Специфика декоративного древоводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика декоративного древоводства



Введение.

1. Ассортимент декоративных древесно-кустарниковых растений

2. Районирование ассортимента

Специфика декоративного древоводства

Декоративное древоводство —  специфиче­ская отрасль декоративного растениеводства. Создание зеленых насаждений в населенных пунктах, на производ­ственных территориях (предприятия, школы, больницы, санатории), знание этапов выращивания декоратив­ных деревьев и кустарников в питомниках, вопросов культивиро­вания растений, высаженных на объекты озеленения, и морфо­логии развития и системы обрезки надземной части — основные задачи специалистов декоративного древоводства.

Специфика декоративного древоводства заключается в следу­ющем:

1. Посадочный материал, применяемый для озеленения, имеет достаточно крупные размеры — высоту до 4,5 м и более, что оп­ределяет длительные сроки выращивания: кустарников — 3 — 7 лет, деревьев — 7 — 25 лет и более.

При культивировании декоративных древесных пород приме­няют специальные способы формирования корней и надземной части.

2. Декоративное древоводство (как и плодоводство) связано с выращиванием огромного количества культурных растений — сор­тов, клонов, разновидностей, форм, поэтому оно использует слож­нейшие способы размножения — черенкование, прививки.

3. Особенности выращиваемых для озеленения городов деревь­ев и кустарников обусловливают специфику агротехники а также влияют на структуру питомников.

Для развития отечественного декоративного древоводства в со­временных условиях очень важно увеличить выпуск декоративных форм. В настоящее время большое количество таких форм завозится из-за рубежа частными фирмами, но их сохранность не всегда обеспечи­вается в новых условиях обитания.

Развитие декоративного древоводства в значительной степени было обеспечено иностранными специалистами, приезжавшими в Россию со своим опытом выращивания древесных пород. Учи­тывая климатические особенности России и особенности роста пород, эти специалисты-садоводы отработали классические схе­мы получения различного посадочного материала. Конечно, в этом принимали равное участие и русские специалисты (Э.Л.Регель и А.Т. Болотов), которые получали за рубежом нужные знания.

Районирование ассортимента

В основу рекомендаций по подбору ассортимента положена пригодность породы для выращивания в той или иной климати­ческой зоне (районе).

В основу районирования европейской части РФ для целей озеленения положены четыре фактора: сумма активных тем­ператур за период с температурами более 10 °С; вегетационный пе­риод, вычисленный от даты перехода температуры через 5°С до даты первого осеннего заморозка; характеристика зимы по средней температуре января и атмосферное увлажнение по среднегодовому отношению выпадающих осадков в данном месте к их испаряемости.

На основе этих данных для каждого района был уточ­нен основной, дополнительный и ограниченный ассортименты. Территорию европейской части России делят на 29 районов, ази­атской части СССР — на 14 районов и 15 подрайонов.

Среди рекомендуемых для разных районов пород отмечается большое количество интродуцентов. Интродуценты (интродуцированные растения) — это расте­ния, в нашем случае древесные, переселенные в местности, где они раньше не жили. Они появляются в результате целенаправ­ленной деятельности человека по введению в культуру в данном естественно-историческом районе новых видов, форм, культиваров растений из других районов земли или перенос местных ви­дов из природы в культуру. Интродукция растений, начавшаяся стихийно на заре развития человечества, в свою наивысшую фазу вошла в XX в., и этот период продолжается в настоящее время благодаря тому, что современные технические возможности по­зволяют достичь любого уголка планеты и обеспечивают благопо­лучную доставку растений в короткие сроки.

Интродукция направлена на обогащение культурных фитоценозов новыми ценными растениями и сохранение генофонда ра­стительного мира в искусственных резерватах. Среди последних ведущее место занимают ботанические сады.

Завоз семян, черенков и саженцев иноземных растений для интродукции требует строгого соблюдения карантинных правил для избегания переноса вместе с растениями грибных и бактери­альных болезней, нематод, вредных насекомых и сорняков.

