Кафедра философии, истории и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра философии, истории и права



Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный аграрный университет»

Кафедра философии, истории и права

М.С. Маслов

Методические указания по дисциплине

«ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история)»

для студентов очной и заочной формы обучения электроэнергетического факультета. Уровень основной профессиональной образовательной программыбакалавриат

 

                                              Волгоград

Волгоградский ГАУ

2020

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ


Преподавание истории направлено на формирование у студентов целостного представления об этапах всемирно-исторического процесса, основных закономерностях политического, социально-экономического и культурного развития России и мира в целом, о месте нашей страны в истории Европы и Азии и проблемах взаимодействия народов.

История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира и в первую очередь, с нашими ближайшими соседями - народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы тесно связаны между собой.

Цели преподавания дисциплины связаны с широкомасштабной задачей формирования в стенах вуза высококультурных специалистов сельского хозяйства нового поколения, имеющих широкий кругозор, владеющих большой информацией об историческом и культурном богатстве своего народа, своей страны России, родного края – Волгоградской области.

История акцентирует внимание на достижениях русского народа в разных сферах человеческой деятельности, его подвигах и заслугах, дает ответ на вопрос - что составляет гордость и славу на жизненном пути народов. Прошедшие поколения передают нам в наследство свои трудовые навыки, опыт, материальные и духовные достижения. Каждое поколение учится на своем собственном опыте, но одно из главных предназначений истории – учет всего накопленного человечеством исторического опыта в целях избежания прошлых ошибок в настоящем и будущем.

История дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития. Изучение истории призвано помочь студентам ориентироваться в современной общественно-политической и экономической ситуации.

Подлинная культура и нравственный облик будущих специалистов сельского хозяйства Волгоградской области, их дела и поступки неразрывно связаны с родовыми корнями. Целью изучения истории является восстановление исторической преемственности поколений, передача культурных традиций и развитие у современной молодежи патриотических чувств. Изучение истории Волгоградской области имеет научное значение для исследования ее населенных пунктов, что в будущем позволит наиболее полно выявить и задействовать экономический, политический и культурный потенциал районов области.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История как наука.

Тема 2. Государственная раздробленность Древней Руси и процесс объединения русских земель

Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв. Борьба народов Руси за независимость в XIII в. Образование Московского государства.Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества.

Тема 6. Россия в начале XX в. 1917 год:

СПИСОК

Основная литература:

1. Кузнецов, И. Н. История [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – Электрон. Текстовые дан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.­ – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415074

2. Мунчаев, Ш.М. История России [Электронный ресурс]: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. И доп. – Электрон. Текстовые дан. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.­ –Режим доступа: http://znanium.com /catalog.php?bookinfo=488656/

Дополнительная литература:

1. Дворниченко, А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В.Ходяков. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Проспект, 2011. – 480 с.

2. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 528 с.

3. История России: Учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. – Электрон. Текстовые дан - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 296 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=189388

4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – 768 с.

5. Травин, Д. Я. Очерки новейшей истории России. Кн. 1: 1985-1999 / Д. Я. Травин; Фонд первого Президента России Б. Н. Ельцина, Общественный совет «Уроки девяностых». – СПб.: Норма, 2010. – 368 с.: ил. – (Книга для учителя).

6. История: учеб. пособие / В. Г. Черячукин, Т. П. Назарова, А. Н. Демидова; В. Г. Черячукин [и др.]; ФГБОУ ВО Волгогр. ГАУ. - 3-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГАУ, 2015. - 232 с.

 7. Журнал «Вопросы истории».

8.Журнал «Новая и новейшая история».

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://sdo.volgau.com/– ПРОМЕТЕЙ (ВолГАУ)

http://www.istorya.ru/ - История России и Всемирная история

http://www.gumer.info/ - библиотека по гуманитарным предметам

http://www.hrono.ru/index.html – ХРОНОС – всемирная история в Интернете.

http://znanium.com –ЭБС «Znanium»

http://e.lanbook.com/ - ЭБС «Лань»

     

         СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Образование древнерусского государства

1. Восточные славяне в VI-IX вв.: расселение, хозяйственный и социальный строй, быт, языческие верования.

