Волжский, 2020
Содержание
Введение. 2
1 Теоретические основы несовершенной конкуренции. 4
1.1 Конкуренция в современной рыночной экономике. 4
1.2 Рынок несовершенной конкуренции. 8
2 Тенденции и перспективы развития антимонопольной политики в России. 12
2.1 Антимонопольная политика России. 12
2.2 Перспективы трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России в постпандемийный период. 16
Заключение. 22
Список используемых источников. 25
Введение
Динамично изменяющиеся условия конкурентной борьбы на различных товарных рынках приводят производителей к пониманию того, что для достижения эффективности функционирования его бизнеса необходимо сохранение и повышение собственной конкурентоспособности. Только при постоянных усилиях менеджмента в проведении конкурентной стратегии развития можно добиться намеченных целей функционирования организации.
Существующие проблемы функционирования рынка, в том числе мировые кризисные явления, все время подталкивают предпринимателей к применению форм недобросовестной конкуренции, что повышает изменение внешней среды и все больше затрудняет реализацию конкурентных преимуществ организации.
Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна с методической и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности, механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий, а также знания применения антимонопольной политики государства.
Именно наличие рыночной конкуренции способствует эффективным действиям на рынке, заставляя предпринимателей предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Это ведёт к повышению эффективности производства, созданию условий для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики, росту благосостояния потребителей, снижению цен на товары и услуги.
Создав условия для возможности осуществления потребительского выбора, рыночная конкуренция, в первую очередь, обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя функционировать неэффективным предприятиям. Но любой хозяйствующий субъект стремится к монополии, вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Пытаясь сохранить и увеличить свой рыночный потенциал, предприниматели могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создающие искусственные барьеры входа на рынок. Эти действия приводят к нерациональному распределению ресурсов, а также негативно сказывается на хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и экономическом благосостоянии общества в целом.
Проведение эффективной антимонопольной политики и реализация законодательства может явиться мощным катализатором для структурных изменений в высококонцентрированной экономике, которая сформировалась в России за последний период деятельности - это обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются экономические конкурентные отношения, возникающие в результате функционирования экономического рынка.
Предмет – несовершенная конкуренция и особенности антимонопольной политики России.
Целью исследования является выявление тенденций и перспектив развития антимонопольной политики в России.
Для достижения установленной цели, необходимо решить задачи:
- определить конкуренцию в современной рыночной экономике;
- раскрыть рынок несовершенной конкуренции;
- охарактеризовать антимонопольную политику России;
- выявить перспективы трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России в постпандемийный период.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, включающие по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы. Работа размещена на 28 страниц.
Заключение
На основании исследования, можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства как источнике развития конкуренции.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы.
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производств.
Конкуренция является необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы.
К положительным чертам можно отнести: активный инновационный процесс, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.
К негативным последствиям — неравноправие побед и поражений, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция — значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Рынок несовершенной конкуренции представляет собой соперничество отдельных производителей, имеющих возможность регулировать цены на производимые ими товары.
Каждая из структур рынка несовершенной конкуренции причиняют своей деятельностью различный вред обществу и получают дифференцированные прибыли, для них сохраняется общий принцип — отклонение от эталона эффективности функционирования совершенной конкуренции, а также непосредственная дифференциация товаров или услуг, увеличивающая степень несовершенства конкуренции на рынке. Поэтому так важно развитие антимонопольного регулирование рынка, основы функционирования которого лежат в антимонопольной политике государства.
Антимонопольная борьба – это ряд мер по устранению этого контроля в одностороннем порядке и создание системы, позволяющей создавать предложение на рынке многочисленным предприятиям и предпринимателям. Борьба с монополией является одним из обязательных условий принятия рыночной экономики в государстве.
Существует также ряд проблем, при осуществлении мер по борьбе с монополией актуальных в большей степени для таких стран как Россия. Это происходит, потому что в России процесс борьбы отличается в той или иной мере от этого процесса в других странах. Поэтому следует описать особенности антимонопольной политики в России:
1. Внедрение исполнительных органов государственной власти в процесс обладания монопольного положения отдельными хозяйствами, сохраняющаяся как пережиток административно-командной системы.
2. Крайне неравномерный характер конкуренции в отечественной промышленности.
3. Локализация региональных рынков, сохранение территориальных монополий
4. Высокие административные барьеры, усиливающие регионализацию и локализацию товарных рынков.
Следует отметить, что Россия как страна с рыночной экономикой старается активно бороться с монополией. Эта борьба, однако, не может полностью развернуться из-за развитой коррупции, а также исторического прошлого этого государства. Тем не менее, Россия преуспела в этом, а наметившиеся тенденции отражают готовность властей бороться с монополией и развивать добросовестную конкуренцию.
