Тема 2. Современный рынок издательской продукции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Современный рынок издательской продукции.



Основные тенденции на рынке книжной продукции. Сегментирование рынка издательской продукции. Тематика и виды изданий; продукция крупнейших центральных и региональных издательств. Количественные показатели книжного рынка.

Сфера издательской деятельности представляет собой социально значимую отрасль экономики и тесно связана со сферой культуры, образования и науки. Тенденции и показатели рынка издательской продукции зависят от состояния всех этих отраслей. Согласно данным отечественной и мировой статистики по выпуску издательской продукции Россия имеет относительно хорошие показатели – ежегодно выпускается более 117 тысяч названий издательской продукции, и по этому показателю Россия входит в 10 крупнейших издающих стран, но лидерами мирового книгоиздания являются США и Китай, где ежегодно выпускается более 300 тысяч названий.

Объем рынка издательской продукции зависит с одной стороны от количества издателей и масштаба их деятельности, с другой стороны от платежеспособного спроса и количества читателей. Число издателей в России достаточно стабильно – в Российской книжной палате зарегистрировано порядка 5700 издательств. Однако число активно действующих – тех, кто выпускает хотя бы 12 книг в год значительно меньше – 1230. При этом для издательской сферы характерны сильная конкуренция и тенденции к слияниям и поглощениям, что ведет к образованию крупных издательских групп и их доминированию на рынке.

В то же время статистика книжного рынка говорит, о снижении спроса на книжную продукцию: число экземпляров выпущенных на душу населения за последние 10 лет сократилось в среднем с 5,35 экз. до 3,2 экз., а совокупный оборот отрасли сократился с 80,9 млрд. руб. до 77, 1 млрд. руб. Причем объем издательского рынка мог упасть еще больше, если бы не повышение цен на книги и значительные усилия по рекламе и продвижению книг со стороны издателей. Таким образом, несмотря на все усилия издателей, в настоящее время объем  издательского рынка снижается, а потенциал для роста наблюдается лишь в отдельных сегментах, например, в области электронных изданий или детских книг.

Рынок издательской продукции целесообразно сегментировать в соответствии с основными видами изданий, читательским адресом и другими характеристиками (по тематике, жанрам, тиражам, ценовым категориям и т.д.). Анализ основных сегментов книжного рынка в соответствии с целевым назначением изданий показывает, что наибольшим из всех групп спросом пользуются учебные издания. Ежегодно выпускается около 40 тыс. названий учебных изданий совокупным тиражом более 230 млн. экз. Достаточно стабилен выпуск научной литературы, но это, как правило, малотиражные издания. Снижение тиражей является одной из самых очевидных тенденций на современном книжном рынке.

Доля изданий, выпущенных тиражом менее 1000 экз. сегодня составляет более 55 % всего выпуска. Тенденция снижения тиражей заметна и в сегменте изданий художественной литературы: за последние 10 лет совокупный тираж здесь упал с 164 млн. экз. до 63,8 млн. экз. – более чем в 2,5 раза. Такая ситуация объясняется растущей популярностью чтения электронных изданий и применением технологии печати по требованию. Одним из немногих растущих сегментов книжного рынка является сегмент детской книги – по числу выпущенных названий за последние 10 лет здесь отмечается рост с 11 тысяч названий до 13,5 тысяч, а сокращение тиражей не так велико как в других сегментах, хотя и составляет порядка 30 %.

 

Рассматривая отечественный рынок издательской продукции необходимо учитывать и географический фактор. Тут нужно отметить, что для России характерна сильная неравномерность издательского рынка, как с точки зрения наличия издательств, так и с точки зрения спроса и емкости книжных рынков в отдельных регионах. Отечественная издательская система является сильно сконцентрированной вокруг столицы. На долю московских издательств приходится 89 % всех тиражей и 58 % выпущенных в течение года названий. Наибольший спрос и емкость книжного рынка также отмечается в столичном регионе и города-миллионниках. Такая неравномерность оказывает сильное влияние на каналы, методы и применяемые технологии при распространении издательской продукции.

Так, например, продукция московских издательств чаще всего распространяется в книготорговых сетях (20% оборота) и через книжные интернет-магазины (16%), а также через крупные центральные книжные магазины (11%) и библиотеки учебных заведений (9%), а на долю прямых продаж собственными силами приходится в среднем 10% оборота. При реализации книг региональных издательств более действенными оказываются прямые каналы распространения.

Согласно данным опроса журнала «Книжная индустрия» региональные издатели отмечают, что собственными силами (через свой сайт или магазин или выставки) реализуют 38% выпускаемых ими книг, на втором месте идет реализация через средние и малые независимые книжные магазины (18%), 10% книг реализуется через книжные интернет-магазины, 7% – через библиотеки. Это объясняется спецификой репертуара региональных издательств, многие книги которых имеют локальный спрос, а также проблемами и сложностями отечественной системы книгораспространения, где относительно успешно реализуются книги массового спроса, но информационная и логистическая система книжного рынка в целом недостаточно эффективна. Таким образом, выбирая каналы и технологии распространения в случае реализации конкретного издательского проекта необходимо учитывать множество факторов, связанных как с самим издательским проектом, так и общей ситуацией на книжном рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)