2. Политические, социально-экономические предпосылки образования государства у восточных славян к IX в.

3. Норманская и антинорманская теории образования древнерусского государства.

4. Этапы становления Древнерусского государства (от Рюрика до Ярослава Мудрого).

5. Крещение Руси и его последствия.

6. Особенности социального строя Киевской Руси. Феодализм Западной Европы и Древней Руси. Соседи Древней Руси в IX-XII веках.

 

Понятийный аппарат: политеизм, монотеизм, государство, государственность, перелог, подсечно-огневое земледелие, бортничество, раннефеодальная монархия, дружина, полюдье, повоз.

 

Доклады, сообщения, эссе:

1. Этногенез восточных славян.

2. Язычество восточных славян.

3. Личность и правление Ярослава Мудрого.

4. Современные концепции зарождения русского государства.

5. Нижнее Поволжье в древности.

 

Доклады, сообщения, эссе

1. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.

2. Мое понимание значения Сталинградской битвы в мировой истории

3. Сталинградская битва в художественной литературе (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)

4. Сталинградская битва в художественной литературе (по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

5. Почему мы победили в Великой Отечественной войне?

6. СССР и антигитлеровская коалиция

Источники и литература

1. История международных отношений. В трех томах: Учебник / под общ. ред. А.В. Торкунова, М.М. Наринского. – Москва: Аспект Пресс, 2012. - Т. 2. Межвоенный период и Вторая мировая война.

2. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева, А.В. Кирина. – М., 2009.

3. Сталинградская битва. Июль 1942-февраль 1943: Энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько. 2 изд, исп. И доп. – Волгоград, 2009.

4. Сталинградская битва и ее геополитическое значение / под общ. ред. С. Е Нарышкина, акад. А. В. Торкунова. – М.: МГИМО-Университет, 2013.

5. Илиевский Н.В. Проблемы и задачи современной историографии Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. – 2010. - № 5.

6. Чарыков Д.В., Бугас Л.Д. «Целью ревизии истории второй мировой войны является пересмотр ее геополитических итогов». Фальсификация истории Великой Отечественной войны как научная и социальная проблема // Военно-исторический журнал. – 2014. - № 1.ед. и ее геополитическое значение / под общ. 3: Энциклопедия / под ред.

Явлений. Эпоха перестройки

1. Экономическая реформа Косыгина.

2. Политическая система при Л.И. Брежневе.

3. Развитие культуры в 1960-1980е гг.

4. Перестройка.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности экономико-географического положения России.

2. Дискуссии о возникновении Древнерусского государства.

3. Культура и быт языческой Руси.

4. Социально-экономические основы Киевской Руси в IX-X вв.

5. Особенности социально-экономического развития Киевской Руси в XI-XII вв.

6. Формирование вотчинного хозяйства и его социально-экономические особенности.

7. Культура Древней Руси до татаро-монгольского нашествия.

8. Татаро-монгольское нашествие и его последствия.

9. Борьба русских земель со шведско-немецкой агрессией.

10. Причины объединения русских земель вокруг Москвы.

11. Этапы объединения русских земель вокруг Москвы.

12. Политическое и хозяйственное развитие русского государства в XV в.

13. Политическое и хозяйственное развитие России в XVI в.

14. Внешняя политика России в XVI веке.

15. Ход и значение Ливонской войны.

16. Формирование поместной системы в России.

17. Зарождение и формирование крепостного права в России.

18. Город, промышленность и торговля в России в XV-XVI вв.

19. Расширение границ Российского государства в XVI-XVII вв.

20. Смутное время.

21. Эволюция крепостного права в России.

22. Особенности экономического развития России в XVII в.

23. Геополитический плацдарм внешней политики Петра I.