В новых условиях законотворческая деятельность по продвижению новых регуляторных положений цифровых рынков, безусловно, с некоторыми коррективами будет продолжена, но, на наш взгляд, в настоящее время оперативных и безотлагательных мер ждут кардинальные действия по регулированию конкурентных отношений, как на инновационных, так и классических рынках в постпандемийный период.
В период пандемии и, главное после нее, в условиях масштабного кризиса и сложного восстановления субъектов предпринимательства необходим системно выстроенный комплекс структурированных антимонопольных мер, включающий поддержку бизнеса и снижение жесткого контрольно-надзорного давления на него.
Абсолютно понятно, без существенной роли государства будет сложно провести программу оздоровления экономики.
В заключение важно отметить, что
целесообразно ввести мораторий на проверки, разработать протоколы заявительных возможностей на осуществление действий, наносящих потенциальный вред конкуренции, но позитивный эффект экономике и обществу. Такие оперативные действия оперативно разрабатываются и требуют апробирования, как во многих странах Европейского Союза и США, так и в Российской Федерации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К курсовой работе (проекту)
по дисциплине
«Экономическая теория»
«Несовершенная конкуренция и особенности антимонопольной
Политики в России»
Студент
Кондратюк Виктория Михайловна
(имя, отчество, фамилия)
Группа
ВМЗ-183
Руководитель работы (проекта)
к.э.н., доцент
Н.А. Водопьянова
(подпись и дата подписания)
(долж., инициалы и фамилия)
Члены комиссии:
М.А.Коваженков
(подпись и дата подписания)
(инициалы и фамилия)
Н.А. Водопьянова
(подпись и дата подписания)
(инициалы и фамилия)
Т.Г. Мироседи
(подпись и дата подписания)
(инициалы и фамилия)
Нормоконтролер
Н.А. Водопьянова
(подпись, дата подписания)
(инициалы и фамилия)
Волжский, 2020
Содержание
Введение. 2
1 Теоретические основы несовершенной конкуренции. 4
1.1 Конкуренция в современной рыночной экономике. 4
1.2 Рынок несовершенной конкуренции. 8
2 Тенденции и перспективы развития антимонопольной политики в России. 12
2.1 Антимонопольная политика России. 12
2.2 Перспективы трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России в постпандемийный период. 16
Заключение. 22
Список используемых источников. 25
Введение
Динамично изменяющиеся условия конкурентной борьбы на различных товарных рынках приводят производителей к пониманию того, что для достижения эффективности функционирования его бизнеса необходимо сохранение и повышение собственной конкурентоспособности. Только при постоянных усилиях менеджмента в проведении конкурентной стратегии развития можно добиться намеченных целей функционирования организации.
Существующие проблемы функционирования рынка, в том числе мировые кризисные явления, все время подталкивают предпринимателей к применению форм недобросовестной конкуренции, что повышает изменение внешней среды и все больше затрудняет реализацию конкурентных преимуществ организации.
Проблема управления конкурентоспособностью предприятий актуальна с методической и с практической точки зрения в силу далеко не полного владения руководством предприятий современными методами оценки конкурентоспособности, механизмами разработки конкурентоустойчивых стратегий, а также знания применения антимонопольной политики государства.
Именно наличие рыночной конкуренции способствует эффективным действиям на рынке, заставляя предпринимателей предлагать потребителям широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Это ведёт к повышению эффективности производства, созданию условий для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики, росту благосостояния потребителей, снижению цен на товары и услуги.
Создав условия для возможности осуществления потребительского выбора, рыночная конкуренция, в первую очередь, обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя функционировать неэффективным предприятиям. Но любой хозяйствующий субъект стремится к монополии, вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Пытаясь сохранить и увеличить свой рыночный потенциал, предприниматели могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создающие искусственные барьеры входа на рынок. Эти действия приводят к нерациональному распределению ресурсов, а также негативно сказывается на хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и экономическом благосостоянии общества в целом.
Проведение эффективной антимонопольной политики и реализация законодательства может явиться мощным катализатором для структурных изменений в высококонцентрированной экономике, которая сформировалась в России за последний период деятельности - это обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются экономические конкурентные отношения, возникающие в результате функционирования экономического рынка.
Предмет – несовершенная конкуренция и особенности антимонопольной политики России.
Целью исследования является выявление тенденций и перспектив развития антимонопольной политики в России.
Для достижения установленной цели, необходимо решить задачи:
- определить конкуренцию в современной рыночной экономике;
- раскрыть рынок несовершенной конкуренции;
- охарактеризовать антимонопольную политику России;
- выявить перспективы трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России в постпандемийный период.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа содержит введение, две главы, включающие по 2 параграфа, заключение и список использованной литературы. Работа размещена на 28 страниц.
Теоретические основы несовершенной конкуренции
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.008 с.)