Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные подходы к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки.
В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Существуют разные классификации, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснованиясвоей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них. 1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации(Е.Я.Голант,Е.И.Перовский). Выделяютсяследующие признаки и методы: а) пассивное восприятие – слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие – работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод. 2. Классификации методов на основании дидактических задач (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверка знаний, умений и навыков; 3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М.Верзилин,Д.О.Лордкипанидзе,И.Т.Огородников и др.). Методами этой классификации являются: а) словесные – живое слово учителя, работа с книгой, с электронными ресурсами; б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения.) 4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельност и (М.Н.Скаткин,И.Я.Лернер). Характер познавательнойдеятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский. 5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные(М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий; б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый. 6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования мотивации; методам контроля и самоконтрол я (Ю.К. Бабанский). Эта классификацияпредставлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению); методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. 7. Классификация (типология) методов преподавания (В. Оконь) представлена четырьмя группами (В. Оконь – польский педагог, дидакт): а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, с электронной книгой); б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем. К ним относятся: - классический проблемный метод (Дж. Дьюи), нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: – импрессивные методы; – экспрессивные методы; – практические методы; – учебные методы; г) практические методы ( методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практико-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающий его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ(например,подереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания. В ряде названных классификаций методов обучения можно найти и недостатки, и в то же время они имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс – это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса. С целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам н а каждом этапе учебного процесса одни методызанимают доминирующее, другие – подчиненное положение. Одни методы большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что не включение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.007 с.) |