам, либо к источникам сырья. Вопрос о конкуренции просто не стоял, к тому же все предприятия были государственными. В начале 90-х, на волне приватизации произошло разукрупнение предприятий. А в конце прошлого десятилетия и начале нынешнего, на второй и третьей волнах перераспределения собственности, начали создаваться крупные предприятия и финансово-промышленные группы. При этом количество крупных компаний постоянно растет. В их число входят сейчас не только добывающие, металлургические или энергетические компании, но также и машиностроительные, перерабатывающие предприятия и др. И не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Конечно, создающиеся сейчас государственные корпорации по определению должны быть крупными предприятиями, чтобы они могли на равных конкурировать на мировом рынке. В этом смысле Россия идет в русле общемировых тенденций. Нельзя не отметить, что воссоздание крупных производств в России подготовило основу финансовой стабилизации со стороны реального сектора, а не только со стороны макроэкономического регулирования. Именно крупные корпорации стали основой экономического роста, который мы наблюдали в течение последних лет.

При отсутствии развитой системы антимонопольного регулирования и конкурентной политики, которая в развитых странах улучшается в течение двух столетий, наблюдается рост монопольных отношений в российской экономике. В России монополизм носит давний классический характер, что выражается в монопольных ценах, картельных сговорах, попытках уклонения от налогообложения, переводе капиталов за рубеж, валютных нарушениях и т.д.

Монополизм – одна из причин роста инфляции. Все усилия по снижению инфляции сводятся на нет потому, что именно монополии, и в первую очередь естественные, разгоняют динамику цен. Расчеты экспертов показывают, что в последние 2-3 года рост инфляции зависит не столько от финансовых факторов, сколько от роста тарифов естественных монополий. Это продолжается и при кризисе начавшемся в 2008 году. Несмотря на то что цены производителей первоначально упали, потребительские цены продолжают расти. В ближайшее время снова ожидается рост цен на промышленную продукцию. Российская промышленность очень энергоемкая (ее энергоемкость почти в три раза выше, чем в странах Европейского союза), поэтому подорожание одного из составляющих сразу же ведет к подорожанию конечного продукта. По темпам роста инфляции и расходам на конечное потребление Россия – лидер

Основные направления развития антимонопольной борьбы в России:

1. Предотвращение негативного влияния крупных предприятий на развитие конкуренции.

2. Контроль за предприятиями, которые пытаются монополизировать своё производство и сделать свою продукцию преимущественной на рынке.

3. Недопущение объединения и составления соглашений между крупными корпорациями, что влияет на развитие добросовестной конкуренции.

4. Ликвидация недобросовестной конкуренции, появившейся из-за получения такими предприятиями некоторых льгот, привилегий и прочего полученных незаконным путём (коррупция).

5. Отслеживание деятельности предприятий, в том числе монопольных, которые противятся обновлению оборудования, что вредит качеству продукции и принуждению их к переходу на новое оборудование.

Основная цель деятельности Федеральной антимонопольной службы России связанна с предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Стратегия выделяет четыре направления в деятельности службы:

1. Создание организации для развития добросовестной конкуренции и её защиты.

1. Ослабление барьеров между регионами, что ведёт к улучшению конкуренции.

2. Обеспечение доступа потребителей к продукции естественных монополий.

3. Создание условий для добросовестной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и распределении на торгах государственного имущества.

Следует отметить, что Россия как страна с рыночной экономикой старается активно бороться с монополией. Эта борьба, однако, не может полностью развернуться из-за развитой коррупции, а также исторического прошлого этого государства. Тем не менее, Россия преуспела в этом, а наметившиеся тенденции отражают готовность властей бороться с монополией и развивать добросовестную конкуренцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.006 с.)