Интродукция позволила обо­гатить ассортимент деревьев и кустарников для ландшафтного стро­ительства, а иногда и сохранить отдельные виды только в культуре при истреблении вида в пределах его ареала. Были сохранены виды с ограниченным ареалом в природе, такие, как гингко двухлопастный и сосна лучистая.

Акклиматизация — это приспособление к новым условиям оби­тания за счет генетических изменений на основе естественного отбора индивидуумов, более приспособленных к новым условиям обитания, чем исходные формы. Это характерно для случаев пере­несения растений в условия, значительно отличающиеся от есте­ственного ареала. При натурализации новые формы легко при­спосабливаются и успешно репродуцируют в новых условиях без изменений своей генетической основы. Это характерно прежде всего для тех случаев, когда климатические, почвенные условия и их микрофлора благоприятны, т. е. отвечают биологическим особенностям интродуцента, и он приживается без изменения генотипа. В работах по интродукции, акклиматизации используют гибридизацию географически и систематически отдаленных форм, зака­ливание, прививки на устойчивые подвои, специальную агротех­нику, воздействие регуляторами роста и развития; постепенное переселение растений при выращивании их на промежуточных станциях, правильный выбор семян — с интродуцентов, которые при первичной интродукции и в последующих поколениях отли­чаются лучшими показателями роста, плодоношения и устойчи­вости к внешним условиям.

В настоящее время перед интродукцией стоит задача сохране­ния генофонда дикой флоры земного шара. Но интродуцированные виды растений должны всегда находиться под контролем че­ловека, чтобы они росли только в местах, предназначенных для их культуры, не расселялись против желания людей за пределы отведенных им территорий и не засоряли другие культурные и природные экосистемы.

Виды питомников.

По срокам функционирования питомники бывают временные и постоянные. Временные питомники имеют площадь обычно 2 — 5 га, создаются на период строительства круп­ных парков на срок до 5 лет на самой территории объекта. По окончании строительства площадь питомника сокращают до раз­меров, необходимых для производства материала для ремонтных работ на построенном объекте.

Постоянные питомники организуются на срок не менее 25 — 50 лет, их площадь может быть до 25 га — малые питомники, до 100 га — средние, более 100 га (300 — 400 га) — крупные.

По подчиненности имеются питомники федеральной собствен­ности, муниципальной собственности и частные. В настоящее время в федеральной собственности находится 12 унитарных предприятий декоративного растениеводства, в муниципальной собственности около 60 % питомников и около 20 % составляют предприя­тия акционерных обществ.

 Муниципальные питомники обеспечивают посадочным мате­риалом объект, город, район, область. Питомники федеральной собственности обслуживают ряд областей или географический район. Эти питомники размножают и выращивают наиболее цен­ные и редкие декоративные растения, обеспечивают ими более мелкие питомники.

Среди питомников имеются и другие, деятельность которых имеет узкое направление: питомники, которые обслуживают же­лезные и шоссейные дороги, выпускающие неширокий ассорти­мент растений; интродукционные питомники при ботанических садах; питомники для выращивания посадочного материала для мемориальных объектов; питомники, выращивающие одну поро­ду (розы или сирени); выращивающие растения только в III шко­ле при завозе посадочного материала из других хозяйств.

Задачами современных питомников декоративных древесных пород являются: 1) максимальное сокращение сроков выращива­ния на основе современных достижений науки; 2) создание тех­нологий, обеспечивающих выпуск посадочного материала в любой сезон года в готовом для посадки состоянии; 3) повышение уров­ня механизации производственных процессов на всех этапах вы­ращивания растений, для чего необходимо создать специализи­рованный парк современных машин, механизмов и приспособле­ний в каждом питомнике; 4) создание технологии контейнерного производства в конкретных климатических условиях разных районов нашей страны; 5) создание холодильных комплексов для хранения саженцев в питомниках и перевозки их к месту посадки; 6) ис­пользование в процессе выращивания растений закрытого грунта, почвенного подогрева, туманообразующих установок; 7) обес­печение деятельности питомника наиболее рациональной органи­зацией производственной территории (структурой питомника) и технологией производственных процессов, что определяет степень рентабельности производства.

