Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста



Содержание

Введение. 3

1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. 5

2. Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых. 9

2.1. Особенности работы в младшей дошкольной группе. 9

2.2. Особенности работы в средней группе детского сада. 10

2.3. Методические приемы ознакомления с трудом взрослых в старшей группе 11

Заключение. 13

Список используемых источников. 15

Приложение. 16

 


Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. А также дошкольное детство весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальней шее развитие ребенка.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.

Целью  исследования является – рассмотреть методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Объект исследования – трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – воспитание ценностного отношения к труду.

Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность трудового воспитания в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать методику ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Общая теоретико–методологическая основа нашего исследования опирается на следующие современные теории: теорию деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец), психологическую теорию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, В. В. Давыдов, К. Юнг и др.), теорию системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, П. Л. Юдин, Ю. К. Бабанский), теорию средового подхода (С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, Л. И. Новикова, М. Бернштейн и др.).

Для достижения поставленной цели использовался такой метод исследования как теоретический анализ и синтез.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

 

 


Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых

Заключение

Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра» и др.

На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.; Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученых и педагогов.

Наступившее XXI столетие, столетие новых социально-экономических и политических ориентиров страны, вызвало к жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Только такую личность можно считать конкурентоспособной, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе, и в жизни вообще.

Существующая на данный момент законодательная база подчеркивает высокий статус трудолюбия как качества личности. В Законе РФ «Об образовании» зафиксирован один из основополагающих принципов государственной образовательной политики: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Одним из ведущих средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Формы ознакомления детей с трудом взрослых и воспитания эмоционально-положительного отношения к трудящимся могут быть разнообразными. Это и экскурсии к месту работы взрослых, встречи и беседы, приглашение взрослого в детский сад, чтобы посмотреть, как трудятся дети, чтобы научить их чему-то, участие в праздниках труда, подготовка подарков, игры, чтение, последующий разбор художественных произведений, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и др. Такие формы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о человеке труда, который является примером для подражания.

В заключении отметим, что, какую бы форму ознакомления дошкольников с трудом взрослых ни выбрал воспитатель, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, как показали Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, является их желание помогать взрослым.


Приложение

Ход занятия

Воспитатель. - ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Конечно же, это Буратино. Послушайте, что у него случилось:

Буратино. - У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Воспитатель. - Ребята, Буратино не знает, кем ему стать. Давайте поможем ему, познакомим с разными профессиями, может он и определится с выбором.

Воспитатель. - Начнем свое знакомство с сотрудников магазина.

Воспитатель. - Кто работает в магазине?

Дети. - продавцы

Воспитатель. - Когда мы приходим в магазин, что нужно сделать в первую очередь?

Дети. - поздороваться.

Воспитатель. - Ну, что вот у меня сумочка, кошелек можно идти в магазин.

Воспитатель. - Ребята, назовите предметы, которые стоят на прилавке

Дети. - самолет, машина, пирамидка, матрешка, мяч, кирпичик, трактор, волк, юла.

Воспитатель. - что делают с этими предметами?

Дети. - играют

Воспитатель. - Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети. - игрушки

Воспитатель. - Значит, мы с вами находимся в каком магазине?

Дети. - в магазине игрушек

Воспитатель. - Сосчитайте, сколько всего игрушек на прилавке.

Дети. - всего 9 игрушек

Воспитатель. - Саша, какую игрушку ты хочешь купить?

Саша. - трактор.

Воспитатель. - Сколько нужно заплатить рублей за трактор

Саша. - 3 рубля

Воспитатель. - Почему?

Саша. - потому что написана цифра 3 (перед каждой игрушкой лежит цифра, обозначающая стоимость игрушки). Ребенок отсчитывает 3 кружочка (выполняющие функцию денег).

Дети. - в ролях покупателей выступают несколько детей.

Буратино. - Продавцом быть хорошо, а строителем лучше.

Я б в строители пошел, пусть меня научат.

Воспитатель. - Ребята, что делают строители?

Дети. - строители строят дома, детские сады, школы.

Воспитатель. - А вы бы хотели стать строителями?

Дети. - да.

