Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы: 1.Понятие и сущность менеджмента 2.Исторические тенденции развития управления. -Научное управление -Классическая (административная) школа -Школа человеческих отношений -Школа поведенческих наук
1.Понятие и сущность менеджмента Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения его эффективности, увеличения прибыли. Основатель менеджмента – Ф. Тейлор (1911 г. – «Принципы научного управления»). Отец менеджмента – Анри Файоль (разработал 14 универсальных принципов управления). В России как наука менеджмент оформился в 30-40ые гг. XX века. Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Функции менеджмента: Планирование-это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели. Организация-это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации. Мотивация-это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе. Контроль-это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества. Иерархия управления: Институциональный уровень-разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор). Управленческий уровень-контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (начальники, руководители отделов, деканы и т.д.). Технический уровень-контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.). Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены и т.д. Большая часть руководителей – это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Рисунок 1. Уровни управления
Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством. Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управленца значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов. В основном, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Руководители высшего звена. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте.
2.Исторические тенденции развития управления.
Школа научного управления (1885 – 1920) Ф. Тейлор (основатель менеджмента) и Ф. и Л. Гилберт. 1911 г. – Тейлор опубликовывает книгу «Принципы научного управления». Основные положения: Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться большей их эффективности Увеличение производительности и объемов производства происходит за счет систематического стимулирования работников. Классическая или административная школа (1920 – 1950 гг.) Основатель Анри Файоль (отец менеджмента) Основные положения: Выделение управления как особого вида деятельности Деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Успех любой организации зависит от 14 принципов управления. Универсальные принципы управления:
Школа человеческих отношений зародилась в 20-30 гг. XX века. Создатели - Элтон Мейо, Мери Паркер Фоллет и Абрахам Маслоу. Основные положения: Поведение человека на работе и результаты его труда напрямую зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе. Мотивы поступков людей – их потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о работниках, то уровень их удовлетворенности возрастает, что ведет к увеличению производительности. «Пирамида потребностей» А. Маслоу труда. Вторичные: Самовыражение Признание Социальные Первичные: Экзистенциальные Физиологические Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Школа поведенческих наук появилась в 50-е годы XX века. Основатели: Д. МакГрегор, Герцберг, Лайкер.Данная школа изучала различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры власти и коммуникаций в организации, лидерство, изменение содержания работы, качество трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений по методам налаживания межличностных отношений. Вопросы для самоконтроля 1.Оценка вклада в науку «менеджмент», его школ 2.Особенности развития управления как науки в нашей стране 3.Сравнение американской и японской моделей менеджмента 4.Сопоставление требований к менеджерам и структурного разделения труда с японским и американским взглядом на эти проблемы 5.Оценка роли инноваций в успехе организации 6.Оценка актуальности постулата: «Современная организация–обучающаяся организация» 7.Сравнение понятий «менеджмент» и «предпринимательство» Практическая работа №1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.008 с.) |