В своей производственной деятельности питомники могут спе­циализироваться на определенном ассортименте — красивоцветущие кустарники, хвойные деревья, вечнозеленые кустарники, пальмы и др.; ограничиваться определенным этапом выращива­ния разных видов растений, например размножением семенным пли вегетативным; выращивать только привитые растения разно­го характера и пр. Но практически в большинстве питомников выращиваются разные виды деревьев и кустарников и осуществ­ляется весь цикл работ от размножения до выпуска растений для озеленения.

План лекции

Отделы питомника

Маточное хозяйство

Отделы питомника

От характера выращиваемого материа­ла — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растении разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от раз­множения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и фор­мирования. Эти отделы являются главными, определяю­щими всю производственную деятельность и систему организа­ции территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйствен­ные сооружения разного назначения, дороги, связывающие раз­ные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в откры­том грунте. К отделу размножения относятся и отводковые план­тации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологи­ческих особенностей растения и от способа размножения. Из от­дела размножения растения пересаживают в отдел формирования.

Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется пе­решколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают расте­ния из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.

В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).

В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быст­ро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриже­ных) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — про­должительность их выращивания и относительно одинаковая тех­нология выращивания.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в III школу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из II школы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, гДе деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.

Маточное хозяйство

Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и может иметь разную структуру. При достаточ­ной площади питомника маточное хозяйство может быть органи­зовано на его территории в виде дендрария и маточных плантаций, а также других насаждений питомника. В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагаемые вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог. При недостатке площадей в маточные насаждения включают цен­ные насаждения, расположенные вне территории питомника, — в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, в ботанических садах и учебных заведениях. В них проводят инвента­ризацию и выявляют ценные для питомника виды, которые по своим качествам могут служить источником получения материала для размножения. За этими растениями ведется уход и организу­ется их защита от вредителей и болезней.

Для обеспечения современного уровня производства на терри­тории питомников нужно иметь административные здания, склад­ские помещения, помещения для машин и механизмов, различ­ных мастерских и здания для производства работ в закрытом по­мещении, например для механизированной посадки растений в контейнеры, реализации продукции, хранения готовой продук­ции (холодильные камеры), а также бытовые помещения (туале­ты, души, помещения для приема пищи и отдыха). Здания и со­оружения производственного назначения при компактной тер­ритории питомника целесообразно размещать в центральной его части. Если же питомник имеет разобщенные территориально уча­стки, то необходимые для производства помещения и сооруже­ния создают на каждом участке.

Если питомник является центром, вокруг которого образуется селитебная территория, то сам поселок и объекты культурно-бы­тового назначения должны занимать отдельную территорию — «усадьбу» — питомника. В настоящее время явно выражена тен­денция передачи территории жилого образования в муниципаль­ное ведомство.

Особое место должно быть отведено под компостники, необхо­димые для обеспечения производства органическими удобрениями. Специальное помещение должно быть для хранения неорганичес­ких удобрений и препаратов для борьбы с вредителями и болезнями.

Дороги, площадки разного назначения, сооружения всех назна­чений должны занимать около 10 % всей территории питомника.

План лекции

Организация территории.

Местоположение питомника.

Мелиорация и планировка территории питомника

Организация территории.

Наиболее приемлема с точки зрения рациональной организа­ции территории питомника компактная прямоугольная конфигу­рация участка. Место для питомника предпочтительнее выбирать вблизи транзитных путей сообщения и недалеко от города.

