По типу контактов с респондентом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По типу контактов с респондентом



· Очное (в присутствии интервьюера)

- групповое анкетирование (несколько респондентов), аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- индивидуальное анкетирование (один респондент).

· Заочное (интервьюер отсутствует)

- Рассылка анкет по почте,
- Публикация анкет в прессе,

- Публикация анкет в Интернете (онлайн-анкетирование),
- Личное вручение и сбор анкет у респондентов.

Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составляющую информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа[8].

Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете»[9].

Существуют 5 основных форматов задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы, полузакрытые вопросы, перечни  и вопросы со шкалой ответов.

Открытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации.

Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты для «разминки» респондентов. Примером открытого вопроса является вопрос: «Что вы думаете о..?» В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы требуют достаточно больших затрат времени. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному.

Закрытый вопрос — вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существует два варианта таких вопросов[10]:

1. Дихотомический, типа: «Имеете ли вы счет в банке?». В данном случае имеется только два варианта ответа: да, нет.

2. Многовариантного выбора, типа: «Где вы храните свои сбережения?», со следующими, скажем, вариантами ответов: в банке, в страховой компании, в строительной компании, дома, из которых респондент может выбрать один или несколько ответов. Использование данного типа вопросов активизирует деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчает процесс ввода полученных данных.

Недостатками вопросов с многовариантным выбором являются:

1. Трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, характеристик или факторов.

2. Трудности, обусловленные необходимостью использовать общепринятую терминологию, что необходимо для того, чтобы все респонденты одинаково понимали заданные вопросы.

3. Трудность измерения относительной важности отдельных альтернатив, характеристик или факторов.

Полузакрытый вопрос –содержит несколько вариантов ответов, но предусматривает возможность свободного ответа респондента.

Перечни – предполагает выбор респондентом одного или нескольких элементов из содержащегося в вопросе списка.

Шкалы – предусматривают балльную оценку какого-либо объекта по установленной шкале. Выбираться и оцениваться могут качественные и стоимостные характеристики товаров, организации и другие объекты исследования.

Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер. А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов[11].

К плюсам метода  анкетирования можно отнести:

· Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.

· Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

· При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

· Высокая оперативность получения информации.

· Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.

· Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.

· Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.

· Невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

К минусам метода анкетирования относятся:

· Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.

· Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

· Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов.

· Невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания.

· Невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы).

· Возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента.

· Возможная пристрастность респондентов.

· При заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц.

При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений

 

.

Функции анкетирования

Анкетный вопрос в социологическом исследовании несет в себе важные познавательные и прочие функции. По мнению А.И. Кравченко и других исследователей у анкетного вопроса их три – индикаторная, коммуникативная и инструментальная.

Индикаторная функция состоит в том, что вопрос обеспечивает получение искомой информации, а не какой-либо другой. Обеспечение индикаторной функции связано с обоснованием формулировки вопроса относительно измеряемой характеристики (индиката ). Когда индикат определен, то можно оценить, является ли сформулированный вопрос его индикатором, может ли он дать искомую информацию.

Способность вопроса изучать измеряемую характеристику, а не какую-либо другую, называется обоснованностью вопроса. Ее синонимами выступают понятия валидности и релеватности[12].

Коммуникативная функция вопроса обусловлена природой социально-психологического общения. Она обеспечивает связь между сознанием исследователя и обыденным сознанием респондентов. Критерием оценки коммуникативных возможностей вопроса выступает однозначность понимания его смысла респондентами, искренность и достоверность ответов.

Инструментальная функция вопроса связана с соблюдением специальных требований, предъявляемых к его измерительным возможностям, построению шкал и индексов, формируемых на базе блоков вопросов. Речь идет о таких оценках, как точность и устойчивость измерений, проводимых с помощью вопросов шкального типа.

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

1) базисной информации о том, что известно;

2) указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.009 с.)