Воспитатель. - Тогда я приглашаю вас пройти за столы.

Воспитатель. - Перед тем как начать строить дом нужно размять пальчики

Пальчиковая гимнастика

Тук, тук молотком,

Мы построим новый дом

Этот дом для Маши,

Этот дом для Саши,

Этот дом для Ксюши,

Этот для Карины,

Этот для Марины.

Все соседи, все друзья

Нам без дружбы жить нельзя.

Воспитатель. - Для того чтобы построить дом, его надо сначала нарисовать. Возьмите маркер и обведите по контуру дом. (воспитатель одновременно с детьми обводит дом на доске, а дети на игровизоре Воскобовича)

Воспитатель. - Из каких геометрических фигур состоит дом?

Дети. - прямоугольника и треугольника.

Воспитатель. - Но у нас с вами нет прямоугольника, а только два квадрата. Можно ли из них построить дом как на нашем чертеже? Попробуйте.

Дети. - (ставят квадрат на квадрат)

Воспитатель. - Теперь сделайте крышу как на чертеже, такую же большую.

Воспитатель. - Но у нас с вами нет такого же большого треугольника, а только два маленьких. Можно ли из них сделать один большой треугольник? Попробуйте.

Дети. - (делают из двух треугольников один большой)

Воспитатель. - Ребята, сколько нам понадобилось квадратов для дома?

Дети. - 2 квадрата

Воспитатель. - Сколько нужно закрасить квадратов?

Дети. - два квадрата

Воспитатель. - Почему?

Дети. - Потому что дом строили из двух квадратов. (дети закрашивают 2 квадрата на игровизоре)

Воспитатель. - Сколько нужно закрасить треугольников?

Дети. - 2 треугольника

Воспитатель. - Почему?

Дети. - потому что для крыши мы брали 2 треугольника. (под двумя квадратами дети раскрашивают два треугольника).

Воспитатель. - Ребята, сколько мы брали квадратов?

Дети. - 2 квадрата

Воспитатель. - А сколько треугольников?

Дети. - треугольников столько же, сколько и квадратов

Воспитатель. –А как можно сказать по другому?

Дети. - квадратов и треугольников поровну

Буратино.- Строителем быть хорошо, а летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Воспитатель. - Ребята, чем управляют летчики.

Дети. - самолетом

Воспитатель. - Заводите моторы самолетов

Физминутка

Самолет

Летит самолет высоко-высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Летчик за кругом делает круг...

Ему самолет и товарищ, и друг!

На взлетную полосу сел самолет,

Вперед побежал — и закончен полет.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

Буратино. - Летчиком быть хорошо, а водителем лучше.

Я б в водители пошел, пусть меня научат.

Воспитатель. - Ребята, а водитель, что делает?

Дети. - водитель водит машины, автобусы.

Воспитатель. - Сейчас мы с вами поедим на автобусе. Но в автобусе, что нужно покупать?

Дети. - билеты

Воспитатель. - а кто продает билеты?

Дети. - кондуктор

Воспитатель. - Я буду кондуктором и раздам вам сейчас билеты. (воспитатель раздает карточки с кодами). По этим билетам вам нужно найти свое место в автобусе.

Дети. - (проходят в «автобус» и по кодовым карточкам находят закодированную геометрическую фигуру). Один ребенок занимает место водителя.

Воспитатель. - «Уважаемые пассажиры, все на своих местах?» (воспитатель проходить и проверяет верно ли дети определили геометрическую фигуру)

Воспитатель. - Ну, что отправляемся в путь. (движения детей соответствуют словам песни)

Динамическая минутка

(звучит фонограмма песни «Автобус»)

Воспитатель. - «Уважаемые пассажиры остановка детский сад»

Дети. – выходят из «автобуса»

Воспитатель. - Кем мы сегодня были с вами?

Дети. - водителями, строителями, летчиками,

Воспитатель. - А я была продавцом, кондуктором

Воспитатель. - Как вы думаете, нам нужны эти профессии? Мы можем без них обойтись?