               

Рис. 1. Схема организации территории питомника: -

1 — посевное отделение с пикировочным участком и закрытым грунтом; 2 — производственные помещения; 3 — пруд; 4 — I школа деревьев и кустарников в пятипольном севообороте; 5 — III школа в семипольном обороте; 6 — II школа деревьев и кустарников в семипольном севообороте; 7 — резервные площади; 8 — маточный сад; 9— дороги магистральные; 10 — дороги внутриквартальные; 11 — прикопочный участок; 12 — номер поля в севообороте; 13 — номер квартала; 14 — столовая и клуб; 15 — защитная полоса; 16 — участок компостаОрганизация территории предполагает оптимальные размеры отделов питомников и севооборотных полей, которые являются основной структурной единицей. С их конфигурацией увязывают сеть дорог и расположение мелиоративной системы; пересечение полей дорогами допускается лишь в самых необходимых случаях. Размеры и формы полей севооборотов должны быть удобны для их обработки машинами, т. е. быть прямоугольными с соотноше­нием сторон 1:2 — 1:4 и длиной одной из сторон (длина гона трак­тора) 250 м для средних питомников и 500 м — для крупных.

Организация территории питомника определяется расположе­нием его отделов.

Отдел размножения, как правило, располагается на постоян­ном участке, на наиболее плодородных почвах; он должен быть защищен от ветров и расположен близко от водоисточника.

Маточные растения для получения летних черенков и привойного материала размещают вблизи отдела размножения.

Отдел формирования деревьев и кустарников (школы) в круп­ных питомниках также занимает постоянное место. В малых пи­томниках школы могут не иметь постоянного места, и это объяс­няется тем, что в пределах школы объединяют не только деревья и кустарники, но и на одном участке объединяют разные школы. Это позволяет укрупнить поля севооборота, а школы перемещать в пределах общего поля севооборота.

Первую школу деревьев и кустарников всегда размещают на луч­ших участках, так как растения пересаживают в первый раз и им нужно создать наиболее благоприятные условия для приживаемости и развития. В средних и южных районах выде­лять I школу необязательно, она может включаться в один севообо­рот со II и III школами, поскольку из-за быстрого развития сажен­цев до кондиционных размеров уже в I школе пересадка их во II школу становится необязательной, растения готовы для озеленения.

Вторая и третья школы располагаются на остающихся площа­дях, отведенных под питомник.

Территорию питомника разбивают нередко не только на шко­лы и поля севооборотов, но большие поля севооборотов делят на более мелкие участки, именуемые кварталами, в которых разме­щают отдельные породы. Кварталы имеют одинаковую конфигу­рацию и размеры, между ними прокладывают лишь временные дороги, не препятствующие обработке почвы и уходу за растениями.

Административно-хозяйственный центр располагается у главного въезда в питомник. Подсобные помещения для хранения инвентаря, материалов и для укрытия рабочих во время непогоды необходимо иметь в каждом отделе.

Машинно-тракторный парк размещают в специальных гара­жах, для живой тягловой силы имеются конюшни.

Важную роль в организации территории питомника играют до­рожная сеть, мелиоративная сеть открытых канав и ветрозащитные полосы. Эти устройства относятся к капитальным и требуют вложе­ния больших денежных средств, поэтому при устройстве питомника (как и при его проектировании) очень важно распределить их рационально. Дороги, мелиоративные канавы и защитные полосы делят площадь питомника на замкнутые участки, и их важно распо­ложить так, чтобы они проходили по границам полей севооборотов.

Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка — магистральные, второго порядка — внутрихозяйственные и на полях севооборотов — временные.

Магистральные дороги с улучшенным покрытием (щебеноч­ные, асфальтовые, из плит) устраивают шириной 6—10 м. Они должны обеспечивать перевозку грузов ко всем отделам и школам питомника. Их размещение увязывается с основными осушитель­ными канавами.

Внутрихозяйственные дороги второго порядка обычно грунто­вые, шириной 4 —5 м, предназначены для подвоза грузов к от­дельным полям севооборотов. Обочины внутрихозяйственных до­рог используют для временного складирования удобрений, семян, саженцев, материалов.

