Научные подходы к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные подходы к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки.



В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Существуют  разные  классификации, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснованиясвоей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.

1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации(Е.Я.Голант,Е.И.Перовский).

Выделяютсяследующие признаки и методы:

а) пассивное восприятие – слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

б) активное восприятие – работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

2. Классификации методов на основании дидактических задач (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

а) приобретение знаний;

б) формирование умений и навыков;

в) применение приобретенных знаний;

 г) творческая деятельность;

д) закрепления;

е) проверка знаний, умений и навыков;

3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М.Верзилин,Д.О.Лордкипанидзе,И.Т.Огородников и др.).

Методами этой классификации являются:

а) словесные – живое слово учителя, работа с книгой, с электронными ресурсами;

б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения.)

4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельност и (М.Н.Скаткин,И.Я.Лернер).

Характер познавательнойдеятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

 г) частично-поисковый (эвристический);

 д) исследовательский.

5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные(М.И. Махмутов).

Данная классификация представлена следующими методами:

 а) методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический,     объяснительно-побуждающий, побуждающий;

б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования мотивации; методам контроля и самоконтрол я (Ю.К. Бабанский).

Эта классификацияпредставлена тремя группами методов:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация  и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению); методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

7. Классификация (типология) методов преподавания (В. Оконь)  представлена четырьмя группами (В. Оконь – польский педагог, дидакт):

а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, с электронной книгой);

б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем. К ним относятся:

- классический проблемный метод (Дж. Дьюи), нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;
- ситуативный метод ( или метод кейсов ) основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;
- банк идей -  это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;
- микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;
- дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные ситуации, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры;

в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:

– импрессивные методы;

– экспрессивные методы;

– практические методы;

– учебные методы;

г) практические   методы ( методы реализации  творческих задач), характеризующиеся преобладанием практико-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающий его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ(например,подереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

В ряде названных классификаций методов обучения  можно найти и недостатки, и в то же время они  имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс – это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса. С целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам н а каждом этапе учебного процесса одни методызанимают доминирующее, другие – подчиненное положение. Одни методы большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что не включение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.007 с.)