Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты.



 

Вопросы:

1.Понятие и сущность менеджмента

2.Исторические тенденции развития управления.

-Научное управление

-Классическая (административная) школа

-Школа человеческих отношений

-Школа поведенческих наук

 

1.Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного управления»). Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления). В России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Функции менеджмента:

Планирование-это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели.

Организация-это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации.

Мотивация-это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе.

Контроль-это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

Иерархия управления:

Институциональный уровень-разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор).

Управленческий уровень-контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники, руководители отделов, деканы и т.д.).

Технический уровень-контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.).

Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены и т.д. Большая часть руководителей – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

 

Рисунок 1. Уровни управления

 

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

Руководители среднего звена.

Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управленца значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала.

Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов.

В основном, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Руководители высшего звена.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.

 

2.Исторические тенденции развития управления.

 

Школа научного управления (1885 – 1920) Ф. Тейлор (основатель менеджмента) и Ф. и Л. Гилберт. 1911 г. – Тейлор опубликовывает книгу «Принципы научного управления».

Основные положения:

Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности

Увеличение производительности и объемов производства происходит за счет систематического стимулирования работников.

Классическая или административная школа (1920 – 1950 гг.) Основатель Анри Файоль (отец менеджмента)

Основные положения:

Выделение управления как особого вида деятельности

Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Успех любой организации зависит от 14 принципов управления.

Универсальные принципы управления:

  1. Разделение труда;
  2. Полномочие и ответственность;
  3. Дисциплина;
  4. Единство распорядительства;
  5. Единство руководства;
  6. Подчинение личных интересов общим интересам;
  7. Централизация;
  8. Цепи взаимодействия;
  9. Вознаграждение персонала;
  10. Порядок;
  11. Стабильность персонала;
  12. Равенство;
  13. Корпоративный дух;
  14. Инициатива.

Школа человеческих отношений зародилась в 20-30 гг. XX века. Создатели - Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет и Абрахам Маслоу.

Основные положения:

Поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе. Мотивы поступков людей – их потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень их удовлетворенности возрастает, что ведет к увеличению производительности.

«Пирамида потребностей» А. Маслоу труда.

Вторичные:

Самовыражение

Признание

Социальные

Первичные:

Экзистенциальные

Физиологические

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Школа поведенческих наук появилась в 50-е годы XX века. Основатели: Д. МакГрегор, Герцберг, Лайкер.Данная школа изучала различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры власти и коммуникаций в организации, лидерство, изменение содержания работы, качество трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений по методам налаживания межличностных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1.Оценка вклада в науку «менеджмент», его школ

2.Особенности развития управления как науки в нашей стране

3.Сравнение американской и японской моделей менеджмента

4.Сопоставление требований к менеджерам и структурного разделения труда с японским и американским взглядом на эти проблемы

5.Оценка роли инноваций в успехе организации

6.Оценка актуальности постулата: «Современная организация–обучающаяся организация»

7.Сравнение понятий «менеджмент» и «предпринимательство»

Практическая работа №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.009 с.)