Временные дороги на полях севооборотов, проложенные меж­ду отделениями (участками), предназначены для обслуживания непосредственно территории под посадками. Эти дороги должны иметь достаточную ширину (обычно около 2 м) для свободного прохода почвообрабатывающих орудий. В крупных и средних питомниках может устраиваться также окружная дорога, которая связывает все дороги на территории питомника. Для возможности маневрирования техники ее ширина должна быть не менее 5м.

Организация территории питомника предполагает наиболее рациональное размещение открытой мелиоративной сети — спе­циальных канав, собирающих и отводящих излишнюю воду с тер­ритории, имеющей уклон менее 2 %0. Количество канав, их ши­рина, глубина и расположение зависят от степени заболоченнос­ти и характера грунта. Их нарезка влияет на размеры полей, на­правление дорог, которые обычно приурочивают именно к мели­оративным объектам. Открытые мелиоративные канавы устраива­ют вдоль магистральных дорог и по границам участка.

Ветрозащитные полосы обычно располагают перпендикулярно направлению господствующих ветров. Основную полосу закладывают по границе питомника, внутри территории располагают вет­розащитные полосы, приуроченные в основном к дорогам.

Местоположение питомника.

Желательно, чтобы питомник был расположен в центре обслуживаемого района. Перевозка на боль­шие расстояния отражается на качестве перевозимых саженцев: они обычно сильно повреждаются (ломаются ветви, корни, осо­бенно активные, разрушается ком, иссушаются растения). Для обеспечения наилучшей сохранности требуются дополнительные расходы. Кроме того, саженцы, доставленные издалека (часто из другой климатической зоны), плохо приживаются из-за различия в прохождении фенофаз (опережение или отставание в их наступ­лении — в районе питомника вегетация уже наступила, а в райо­не посадок еще не оттаяла почва).

Практика выращивания саженцев показала, что саженцы, вы­ращенные в том же районе, наиболее ценны и устойчивы по срав­нению с привезенными, особенно из районов с иными почвенно-климатическими условиями. Особенно наглядно это проявля­ется в горных условиях: здесь температурный градиент на каждые 100 м подъема составляет 0,5 °С, а отставание в фенофазах дости­гает 3 — 4 дней.

Территория, отводимая под питомник, должна также иметь выход к транспортным магистралям, что обеспечит быструю и без потерь перевозку посадочного материала к месту назначения.

В отношении рельефа наилучшим для питомника является учас­ток без оврагов и промоин. Оптимальный уклон — к югу или запа­ду, для северных районов — к югу, для южных — к северу. Уклон поверхности — 3 — 4°.

Такие участки быстро освобождаются от излишков воды, на них проще наладить орошение или осушение почвы, они меньше страдают от заморозков весной и осенью, так как обеспечивается отток холодного воздуха. В одинаковой мере непригодны как слиш­ком низкие места или котловины, так и возвышения — там расте­ния страдают от ветров и недостатка влаги. Если выбранный для питомника участок не защищен от господствующих в районе вет­ров (лесом, зданиями), то одновременно с началом освоения пи­томника следует заложить и ветрозащитные четырех- или пятирядные полосы.

Ровный рельеф дает возможность широко использовать маши­ны и механизмы во всех видах работ.

Предпочтительными почвами под питомник являются мощные-, богатые гумусом, легкие суглинистые (для дуба, ели, других лиственных пород), супесчаные (для сосны) почвы, обес­печивающие оптимальные условия развития, в особенности под­земных частей саженцев, и ускоренный рост посадочного матери­ала. Тяжелые глинистые почвы трудны для обработки, особенно весной и осенью (в напряженные периоды посадочных работ), холодны, медленно просыхают, что задерживает работы по по­садке и выкопке растений. Малопригодны и песчаные почвы как маловлагоемкие, растения в них страдают от недостатка влаги.

Непригодны засоленные, заболоченные, каменистые почвы. Заболоченные территории, особенно с высоким уровнем засо­ленных грунтовых вод, требуют до освоения проведения корен­ных мелиоративных мероприятий (прокладки дренажной систе­мы, промывки, а тяжелые почвы — и пескования). Оптимально расположение грунтовых вод на уровне не менее 1,5 — 2 м от по­верхности, при более высоком уровне растения плохо вызревают: поздно заканчивают вегетацию и, следовательно, чаще вымерзают.