Воспитатель. - Посмотрите у меня есть кирпичики, на которых наклеены картинки разных профессий. Давайте построим из них город в этом обруче. (дети строят из кирпичиков город)

Воспитатель. - Посмотрите, какой большой город у нас получился. И чем больше людей с разными профессиями, тем город будет становится больше, краше, лучше.

Воспитатель. - А в другой обруч не хватило кирпичиков. Что здесь?

Дети.- пустое место.

Воспитатель. - Ну, что ребята задумались о необходимости выбора профессии для каждого человека.

Воспитатель.- Профессий много на земле

И каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Быть может станешь маляром,

А может инженером.

Возможно будешь столяром,

Возможно милиционером.

Профессий много на Земле,

Но выбирай любя.

Решай мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая из них - важна!

 


[1] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — с. 849

[2] Пушкина, Е.А. Формирование предпосылок активной гражданской позиции в процессе ознакомления детей с социально значимой трудовой деятельностью взрослых / Е.А. Пушкина // Дет. сад от А до Я. - 2004. - № 5. - C. 101-109

[3] Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – с. 8

[4] Нравственное и трудовое воспитание /под ред. Козловой С.А. – М.: Педагогика, 2002 – с. 18

[5] Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Питер, 2002. – с. 61

[6] Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. –  с. 77

[7] Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -2003-№ 12- с. 68-69

[8] Жукова Р. Трудовое воспитание. Средняя группа Разработки занятий. – М.: Корифей, 2009 – с. 27

Содержание

Введение. 3

1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. 5

2. Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых. 9

2.1. Особенности работы в младшей дошкольной группе. 9

2.2. Особенности работы в средней группе детского сада. 10

2.3. Методические приемы ознакомления с трудом взрослых в старшей группе 11

Заключение. 13

Список используемых источников. 15

Приложение. 16

 


Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. А также дошкольное детство весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальней шее развитие ребенка.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.

Целью  исследования является – рассмотреть методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Объект исследования – трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – воспитание ценностного отношения к труду.

Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность трудового воспитания в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать методику ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Общая теоретико–методологическая основа нашего исследования опирается на следующие современные теории: теорию деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец), психологическую теорию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, В. В. Давыдов, К. Юнг и др.), теорию системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, П. Л. Юдин, Ю. К. Бабанский), теорию средового подхода (С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, Л. И. Новикова, М. Бернштейн и др.).

Для достижения поставленной цели использовался такой метод исследования как теоретический анализ и синтез.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

 

 


Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей»[1].

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка[2]. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников[3]:

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

- развитие навыков организации работы;

- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая люди, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»).

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других. В этом возрасте зарождается и такой вид трудовой деятельности, как учебная. Для этого возраста характерен коллективный труд.  Эта форма организации труда исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой.

Так С. А. Козлова отмечает, что общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.

    Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую то часть работы самостоятельно[4].

Воспитанников средней группы можно познакомить с трудовыми процессами по преобразованию предметов во время экскурсии по детскому саду. Труд няни, повара, дворника, прачки понятен детям своей конкретностью, направленностью на удовлетворение естественных детских потребностей в чистоте, вкусной пище. Воспитатель должен показать значимость этого труда, раскрыть мотивацию и цели деятельности взрослых.
Кроме того, ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами (няня моет посуду, меняет постельное белье и т.д.) позволяет показать ребенку ход достижения результата. Это имеет особое значение в связи с тем, что 5-летние дети способны освоить простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и пр.) в собственной трудовой деятельности в соответствии со структурой деятельности взрослых[5].

Как указала А. Ш. Шахманова, наблюдая за трудом взрослых, необходимо формировать общественное мнение по отношению к человеку - труженику. В опыте народного воспитания человек - труженик, мастер своего дела всегда входил в число наиболее уважаемых людей, пользовался особым почетом.

Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о его общественной значимости. Наиболее эффективно в воспитательном плане сочетание приобретаемых детьми знаний с их собственным трудом. Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.

Одни авторы (В.И.Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду, а также формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач-лечит, учитель-учит)[6]

Формы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально-положительного отношения к нему могут быть различными. Выбор формы ознакомления детей с трудом взрослых зависит от возраста детей.

Таким образом, анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.119 с.)