Система общественного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система общественного управления.



Взглянем прежде всего на государственные учреждения гомеровской Греции. По описаниям Гомера в каждой греческой общине мы видим царя. Он храбрейший и искуснейший войн; он водит своих сотоварищей в бой. По своему божественному происхождению, он наследственный знаток вечного закона, данного и хранимого богами; потому он судья, защитник справедливости; он представитель общины перед богами, приносит им жертвы и молитвы за нее. Итак, военачальник и судья, «богорожденный», «боговоспитанный» царь был и посредником между народом и богами. Царская власть считалась в гомеровской Греции божественным учреждением. Данная богами предку нынешнего царя, имевшему божественное происхождение, она переходила по наследству от поколения к поколению, обыкновенно от отца к старшему сыну. Но получающий ее должен был иметь качества, делающие достойным скипетра. Греческий царь должен быть храбр в битве, мудр в совете, красноречив в народном собрании. Он должен превосходить всех физическою силою и боевым искусством. Слабых, состарившихся или невоинственных царей мало слушались.

В гомеровский период греческой истории царь владел обширными землями, многочисленными стадами, имел средства угощать своих сподвижников в богато украшенном дворце, обширный двор которого был обведен каменною стеною. Кроме земель, составлявших его собственность, в пользовании царя находилась государственная земля; были установлены законом натуральные повинности в его пользу. Царь получал добровольные дары; получал, по своему сану судьи, штрафы с виновных; в случае войны, получал пособия на содержание войска. На религиозных праздниках ему предоставлялись лучшие куски освященных жертвоприношением животных. Как явствует из замечаний Гомера, при дележе добычи, греческому царю отдавалось самое лучшее из неё; в особенности, отдавались ему самые красивые пленницы, драгоценные вещи, хорошее оружие. Энергические цари правили с неограниченною властью; были без сопротивления выносимы и произвольные, суровые, несправедливые поступки их. От слишком больших злоупотреблений властью удерживались они боязнью гнева богов и общественным мнением. Чтоб узнавать общественное мнение и поступать сообразно ему, греческий царь гомеровской эпохи собирал совет вельмож и старшин, обыкновенно во дворец, на обед; созывал народное собрание; оно совещалось на площади; герольды поддерживали порядок. Но ни совет вельмож, ни народное собрание не имели правительственной власти; царь не был обязан подчиняться их решениям.

Царь излагал народному собранию свои мысли. Вельможи, сидевшие подле него на камнях, высказывали свои мнения; каждый, начиная речь, брал в руку ораторский жезл, подаваемый герольдом. Народ стоял кругом; он выражал сочувствие криком одобрения; в случае несочувствия молчал; тем и ограничивалась его роль; одобрял ли, или не одобрял дело, он должен был повиноваться. Одиссей говорит у Гомера: «Многовластие вредно; должен быть один властитель, царь, которому Зевс дал скипетр власти» (Илиада); – эти знаменитые слова выражают всеобщее убеждение того времени. Когда Терсит отважился порицать Агамемнона, Одиссей побил его до слез. Но в гомеровскую эпоху греческие «пастыри народов» находили полезным не поступать самовольно, а убеждать вельмож и народ в справедливости и разумности своих распоряжений, чтобы повиновение было усердное. Агамемнон говорит Менелаю, что царь не должен быть высокомерным, должен оказывать почет каждому, говорить любезным тоном. Одиссей говорит: «Когда храбрыми мужами правит хороший царь, чтящий богов и охраняющий справедливость, то земля дает обильный урожай пшеницы, ячменя и других плодов, стада размножаются и море дает много рыбы». «Идеал правителя героических времен – храбрый царь, изобретательный на войне, превосходящий всех окружающих умом, так что вельможи соглашаются с ним, а народ ему предан» (Грот). Царь владыка людей, как Зевс владыка богов.

Воинственная жизнь благородного сословия – главный предмет песен Гомера; но по связи с нею, говорится в его рассказах и о других сторонах быта, и о других классах людей.

На щите Ахиллеса были изображены пахание поля, праздник жатвы, на котором пировал и царь, веселый сбор винограда. По песням Гомера мы видим, что большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную

собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей.

Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Кажется, что греческий фет в гомеровский период работал только за пищу и одежду, а работы требовалось от него много. Ахиллесу казалось, что быть фетом в услужении у бедного поселянина, который плохо кормит, плохо одевает и обувает работника, – самая бедственная участь на свете. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.004 с.)