Мощность пахотного горизонта должна быть не менее 18 — 20 см с подпочвой, позволяющей углублять пахотный слой. Почва и под­почва должны обладать хорошей водоудерживающей способностью и водопроницаемостью.

Пи­томник — хозяйство, в котором выращивают молодые растения, укореняют черенки (особенно при зеленом черенковании), тре­бующие большого количества воды. Даже в зонах, обеспеченных осадками, бывают периоды, когда полив необходим. Участок под питомник нужно выбирать вблизи источников воды: реки, озера, ручья. Если их нет, полив должен быть обеспечен за счет артези­анских колодцев или искусственно созданных прудов.

Один из основных факторов нормальной деятельности питом­ника — близость населенного пункта (для обеспечения рабочей силой). Неплохо и создание своего поселка. Важны круглогодич­ная ритмичная работа питомника, преодоление сезонности в ра­боте, обеспечение постоянной занятости рабочих в хозяйстве.

Эффективность производства и повышение производственной мощности питомника зависят от правильного использования поч­вы, которая является основным средством производства питомника.

Мелиорация и планировка территории питомника

При закладке питомника необходимо провести мелиоративные рабо­ты по осушению или орошению территории.

Осушительная мелиорация преследует цель понизить уровень грунтовых вод и улучшить аэрацию почвы. Осушительная сеть со­стоит из водосборных и водоотводящих устройств. Лучшим спосо­бом осушения является устройство закрытого дренажа: в почву закладывают всасывающие дрены и собиратели (коллекторы) из гончарных, асбоцементных, пластмассовых труб с отверстиями, крупный щебень, фашины из хвороста. Глубина заложения дрена­жа зависит от уровня грунтовых вод и глубины промерзания по­чвы. Дренаж закладывают ниже этих уровней. Допустимый мини­мальный уклон трубчатого дренажа 5 %0. Беструбный дренаж (ще­бень, фашины) устраивают с уклоном 10— 100 %0. Его применя­ют лишь при длине дренажа до 50 м. Закрытый дренаж не отнима­ет полезной площади, не мешает работе машин и механизмов.

На участках с уклоном менее 2 %о, где закрытые дренажи ра­ботают плохо, делают дренажи открытого типа в виде канав, при­уроченных прежде всего к дорогам.

Если участок питомника расположен ниже водораздела, то по его границе необходимо создать пограничную отводную канаву. Частота расположения всасывающих дрен и собирателей, или кол­лекторов, зависит от типа грунта и его увлажнения, ее рассчиты­вают при разработке проекта дренажа.

В крупных питомниках целесообразно создавать комбинирован­ную осушительную систему, состоящую из коллекторов (откры­тых канав вдоль дорог и по границам участка) и закрытых всасы­вающих-дрен на продуцирующей площади. В этом случае произ­водственные площади не сокращаются и сохраняются удобства при применении механизмов и машин.

Таблица 4.1

Нормы внесения извести под сельскохозяйственные культуры, т/га

 

Механический состав почвы

Нормы внесения при рН солевой вытяжки

  до 4,5 4,6-5,0 5,1-5,5
Супеси и легкие суглинки 4 3 2
Средние и тяжелые суглинки 5 5 4

 

Оросительная система в питомниках также может быть откры­той, когда вода подается по оросительным каналам самотеком, или закрытой, если вода подается по трубам насосными установ­ками. Оросительные каналы располагают чаще всего вдоль дорог разных назначений. Размещение труб, оросительных установок ус­танавливается проектом.

К мелиоративным мероприятиям относятся также известкова­ние и гипсование почв, цель которых — нейтрализация почвен­ного раствора.

На подзолистых и дерново-подзолистых почвах для известко­вания применяют известковые туфы, жженую известь, мел и мер­гель. Нормы внесения извести приведены в табл. 4.1.