24. Экономическая политика Петра I.

25. Обзор итогов царствования Петра I: государственное управление.

26. Экономические взгляды И. Т. Посошкова как отражение особенностей социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.

27. Зарождение и развитие русского флота в XVII - XVIII вв.

28. Развитие промышленности и мануфактур в XVIII в.

29. Развитие крепостного права в XVIII в.

30. Эволюция организации сельского хозяйства в XVIII в.

31. Расширение границ Российской империи в XVIII в.

32. Особенности престолонаследия в России в первой половине XVIII в.

33. Личность и деяния Петра III.

34. Обзор итогов царствования Екатерины II.

35. Личность и деяния Павла I.

36. Социально-экономические преобразования Павла I.

37. Заговор против Павла I: действующие лица, интрига, итоги.

38. Победы русской армии во второй половине XVIII в.

39. Русская Аляска.

40. Русская наука во второй половине XVIII - начале XIX вв.

41. Культура России в XVIII в.

42. Культура России в первой половине XIX в.

43. Причины, события и итоги Отечественной войны 1812г.

44. Масонские организации в России в конце XVIII - первой половине XIX вв.

45. Программные документы декабристов.

46. Русская деревня в XVIII - XIX вв.

47. Русская дворянская усадьба в XVIII - XIX вв.

48. Суть и особенности крестьянской общины в России.

49. Социально-экономическая политика Николая I.

50. Освоение Кавказа в первой половине XIX в.

51. Освоение Туркестанского края во второй половине XIX в.

52. Основные положения реформы 1861 г.

53. Социально-экономическое значение земской реформы 1864 г.

54. Особенности развития военной промышленности в России.

55. Личность и деяния Александра III.

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный аграрный университет»

Кафедра философии, истории и права

М.С. Маслов

Методические указания по дисциплине

«ИСТОРИЯ (история России, всеобщая история)»

для студентов очной и заочной формы обучения электроэнергетического факультета. Уровень основной профессиональной образовательной программыбакалавриат

 

                                              Волгоград

Волгоградский ГАУ

2020

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ


Преподавание истории направлено на формирование у студентов целостного представления об этапах всемирно-исторического процесса, основных закономерностях политического, социально-экономического и культурного развития России и мира в целом, о месте нашей страны в истории Европы и Азии и проблемах взаимодействия народов.

История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира и в первую очередь, с нашими ближайшими соседями - народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы тесно связаны между собой.

Цели преподавания дисциплины связаны с широкомасштабной задачей формирования в стенах вуза высококультурных специалистов сельского хозяйства нового поколения, имеющих широкий кругозор, владеющих большой информацией об историческом и культурном богатстве своего народа, своей страны России, родного края – Волгоградской области.

История акцентирует внимание на достижениях русского народа в разных сферах человеческой деятельности, его подвигах и заслугах, дает ответ на вопрос - что составляет гордость и славу на жизненном пути народов. Прошедшие поколения передают нам в наследство свои трудовые навыки, опыт, материальные и духовные достижения. Каждое поколение учится на своем собственном опыте, но одно из главных предназначений истории – учет всего накопленного человечеством исторического опыта в целях избежания прошлых ошибок в настоящем и будущем.

История дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития этого процесса на протяжении веков, сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества, обогатить свою память, свой разум знанием законов этого развития. Изучение истории призвано помочь студентам ориентироваться в современной общественно-политической и экономической ситуации.

Подлинная культура и нравственный облик будущих специалистов сельского хозяйства Волгоградской области, их дела и поступки неразрывно связаны с родовыми корнями. Целью изучения истории является восстановление исторической преемственности поколений, передача культурных традиций и развитие у современной молодежи патриотических чувств. Изучение истории Волгоградской области имеет научное значение для исследования ее населенных пунктов, что в будущем позволит наиболее полно выявить и задействовать экономический, политический и культурный потенциал районов области.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История как наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.069 с.)