Важное мероприятие по улучшению условий выращивания посадочного материала — планирование поверхности территории питомника. При планировке срезают бугры, засыпают углубле­ния, придают поверхности допустимые уклоны, препятствующие смыву верхнего плодородного слоя.

К мелиоративным работам в питомнике можно отнести и вос­становление почвенного слоя земли на участках, вышедших из-под школы крупномерных саженцев. Крупномерные саженцы выкапы­вают и увозят с комом земли, из-за чего понижается уровень почвы на участке. Поэтому на территорию школы крупномерных сажен­цев после их выборки необходимо завозить землю в объеме не мень­шем, чем объем земли, вывезенный с посадочным материалом.

План лекции

1. Понятие о севообороте

2. Ротация и ротационные таблицы

 

Понятие о севообороте

Под севооборотом понимают процесс выращивания основных культур — посадочного материала для озеленения, прерываемый для поднятия плодородия почвы различного рода парами или выращиванием на этих же площадях других культур (трав, про­пашных культур).

Севообороты вносят систему в эксплуатацию земли, дают воз­можность получить ценные наблюдения, позволяющие улучшать выращивание растений и повышать их качество.

Так, бессменное выращивание одного вида всегда приводит к одностороннему истощению почвы, изменению ее кислотности, развитию специфических для вида болезней и вредителей, ослаб­лению деятельности полезных для растений и усилению воздей­ствия вредных для него микроорганизмов и грибов, развитию мно­голетних сорняков.

Роль севооборотов в борьбе с сорняками заключается в следу­ющем. Во-первых, при смене пород на участках изменяются усло­вия освещения, питания, способы и кратность культивации по­чвы, что способствует гибели многих специализированных сорня­ков. Во-вторых, включение паров — черных и сидеральных, а так­же занятых — делает борьбу с сорняками с помощью культива­ции более эффективной, так как проводится сплошная культива­ция с лучшим вычесыванием корневищных сорняков, особенно на черном пару. В-третьих, на паровых полях технологически про­ще и безопаснее для растений проводить борьбу с сорняками с помощью гербицидов. Применение гербицидов требует большой осторожности не только из-за их вредного воздействия на людей, но и на сами культивируемые растения. В период использования в качестве гер­бицида препарата симазин было выявлено, что древесные породы обладают разной чувствительностью к нему.

Имеются сельскохозяйственные культуры, мало реагирующие на бессменное выращивание на одном месте, — это картофель, хлопчатник и кукуруза, которые при внесении достаточного ко­личества удобрений дают хорошие урожаи.

В древесных питомниках в основном с многолетним выращи­ванием растений (от 2 до 6 лет в одном отделе) также стремятся не сажать одну и ту же породу постоянно на одном месте, а опре­деленным образом чередуют их. Но не всякое чередование пород приводит к хорошим результатам. Любой севооборот должен сохранять плодородие почвы, улуч­шать ее структуру, эффективность борьбы с сорняками. Сохране­нию плодородия почвы помогают в первую очередь мелиорация (известкование, гипсование) и внесение удобрений.

Однако севооборот, который предполагает не только смену полей основного производства (из-под деревьев и кустарников) полями пара, трав, но и чередование пород на одном и том же месте, т.е. чередование древесных культур — культурооборот, по­зволяет целесообразно использовать и максимально сохранить почвенное плодородие.

При чередовании основных культур последующие породы дол­жны использовать преимущества предшествующих им пород, так называемых предшественников. Так, после выращивания культур семейства бобовых, обогащающих почву азотом, нужно высажи­вать на их место культуры, требовательные к азоту (сирень, тама­рикс, вяз приземистый, рябину обыкновенную и др.). После по­род, истощающих почву, следует высаживать растения (конечно, после внесения удобрений), способствующие восстановлению пло­дородия: конский каштан, липы, клены, чубушники, т.е. надо учитывать характеристику пород по их способности влиять на пло­дородие почвы и по ценности для озеленения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.096 с.)